Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4006/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2012 г. по делу N 33-4006/2012


Судья Кузнецова Ю.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе: председательствующего Зинченко И.П.,
судей Звягинцевой Л.М., Киселевой С.Н.,
при секретаре Шардаковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10.04.2012
гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика", ООО "Энергокомплекс", ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" о защите прав неопределенного круга потребителей
по апелляционной жалобе ответчика ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" на решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 22.12.2011.
Заслушав доклад председательствующего Зинченко И.П., объяснения представителя истца Ч., действующей по дов-сти от <...>, полагавшей решение суда правильным, представителя ответчика ООО "УК ДЕЗ" Б., действующей по дов-сти от <...>, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ООО "Энергокомплекс" П., действующей по дов-сти от <...>, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с иском к ООО "Управляющая Компания "Дирекция Единого Заказчика", ООО "Энергокомплекс", ООО "Свердловская Теплоснабжающая Компания" о защите прав неопределенного круга потребителей.
Представители истца указали, что их Управлением Роспотребнадзора в г. Каменске-Уральском и Каменском районе проанализировано обеспечение населения г. К-Уральского горячей водой стандартного качества. Сравнительный анализ данных лабораторных исследований показал несоответствие качества воды централизованной системы горячего водоснабжения требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В Красногорском районе г. Каменска-Уральского деятельность по водоснабжению населения горячей водой осуществляет ООО "УК "ДЕЗ".
В силу Закона РФ "О защите прав потребителей" (абз. 5 преамбулы ФЗ РФ N 2300-1 от 07.02.1992) и абз. 2 п. 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" он является исполнителем услуг.
Из п. 2.3 Устава ООО "Энергокомплекс" следует, что они осуществляют производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), то есть являются ресурсоснабжающей организацией.
В период с 01.03.2011 по 30.06.2011 транспортировку данного ресурса осуществляло ООО "Свердловская Теплоснабжающая Компания" на основании договора <...>, заключенного между ООО "УК "ДЕЗ" и ООО "СТК".
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе" выдало экспертное заключение по результатам анализа состава горячей воды на соответствие ее санитарно-эпидемиологическим требованиям за период с <...> по <...> за N <...> от <...>. За указанный период наблюдения было исследовано 35 проб по органолептическим и микробиологическим показателям, из них не соответствуют требованиям СанПиН <...> "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по санитарно-химическим показателям - 91.4%.
Принятые меры в отношении ООО "УК "ДЕЗ", ООО "Энергокомплекс", ООО "СТК" не обеспечили подачи горячей воды потребителям соответствующего качества.
Истец просил признать действия ООО "СТК", ООО "Энергокомплекс", ООО "УК "ДЕЗ", выразившиеся в поставке населению Красногорского района города Каменска-Уральского в период с <...> по <...> некачественной горячей воды, не соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Просил обязать ООО "Энергокомплекс", ООО "УК "ДЕЗ" поставлять населению <...> горячую воду надлежащего качества, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Обязать ООО "УК "ДЕЗ" довести до сведения потребителей через средства массовой информации о принятом решении в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представители ООО "УК "ДЕЗ" иск не признали, пояснили, что круг ответчиков по заявленным Управлением Роспотребнадзора требованиям определен неверно. Из сферы защиты неопределенного круга жителей Красногорского района города Каменска-Уральского Управления Роспотребнадзора необоснованно исключены предприятия торговли, общественного питания, промышленные, производственные предприятия города; также им не учтены сферы соцкультбыта, в частности, организации образования, объекты культуры и др. спортивные учреждения, которые также приобретают такой ресурс, как горячая вода у ресурсоснабжающей организации, и в дальнейшем предоставляют данный ресурс для пользования сотрудникам, посетителям, учащимся и т.д.
