Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2007 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2007 г.
Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЖСК "Спутник-2" (440035, г. Пенза, ул. Пацаева, 9)
к Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13)
третье лицо: ГУ Управление Пенсионного Фонда России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 14 А)
об обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Апарова И.А. - руководителя (паспорт), Калиновой Н.В. - бухгалтера по доверенности от 11.12.07,
от налогового органа - Абубекеровой Г.М. - специалиста первого разряда юридического отдела по доверенности N ЧАМ-03/13652 от 02.10.07,
от третьего лица - Суванкулова Д.А. - ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульта) по доверенности N 15 от 21.11.07,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Спутник-2" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Первомайскому району г. Пензы, в котором просит обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 9904 руб. в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.
В судебном заседании представитель кооператива заявил ходатайство об уточнении предъявленных требований: просил признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы, оформленное письмом N КЛВ-09-05/02-460 от 27.06.07, об отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 9904 руб., в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии, а также обязать налоговый орган произвести указанный зачет.
Принимая во внимание, что уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным его принять.
Также, заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объяснив причины пропуска срока отсутствием в кооперативе квалифицированного бухгалтерского работника.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд определил: восстановить ЖСК "Спутник-2" пропущенный по уважительный причине срок на подачу заявления.
Представители заявителя поддержали предъявленные требования, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
В письменном отзыве на заявление налоговый орган против требований заявителя возражал, указав, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, поэтому положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации на порядок их возврата (зачета) не распространяются, а иные правовые основания для проведения зачета (возврата) в действующем законодательстве отсутствуют.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, приведенные в письменном отзыве на заявление, просил отказать в удовлетворении заявления.
Орган Пенсионного фонда, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в письменном отзыве на заявление признал обоснованность заявленных требований, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица подтвердил факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на накопительную часть в заявленной сумме, просил требования заявителя удовлетворить по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
ЖСК "Спутник-2" 26.06.07 обратился в Инспекцию ФНС России по Первомайскому району г. Пензы с заявлением о зачете излишне уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 9904 руб., в счет погашения задолженности по страховым взносам на страховую часть пенсии.
Решением, оформленным письмом N КЛВ-09-05/02-460 от 27.06.07, налоговым органом отказано в проведении зачета по той причине, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются неналоговыми платежами, действие статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на прядок их зачета и возврата не распространяется.
Не согласившись с данным решением налогового органа, кооператив обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пункт 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Пункт 14 данной статьи устанавливает, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Пункт 3 приведенной статьи Кодекса предусматривает, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Факт наличия у кооператива переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 9904 руб. подтверждается представленными в материалы дела выпиской из лицевого счета страхователя, актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, составленным в налоговым органом. Указанные обстоятельства подтверждены также представителями ответчика и третьего лица в судебном заседании.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление жилищно-строительного кооператива "Спутник-2" удовлетворить.
Признать незаконным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы, оформленное письмом N КЛВ-09-05/02-460 от 27.06.07, об отказе жилищно-строительному кооперативу "Спутник-2" произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 9904 руб., в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.
Обязать Инспекцию ФНС России по Первомайскому району г. Пензы произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии в сумме 9904 руб., в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы в пользу жилищно-строительного кооператива "Спутник-2" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.2007 ПО ДЕЛУ N А49-6870/2007-57А/29
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2007 г. по делу N А49-6870/2007-57а/29
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2007 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2007 г.
Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЖСК "Спутник-2" (440035, г. Пенза, ул. Пацаева, 9)
к Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 13)
третье лицо: ГУ Управление Пенсионного Фонда России по Первомайскому району г. Пензы (440052, г. Пенза, ул. Куйбышева, 14 А)
об обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Апарова И.А. - руководителя (паспорт), Калиновой Н.В. - бухгалтера по доверенности от 11.12.07,
от налогового органа - Абубекеровой Г.М. - специалиста первого разряда юридического отдела по доверенности N ЧАМ-03/13652 от 02.10.07,
от третьего лица - Суванкулова Д.А. - ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульта) по доверенности N 15 от 21.11.07,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Спутник-2" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Первомайскому району г. Пензы, в котором просит обязать налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 9904 руб. в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.
В судебном заседании представитель кооператива заявил ходатайство об уточнении предъявленных требований: просил признать незаконным решение Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы, оформленное письмом N КЛВ-09-05/02-460 от 27.06.07, об отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 9904 руб., в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии, а также обязать налоговый орган произвести указанный зачет.
Принимая во внимание, что уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным его принять.
Также, заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объяснив причины пропуска срока отсутствием в кооперативе квалифицированного бухгалтерского работника.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд определил: восстановить ЖСК "Спутник-2" пропущенный по уважительный причине срок на подачу заявления.
Представители заявителя поддержали предъявленные требования, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
В письменном отзыве на заявление налоговый орган против требований заявителя возражал, указав, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, поэтому положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации на порядок их возврата (зачета) не распространяются, а иные правовые основания для проведения зачета (возврата) в действующем законодательстве отсутствуют.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, приведенные в письменном отзыве на заявление, просил отказать в удовлетворении заявления.
Орган Пенсионного фонда, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в письменном отзыве на заявление признал обоснованность заявленных требований, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель третьего лица подтвердил факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на накопительную часть в заявленной сумме, просил требования заявителя удовлетворить по основаниям, подробно изложенным в письменном отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
ЖСК "Спутник-2" 26.06.07 обратился в Инспекцию ФНС России по Первомайскому району г. Пензы с заявлением о зачете излишне уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 9904 руб., в счет погашения задолженности по страховым взносам на страховую часть пенсии.
Решением, оформленным письмом N КЛВ-09-05/02-460 от 27.06.07, налоговым органом отказано в проведении зачета по той причине, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются неналоговыми платежами, действие статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на прядок их зачета и возврата не распространяется.
Не согласившись с данным решением налогового органа, кооператив обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пункт 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Пункт 14 данной статьи устанавливает, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Пункт 3 приведенной статьи Кодекса предусматривает, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Факт наличия у кооператива переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 9904 руб. подтверждается представленными в материалы дела выпиской из лицевого счета страхователя, актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, составленным в налоговым органом. Указанные обстоятельства подтверждены также представителями ответчика и третьего лица в судебном заседании.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем, подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление жилищно-строительного кооператива "Спутник-2" удовлетворить.
Признать незаконным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы, оформленное письмом N КЛВ-09-05/02-460 от 27.06.07, об отказе жилищно-строительному кооперативу "Спутник-2" произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 9904 руб., в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.
Обязать Инспекцию ФНС России по Первомайскому району г. Пензы произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии в сумме 9904 руб., в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы в пользу жилищно-строительного кооператива "Спутник-2" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)