Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2010 N 17АП-13286/2009-ГК ПО ДЕЛУ N А60-38466/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2010 г. N 17АП-13286/2009-ГК


Дело N А60-38466/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н.Г.
судей Масальской Н.Г., Соларевой О.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заривчацкой О.В.,
при участии:
- от истца, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги: Сухиняк А.Ю. - по доверенности N 82/09-НЮ от 31.10.2009 г.;
- от ответчика, Товарищества собственников жилья "Челюскинцев, 21-23"; третьего лица, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 ноября 2009 года по делу N А60-38466/2009,
принятое судьей Липиной И.В.
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги
к Товариществу собственников жилья "Челюскинцев, 21-23"
третье лицо: открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9"
о взыскании задолженности по договору на услуги по передаче тепловой энергии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дирекции по тепловодоснабжению Свердловской железной дороги (далее - Свердловская железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Товариществу собственников жилья "Челюскинцев, 21-23" (далее - ТСЖ, ответчик) о взыскании 106 619 руб. 35 коп. задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии по договору N 5-э/НОДЮ-466/07 от 13.03.2007 г. за период с апреля по декабрь 2008 года, 3 350 руб. 52 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.05.2008 г. по 10.02.2009 г., на основании главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением арбитражного суда от 26.10.2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (л.д. 71-73, далее - ОАО "ТГК-9", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2009 г. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 151-155).
Истец, Свердловская железная дорога, с решением суда первой инстанции от 13.11.2009 г. не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что отсутствие заключенного договора не освобождает ответчика от оплаты оказанных услуг. Тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передачи, вырабатываемой истцом, были утверждены на уровне 2006 года постановлениями от 24.11.2006 г. N 167-ПК (на 2007 год) и от 26.10.2007 г. N 131-ПК (на 2008 год). Применение при расчетах с ответчиком тарифов, установленных Постановлением РЭК Свердловской области N 131 от 26.10.2007 г., считает полностью обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Третье лицо, ОАО "ТГК-9", представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что предъявление Свердловской железной дорогой ТСЖ требований об оплате услуг по передаче тепловой энергии в спорный период считает обоснованным, применение в этот период тарифа РЭК Свердловской области N 131-ПК от 26.10.2007 г. обоснованным. Решение суда первой инстанции считает принятым с нарушением норм и материального и процессуального права.
Ответчик, ТСЖ, представил письменный отзыв и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу. Указывает, что фактический объем переданной тепловой энергии истцом не доказан, в ТСЖ тепловая энергия собственной выработки истцом не поставлялась, ответчик получал тепловую энергию от ОАО "ТГК-9" через сети Свердловской железной дороги.
Считает, что в связи бездействием истца в период 2007-2008 гг., выразившимся в не обращении в орган регулирования для утверждения тарифа на передачу тепловой энергии ОАО "ТГК-9", оснований для оплаты в спорный период тепловой энергии, стоимость которой рассчитана истцом в соответствии с тарифом, установленным истцу на передачу тепловой энергии собственной выработки, у ответчика не имеется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ТГК-9" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" (Абонент) заключен договор энергоснабжения N 11736-С/1Т от 01.06.2006 г. (л.д. 95-108), в соответствии с условиями которого Энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и химически очищенную воду, а Абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в договоре (пункт 1.1 договора).
Границей эксплуатационной ответственности между Абонентом и Энергоснабжающей организацией является стена камеры Энергоснабжающей организации (пункт 7.1 договора).
По условиям договора (пункт 4.1.20) Абонент принял на себя обязательство заключить договор на транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, при отсутствии общих границ балансовой принадлежности с Энергоснабжающей организацией, с владельцем сетей и оборудования, от стены тепловой камеры Энергоснабжающей организации до объекта Абонента, без ухудшения качества и количества теплоносителя.
Во исполнение договора N 11736-С/1Т от 01.06.2006 г. 13.03.2007 года ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" (Потребитель) и ОАО "РЖД" (Владелец) заключили договор N 5-э/НОДЮ-466/07 на услуги по передаче тепловой энергии, в соответствии с условиями которого Владелец принял на себя обязательство обеспечить бесперебойную транспортировку тепловой энергии в виде горячей воды Потребителю по теплосетям, находящимся на балансе Владельца, поддерживать параметры теплоносителя, отпускаемого Энергоснабжающей организацией в соответствии с установленным температурным графиком (л.д. 36-39).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что Потребитель оплачивает Владельцу услуги по передаче тепловой энергии на основании тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией Правительства Свердловской области. На момент заключения настоящего договора стоимость услуг для жилых домов за 1 Гкал составляет 82 руб. 56 коп., для прочих потребителей за 1 Гкал составляет 90 руб. 53 коп. (Основание: Постановление РЭК Свердловской области N 167-ПК от 24.11.2006 г.).
При заключении указанного договора с ОАО "РЖД" сторонами подписан акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, схема границ эксплуатационной ответственности (л.д. 40-41), из которых видно, что тепловые сети ОАО "РЖД" присоединены непосредственно к сетям ОАО "ТГК-9".
Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.06.2006 г. к договору N 11736-С/1Т от 01.06.2006 г. и схемой границ эксплуатационной ответственности (л.д. 109, 109 оборот) подписанными представителями ОАО "ТГК-9", ОАО "РЖД" и ТСЖ, установлено, что границей ответственности между ОАО "ТГК-9" и ОАО "РЖД" за состояние и обслуживание систем теплопотребления являются вторые ответные фланцы отсекающих задвижек N 1 и N 2 в ТК 02-01, трубопроводы 2Ду 500 по ул. Вокзальной после отсекающих задвижек в ТК 02-01 по направлению к ЦТП ул. Вокзальная, 21, находятся на балансе и эксплуатационной ответственности "Свердловской железной дороги" - филиала ОАО "РЖД". Границей ответственности между ОАО "РЖД" и ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" за состояние и обслуживание систем теплопотребления является наружная стена жилого дома по ул. Челюскинцев, 21-23. Трубопроводы после наружной стены внутри жилых домов по ул. Челюскинцев, 21-23, находятся на балансе и эксплуатационной ответственности ТСЖ "Челюскинцев, 21-23".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Свердловская железная дорога фактически осуществляет передачу тепловой энергии вырабатываемой ОАО "ТГК-9" ТСЖ через свои сети, присоединенные к сетям ОАО "ТГК-9", которые присоединены непосредственно к сетям ТСЖ.