На территории г. К.-Уральского деятельность по управлению многоквартирными домами, включая деятельность по водоснабжению населения жителей, осуществляют следующие управляющие компании: Муниципальное учреждение "ДЕЗ"; ООО "УК "ДЕЗ"; ООО "Горстройцентр"; ООО "УК "Южный берег"; ООО "УК "ЖСК"; ООО "Стройком"; ИП Л.; ООО "УК "Уральская строительная компания".
Заявленное в исковом заявлении требование Управления Роспотребнадзора о признании противоправными действий по поставке некачественной горячей воды всему населению Красногорского района города Каменска-Уральского и о прекращении противоправных действий не может являться требованием в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно Уставу МО "г. К-Уральский" (статьи 26, 29) соответствующие должностные лица и органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями по решению вопросов местного значения.
В частности, к полномочиям администрации города по решению вопросов местного значения относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Обладая информацией о необеспечении населения города коммунальным ресурсом надлежащего качества, соответствующие должностные лица, обязаны в силу закона принять все предусмотренные законодательством меры для устранения нарушений.
При отсутствии реальной опасности для здоровья граждан СанПиН 2.1.4.1074-01 также утверждает введение отклонений от гигиенических нормативов качества питьевой воды на время, необходимое для устранения нарушений качества. Обязанность и ответственность за организацию надежного водоснабжения потребителей на соответствующей территории возлагается на уполномоченные органы и должностных лиц муниципального образования (п. 5 ст. 7 Закона РФ от <...> N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Исходя из указанной информации и экспертного заключения о соответствии горячей воды санитарно-эпидемиологическим требованиям N <...> от <...> качество горячей воды, подаваемой из поверхностного источника - Волковского водохранилища р. Исеть г. Каменска-Уральского, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям, по органолептическим показателям и по биологическим показателям.
Ответчик полагает, что именно системой не обеспечивается производство горячей воды, соответствующей требованиям к надлежащему качеству данного ресурса. Как указано в экспертном заключении, это представляет эпидемическую опасность, так как существует реальная угроза возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) у населения, аллергических реакций.
Управление Роспотребнадзора не указывает, в чем конкретно выразилась противоправность действий по поставке некачественного ресурса каждого из иных ответчиков.
Постановлением N <...> от <...> дело в отношении ООО "УК "ДЕЗ" по несоответствию качества горячего водоснабжения в доме по <...> требованиям
санитарных правил и норм было прекращено, в связи с установлением, что качество водоснабжения в кранах потребителей по показателю "мутность качества", зафиксировано на вводе в дом.
Кроме того, протокол об административном правонарушении, а также вынесенное на основании его постановление о назначении административного наказания <...>, протоколы лабораторных исследований в отношении многоквартирного дома по <...> оспорены в Арбитражном суде Свердловской области. Иных доказательств, обосновывающих виновность юридического лица в действиях по поставке некачественного ресурса, Управлением Роспотребнадзора не представлено.
ООО "УК "ДЕЗ" неоднократно обращалось в адрес поставщиков горячего водоснабжения, соответствующих должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу приостановления или прекращения подачи некачественного ресурса на территории г. К-Уральского, о проведении оценки опасности и риска для здоровья населения дальнейшего потребления горячей воды, не соответствующей гигиеническим нормативам. Положительного решения этой проблемы ООО "УК "ДЕЗ" не добилось.
Поскольку вины ООО УК "ДЕЗ" в поставке некачественной горячей воды населению при ее заборе не в источнике питьевого водоснабжения не имеется, а самостоятельно вопрос приостановления подачи некачественного ресурса либо его прекращения ООО "УК "ДЕЗ" разрешить не может, оснований для признания его действий незаконными и возложении обязанности по поставке горячей воды надлежащего качества не имеется.
Требования о публикации судебного решения в средствах массовой информации не основаны на законе, поэтому также удовлетворению не подлежат.
Представитель ООО "Свердловской Теплоснабжающей Компании" исковые требования не признала, пояснила, что ими в период с <...> по <...> горячая вода населению Красногорского района г. К-Уральского не поставлялась.
