Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2009 N 15АП-55/2009 ПО ДЕЛУ N А53-10769/2008-С2-32

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2009 г. N 15АП-55/2009

Дело N А53-10769/2008-С2-32

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ехлаковой С.В.
судей Корневой Н.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ереминой О.А.
при участии:
- от истца - представитель Петинова Е.М. по доверенности N 4 от 11.01.2009, удостоверение N 96 выдано 10.09.2007;
- от ответчика - представитель Фрейдина Т.П. по доверенности от 01.01.2009, паспорт; представитель Бороденко С.В. ордер N 37 от 17.03.2009, удостоверение адвоката N 3277 выдано 16.03.2007;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ N 18 на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2008 по делу N А53-10769/2008-С2-32
по иску ООО "Донэнергосбыт" в лице Каменского филиала
к ответчику - ТСЖ N 18
о разрешении разногласий по договору
принятое в составе судьи Грищенкова С.М.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Каменского филиала обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Товариществу собственников жилья N 18 о разрешении разногласий по договору N 1529 от 01.01.2006 в части пунктов 4.3 и 6.3, приложений N 1, 2, 3 к договору, изменений по всему тексту договора статуса сторон в виде замены слов "Энергоснабжающая организация" на "гарантирующий поставщик" и "абонент" на "потребитель", а также распространение этих изменений на отношения сторон с 01.01.2008 (с учетом изменения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 70 - 73).
Решением от 09.10.2008 иск удовлетворен, пункты 4.3 и 6.3 договора энергоснабжения N 1529 от 01.01.2006 приняты в редакции истца, по всему тексту договора произведена замена наименований сторон "энергоснабжающая организация" на "гарантирующий поставщик" и "абонент" на "потребитель", в приложении N 1 к договору указан весь объем электроэнергии, потребляемой по коллективному (общедомовому) прибору учета, 110 тыс. кВт.ч в год; в приложении N 2 указано, что место установки прибора учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а также с указанием того, что такой прибор учета отсутствует; в приложении N 3 указано на уточнение границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; в текст договора внесена фраза о распространении изменений на отношения сторон, возникшие с 01.01.2008.
Решение мотивировано тем, что необходимость внесения изменения в действующий между сторонами договор предусмотрена Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики. Предложенные истцом изменения имеют целью приведение отношений сторон в соответствии с действующим законодательством, а именно с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что Правила предоставления коммунальных услуг и Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривают обязанности товарищества собственников жилья устанавливать коллективные приборы учета. Владельцы квартир оплачивают электроэнергию по фактически потребленной энергии на основании индивидуальных договоров, которые не расторгнуты и продолжают действовать. Товарищество не является коммерческой организацией, общее собрание собственников квартир запретило товариществу договоры от имени собственников. По мнению заявителя, распространение действия изменений договора на отношения сторон с 01.01.2008 противоречит пункту 75 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.01.2006 между сторонами заключен договор энергоснабжения N 1529 (т. 1 л.д. 7 - 10), согласно которому ООО "Донэнергсбыт" (энергоснабжающая организация) обязалось подавать клиенту электрическую энергию через присоединенную сеть, а ТСЖ N 18 (абонент) обязалось оплачивать принятую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 10.1 срок действия договора определен сторонами со дня подписания до 31.12.2007 с возможностью ежегодного продления его действия.
Во исполнение названного договора, абонент оплачивал потребленную электроэнергию для мест общего пользования жилого дома по показаниям прибора учета, расположенного не на границе балансовой принадлежности (приложение N 2 к договору - т. 1 л.д. 12).
До окончания действия названного договора ООО "Донэнергосбыт" с сопроводительным письмом исх. N 269 от 22.06.2006 направило абоненту дополнительное соглашение с приложением дополнительного соглашения к договору N 1529 от 01.01.2007 (т. 1 л.д. 35).
Письмом от 18.07.2006 (т. 1 л.д. 39) ТСЖ N 18 отказалось подписывать предложенное дополнительное соглашение к договору.
ООО "Донэнергосбыт" повторно с сопроводительным письмом N 729 от 28.02.2007 направило для подписания товариществу дополнительное соглашение к договору, новую редакцию к договору энергоснабжения (т. 1 л.д. 32). Письмом N 348 от 05.06.2007 товариществу разъяснено, что изменение условий договора энергоснабжения связано с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 31.08.2006 N 530. (т. 1 л.д. 34).
Письмом исх. N 257 от 24.04.2007 ООО "Донэнергосбыт" обратилось к товариществу с просьбой повторно рассмотреть и подписать дополнительное соглашение к договору энергоснабжения, в случае не подписания соглашения общество известило товарищество о возможности обращения в арбитражный суд с иском о разрешении разногласий по договору (т. 1 л.д. 31).
Поскольку предложения ООО Донэнергосбыт" о подписании дополнительного соглашения к договору энергоснабжения оставлены без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения между сторонами регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области энергоснабжения. В силу пункта 3 статьи 539 Кодекса к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
