Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Белугин С.В., доверенность от 20.03.2011,
от заинтересованного лица: Клепалова М.С., доверенность от 01.11.2011 N 1598-Р-ИСХ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (ИНН 5049018738, ОГРН:1095049000496) на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2011 по делу N А41-36505/11, принятое судьей Веденеевой С.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 02.08.2011 N 3-1024-2011/8,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (далее - ООО "РУК "Новый Дом", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3-1024-2011/8 от 02.08.2011, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, пояснив, что на момент проверки горячее водоснабжение отсутствовало во всем городе. Кроме того, у общества отсутствовала возможности для обеспечения горячего водоснабжения, в связи с тем, что теплоснабжающая организация не обеспечивала поставку необходимых ресурсов.
Представитель административного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что обществом не были приняты все зависящие меры для обеспечения предоставления коммунальных услуг.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "РУК "Новый Дом".
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами, между администрацией городского округа Рошаль муниципального образования городского округа Рошаль и ООО "РУК "Новый Дом" заключен договор управления многоквартирным домом от 03.09.2010 N 68, предметом которого является выполнение управляющей организацией - заявителем - за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова д. 38 (л.д. 100 - 112).
Жилищной инспекцией на основании распоряжения от 08.07.2011 N 3-1024-2011/8 проведена внеплановая выездная проверка по факту отсутствия горячего водоснабжения в доме N 38 по ул. Свердлова, в г. Рошаль, Московской области, о чем составлен акт от 11.07.2011 N 3-1024-2011/8 (л.д. 14 - 16).
Административным органом, при участии генерального директора заявителя Шмаковой С.Б. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2011 N 3-1024-2011/8 по статье 7.23 КоАП РФ (л.д. 17 - 19).
В протоколе отражено, что общество не приняло мер по обеспечению горячего водоснабжения в жилом доме N 38 по ул. Свердлова в г. Рошаль Московской области, чем были нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, пункт 9 "При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю", а также нарушены положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, а именно: п. 5.1.5 "Организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения. - 14 дней", а также СанПИН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения: п. 3.1.11 "В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должен" превышать 14 суток", п. 3.1.12 "При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе".
В отношении общества вынесено предписание от 11.07.2011 N 3-1024-2011/8 с указанием на необходимость восстановить горячее водоснабжение квартир (л.д. 80 - 91).
Определением от 26.07.2011 N 3-1024-2011/3 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.08.2011 на 12.00 (л.д. 95). Определение вручено в тот же день Шмаковой С.Б.
Жилищной инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 02.08.2011 N 3-1024-2011/3, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 96 - 98).
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, государственной жилищной инспекции, вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее - Положение о ГЖИ в РФ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 Положения о ГЖИ в РФ предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образованна Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Согласно пунктам 14.10, 14.11 Положения Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению холодной и горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 3 Правил под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
- Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;
- Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Пунктом 4 приложения N 1 к Правилам установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора управления многоквартирным домом от 03.09.2010 N 68 ООО "РУК "Новый Дом" является лицом ответственным за содержание жилого дома N 38, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова.
Во исполнение постановления администрации городского округа Рошаль Московской области от 04.02.2001 N 36 между администрацией и ООО "Инвестгазпром" заключено соглашение от 09.02.2011 N 5-У/11, в соответствии с которым ООО "Инвестгазпром" оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим на территории городского округа Рошаль, заключает договоры с гражданами на оказание услуг по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение через присоединенные внутридомовые сети, самостоятельно производит расчеты и выставляет расчетно-платежные документы гражданам на оплату за оказанные услуги отопления и горячего водоснабжения, а администрация обязуется внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, заключенными ею с управляющими компаниями, действующими на территории городского округа Рошаль.
Согласно пункту 2 дополнения к договору от 03.09.2010 N 67 от 10.02.2011 управляющая компания приступает к предоставлению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению после выполнения следующих условий:
- - управляющая компания должна обеспечить общедомовыми узлами учета тепловой энергии многоквартирные дома в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- - управляющая компания должна заключить договор на приобретение коммунальных ресурсов отопления и горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг и Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
С 1 января 2011 г. и до выполнения указанных условий, управляющая компания осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг населению поставщиком коммунальных услуг, определенного в п. 1 постановления Главы городского округа Рошаль от 04.02.2011 N 36.
Таким образом, заявитель как управляющая компания обязан обеспечивать получение гражданами - потребителями, проживающими в жилом доме, коммунальные услуги в необходимых объемах.
ООО "РУК "Новый дом" письмом от 06.05.2011 N 431 обратилось к ООО "Инвестгазпром" с просьбой сообщить об утверждении графика отключения горячего водоснабжения для профилактических работ.
Письмом от 18.05.2011 N 1314/1 сообщило, что ООО "Инвестгазпром" не имеет возможности производить поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение в жилые дома городского округа Рошаль в период май - сентябрь 2011, в связи с наличием задолженности потребителей тепловой энергии перед ООО "Инвестгазпром", в том числе задолженность ООО "РУК Эко Дом", ООО "РУК Теплый ДОМ", ООО "РУК Фаворит", ООО "РУК "Новый Дом", ООО "РУК "Атлант" составляет 67 640 495, 26 рублей.