Организацией, осуществляющей производство, передачу и распределение пара и горячей воды является ООО "Энергокомплекс". Договорные отношения у них (ООО "СТК") с ООО "Энергокомплекс" и ООО "УК "ДЕЗ" отсутствуют. Они осуществляют только поставку тепловой энергии и теплоносителя в адрес ООО "УК "ДЕЗ".
В связи с тем, что ООО "СТК" не поставляет населению Красногорского района г. К-Уральского горячую воду, он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители ответчика ООО "Энергокомплекс" иск не признали, пояснили суду, что не считают ООО "Энергокомплекс" надлежащим ответчиком по делу, так как услугу горячего водоснабжения потребителям, а именно, населению Красногорского района г. Каменска-Уральского, они не оказывают.
Общество арендует комплекс химводоочистки. Получая техническую, а не питьевую воду от ОАО "ТГК-9", они (ООО "Энергокомплекс") осуществляют ее химическую очистку и на границе своей ответственности, поставляют техническую воду юридическим лицам.
Горячую воду питьевого качества их ООО "Энергокомплекс" не изготавливает, соответственно и не отпускает, но это обстоятельство нельзя расценить, как оказание некачественной услуги горячего водоснабжения, соответственно и действия Общества не являются незаконными, не влекут возложение обязанностей по оказанию услуги горячего водоснабжения населению Красногорского района.
Представитель третьего лица ОАО "ТГК-9" сочла иск Управления Роспотребнадзора не затрагивающим права и обязанности ОАО "ТГК-9", не оказывающего услугу горячего водоснабжения населению г. К-Уральского.
При этом она пояснила, что ОАО "ТГК-9" осуществляет забор воды из реки Исеть для нужд Красногорской теплоэлектроцентрали. После этого вода продается ООО "Энергокомплекс", как техническая. На какие нужды она используется в дальнейшем ОАО "ТГК-9" не контролирует, при этом ничьи права и законные интересы они не нарушают.
Представитель третьего лица Администрации г. К-Уральского Б. иск не признал, указал, что никто из ответчиков объективно не имеет возможности предоставлять населению города горячую воду питьевого качества. При этом Администрация города в настоящее время не имеет возможности организовать горячее водоснабжение населения <...> иным способом. ООО "УК "ДЕЗ", поставляя населению горячую воду, проводит ее визуальный контроль, за лабораторный контроль воды потребители не платят, следовательно, оснований для его производства не имеется. Удовлетворение иска о возложении на ответчиков обязанности оказания населению города услуги горячего
водоснабжения в соответствии с требованиями санитарных норм приведет к отключению подачи горячей воды и нарушит права и законные интересы, как граждан, так и органов местного самоуправления.
Решением Синарского районного суда <...> исковые требования Управления Роспотребнадзора удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать противоправными действия ООО "СТК", ООО "УК "ДЕЗ", выразившиеся в предоставлении неопределенному кругу потребителей <...> г. К-Уральского в период с <...> по <...> горячей воды, не соответствующей по качеству требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; обязать ООО "УК "ДЕЗ" в десятидневный срок по вступлении решения суда в законную силу через средства массовой информации довести решение суда до сведения потребителей; взыскать с ООО "УК "ДЕЗ", ООО "СТК" в равных долях в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <...> рублей.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, представитель ООО "УК "ДЕЗ" - А. в апелляционной жалобе просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ N 307 от <...> утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 указанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует
договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно подп. б п. 49 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по горячему водоснабжению в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасную для жизни, здоровья и не причиняющую вреда его имуществу, при этом обеспечив бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу подп. а п. 51 указанных Правил, потребитель, в том числе, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Управлением Роспотребнадзора иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц - потребителей услуги горячего водоснабжения Красногорского района г. Каменска-Уральского.
