Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2010.
Полный текст решения изготовлен 22.12.2010.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - компания) от 28.07.2010 N 726/1-213-МН о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части, противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (с учетом уточнения от 27.10.2010).
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Кушнаренко Б.М.
В судебном заседании приняли участие:
- от компании: Иванова Н.С. по доверенности от 19.07.2010 N 527-2010; Мельников Н.Е. по доверенности от 01.01.2010 N 44-2010;
- от Правительства Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации: Нечаев М.В. по доверенности от 28.09.2010 N 45-С; Аблаев Э.К. по доверенности от 17.11.2010 N 52-С;
- Суд
установил:
компания обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в той части, в которой данная норма влечет следующие обязанности теплоснабжающей организации: определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса.
Правила опубликованы 01.06.2006 в печатном издании "Российская газета" N 115, 05.06.2006 в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" N 23, статья 2501.
Оспариваемый пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
По мнению заявителя, этот пункт влечет для него обязанность указывать в актах приема-передачи тепловой энергии, счетах и счетах-фактурах, выставляемых абоненту - исполнителю коммунальных услуг по итогам расчетного периода в рамках договора поставки энергии в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми узлами учета, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не фактически отпущенное, что приводит к негативным последствиям.
Компания полагает, что положения пункта 8 Правил N 307 противоречит статьям 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), статье 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 252-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование данного утверждения компания, ссылаясь на статью 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, указывает, что теплоснабжающие организации при определении количества тепловой энергии, потребленной любыми категориями абонентов, должны руководствоваться Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 N ВК-4936, Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, действующими на основании письма Главгосэнергонадзора России от 20.12.1995 N 42-4-2/16, и Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
По утверждению заявителя, определение количества тепловой энергии, потребленной организациями - исполнителями коммунальных услуг, в управлении которых находятся многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, по нормативам потребления, не соответствует расчетному методу, установленному упомянутыми актами, и предусматривающему применение расчетных тепловых нагрузок, подлежащих указанию в договоре теплоснабжения, и показаний узла учета тепловой энергии на источнике теплоты.
Компания утверждает, что оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 входит в противоречие с положениями статей 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающими указывать в первичных документах (актах приема-передачи товара, счетах, счетах-фактурах), используемых для отражения хозяйственных операций с целью исчисления налога на добавленную стоимость, количество реально отпущенной тепловой энергии за истекший расчетный месяц, напрямую зависящее от фактической температуры наружного воздуха.
Компания отмечает, что указание в актах приема-передачи тепловой энергии количества, не соответствующего фактически переданному, противоречит статьям 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми у абонента возникает право собственности на фактически потребленное количество товара.
Компания полагает требование о расчете количества тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, противоречащим статье 1 Закона о тарифах, в соответствии с которым тепловая энергия - это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления), в то время как коммунальная услуга по отоплению - это поддержание в жилом помещении определенной температуры воздуха.
Заявитель указывает, что определение количества потребленной тепловой энергии в целях горячего водоснабжения по нормативам потребления коммунальных услуг влечет для него необходимость обработки информации, относящейся к персональным данным граждан - потребителей коммунальных услуг, в доступе к которым он ограничен положениями статьи 6 Закона о персональных данных вследствие невозможности получения согласия их носителей из-за отсутствия с ними договорных отношений.
По утверждению компании, оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 нарушает ее законные интересы как коммерческой организации, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, так как лишает возможности получать плату за фактически поставленное количество тепловой энергии.
В судебном заседании представители компании поддержали заявленное требование.
Представители Правительства Российской Федерации в отзывах на заявление и в судебном заседании не согласились с заявлением компании, ссылаясь на отсутствие в законодательстве указаний на применение в целях определения размера платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета иных нормативных актов кроме Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и Правил N 307. Указывают на невыполнимость требования компании о признании оспариваемой в части нормы недействующей исходя из требований юридической техники, так как оспариваемая норма Правил N 307, устанавливая общие требования к условиям договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, является одновременно отсылочной и бланкетной.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав представителей компании и Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Правил N 307 установлены частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Компания не отрицает правомерности изложенного правила в части необходимости соответствия условий договора о приобретении коммунального ресурса (тепловой энергии) положениям нормативных правовых актов Российской Федерации.
Фактически заявитель не согласен с требованием о соответствии условий такого договора Правилам N 307. При этом компания не конкретизирует, какие нормы этих Правил при заключении и исполнении договора энергоснабжения затрагивают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Между тем, оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 не предписывает теплоснабжающей организации определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического объема потребления ресурса, а также не возлагает на такую организацию обязанности по осуществлению действий, перечисленных компанией в заявлении в обоснование своего требования.
Оспариваемая заявителем норма носит общий характер, отсылая к нормативным правовым актам, подлежащим применению при заключении договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами.
