Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 августа 2007 года Дело N А21-1885/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Тимошенко А.С., Семеновой А.Б., при ведении протокола судебного заседания Семак Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9556/2007) Администрации МО "Черняховский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2007 по делу N А21-1885/2007 (судья Залужная Ю.Д.) по заявлению Администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" к Государственной жилищной инспекции Калининградской области о признании незаконным постановления, при участии: от заявителя - не явились (извещены); от ответчика - не явились (извещены),
администрация МО "Черняховский городской округ" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (далее - Жилищная инспекция) от 29.03.07 N 37 о привлечении ее к административной ответственности на основании статьи 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Решением от 29.05.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы Администрация ссылается, что Постановлением главы администрации было создано МУП "Черняховская служба заказчика". Данное предприятие является управляющей организацией многоквартирных домов, в том числе N 8 по ул. К.Маркса и N 13, кор. 3 по ул. Российской. Согласно Уставу предприятие обеспечивает содержание и ремонт жилищного фонда, нежилых строений, их инженерного оборудования, сбор платежей населения за техническое обслуживание домов от нанимателей, собственников помещений, а также платежей за жилищно-коммунальные услуги. Более того, МУП "Черняховская служба заказчика" заключает договоры найма, поднайма и аренды жилых помещений и поэтому в силу пункта 2 статьи 676 ГК РФ оно как наймодатель обязано осуществлять надлежащую эксплуатацию жилищного фонда, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, ответственным за содержание жилых домов и помещений является МУП "Черняховская служба заказчика".
Администрация и Жилищная инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращений граждан о неудовлетворительном состоянии жилищного фонда Государственной жилищной инспекцией 26.03.07 проведена проверка по контролю за соблюдением "Правил пользования жилыми помещениями", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, исполнением "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, исполнением положений Жилищного кодекса РФ, выполнением Правил предоставления коммунальных услуг.
В результате проверки жилых домов, являющихся муниципальной собственностью, установлено следующее:
- - в нарушение п. 4.2.1.5, п. 4.2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии отмостки, цоколя, наружные стены и балконы дома. Балкон на 4 этаже 2-го подъезда обрушен в марте текущего года, балкон 1-го этажа поддерживается дополнительной опорой. Состояние балконов неудовлетворительное, требует срочного ремонта (жилой дом по адресу: ул. К.Маркса, д. 8);
- - в нарушение п. 2.6.2, п. 3.2.2, п. 4.2.1.7, п. 4.2.1.12, п. 4.8.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 N 170, в муниципальной квартире N 56 указанного жилого дома по всей площади наружных стен двух жилых комнат площадью 12,0 кв. м и 9,0 кв. м, а также в ванной комнате наблюдаются следы сырости и образования черного налета. В третьей жилой комнате по наружной стене также имеется сырость, отслоение штукатурного слоя, в местах намокания обои отстали от стен. В соответствии с техническим заключением проектного института "Калининградгражданпроект" за 2001 год было рекомендовано выполнить работы по герметизации межпанельных швов и утеплению стеновых панелей. Появление сырости на стенах также наблюдается в квартирах N 48, 60, 44, 49. Все указанные квартиры торцевые. Следовательно, утепление стен необходимо выполнять не только в пределах наружных стен квартиры N 56, но и по всей площади торцевой стены и части стен фасадов здания. В подъезде жилого дома более 5 лет не проводится косметический ремонт, в местах стыков стеновых панелей наблюдаются протечки. Рекомендации проектного института о выполнении работ по герметизации межпанельных швов, утеплению стеновых панелей не выполнены (жилой дом по адресу: ул. Российская, д. 13, корпус 3).
По итогам проверки Жилищной комиссией в отношении Администрации в присутствии представителя Администрации составлены протоколы от 26.03.07 N 36 и N 38 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 8, 10).
На основании протоколов об административном правонарушении и материалов проверки руководителем Жилищной инспекции принято постановление от 29.03.2007 N 37 о привлечении Администрации МО "Черняховский городской округ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Считая данное постановление Жилищной инспекции незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 29.03.07 N 37, которое отклонено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, субъектом ответственности по статье 7.22 КоАП РФ является лицо, на котором лежит обязанность по содержанию жилых домов и (или) жилых помещений, нарушившее правила их содержания и эксплуатации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации).
Из материалов дела усматривается, что Администрации вменяется нарушение требований, предъявляемых пунктами: п. 2.6.2, п. 3.2.2, п. 4.2.1.7, п. 4.2.1.12, п. 4.8.9, п. 4.2.1.5, п. 4.2.4 Правил эксплуатации в отношении дома N 8 по ул. К.Маркса и дома N 13, корпус 3 по ул. Российской, расположенных в г. Черняховске.
