Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Колесникова П.О., доверенность от 12.09.2011 N 01-7/4,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2011 по делу N А41-3626/11, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению закрытого акционерного общества "РемтрансАВТО" (ИНН: 7716207030, ОГРН: 1027700301958) к администрации городского округа Химки Московской области об оспаривании бездействия и обязании осуществить формирование земельного участка,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
установил:
закрытое акционерное общество "РемтрансАВТО" (далее - заявитель, общество, ЗАО "РемтрансАВТО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б, - до предоставления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (письмо от 19.08.2010);
- - обязать администрацию осуществить формирование земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "РемтрансАВТО" принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 1011 кв. м, расположенное в здании по адресу: Московская область, г. Химки, пр-т Мельникова, д. 2Б, пом. 6, что подтверждается свидетельством о государственно регистрации права от 19.01.2004 серии 50 АД N 778876.
Настоящие помещение является встроенно-пристроенным помещением многоквартирного жилого дома.
Ссылаясь на фактическое использование земельного участка, на котором расположено названное здание, ЗАО "РемтрансАВТО" 29.07.2010 обратилось к Главе городского округа Химки с письмом N 161 с просьбой выполнить формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю.
Письмом от 19.08.2010 заявителю отказано в формировании земельного участка, а также разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" для рассмотрения настоящего вопроса необходимо предоставить протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с решением о проведении работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, а также выписку из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о том, что собственники уполномочивают ЗАО "РемтрансАВТО" представлять их интересы в других организациях и органах власти.
Не согласившись с бездействием администрации, выразившемся в отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что общество в установленном законом порядке обратилось к администрации, как к уполномоченному органу, с заявлением о формировании земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю, представив все необходимые документы. Оснований для отказа в формировании испрашиваемого земельного участка у администрации не имелось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что в компетенцию заинтересованного лица не входят полномочия по формированию земельного участка. Кроме того, администрацией отмечено, что городской округ Химки Московской области не имеет в своей расходной части статьи, позволяющей финансировать данные работы.
В судебное заседание апелляционного суда представитель администрации не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Между тем, данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 36), Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 36), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) (статья 16) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не могут иметь на земельный участок иных прав, кроме права собственности.
Из материалов дела усматривается, что ссылаясь на фактическое использование земельного участка, на котором расположено названное здание, в котором расположено помещение, принадлежащее заявителю на праве собственности, ЗАО "РемтрансАВТО" 29.07.2010 обратилось к Главе городского округа Химки с письмом N 161 с просьбой выполнить формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
При этом содержание понятия "формирование земельного участка" раскрыто в нормах Земельного кодекса Российской Федерации, в частности в статье 30, регулирующей порядок предоставления земельных участков для строительства, формирование земельного участка определено как следующий комплекс работ:
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При указанных обстоятельствах понятие "формирование земельного участка" для целей определения его под объектом недвижимого имущества (жилым домом) подразумевает под собой стандартный набор работ, предусмотренных действующим законодательством, связанный с установлением границ земельного участка и его кадастрового учета.
Довод администрации о том, что в компетенцию заинтересованного лица не входят полномочия по формированию земельного участка признается апелляционным судом необоснованным, поскольку действующим законодательством (части 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П) предусмотрено, что такая обязанность возложена в том числе на орган местного самоуправления. При этом в соответствии с пунктами 6.2 и 6.10 статьи 29 Устава городского округа Химки Московской области администрация городского округа в области использования земли обеспечивает выбор и формирование земельных участков.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод администрации о необходимости разработки обществом документации по планировке территории для утверждения проекта границ земельного участка согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как данная обязанность не предусмотрена статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, данное обстоятельство не указанно в письме администрации от 19.08.2010 в качестве основания для отказа.
Ссылка администрации на отсутствие в расходной части бюджета городского округа Химки Московской области статьи, позволяющей финансировать данные работы, не может быть принята апелляционным судом, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность муниципального органа по формированию земельного участка по заявлению собственника помещения, при этом отсутствие в расходной части бюджета соответствующей статьи не может влиять на установленное законом право собственника помещения на оформление в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом, в котором расположено данное помещение, и не может служить основанием для отказа в проведении таких работ.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что общество в установленном законом порядке обратилось к администрации, как к уполномоченному органу, с заявлением о формировании земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю, представив все необходимые документы.