Посчитав, что у ТСЖ в период с апреля по декабрь 2008 года возникла задолженность по оплате услуг по передаче тепловой энергии по договору N 5-э/НОДЮ-466/07 от 13.03.2007 г., истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно указал, что договор, регламентирующий отношения сторон по отпуску и потреблению тепловой энергии в 2008 году истцом с ТСЖ заключен не был, договор на услуги по передаче тепловой энергии N 5-э/НОДЮ-466/07 от 13.03.2007 г. прекратил свое действие 31.12.2007 г. (п. 10).
Данное обстоятельство истцом не оспаривается, в то же время, истец, как и третье лицо, не согласен с выводом суда о том, что применение истцом при расчетах с ответчиком тарифов, установленных Постановлением РЭК Свердловской области N 131 от 26.10.2007 г., является неправомерным, считая применение указанных тарифов обоснованным. Данное утверждение истца и третьего лица является ошибочным, в связи со следующим.
Согласно частям 1, 2 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, теплоснабжение.
Согласно пункту 14 статьи 2 указанного Закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу п. 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 19 указанных Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления холодного водоснабжения и тарифа на тепловую энергию.
Нормативы потребления коммунальной услуги отопления утверждены Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 23.12.2005 г. N 1276 (л.д. 68).
Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 25.12.2007 г. N 5958 установлен предельный максимальный уровень оплаты коммунальных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов в городе Екатеринбурге на 2008 год (л.д. 66-67).
Порядок ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса, являющихся поставщиками тепловой энергии определен Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования).
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование названных тарифов осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и(или) их предельных уровней.
Согласно п. 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Из выставленных истцом ответчику в период с апреля по декабрь 2008 года счетов-фактур (л.д. 14-31) видно, что расчет за оказанные услуги по передаче тепловой энергии произведен, исходя из тарифов, установленных Постановлением РЭК Свердловской области N 131 от 26.10.2007 г.
В материалы дела представлено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу N 8 от 24.06.2009 г. по жалобе ТСЖ "Челюскинцев, 21-23" на действия Свердловской железной дороги в части взимания платы за услуги по передаче тепловой энергии без утверждения в установленном порядке тарифов, а также на действия ОАО "ТГК-9", поскольку при расчетах с ТСЖ ОАО "ТГК-9" применяет предельный тариф без выделения из него стоимости (затрат) услуг по передаче тепловой энергии организаций, не оказывающих ТСЖ услуги по передаче тепловой энергии (л.д. 115-119).
Указанным решением установлено, что с момента заключения договоров с ОАО "ТГК-9" и Свердловской железной дорогой, ТСЖ оплачивает тариф, утвержденный для ОАО "ТГК-9", в котором учтены затраты энергоснабжающих организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии в отношении потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к их сетям (МУП "Екатеринбургэнергосбыт", МУП "Градмаш", МУП "Тепловые сети", ЕМУП "Объединенные котельные Железнодорожного района" и МУП "Контакт 99"), а также оплачивает услуги Свердловской железной дороги по передаче тепловой энергии, поскольку последняя является организацией, к сетям которой непосредственно присоединены объекты ТСЖ.
Экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передаче, вырабатываемую Свердловской железной дорогой на территории г. Екатеринбурга были утверждены на 2006 год Постановлением РЭК СО от 30.11.2005 г. N 258-ПК. На 2007-2008 года Свердловская железная дорога за изменением тарифов на тепловую энергию не обращалась, также не было обращений со стороны данной организации об отмене тарифов, утвержденных Постановлением РЭК СО от 30.11.2005 г. N 258-ПК, в связи с чем, тарифы на тепловую энергию, включая услуги по ее передаче, вырабатываемую Свердловской железной дорогой на территории г. Екатеринбурга, были утверждены на уровне 2006 года постановлениями от 24.11.2006 г. N 167-ПК (на 2007 год) и от 26.10.2007 г. N 131-ПК (на 2008 год).
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что определение истцом стоимости услуг по передаче ответчику тепловой энергии на основании тарифов, утвержденных Постановлением Региональной энергетической комиссии Правительства Свердловской области N 131-ПК от 26.10.2007 г., является неправомерным, поскольку данным Постановлением для истца утверждены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, вырабатываемой Свердловской железной дорогой, тогда как из материалов дела видно, что истец передавал ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию, вырабатываемую третьим лицом - ОАО "ТГК-9". Тариф на данную услугу для истца в спорный период утвержден не был.
В связи с изложенным, учитывая, что объем и стоимость переданной тепловой энергии истцом документально в соответствии со ст. 65 АПК РФ не подтверждены, судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований Свердловской железной дороги правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы истца арбитражным апелляционным судом отклоняются в полном объеме как не основанные на нормах права и противоречащие материалам дела.
Апелляционная жалоба Свердловской железной дороги удовлетворению не подлежит. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2009 года является законным и обоснованным, изменению либо отмене по основаниям, установленным ст. 270 АПК РФ, не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 ноября 2009 года по делу N А60-38466/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.Г.ШВАРЦ

Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
О.Ф.СОЛАРЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)