Обеспечение граждан коммунальными услугами, в частности, отоплением и горячей водой опосредовано заключением исполнителем коммунальных услуг договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией, в котором первый выступает в качестве абонента при снабжении тепловой энергией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548, пунктом 1 статьи 541, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Особенности правоотношений, возникающих между организациями коммунального комплекса и лицами, оказывающими коммунальные услуги гражданам (исполнителями коммунальных услуг) определены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно указанной норме в жилищном секторе (в многоквартирных домах) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Таким образом, потребителем товара (в данном случае тепловой энергии, используемой на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, отопление и горячее водоснабжение) является исполнитель коммунальной услуги, которому граждане в силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации оплачивают соответствующие коммунальные услуги.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем, по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с упомянутой нормой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, каковыми согласно пункту 2 этих правил являются месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами N 306 и N 307 установлены и учтены особенности определения количества отпускаемого теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг товара - тепловой энергии при отсутствии приборов учета в многоквартирном доме и потребляемого последним с целью предоставления гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Суд не усматривает противоречия оспариваемого пункта 8 Правил N 307 пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
При этом суд учитывает, что компания не отрицает возможность осуществления расчетов с исполнителями коммунальных услуг за фактически отпущенный объем тепловой энергии посредством корректировки один раз в год, проводимой по формулам из приложения N 2 к Правилам N 307, содержащим показатель размера платы за тепловую энергию, горячую воду, определяемый ресурсоснабжающей организацией расчетным путем.
Таким образом, оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 не противоречит упомянутым в судебном акте федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.
Несоответствие оспариваемого пункта 8 Правил N 307 Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону о тарифах, Закону о персональных данных и нарушение им прав заявителя в сферах, регулируемых этими законами, судом не установлено.
С учетом изложенного суд также не усматривает оснований для вывода о нарушении оспариваемым в части пунктом 8 Правил N 307 прав и законных интересов компании в сфере предпринимательской деятельности или препятствиях для ее осуществления.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части, определяемой заявителем как влекущей для теплоснабжающей организации следующие обязанности: определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса, соответствующим положениям статей 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", имеющим большую юридическую силу.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (г. Санкт-Петербург) отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 22.12.2010 N ВАС-12425/10
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. N ВАС-12425/10
Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2010.
Полный текст решения изготовлен 22.12.2010.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - компания) от 28.07.2010 N 726/1-213-МН о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части, противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (с учетом уточнения от 27.10.2010).
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Кушнаренко Б.М.
В судебном заседании приняли участие:
- от компании: Иванова Н.С. по доверенности от 19.07.2010 N 527-2010; Мельников Н.Е. по доверенности от 01.01.2010 N 44-2010;
- от Правительства Российской Федерации в лице Министерства регионального развития Российской Федерации: Нечаев М.В. по доверенности от 28.09.2010 N 45-С; Аблаев Э.К. по доверенности от 17.11.2010 N 52-С;
- Суд
установил:
компания обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в той части, в которой данная норма влечет следующие обязанности теплоснабжающей организации: определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса.
Правила опубликованы 01.06.2006 в печатном издании "Российская газета" N 115, 05.06.2006 в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации" N 23, статья 2501.
Оспариваемый пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
По мнению заявителя, этот пункт влечет для него обязанность указывать в актах приема-передачи тепловой энергии, счетах и счетах-фактурах, выставляемых абоненту - исполнителю коммунальных услуг по итогам расчетного периода в рамках договора поставки энергии в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми узлами учета, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не фактически отпущенное, что приводит к негативным последствиям.
Компания полагает, что положения пункта 8 Правил N 307 противоречит статьям 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), статье 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 252-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование данного утверждения компания, ссылаясь на статью 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую оплату энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, указывает, что теплоснабжающие организации при определении количества тепловой энергии, потребленной любыми категориями абонентов, должны руководствоваться Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 N ВК-4936, Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, действующими на основании письма Главгосэнергонадзора России от 20.12.1995 N 42-4-2/16, и Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105.
По утверждению заявителя, определение количества тепловой энергии, потребленной организациями - исполнителями коммунальных услуг, в управлении которых находятся многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, по нормативам потребления, не соответствует расчетному методу, установленному упомянутыми актами, и предусматривающему применение расчетных тепловых нагрузок, подлежащих указанию в договоре теплоснабжения, и показаний узла учета тепловой энергии на источнике теплоты.
Компания утверждает, что оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 входит в противоречие с положениями статей 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывающими указывать в первичных документах (актах приема-передачи товара, счетах, счетах-фактурах), используемых для отражения хозяйственных операций с целью исчисления налога на добавленную стоимость, количество реально отпущенной тепловой энергии за истекший расчетный месяц, напрямую зависящее от фактической температуры наружного воздуха.