При указанных обстоятельствах у администрации отсутствовали правовые основания для бездействия, выразившегося в отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 названной статьи АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал администрацию осуществить формирование земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражный суд Московской области от 31.05.2011 по делу N А41-3626/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2011 ПО ДЕЛУ N А41-3626/11
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2011 г. по делу N А41-3626/11
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарановой М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Колесникова П.О., доверенность от 12.09.2011 N 01-7/4,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Химки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2011 по делу N А41-3626/11, принятое судьей Бычковой А.В., по заявлению закрытого акционерного общества "РемтрансАВТО" (ИНН: 7716207030, ОГРН: 1027700301958) к администрации городского округа Химки Московской области об оспаривании бездействия и обязании осуществить формирование земельного участка,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
установил:
закрытое акционерное общество "РемтрансАВТО" (далее - заявитель, общество, ЗАО "РемтрансАВТО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- - признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б, - до предоставления решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (письмо от 19.08.2010);
- - обязать администрацию осуществить формирование земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "РемтрансАВТО" принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 1011 кв. м, расположенное в здании по адресу: Московская область, г. Химки, пр-т Мельникова, д. 2Б, пом. 6, что подтверждается свидетельством о государственно регистрации права от 19.01.2004 серии 50 АД N 778876.
Настоящие помещение является встроенно-пристроенным помещением многоквартирного жилого дома.
Ссылаясь на фактическое использование земельного участка, на котором расположено названное здание, ЗАО "РемтрансАВТО" 29.07.2010 обратилось к Главе городского округа Химки с письмом N 161 с просьбой выполнить формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю.
Письмом от 19.08.2010 заявителю отказано в формировании земельного участка, а также разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" для рассмотрения настоящего вопроса необходимо предоставить протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с решением о проведении работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет, а также выписку из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о том, что собственники уполномочивают ЗАО "РемтрансАВТО" представлять их интересы в других организациях и органах власти.
Не согласившись с бездействием администрации, выразившемся в отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что общество в установленном законом порядке обратилось к администрации, как к уполномоченному органу, с заявлением о формировании земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю, представив все необходимые документы. Оснований для отказа в формировании испрашиваемого земельного участка у администрации не имелось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что в компетенцию заинтересованного лица не входят полномочия по формированию земельного участка. Кроме того, администрацией отмечено, что городской округ Химки Московской области не имеет в своей расходной части статьи, позволяющей финансировать данные работы.
В судебное заседание апелляционного суда представитель администрации не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Между тем, данная норма признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 36), Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 36), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) (статья 16) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не могут иметь на земельный участок иных прав, кроме права собственности.
Из материалов дела усматривается, что ссылаясь на фактическое использование земельного участка, на котором расположено названное здание, в котором расположено помещение, принадлежащее заявителю на праве собственности, ЗАО "РемтрансАВТО" 29.07.2010 обратилось к Главе городского округа Химки с письмом N 161 с просьбой выполнить формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю.
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
При этом содержание понятия "формирование земельного участка" раскрыто в нормах Земельного кодекса Российской Федерации, в частности в статье 30, регулирующей порядок предоставления земельных участков для строительства, формирование земельного участка определено как следующий комплекс работ:
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
При указанных обстоятельствах понятие "формирование земельного участка" для целей определения его под объектом недвижимого имущества (жилым домом) подразумевает под собой стандартный набор работ, предусмотренных действующим законодательством, связанный с установлением границ земельного участка и его кадастрового учета.
Довод администрации о том, что в компетенцию заинтересованного лица не входят полномочия по формированию земельного участка признается апелляционным судом необоснованным, поскольку действующим законодательством (части 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П) предусмотрено, что такая обязанность возложена в том числе на орган местного самоуправления. При этом в соответствии с пунктами 6.2 и 6.10 статьи 29 Устава городского округа Химки Московской области администрация городского округа в области использования земли обеспечивает выбор и формирование земельных участков.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод администрации о необходимости разработки обществом документации по планировке территории для утверждения проекта границ земельного участка согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как данная обязанность не предусмотрена статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, данное обстоятельство не указанно в письме администрации от 19.08.2010 в качестве основания для отказа.
Ссылка администрации на отсутствие в расходной части бюджета городского округа Химки Московской области статьи, позволяющей финансировать данные работы, не может быть принята апелляционным судом, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность муниципального органа по формированию земельного участка по заявлению собственника помещения, при этом отсутствие в расходной части бюджета соответствующей статьи не может влиять на установленное законом право собственника помещения на оформление в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом, в котором расположено данное помещение, и не может служить основанием для отказа в проведении таких работ.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что общество в установленном законом порядке обратилось к администрации, как к уполномоченному органу, с заявлением о формировании земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учет для дальнейшего оформления права общей долевой собственности на землю, представив все необходимые документы.
При указанных обстоятельствах у администрации отсутствовали правовые основания для бездействия, выразившегося в отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 названной статьи АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и обязал администрацию осуществить формирование земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, пр-кт Мельникова, дом 2Б. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражный суд Московской области от 31.05.2011 по делу N А41-3626/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)