Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.05.2011 ПО ДЕЛУ N 03-14/2011

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2011 г. по делу N 03-14/2011


Новгородский областной суд Новгородской области в составе:
председательствующего - Комаровской Е.И.
при секретаре З.
с участием представителя прокуратуры Новгородской области Павленко И.И., представителя Администрации Новгородской области Б., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Новгородской области о признании постановления Администрации Новгородской области от 30.09.2010 N 455 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья, расположенных на территории Новгородской области в 2011 - 2013 годах" противоречащим федеральному закону и недействующим в части,
установил:

Постановлением Администрации Новгородской области от 30.09.2010 года N 455 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья, расположенных на территории Новгородской области, в 2011 - 2013 годах" (далее - Программа), опубликованным в газете "Новгородские ведомости" N 14 от 29.10.2010 года, утверждена долгосрочная целевая программа, предусматривающая предоставление субсидий местным бюджетам муниципальных образований за счет средств областного бюджета на осуществление финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья.
Заместитель прокурора Новгородской области (далее - прокурор) обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению абзац 2 раздела "Задачи Программы" паспорта Программы; абзац 2 раздела "Ожидаемые конечные результаты" паспорта Программы; абзацы 6 и 8 раздела 1 "Технико-экономическое обоснование Программы"; абзац 1 раздела 2 в части слов "ТСЖ", "членов ТСЖ"; пункт 4 подраздела 3.1 в части слов "утвержденной общим собранием членов ТСЖ"; пункт 6 подраздела 3.1 в части слов "(в лице ТСЖ)"; пункт 7 подраздела 3.1; абзац 5 подраздела 3.2 в части слов "ТСЖ, заявка от которого была отобрана для предоставления субсидии на проведение капитального ремонта МКД"; абзац 6 подраздела 3.2 в части слов "ТСЖ"; пункт 1 мероприятий программы в части слов "в которых выбран способ управления - ТСЖ", ссылаясь на несоответствие данных положений ст. 165 Жилищного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", поскольку распространяет свое действие только на те многоквартирные дома, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), созданные после 01.01.2010 года. Этим нарушаются интересы граждан-собственников жилых помещений в многоквартирных домах, избравших иные способы управления домами или создавших иные способы управления домами или создавших ТСЖ в период до 01.01.2010 года, а также хозяйствующих субъектов, управляющих такими домами, и влечет ограничение конкуренции между ними, что является недопустимым.
В дальнейшем прокурор уточнил заявленные требования, исключив из числа подлежащих признанию недействующими, пункт 7 абзаца 3.2 Программы, предусматривающего распространение ее действия только в отношении ТСЖ, созданных после 1 января 2010 года, ссылаясь на добровольное удовлетворение Администрацией Новгородской области требований прокурора в этой части, путем исключения данного пункта из оспариваемого постановления (постановление Администрации Новгородской области от 17.05.2011 N 190).
В судебном заседании представитель прокуратуры Новгородской области заявление прокурора поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации Новгородской области с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в представленных им письменных возражениях.
Представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - УФАС по Новгородской области), извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Заявлением от 30.05.2011 года руководитель УФАС по Новгородской области просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФАС по Новгородской области (ч. 2 ст. 252 ГПК РФ).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (независимо от формы управления), переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - Фонд).
Статьей 14 данного Федерального закона установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, в частности, подпунктом "в" пункта 3 части 1 указанной статьи предусмотрено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, и наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории каждого муниципального образования, не менее чем в десяти процентах многоквартирных домов (до 29.12.2010 г. процент таких домов должен был составлять не менее двадцати).
К числу условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также отнесено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона (п. 10 ч. 1 ст. 14), и выделение для ее реализации средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (п. 11 ч. 1 ст. 14).
С учетом законодательства о разграничении полномочий между органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, их об их расходных обязательствах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать программы, предусматривающие предоставление субсидий местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления их полномочий по финансированию и софинансированию капитального ремонта жилых домов.
Одной из таких программ является утвержденная постановлением Администрации Новгородской области от 30.09.2010 N 455 долгосрочная целевая программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья, расположенных на территории Новгородской области, в 2011 - 2013 годах" (далее - Программа), предусматривающая выделение из областного бюджета субсидий местным бюджетам муниципальных районов для осуществления капитального ремонта многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ТСЖ.