Компания отмечает, что указание в актах приема-передачи тепловой энергии количества, не соответствующего фактически переданному, противоречит статьям 223, 224 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми у абонента возникает право собственности на фактически потребленное количество товара.
Компания полагает требование о расчете количества тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, противоречащим статье 1 Закона о тарифах, в соответствии с которым тепловая энергия - это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления), в то время как коммунальная услуга по отоплению - это поддержание в жилом помещении определенной температуры воздуха.
Заявитель указывает, что определение количества потребленной тепловой энергии в целях горячего водоснабжения по нормативам потребления коммунальных услуг влечет для него необходимость обработки информации, относящейся к персональным данным граждан - потребителей коммунальных услуг, в доступе к которым он ограничен положениями статьи 6 Закона о персональных данных вследствие невозможности получения согласия их носителей из-за отсутствия с ними договорных отношений.
По утверждению компании, оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 нарушает ее законные интересы как коммерческой организации, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, так как лишает возможности получать плату за фактически поставленное количество тепловой энергии.
В судебном заседании представители компании поддержали заявленное требование.
Представители Правительства Российской Федерации в отзывах на заявление и в судебном заседании не согласились с заявлением компании, ссылаясь на отсутствие в законодательстве указаний на применение в целях определения размера платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета иных нормативных актов кроме Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и Правил N 307. Указывают на невыполнимость требования компании о признании оспариваемой в части нормы недействующей исходя из требований юридической техники, так как оспариваемая норма Правил N 307, устанавливая общие требования к условиям договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, является одновременно отсылочной и бланкетной.
Рассмотрев материалы дела, и выслушав представителей компании и Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Правил N 307 установлены частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, что не оспаривается сторонами.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Компания не отрицает правомерности изложенного правила в части необходимости соответствия условий договора о приобретении коммунального ресурса (тепловой энергии) положениям нормативных правовых актов Российской Федерации.
Фактически заявитель не согласен с требованием о соответствии условий такого договора Правилам N 307. При этом компания не конкретизирует, какие нормы этих Правил при заключении и исполнении договора энергоснабжения затрагивают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Между тем, оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 не предписывает теплоснабжающей организации определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического объема потребления ресурса, а также не возлагает на такую организацию обязанности по осуществлению действий, перечисленных компанией в заявлении в обоснование своего требования.
Оспариваемая заявителем норма носит общий характер, отсылая к нормативным правовым актам, подлежащим применению при заключении договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами.
Обеспечение граждан коммунальными услугами, в частности, отоплением и горячей водой опосредовано заключением исполнителем коммунальных услуг договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организацией, в котором первый выступает в качестве абонента при снабжении тепловой энергией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548, пунктом 1 статьи 541, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Особенности правоотношений, возникающих между организациями коммунального комплекса и лицами, оказывающими коммунальные услуги гражданам (исполнителями коммунальных услуг) определены пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Согласно указанной норме в жилищном секторе (в многоквартирных домах) потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Таким образом, потребителем товара (в данном случае тепловой энергии, используемой на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, отопление и горячее водоснабжение) является исполнитель коммунальной услуги, которому граждане в силу частей 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации оплачивают соответствующие коммунальные услуги.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата производится за фактически потребленное количество энергии, определенное на основании показаний прибора учета. Вместе с тем, по смыслу указанной нормы при отсутствии прибора учета в многоквартирных домах размер платы определяется по другим правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с упомянутой нормой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, каковыми согласно пункту 2 этих правил являются месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами N 306 и N 307 установлены и учтены особенности определения количества отпускаемого теплоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг товара - тепловой энергии при отсутствии приборов учета в многоквартирном доме и потребляемого последним с целью предоставления гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Суд не усматривает противоречия оспариваемого пункта 8 Правил N 307 пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
При этом суд учитывает, что компания не отрицает возможность осуществления расчетов с исполнителями коммунальных услуг за фактически отпущенный объем тепловой энергии посредством корректировки один раз в год, проводимой по формулам из приложения N 2 к Правилам N 307, содержащим показатель размера платы за тепловую энергию, горячую воду, определяемый ресурсоснабжающей организацией расчетным путем.
Таким образом, оспариваемый в части пункт 8 Правил N 307 не противоречит упомянутым в судебном акте федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.
Несоответствие оспариваемого пункта 8 Правил N 307 Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону о тарифах, Закону о персональных данных и нарушение им прав заявителя в сферах, регулируемых этими законами, судом не установлено.
С учетом изложенного суд также не усматривает оснований для вывода о нарушении оспариваемым в части пунктом 8 Правил N 307 прав и законных интересов компании в сфере предпринимательской деятельности или препятствиях для ее осуществления.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части, определяемой заявителем как влекущей для теплоснабжающей организации следующие обязанности: определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса, соответствующим положениям статей 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", имеющим большую юридическую силу.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" (г. Санкт-Петербург) отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)