Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.03.2011 ПО ДЕЛУ N А74-3024/2010

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2011 г. по делу N А74-3024/2010


Резолютивная часть постановления объявлена "01" марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" марта 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Кирилловой Н.А., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Кичеевой К.В. по доверенности от 30.12.2010 N 140-14/106,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Сорска "Жилищная управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "26" ноября 2010 года по делу N А74-3024/2010, принятое судьей Шумским А.В.,

установил:

открытое акционерное общество "Хакасэнергосбыт" (ОГРН 1051901067998) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию г. Сорска "Жилищная управляющая компания" (ИНН 1910010669, ОГРН 1081903000200) о взыскании 1 495 379,38 рублей задолженности за март - июль 2010 года по договору энергоснабжения от 19.08.2008 N 37100.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования город Сорск, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-3" (ИНН 1903018995, ОГРН 1091903000012).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "26" ноября 2010 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что не является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов; суд первой инстанции не исследовал вопрос о проведении (не проведении) органом местного самоуправления конкурса для заключения договора управления, а также о наличии у администрации муниципального образования г. Сорск прав на заключение договора от 16.05.2008 без проведения конкурса; собственниками жилых помещений в спорных домах электроэнергия приобретается непосредственно у истца; у ответчика отсутствует лицензия на оказание коммунальных услуг; судом первой инстанции не дана оценка дополнительному соглашению от 01.03.2010 N 13 о расторжении договора безвозмездного пользования от 16.05.2008 N 188/08.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие муниципального унитарного предприятия г. Сорска "Жилищная управляющая компания", администрации муниципального образования город Сорск, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-3", надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между администрацией муниципального образования г. Сорск (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием г. Сорска "Жилищная управляющая компания" (исполнитель), на основании протокола N 4 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 05.05.2008 заключен договор по обеспечению управления многоквартирным жилым фондом от 16.05.2008, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого фонда г. Сорска.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.9 договора исполнитель обязан обеспечивать бесперебойное предоставление в жилых помещениях коммунальных и иных услуг, а также начисления и сбор с потребителей платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2.3.10 исполнитель обязан за тридцать дней до прекращения настоящего договора передать техническую документацию на жилой фонд и иные связанные с управлением таким фондом документы вновь выбранной управляющей организации.
Пунктом 4.3 установлено, что настоящий договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 01.02.2010.
В приложении N 1 к договору указан состав общего имущества многоквартирного жилого фонда города Сорска.
Между открытым акционерным обществом "Хакасэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и муниципальным унитарным предприятием г. Сорска "Жилищная управляющая компания" (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 19.08.2008 N 37100, по условиям которого гарантирующий поставщик продает электрическую энергию, а также на основании заключенного договора с сетевой организацией оказывает услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а покупатель принимает и оплачивает приобретаемую электроэнергию на производственные, общедомовые нужды и компенсацию внутридомовых потерь на условиях настоящего договора (пункт 1.1).
В приложении N 2 к договору стороны согласовали перечень точек поставки электроэнергии.
В приложении N 2.1 к договору (в редакции соглашений от 03.10.2008, 03.12.2008) стороны согласовали расчет объема потребления электроэнергии на общедомовые расходы и внутридомовые потери.
В соответствии с разделом 4 договора в обязанности покупателя входит, в том числе, принимать и оплачивать электроэнергию на производственные, общедомовые нужды и компенсацию внутридомовых потерь, и услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором; принимать к расчету регулируемые цены (тарифы), утвержденные Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия, и нерегулируемые (свободные) цены, ежемесячно определяемые гарантирующим поставщиком в соответствии с действующими нормативными актами; проводить необходимые мероприятия в соответствии с нормативными документами по обеспечению учета потребляемой электроэнергии по расчетным приборам учета, указанным в приложении N 2 к договору; в последний день каждого месяца на 24 часа 00 минут московского времени фиксировать показания расчетных приборов учета; первого числа месяца, следующего за расчетным, передавать показания расчетных приборов учета в ОАО "Хакасэнергосбыт"; обеспечивать беспрепятственный допуск уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и сетевой организации к приборам учета электроэнергии, в том числе для сверки показаний расчетных приборов учета; обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических актов надлежащее техническое состояние и эксплуатацию энергопринимающих устройств и расчетных приборов учета, находящихся в собственности покупателя и/или принадлежащих ему на ином законном основании, а также обеспечивать сохранность расчетных приборов учета и пломб.
Цена договора и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 7 договора.
В соответствии с пунктом 10.1 (в редакции соглашения от 03.10.2008) договор действует с 01.07.2008 и действует по 31.12.2008 и считается ежегодно продленным, если не менее чем за месяц до окончания срока действия договора не последует заявления от одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре. Действие настоящего договора сохраняется полностью до момента заключения и вступление в силу нового договора энергоснабжения.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 21.12.2009 N 101 утверждены тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей открытого акционерного общества "Хакасэнергосбыт" на 2010 год.
В марте - июле 2010 года истцом в соответствии с условиями договора передана на объекты ответчика электрическая энергия.
