Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.12.2007 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.
судей: Дудкиной О.В., Жукова А.В.
при участии в заседании: от истца (заявителя) - не явился
от ответчика - Ж. - дов. N 105 от 24.09.2007
рассмотрев 11.12.2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС по г. Балашиха
на решение от 06.02.2007
Арбитражного суда Московской области
принятое Рымаренко А.Г.
на постановление от 25.06.2007 N А41-К2-19336/06
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое Кузнецовым А.М., Ивановой Н.В., Чалбышевой И.В.
по иску (заявлению) ПК ЖСК "Луч"
о признании недействительным решения к ИФНС по г. Балашиха
потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Луч" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением с учетом изменений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Балашиха Московской области от 17.07.2006 N 11-9808 в части начисления штрафа по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в размере 320 100 руб., недоимки по НДС в размере 215 559 руб. 09 коп., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 58 001 руб. 77 коп. и привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 43 111 руб. 98 коп.
Решением от 07.02.2007 Арбитражного суда Московской области, оставленного без изменения постановлением от 25.06.2007 Десятого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены, поскольку решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы лиц.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, поскольку с 01.01.2004 услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах ЖСК должны оплачиваться с учетом НДС, также считает, что обществом нарушен срок представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов в Инспекцию.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ЖСК, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом представителя ЖСК.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в связи с проведением налоговой проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2002 - 2004 годы налогоплательщику по почте направлено требование о представлении первичных документов N 73 от 29.09.2005 в срок не позднее 08.10.2005.
Организацией данное требование получено 03.11.2005 (копия конверта л.д. 63).
Запрашиваемые документы находились у аудиторской фирмы, проводившей проверку по запросу Балашихинского УВД.
По ходатайству общества налоговым органом принято решение от 29.11.2005 N 5 о приостановлении проверки до получения документов, относящихся к деятельности ЖСК "Луч", у иных лиц.
Решением от 31.01.2006 N 4 проверка в отношении общества была возобновлена.
По результатам проверки был составлен акт от 27.06.2006 N 11-13 и вынесено оспариваемое решение от 17.07.2006 N 11-9808.
Довод кассационной жалобы о том, что услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, санитарному содержанию жилищного фонда не подпадают под действие подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, согласно которому не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, не принимаются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу положений пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
До 1 марта 2005 года деятельность жилищно-строительных кооперативов регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
На основании статей 1 и 4 вышеуказанного Федерального закона жилищно-строительные кооперативы признавались некоммерческими организациями, созданными в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Источником формирования имущества ЖСК являются регулярные целевые взносы его членов, которые направлены на осуществление уставной деятельности по содержанию и эксплуатации общей долевой собственности. Взносы используются кооперативом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Данная деятельность не подпадает под определение работ или услуг по п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.
- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
- за капитальный ремонт жилищного фонда;
- за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ "О товариществах собственников жилья" домовладельцы в кондоминиуме оплачивают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ "О товариществах собственников жилья" общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе учета единых правил и норм, утвержденных органами местного самоуправления.
Таким образом, наниматель и собственник жилого помещения в качестве платы за жилье вносят плату за содержание жилья и ремонт жилья, а наниматель жилого помещения, кроме того, и плату за наем жилого помещения, при этом НДС не облагается именно плата за жилье - как плата за содержание и ремонт жилья, так и плата за наем.
На основании толкования во взаимосвязи подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и положений ФЗ "О товариществах собственников жилья" можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ФЗ "О товариществах собственников жилья" следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ЖСК не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ЖСК. Соответствующие обязательства ЖСК перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
На основании изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что норма, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, при этом применительно к ЖСК - в силу прямого указания в законе.
Довод Инспекции о возможности представления документов по требованию N 73 от 29.09.2005 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, как следует из материалов дела, по ходатайству общества руководителем Инспекции ФНС России по г. Балашиха было принято решение от 29.11.2005 N 5 о приостановлении налоговой проверки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального законодательства не установлено.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 284, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
решение от 06.02.2007 Арбитражного суда Московской области и постановление от 25.06.2007 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-19336/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Балашиха Московской области без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Балашиха Московской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2007 N КА-А41/12987-07 ПО ДЕЛУ N А41-К2-19336/06
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2007 г. N КА-А41/12987-07
Дело N А41-К2-19336/06
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 18.12.2007 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.
судей: Дудкиной О.В., Жукова А.В.