Доказательств того, что ООО "РУК "Новый Дом" предпринимаются какие-либо меры для погашения имеющейся задолженности в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что обеспечение горячим водоснабжением жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, д. 38, в период с сентября 2010 отсутствовало.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя об отсутствии вины и о принятии обществом необходимых, возможных и зависящих от него мер для обеспечения обслуживаемого жилого дома горячим водоснабжением.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении споров об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Заявитель имел возможность осуществлять функции, возложенные на него статьей 162 ЖК РФ, договором от 03.09.2010 N 68, однако им не были приняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, что не обеспечило соблюдение режима подачи населению коммунальных услуг.
В материалы дела не представлены доказательства принятия обществом мер для соблюдения требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Заявитель не оспорил в судебном порядке неправомерные действия третьих лиц, не предъявил в суд требований о надлежащем исполнении ими своих обязательств на поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение, не обращался с иском в совокупности с требованиями о принятии мер по его обеспечению в виде наложения для ресурсоснабжающей организации запрета в ограничении подачи тепловой энергии, а также не обращался в иные органы государственной власти с заявлениями о принятии мер по налаживанию горячего водоснабжения обслуживаемых заявителей домов.
В данном случае права добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг (бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества) были нарушены.
Ссылка заявителя на введение в городе чрезвычайной ситуации не имеет правового значения для дела, поскольку постановлением администрации городского округа Рошаль Московской области от 11.03.2011 N 82 чрезвычайная ситуация была отменена. Проверка общества проводилась 11.07.2011.
На основании вышеизложенного, наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, а также факт его совершения заявителем и его вина в совершении данного правонарушения установлены, в связи с чем жилищная инспекция имела все основания для привлечения общества к административной ответственности.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена. В ходе производства по делу об административном правонарушении заявитель не был лишен процессуальных прав и гарантий и мог реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Общество надлежащим образом уведомлялось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.
Статья 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
Административным органом учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ. Ввиду того, что обществом подобное правонарушение совершено впервые, арбитражный суд апелляционной инстанции считает применение административным органом размера штрафных санкций в минимальном размере обоснованным.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2011 по делу N А41-36505/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2012 ПО ДЕЛУ N А41-36505/11
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2012 г. по делу N А41-36505/11
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2012 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Белугин С.В., доверенность от 20.03.2011,
от заинтересованного лица: Клепалова М.С., доверенность от 01.11.2011 N 1598-Р-ИСХ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (ИНН 5049018738, ОГРН:1095049000496) на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2011 по делу N А41-36505/11, принятое судьей Веденеевой С.С., по заявлению общества с ограниченной ответственностью Рошальская управляющая компания "Новый Дом" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 02.08.2011 N 3-1024-2011/8,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рошальская управляющая компания "Новый Дом" (далее - ООО "РУК "Новый Дом", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3-1024-2011/8 от 02.08.2011, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, пояснив, что на момент проверки горячее водоснабжение отсутствовало во всем городе. Кроме того, у общества отсутствовала возможности для обеспечения горячего водоснабжения, в связи с тем, что теплоснабжающая организация не обеспечивала поставку необходимых ресурсов.
Представитель административного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что обществом не были приняты все зависящие меры для обеспечения предоставления коммунальных услуг.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "РУК "Новый Дом".
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами, между администрацией городского округа Рошаль муниципального образования городского округа Рошаль и ООО "РУК "Новый Дом" заключен договор управления многоквартирным домом от 03.09.2010 N 68, предметом которого является выполнение управляющей организацией - заявителем - за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова д. 38 (л.д. 100 - 112).
Жилищной инспекцией на основании распоряжения от 08.07.2011 N 3-1024-2011/8 проведена внеплановая выездная проверка по факту отсутствия горячего водоснабжения в доме N 38 по ул. Свердлова, в г. Рошаль, Московской области, о чем составлен акт от 11.07.2011 N 3-1024-2011/8 (л.д. 14 - 16).
Административным органом, при участии генерального директора заявителя Шмаковой С.Б. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.07.2011 N 3-1024-2011/8 по статье 7.23 КоАП РФ (л.д. 17 - 19).
В протоколе отражено, что общество не приняло мер по обеспечению горячего водоснабжения в жилом доме N 38 по ул. Свердлова в г. Рошаль Московской области, чем были нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, пункт 9 "При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю", а также нарушены положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, а именно: п. 5.1.5 "Организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения. - 14 дней", а также СанПИН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения: п. 3.1.11 "В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должен" превышать 14 суток", п. 3.1.12 "При длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечивать нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе".
В отношении общества вынесено предписание от 11.07.2011 N 3-1024-2011/8 с указанием на необходимость восстановить горячее водоснабжение квартир (л.д. 80 - 91).
Определением от 26.07.2011 N 3-1024-2011/3 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 02.08.2011 на 12.00 (л.д. 95). Определение вручено в тот же день Шмаковой С.Б.
Жилищной инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 02.08.2011 N 3-1024-2011/3, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 96 - 98).