В соответствии со ст. 46 Закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор и его территориальные органы, иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей вправе предъявлять иски о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Таким образом, суд верно указал, что ООО "УК "ДЕЗ", являясь управляющей компанией, осуществляет управление <...> многоквартирными домами Красногорского района г. Каменска-Уральского, жителям которых оказывает услугу горячего водоснабжения. Количество жильцов домов подвержено постоянной ротации, при этом оно настолько велико, что их процессуальное соучастие невозможно, следовательно, определение жильцов домов Красногорского района, которым ООО "УК "ДЕЗ" оказывает услугу горячего водоснабжения отвечает определению неопределенного круга лиц.
ООО "УК "ДЕЗ" является исполнителем услуги горячего водоснабжения, поскольку поставляет горячую воду на возмездной основе потребителям в управляемые им многоквартирные дома, следовательно, этот ответчик является надлежащим и обязан доказать соответствие качества оказываемой услуги горячего водоснабжения установленным нормативам.
Довод ответчика о том, что из <...> многоквартирных домов, которые находятся в управлении Дирекции, 788 домов: 1, 3, 4 коллектор <...>, 6 коллектор <...> данный вывод суда не опровергает.
Доводы жалобы о том, что в домах поселка Южный забор воды на нужды горячего водоснабжения осуществляется не из реки Исеть, а приобретается у ОАО "Водоканал", которая отвечает требованиям питьевого качества, судебная коллегия принять во внимание не может по следующим основаниям.
Требования к качеству питьевой воды установлены СанПиН <...> "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", ГН <...> "Предельно - допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования".
Согласно заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <...> в г. К-Уральском и <...>" по результатам анализа состава горячей воды на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям за период с <...> по <...> N <...> от <...> за указанный период наблюдения всего исследовано 35 проб по органолептическим и микробиологическим показателям, из них не соответствуют требованиям СанПиН <...> "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по санитарно-химическим показателям - 91.4% из исследованных проб (в том числе - по железу 28.6%, марганцу 20%; по органолептическим показателям: мутности - 77.1%. цветности - 37.1%. запаху - 48,6%), по микробиологическим показателям 14.2% исследованных проб (общее микробное число 5.7%, общие колиформные бактерии 2,8%, споры сульфатредуцирующих клостридий 11.4%).
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами за период с <...> по <...>, составленными специалистами ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <...> в г. К-Уральском и <...>", и другими письменными материалами дела.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что со стороны ООО "УК "ДЕЗ" и ООО "СТК" имело место ненадлежащее обеспечение горячим водоснабжением неопределенного круга лиц в Красногорском районе г. К-Уральского в период с <...> по <...>.
Ответчики как исполнители коммунальных услуг по горячему водоснабжению, предоставляли эту услугу ненадлежащего качества, что неблагоприятно сказывается на здоровье граждан, нарушает права потребителей.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ссылки ответчика ООО "УК "ДЕЗ" на особенности городских систем горячего водоснабжения, а также на невозможность воздействия на коммунальный ресурс, получаемый от ресурсоснабжающей организации, освобождающими исполнителя от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, не могут быть признаны убедительными.
Ответчики обязаны осуществлять производственный контроль поступающего к ним ресурса, обязаны проверять качество услуги до ее предоставления потребителю, проводить оценку риска для здоровья населения оказываемой услуги.
Также ссылки ООО "УК "ДЕЗ" на невозможность приостановления или прекращения предоставления некачественной услуги горячего водоснабжения до принятия решения об этом органа местного самоуправления либо органов Роспотребнадзора направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, поскольку, как верно указано судом, данные доводы свидетельствуют о нежелании ООО "УК "ДЕЗ" отвечать за качество услуги, за которую до настоящего времени взимается ежемесячная плата в значительном размере без информирования населения о недостатке качества этой услуги.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов в апелляционной жалобе не приводится, другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Синарского районного суда г. Каменск-Уральского Свердловской области от 22.12.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ООО "УК "ДЕЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗИНЧЕНКО И.П.

Судьи
ЗВЯГИНЦЕВА Л.М.
КИСЕЛЕВА С.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)