ТСЖ N 18 является управляющей организацией, осуществляющей управление жилым домом, расположенным по адресу: г. Каменск-Шахтинский, пер. Придорожный, 43, в связи с чем заключение договора энергоснабжения обусловлено необходимостью обеспечения электрической энергией конечных потребителей электроэнергии - граждан, для которых данные услуги являются коммунальными. При определении условий спорного договора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что отношения сторон регулируются нормативными актами, регулирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, за счет которых производится оплата услуг.
Нормами жилищного законодательства регулируются взаимоотношения между исполнителями коммунальных услуг и гражданами, потребляющими эти услуги.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Названные нормы, регулирующие отношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и товариществами собственников жилья, выступающими (при данном способе управления) исполнителями коммунальных услуг, не предусматривают, что договоры с ресурсоснабжающими организациями по выбору исполнителя могут заключаться для удовлетворения потребностей жильцов в той или иной коммунальной услуге только в части обслуживания мест общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вступили в действие с 09.06.2006) под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
В пункте 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан, в частности, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Довод товарищества о том, что оно вправе, но не обязано предоставлять коммунальные услуги членам товарищества и другим жильцам многоквартирного дома, на базе которого создано товарищества на основании решения общего собрания жильцом, противоречит названным нормам и целям создания товарищества.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 содержатся разъяснения по порядку применения пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно этим разъяснениям ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
Приведенные разъяснения согласуются со статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающими ответственность товарищества за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в силу чего они являются исполнителями коммунальных услуг в отношении потребителей. В отношении ресурсоснабжающей организации, продающей энергоресурсы, товарищество является потребителем, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
Статус гарантирующего поставщика присвоен ООО "Донэнергосбыт" постановлением от 13.10.2006 N 10/1 Региональной службы по тарифам Ростовской области (т. 1 л.д. 74).
На основании изложенного требование истца об изменении наименований сторон на "гарантирующего поставщика" и "потребитель" правомерно удовлетворено судом первой инстанции
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В пункте 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. В данном случае собственниками жилых помещений в многоквартирном доме выбран способ управления - товарищество собственников жилья.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 88 названных Правил собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящими Правилами и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Следовательно, собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно приобретать электроэнергию непосредственно у гарантирующего поставщика только при непосредственном управлении многоквартирным домом. Как отмечено выше, в данном случае избран иной способ управления. В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 товарищество собственников жилья является исполнителем коммунальных услуг, приобретающим электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 89 Правил исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В пункте 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Следовательно, действующим законодательством определен порядок учета и оплаты потребленной собственниками помещений в многоквартирном доме электрической энергии посредством снятия товариществом собственником жилья в доме показаний общедомового прибора учета и оплаты товариществом потребленной электроэнергии. Следовательно, в приложении N 1 к спорному договору необходимо указать весь объем электроэнергии, потребляемой по коллективному (общедомовому) прибору учета в год, что на основании постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.05.2007 N 7/6 составляет 110 тыс. кВт час.
В приложении N 2 к договору необходимо указать об установке общедомового прибора учета на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с пунктом 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, а также указать, что данный прибор учета отсутствует. В приложении N 3 уточнить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно названным выше нормам.
При таких условиях суд первой инстанции обоснованно принял спорные положения договора энергоснабжения в редакции истца, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения судом апелляционной инстанции не усматривается.
Действие названных изменений в договор правомерно распространено на отношения сторон с 01.01.2008, поскольку в пункте 75 Правил установлено, что функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления в силу настоящих Правил, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с настоящими Правилами. Названная норма исключает возможность применения спорного договора в прежней редакции к отношениям сторон после истечения срока его действия - 31.12.2007 (пункт 9.1 договора), если не внесены соответствующие изменения.
Ссылка заявителя на то, что в настоящее время товариществом оплачивается энергоснабжение мест общего пользования не принимается во внимание, поскольку ограничение предмета договора энергоснабжения указанием на снабжение мест общего пользования, не соответствуют нормативно установленным обязанностям исполнителя коммунальных услуг и не может быть признана обоснованной.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.10.2008 по делу N А53-10769/2008-С2-32 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.В.ЕХЛАКОВА

Судьи
Н.И.КОРНЕВА
И.В.ПОНОМАРЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)