при участии в заседании: от истца (заявителя) - не явился
от ответчика - Ж. - дов. N 105 от 24.09.2007
рассмотрев 11.12.2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС по г. Балашиха
на решение от 06.02.2007
Арбитражного суда Московской области
принятое Рымаренко А.Г.
на постановление от 25.06.2007 N А41-К2-19336/06
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое Кузнецовым А.М., Ивановой Н.В., Чалбышевой И.В.
по иску (заявлению) ПК ЖСК "Луч"
о признании недействительным решения к ИФНС по г. Балашиха
установил:
потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Луч" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением с учетом изменений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании недействительными решения Инспекции ФНС России по г. Балашиха Московской области от 17.07.2006 N 11-9808 в части начисления штрафа по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в размере 320 100 руб., недоимки по НДС в размере 215 559 руб. 09 коп., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 58 001 руб. 77 коп. и привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 43 111 руб. 98 коп.
Решением от 07.02.2007 Арбитражного суда Московской области, оставленного без изменения постановлением от 25.06.2007 Десятого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены, поскольку решение налогового органа не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы лиц.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, поскольку с 01.01.2004 услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах ЖСК должны оплачиваться с учетом НДС, также считает, что обществом нарушен срок представления запрашиваемых в ходе налоговой проверки документов в Инспекцию.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ЖСК, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие извещенного надлежащим образом представителя ЖСК.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в связи с проведением налоговой проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2002 - 2004 годы налогоплательщику по почте направлено требование о представлении первичных документов N 73 от 29.09.2005 в срок не позднее 08.10.2005.
Организацией данное требование получено 03.11.2005 (копия конверта л.д. 63).
Запрашиваемые документы находились у аудиторской фирмы, проводившей проверку по запросу Балашихинского УВД.
По ходатайству общества налоговым органом принято решение от 29.11.2005 N 5 о приостановлении проверки до получения документов, относящихся к деятельности ЖСК "Луч", у иных лиц.
Решением от 31.01.2006 N 4 проверка в отношении общества была возобновлена.
По результатам проверки был составлен акт от 27.06.2006 N 11-13 и вынесено оспариваемое решение от 17.07.2006 N 11-9808.
Довод кассационной жалобы о том, что услуги по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, санитарному содержанию жилищного фонда не подпадают под действие подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, согласно которому не облагаются налогом на добавленную стоимость услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, не принимаются судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу положений пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
До 1 марта 2005 года деятельность жилищно-строительных кооперативов регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
На основании статей 1 и 4 вышеуказанного Федерального закона жилищно-строительные кооперативы признавались некоммерческими организациями, созданными в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Источником формирования имущества ЖСК являются регулярные целевые взносы его членов, которые направлены на осуществление уставной деятельности по содержанию и эксплуатации общей долевой собственности. Взносы используются кооперативом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
Данная деятельность не подпадает под определение работ или услуг по п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ.
- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
- за капитальный ремонт жилищного фонда;
- за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ "О товариществах собственников жилья" домовладельцы в кондоминиуме оплачивают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ "О товариществах собственников жилья" общие размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества устанавливаются на основе учета единых правил и норм, утвержденных органами местного самоуправления.
Таким образом, наниматель и собственник жилого помещения в качестве платы за жилье вносят плату за содержание жилья и ремонт жилья, а наниматель жилого помещения, кроме того, и плату за наем жилого помещения, при этом НДС не облагается именно плата за жилье - как плата за содержание и ремонт жилья, так и плата за наем.
На основании толкования во взаимосвязи подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и положений ФЗ "О товариществах собственников жилья" можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ФЗ "О товариществах собственников жилья" следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ЖСК не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ЖСК. Соответствующие обязательства ЖСК перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
На основании изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что норма, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, при этом применительно к ЖСК - в силу прямого указания в законе.
Довод Инспекции о возможности представления документов по требованию N 73 от 29.09.2005 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, как следует из материалов дела, по ходатайству общества руководителем Инспекции ФНС России по г. Балашиха было принято решение от 29.11.2005 N 5 о приостановлении налоговой проверки.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального законодательства не установлено.
Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств уплаты госпошлины за подачу кассационной жалобы, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. на основании ст. 333.21 НК РФ, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 284, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение от 06.02.2007 Арбитражного суда Московской области и постановление от 25.06.2007 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-19336/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Балашиха Московской области без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Балашиха Московской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Председательствующий
Э.Н.НАГОРНАЯ
Судьи:
О.В.ДУДКИНА
А.В.ЖУКОВ
Э.Н.НАГОРНАЯ
Судьи:
О.В.ДУДКИНА
А.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)