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, государственной жилищной инспекции, вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее - Положение о ГЖИ в РФ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 Положения о ГЖИ в РФ предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образованна Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 постановления Правительства Московской области от 12.09.2007 N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Согласно пунктам 14.10, 14.11 Положения Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по холодному и горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению холодной и горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пункту 3 Правил под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
- Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям;
- Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 85 Правил приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Пунктом 4 приложения N 1 к Правилам установлены требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил.
Из материалов дела усматривается, что на основании договора управления многоквартирным домом от 03.09.2010 N 68 ООО "РУК "Новый Дом" является лицом ответственным за содержание жилого дома N 38, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова.
Во исполнение постановления администрации городского округа Рошаль Московской области от 04.02.2001 N 36 между администрацией и ООО "Инвестгазпром" заключено соглашение от 09.02.2011 N 5-У/11, в соответствии с которым ООО "Инвестгазпром" оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение гражданам, проживающим на территории городского округа Рошаль, заключает договоры с гражданами на оказание услуг по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение через присоединенные внутридомовые сети, самостоятельно производит расчеты и выставляет расчетно-платежные документы гражданам на оплату за оказанные услуги отопления и горячего водоснабжения, а администрация обязуется внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, заключенными ею с управляющими компаниями, действующими на территории городского округа Рошаль.
Согласно пункту 2 дополнения к договору от 03.09.2010 N 67 от 10.02.2011 управляющая компания приступает к предоставлению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению после выполнения следующих условий:
- - управляющая компания должна обеспечить общедомовыми узлами учета тепловой энергии многоквартирные дома в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- - управляющая компания должна заключить договор на приобретение коммунальных ресурсов отопления и горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг и Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
С 1 января 2011 г. и до выполнения указанных условий, управляющая компания осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг населению поставщиком коммунальных услуг, определенного в п. 1 постановления Главы городского округа Рошаль от 04.02.2011 N 36.
Таким образом, заявитель как управляющая компания обязан обеспечивать получение гражданами - потребителями, проживающими в жилом доме, коммунальные услуги в необходимых объемах.
ООО "РУК "Новый дом" письмом от 06.05.2011 N 431 обратилось к ООО "Инвестгазпром" с просьбой сообщить об утверждении графика отключения горячего водоснабжения для профилактических работ.
Письмом от 18.05.2011 N 1314/1 сообщило, что ООО "Инвестгазпром" не имеет возможности производить поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение в жилые дома городского округа Рошаль в период май - сентябрь 2011, в связи с наличием задолженности потребителей тепловой энергии перед ООО "Инвестгазпром", в том числе задолженность ООО "РУК Эко Дом", ООО "РУК Теплый ДОМ", ООО "РУК Фаворит", ООО "РУК "Новый Дом", ООО "РУК "Атлант" составляет 67 640 495, 26 рублей.
Доказательств того, что ООО "РУК "Новый Дом" предпринимаются какие-либо меры для погашения имеющейся задолженности в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что обеспечение горячим водоснабжением жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Свердлова, д. 38, в период с сентября 2010 отсутствовало.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя об отсутствии вины и о принятии обществом необходимых, возможных и зависящих от него мер для обеспечения обслуживаемого жилого дома горячим водоснабжением.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении споров об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Заявитель имел возможность осуществлять функции, возложенные на него статьей 162 ЖК РФ, договором от 03.09.2010 N 68, однако им не были приняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, что не обеспечило соблюдение режима подачи населению коммунальных услуг.
В материалы дела не представлены доказательства принятия обществом мер для соблюдения требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Заявитель не оспорил в судебном порядке неправомерные действия третьих лиц, не предъявил в суд требований о надлежащем исполнении ими своих обязательств на поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение, не обращался с иском в совокупности с требованиями о принятии мер по его обеспечению в виде наложения для ресурсоснабжающей организации запрета в ограничении подачи тепловой энергии, а также не обращался в иные органы государственной власти с заявлениями о принятии мер по налаживанию горячего водоснабжения обслуживаемых заявителей домов.
В данном случае права добросовестных потребителей на получение коммунальных услуг (бесперебойной подачи в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества) были нарушены.
Ссылка заявителя на введение в городе чрезвычайной ситуации не имеет правового значения для дела, поскольку постановлением администрации городского округа Рошаль Московской области от 11.03.2011 N 82 чрезвычайная ситуация была отменена. Проверка общества проводилась 11.07.2011.
На основании вышеизложенного, наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, а также факт его совершения заявителем и его вина в совершении данного правонарушения установлены, в связи с чем жилищная инспекция имела все основания для привлечения общества к административной ответственности.
Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена. В ходе производства по делу об административном правонарушении заявитель не был лишен процессуальных прав и гарантий и мог реализовать процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Общество надлежащим образом уведомлялось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.
Статья 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
Административным органом учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ. Ввиду того, что обществом подобное правонарушение совершено впервые, арбитражный суд апелляционной инстанции считает применение административным органом размера штрафных санкций в минимальном размере обоснованным.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2011 по делу N А41-36505/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.Н.ВИТКАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)