По мнению Администрации, лицом ответственным за содержание жилищного фонда является МУП "Черняховская служба заказчика", следовательно предприятие должно было быть привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем из постановления Главы МО "Черняховский район" от 14.11.2005 N 1516 следует, что прекращено право оперативного управления в отношении муниципального жилого фонда, закрепленного за муниципальным учреждением - Жилищно-коммунальная компания, согласно приложениям N 1 - 5. Данным постановлением предусмотрено, что до закрепления муниципального имущества, согласно приложению, за муниципальными предприятиями и учреждениями следует считать его муниципальной казной (л.д. 32 - 37).
Согласно приложению N 1 вышеуказанного постановления в перечень муниципального жилищного фонда вошли жилые дома, расположенные по адресам: по ул. К.Маркса N 8 и по ул. Российской N 13, кор. 3 в г. Черняховске.
Доказательств того, что на момент вынесения постановления о привлечении заявителя к административной ответственности указанные дома были переданы органом местного самоуправления Муниципальному унитарному предприятию "Черняховская служба заказчика" и на указанное предприятие возложена обязанность по содержанию муниципального жилищного фонда, в материалы дела не представлено. Закрепление в Уставе МУП "Черняховская служба заказчика" такого вида деятельности, как обеспечение текущего содержания, водоснабжения и водоотведения, отопления и горячего водоснабжения, санитарной очистки и ремонта жилищного фонда, само по себе не свидетельствует о том, что указанная деятельность осуществлялась именно в отношении спорных жилых домов.
Согласно п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника. Аналогичная норма содержится и в ст. 30 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится содержание муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ Администрация является органом местного самоуправления.
Таким образом, в силу названных выше норм именно Администрация Муниципального Образования "Черняховский городской округ" отвечает за содержание жилых домов при эксплуатации которых обнаружено административное правонарушение.
Судом первой инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения Администрации к административной ответственности. Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно установил фактические обстоятельства дела и всесторонне исследовал представленные доказательства. Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.07 по делу N А21-1885/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО "Черняховский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
САВИЦКАЯ И.Г.
Судьи
ТИМОШЕНКО А.С.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2007 ПО ДЕЛУ N А21-1885/2007
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 22 августа 2007 года Дело N А21-1885/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2007 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Тимошенко А.С., Семеновой А.Б., при ведении протокола судебного заседания Семак Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9556/2007) Администрации МО "Черняховский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2007 по делу N А21-1885/2007 (судья Залужная Ю.Д.) по заявлению Администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" к Государственной жилищной инспекции Калининградской области о признании незаконным постановления, при участии: от заявителя - не явились (извещены); от ответчика - не явились (извещены),
УСТАНОВИЛ:
администрация МО "Черняховский городской округ" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (далее - Жилищная инспекция) от 29.03.07 N 37 о привлечении ее к административной ответственности на основании статьи 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Решением от 29.05.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы Администрация ссылается, что Постановлением главы администрации было создано МУП "Черняховская служба заказчика". Данное предприятие является управляющей организацией многоквартирных домов, в том числе N 8 по ул. К.Маркса и N 13, кор. 3 по ул. Российской. Согласно Уставу предприятие обеспечивает содержание и ремонт жилищного фонда, нежилых строений, их инженерного оборудования, сбор платежей населения за техническое обслуживание домов от нанимателей, собственников помещений, а также платежей за жилищно-коммунальные услуги. Более того, МУП "Черняховская служба заказчика" заключает договоры найма, поднайма и аренды жилых помещений и поэтому в силу пункта 2 статьи 676 ГК РФ оно как наймодатель обязано осуществлять надлежащую эксплуатацию жилищного фонда, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, ответственным за содержание жилых домов и помещений является МУП "Черняховская служба заказчика".
Администрация и Жилищная инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращений граждан о неудовлетворительном состоянии жилищного фонда Государственной жилищной инспекцией 26.03.07 проведена проверка по контролю за соблюдением "Правил пользования жилыми помещениями", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, исполнением "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, исполнением положений Жилищного кодекса РФ, выполнением Правил предоставления коммунальных услуг.