Согласно Паспорту Программы, она разработана в соответствии с Бюджетным и Жилищным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Как следует из объяснений представителя Администрации области, данная Программа принята также в целях выполнения установленного подпунктом "в" пункта 3 части 1 ст. 14 Федерального закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонд) - наличие нормативных правовых актов субъектов РФ, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ, и обеспечения их необходимого числа в многоквартирных домах, расположенных на территории каждого муниципального образования.
Данные объяснения представителя согласуются с содержанием Программы. Так, исходя из задач, изложенных в Программе, она принята для создания условий для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и формирования благоприятных условий для образования и деятельности ТСЖ и увеличение доли многоквартирных домов на территории области, находящихся в управлении ТСЖ.
Таким образом, целевая Программа обеспечивает возможность реализации на территории Новгородской области региональной адресной программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов в 2011 году, финансирование которой осуществляется за счет средств Фонда, а также в целях создания условий для капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых за счет средств областного бюджета.
В качестве одного из условий участия муниципального образования в областной целевой Программе предусмотрено наличие муниципальной долгосрочной целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов. При этом право органов местного самоуправления предоставлять финансовые средства местного бюджета не только ТСЖ, но и управляющим организациям непосредственно Программой не ограничено.
Статьей 165 Жилищного кодекса предусмотрено, что органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Из анализа данной правовой нормы следует, что предоставление бюджетных средств является правом органов местного самоуправления и могут предоставляться как всем юридическим лицам, осуществляющим управление домом, так и каждому из них в отдельности.
Исходя из анализа ст. 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, различными могут быть и формы финансовой поддержки органами местного самоуправления, направленные на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (безвозмездная передача бюджетных средств, предоставление бюджетных кредитов и иные способы финансирования, предусмотренные бюджетным законодательством).
При этом право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе в рамках принятых ими муниципальных программ, разработанных на основании областной целевой Программы, реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Таким образом, несоответствия Программы ст. 165 ЖК РФ, не установлено.
Отсутствует такое несоответствие и относительно Федерального закона N 185-ФЗ, предусматривающего реализацию региональной адресной программы по капитальному ремонту за счет средств Фонда в отношении всех многоквартирных домов независимо от формы их управления, так как, несмотря на их схожесть, механизм реализации этих программ, а также источники финансирования различны.
Отсюда следует, что распространение действия Федерального закона N 185-ФЗ в отношении всех многоквартирных домов, независимо от формы их управления, не исключает возможность принятия субъектами Российской Федерации целевых областных программ, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, распространяя их действие лишь на те многоквартирные дома, управление которыми осуществляют ТСЖ.
Нарушений прав собственников, которые выбрали иную, отличную от ТСЖ, форму управления, также не усматривается, поскольку отсутствие возможности заявить о своем участии в областной целевой Программе не лишает их права на тех же условиях заявить о своем участии в региональной адресной программе по капитального ремонту многоквартирных домов.
В настоящее время на территории Новгородской области помимо целевой Программы действует региональная адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2010 год, действие которой продлено на 2011 год. На стадии утверждения находится проект постановления Администрации Новгородской области от 24.05.2011 года N 212 "Об утверждении региональной адресной программы "О капитальном ремонте многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области в 2011 году", что свидетельствует о принятии Новгородской областью комплексных мер, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных районов области.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
К числу таких федеральных законов относятся, Федеральный закон N 185-ФЗ (ст. 14), реализация которого поставлена в зависимость от количества созданных в том или ином муниципальном образовании многоквартирных домов, управлением которыми осуществляется ТСЖ, а также Жилищный кодекс РФ (ст. 165).
Ссылка в заявлении на положения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещающей предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о конкуренции также является несостоятельной, поскольку Программой не предусмотрено предоставление государственных и муниципальных преференций, понятие которой дано в п. 20 ст. 4 данного Закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, принят с соблюдением порядка его принятия, а потому оснований для признания его недействующим не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 195 - 198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении заявления заместителя прокурора Новгородской области о признании постановления Администрации Новгородской области от 30.09.2010 N 455 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья, расположенных на территории Новгородской области в 2011 - 2011 годах" противоречащим федеральному закону и недействующим в части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ в течение десяти дней с момента составления судом мотивированного решения.
Председательствующий
Е.И.КОМАРОВСКАЯ
Мотивированное решение
изготовлено 03 июня 2011 г.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)