Для оплаты поставленной электроэнергии истцом ответчику выставлены счета и счета-фактуры 27.05.2010 N 20419/1/2, 28.05.2010 N 20420/1/2, 31.05.2010 N 20421/1/2, 30.06.2010 N 2466/1/2, 27.07.2010 N 25356/1/2, 28.07.2010 N 25357/1/2, 29.07.2010 N 25358/1/2, 30.07.2010 N 25932/1/2, 31.07.2010 N 28454/1/2 на общую сумму 1 495 379,38 рублей.
В связи с тем, что поставленная в марте - июле 2010 года электрическая энергия ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по договору электроснабжения в размере 1 495 379,38 рублей за март - июль 2010 года, возникшей в связи с поставкой в жилые многоквартирные дома, обслуживаемые ответчиком, электрической энергии на общедомовые нужды и внутридомовые потери.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами отношений, вытекающих из договора энергоснабжения, доказанного факта передачи электроэнергии на объекты ответчика, отсутствие доказательств оплаты переданной электроэнергии.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания возникновения гражданских прав и обязанностей, согласно которой гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Истцом в качестве материально-правового заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности за поставленную электроэнергию.
Исходя из заявленных требований, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства: факт передачи истцом ответчику электроэнергии, объем переданной электроэнергии, наличие (отсутствие) оплаты полученной электроэнергии.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения от 19.08.2008 N 37100.
Правоотношения, возникшие из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи, регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и общими положениями гражданского законодательства об обязательствах и договорах.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530) оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Согласно расчету суммы иска, при определении количества переданной электроэнергии истцом использовались показания приборов учета и нормативы потребления, установленные для населения, при определении стоимости электроэнергии - коэффициенты для регулируемых цен, утвержденные тарифы для категории потребителей "население" (по многоквартирным домам) и фактические нерегулируемые цены поставки электрической энергии в соответствии с рассчитанной долей по регулируемой цене по одноставочному дифференцированному тарифу для юридических лиц (по офису ответчика).
Объем переданной электрической энергии подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Проверив расчет стоимости переданной в спорный период электрической энергии, суд апелляционной инстанции признает его верным.
Доказательств оплаты переданной истцом электроэнергии в материалы дела не представлено.
Исходя из изложенного, требования истца о взыскании 1 495 379,38 рублей задолженности за переданную электроэнергию заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 6 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Как следует из материалов дела, между ответчиком и администрацией муниципального образования г. Сорск заключен договор по обеспечению управления многоквартирным жилым фондом от 16.05.2008.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.9 договора исполнитель обязан обеспечивать бесперебойное предоставление в жилых помещениях коммунальных и иных услуг, а также начисления и сбор с потребителей платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Ссылка ответчика на то, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о проведении (не проведении) органом местного самоуправления конкурса для заключения договора управления, а также о наличии у администрации муниципального образования г. Сорск прав на заключение договора от 16.05.2008 без проведения конкурса, несостоятельна.
Согласно преамбуле договора от 16.05.2008 указанный договор заключен на основании протокола N 4 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 05.05.2008.
В материалы дела представлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 05.05.2008, утвержденный главой муниципального образования г. Сорск Егоровым Ю.К. (.т. 3, л.д. 38)
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что договор по обеспечению управления многоквартирным жилым фондом от 16.05.2008 заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также в материалы дела представлено письмо главы муниципального образования г. Сорск Жукова А.А. от 06.07.2010 N 1639 (т. 3, л.д. 39), указывающее на то, что ответчик в спорный период осуществлял управление многоквартирным жилым фондом г. Сорска.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в спорный период ответчик являлся управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого фонда г. Сорска.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Довод ответчика о том, что собственниками жилых помещений в спорных домах электроэнергия приобретается непосредственно у истца, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Согласно пунктам 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя, в том числе, освещение помещений общего пользования.
Следовательно, оплата энергии, поставляемой для электроснабжения мест общего имущества многоквартирного дома, включается в оплату коммунальных услуг, и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку ответчик является управляющей организацией, с учетом положений пункта 2 статьи 161 и пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии, потребленную в местах общего пользования.
Довод заявителя о том, что у ответчика отсутствует лицензия на оказание коммунальных услуг, несостоятелен.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", указанный перечень является исчерпывающим.
Лицензирование такого вида деятельности как оказание коммунальных услуг указанным Законом не предусмотрено.
Довод ответчика о том, что судом первой инстанции не дана оценка дополнительному соглашению от 01.03.2010 N 13 о расторжении договора безвозмездного пользования от 16.05.2008 N 188/08, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Судом первой инстанции правомерно не приняты в качестве доказательств письмо главы муниципального образования г. Сорск от 15.07.2010 исх. N 1738, а также дополнительное соглашение от 01.03.2010 N 13, так как указанные документы не относятся к существу рассматриваемого спора.
Остальные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "26" ноября 2010 года по делу N А74-3024/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "26" ноября 2010 года по делу N А74-3024/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.БЕЛАН
Судьи:
Н.А.КИРИЛЛОВА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)