В результате проверки жилых домов, являющихся муниципальной собственностью, установлено следующее:
- - в нарушение п. 4.2.1.5, п. 4.2.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии отмостки, цоколя, наружные стены и балконы дома. Балкон на 4 этаже 2-го подъезда обрушен в марте текущего года, балкон 1-го этажа поддерживается дополнительной опорой. Состояние балконов неудовлетворительное, требует срочного ремонта (жилой дом по адресу: ул. К.Маркса, д. 8);
- - в нарушение п. 2.6.2, п. 3.2.2, п. 4.2.1.7, п. 4.2.1.12, п. 4.8.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 N 170, в муниципальной квартире N 56 указанного жилого дома по всей площади наружных стен двух жилых комнат площадью 12,0 кв. м и 9,0 кв. м, а также в ванной комнате наблюдаются следы сырости и образования черного налета. В третьей жилой комнате по наружной стене также имеется сырость, отслоение штукатурного слоя, в местах намокания обои отстали от стен. В соответствии с техническим заключением проектного института "Калининградгражданпроект" за 2001 год было рекомендовано выполнить работы по герметизации межпанельных швов и утеплению стеновых панелей. Появление сырости на стенах также наблюдается в квартирах N 48, 60, 44, 49. Все указанные квартиры торцевые. Следовательно, утепление стен необходимо выполнять не только в пределах наружных стен квартиры N 56, но и по всей площади торцевой стены и части стен фасадов здания. В подъезде жилого дома более 5 лет не проводится косметический ремонт, в местах стыков стеновых панелей наблюдаются протечки. Рекомендации проектного института о выполнении работ по герметизации межпанельных швов, утеплению стеновых панелей не выполнены (жилой дом по адресу: ул. Российская, д. 13, корпус 3).
По итогам проверки Жилищной комиссией в отношении Администрации в присутствии представителя Администрации составлены протоколы от 26.03.07 N 36 и N 38 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 8, 10).
На основании протоколов об административном правонарушении и материалов проверки руководителем Жилищной инспекции принято постановление от 29.03.2007 N 37 о привлечении Администрации МО "Черняховский городской округ" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 40000 рублей.
Считая данное постановление Жилищной инспекции незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 29.03.07 N 37, которое отклонено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Администрации - не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Таким образом, субъектом ответственности по статье 7.22 КоАП РФ является лицо, на котором лежит обязанность по содержанию жилых домов и (или) жилых помещений, нарушившее правила их содержания и эксплуатации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации).
Из материалов дела усматривается, что Администрации вменяется нарушение требований, предъявляемых пунктами: п. 2.6.2, п. 3.2.2, п. 4.2.1.7, п. 4.2.1.12, п. 4.8.9, п. 4.2.1.5, п. 4.2.4 Правил эксплуатации в отношении дома N 8 по ул. К.Маркса и дома N 13, корпус 3 по ул. Российской, расположенных в г. Черняховске.
По мнению Администрации, лицом ответственным за содержание жилищного фонда является МУП "Черняховская служба заказчика", следовательно предприятие должно было быть привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем из постановления Главы МО "Черняховский район" от 14.11.2005 N 1516 следует, что прекращено право оперативного управления в отношении муниципального жилого фонда, закрепленного за муниципальным учреждением - Жилищно-коммунальная компания, согласно приложениям N 1 - 5. Данным постановлением предусмотрено, что до закрепления муниципального имущества, согласно приложению, за муниципальными предприятиями и учреждениями следует считать его муниципальной казной (л.д. 32 - 37).
Согласно приложению N 1 вышеуказанного постановления в перечень муниципального жилищного фонда вошли жилые дома, расположенные по адресам: по ул. К.Маркса N 8 и по ул. Российской N 13, кор. 3 в г. Черняховске.
Доказательств того, что на момент вынесения постановления о привлечении заявителя к административной ответственности указанные дома были переданы органом местного самоуправления Муниципальному унитарному предприятию "Черняховская служба заказчика" и на указанное предприятие возложена обязанность по содержанию муниципального жилищного фонда, в материалы дела не представлено. Закрепление в Уставе МУП "Черняховская служба заказчика" такого вида деятельности, как обеспечение текущего содержания, водоснабжения и водоотведения, отопления и горячего водоснабжения, санитарной очистки и ремонта жилищного фонда, само по себе не свидетельствует о том, что указанная деятельность осуществлялась именно в отношении спорных жилых домов.
Согласно п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на собственника. Аналогичная норма содержится и в ст. 30 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 14 Федерального Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится содержание муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ Администрация является органом местного самоуправления.
Таким образом, в силу названных выше норм именно Администрация Муниципального Образования "Черняховский городской округ" отвечает за содержание жилых домов при эксплуатации которых обнаружено административное правонарушение.
Судом первой инстанции не установлено нарушений процедуры привлечения Администрации к административной ответственности. Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно установил фактические обстоятельства дела и всесторонне исследовал представленные доказательства. Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.07 по делу N А21-1885/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО "Черняховский городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
САВИЦКАЯ И.Г.
Судьи
ТИМОШЕНКО А.С.
СЕМЕНОВА А.Б.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)