Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2012 N 06АП-3259/2012 ПО ДЕЛУ N А73-5262/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. N 06АП-3259/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр": представитель не явился;
- от административной комиссии Центрального округа г. Хабаровска: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
на решение от 29.05.2012
по делу N А73-5262/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Р.А. Руденко
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
к административной комиссии Центрального округа г. Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (ОГРН-1072721019018, ИНН-2721151803, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева Амурского, 50, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" (адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 60, далее - административная комиссия) от 21.03.2012 N 01/621.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.05.2012 по делу N А73-5262/2012 в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии N 1 городского округа "Город Хабаровск" от 21.03.2012 N 01/621 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края) судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 29.05.2012 по делу N А73-5262/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, в представленном к началу судебного заседания отзыве, административная комиссия изложила свои возражения относительно доводов апелляционной жалобы общества и заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, 15.02.2012 должностным лицом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска проведено обследование прилегающей территории к жилому дому по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 72, который находится в управлении общества на предмет выявления недостатков в его содержании.
В результате проведенной проверки выявлены нарушения Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721, а именно по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 72 территория, прилегающая к многоквартирному жилому дому, не убрана от снега и снежного наката до твердого покрытия. При проведении осмотра произведена фотосъемка.
По результатам проведенной проверки в тот же день составлен протокол об осмотре территории N 11.4-13/371, в присутствии двух понятых.
Как видно из материалов дела, о месте и времени проведения осмотра, составлении протокола осмотра, общество извещено путем вручения уведомления от 14.02.2012 N 11.4-14/366, которое получено обществом 14.02.2012.
На проведение осмотра территории, составление акта осмотра территории, протокола об административном правонарушении, уведомленное надлежащим образом общество представителей не направило.
Протокол об осмотре территории от 15.02.2012 N 11.4-13/371 вручен обществу 16.02.2012.
Должностным лицом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска 13.03.2012 в отношении общества, без участия его представителя, составлен протокол об административном правонарушении N 11.4-15/318 по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 11.03.2012 N 11.4-14/369 вручено обществу 11.03.2012.
Протокол об административном правонарушении от 13.03.2012 N 11.4-15/318, с указанием даты и времени рассмотрения дела и вынесении постановления, вручен обществу 19.03.2012.
21.03.2012 административной комиссией в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем уведомлении, вынесено постановление N 01/621 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в размере 15 000 руб.
Оспаривая законность вышеуказанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 указанной статьи - деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Как видно из договора управления многоквартирным домом от 24.10.2008 N Д-72 общество управляет общим имуществом, выполняет услуги, работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 72.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 утверждены Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск" (далее - Правила), регулирующие правоотношения, возникающие в сфере благоустройства.
Из содержания подпункта 1 пункта 1 указанных Правил, настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа "Город Хабаровск".
Пунктом 7 Правил установлено, что физические и юридические лица обязаны убирать, содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим, санитарным требованиям, правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда и требованиям настоящих Правил, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.
В соответствии с пунктом 9 Правил, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:
- до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;
- до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями;
- до береговой линии водоемов.
В силу пункта 10 Правил, Уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. Применение хлорсодержащих веществ на тротуарах запрещается. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N 491) управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 разъяснили, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирный дом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Пунктом 9.1 Правил благоустройства городского округа "Город Хабаровск" N 721 установлено, что прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с п. 9 настоящих Правил.
Довод жалобы общества о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом N 72 по ул. Дикопольцева является спорным, не входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, и в связи с чем у общества отсутствует обязанность по его уборке и очистке, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи со следующим. Кадастровая выписка N 2723/215/10-0306 от 27.07.2010 о земельном участке под кадастровым номером N 27:23:030101:7, представленная в материалы дела обществом, указывает на то, что граница этого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 72, должны определяться в соответствии с пунктом 9 Правил благоустройства, то есть до края проезжей части прилегающих дорог, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы.
Факт выявленного административным органом нарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об осмотре территории от 15.02.2012 N 11.4-13/371, составленным в присутствии понятых, материалами фотосъемки, произведенной в ходе осмотра, договором управления многоквартирным домом по адресу г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 72, N Д-72 от 24.10.2008, протоколом об административном правонарушении от 13.03.2012 N 11.4-15/318.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обществом должным образом не обеспечен надлежащий контроль за содержанием территории прилегающей к жилому дому, не принято своевременных мер по устранению выявленного.
Управляющая компания, приняв на себя обязательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома и взимая плату за надлежащее содержание общего имущества, обязана своевременно и в полном объеме исполнять требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в части исполнения обязанности по уборке территории, прилегающей к жилому дому от снега и снежного наката до твердого покрытия.
Отклоняется довод жалобы общества о нарушении при проведении проверки Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения не применяются к мероприятиям контроля, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, на указанных лиц не возлагается обязанность представлять информацию и исполнять требования органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае должностное лицо комитета по управлению центральным округом администрации города Хабаровска, в рамках своих должностных обязанностей осуществлял контроль за выполнением требований действующих нормативных актов в сфере благоустройства. Взаимодействия административной комиссии и общества не требовалось, на общество не возлагались обязанности по предоставлению какой-либо информации и исполнению требований органов административной комиссии, следовательно, при таких обстоятельствах положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.05.2012 по делу N А73-5262/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ

Судьи
Е.Н.ГОЛОВНИНА
Т.Д.КОЗЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)