Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2011 N 33-12626/11

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. N 33-12626/11


Судья: Олейников А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Мун Г.И.,
судей: Василенко С.К., Кравцовой Е.В.
при секретаре С.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Мещеряковой Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ответчика Администрации Волгограда - по доверенности Б.Е.С.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июля 2011 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о возложении обязанности принять меры к проведению капитального ремонта - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда по не организации работ, направленных на проведение капитального ремонта жилого, с целью приведения утраченных в процессе его эксплуатации характеристик, соответствия помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Обязать администрацию Волгограда во исполнение решения (заключения) межведомственной комиссии администрации Центрального района от ДД.ММ.ГГГГ N, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик здания, с учетом выполненного ООО "Центркран" технического заключения провести финансирование и организовать работы, направленные на проведение капитального ремонта жилого (муниципального общежития), в том числе:
- - очистить от коррозии стальные обрамления бетонных плит балконов, усилить уголки путем приварки новых по всей длине прокатных профилей; балконные плиты отремонтировать, отбив отслоившийся бетон, зачистить оголенную арматуру и восстановить защитный слой бетона;
- - заделать трещины ремонтным составом,
- восстановить поврежденный слой штукатурки наружных стен,
- восстановить откосы на внешней стороне окон с устройством отливов под каждым оконным проемом,
- демонтировать оконные перегородки, имеющие разрушение и пораженные гнилью, с установлением новых оконных перегородок,
- заменить полы в коридорах, кухонных и моечных помещения,
- разобрать и отремонтировать имеющие просадку перекрытия,
- произвести мероприятия по устранению плесени (отбить штукатурку до несущих конструкций, зачистить поверхность, обработать специальным составом "антиплесень"),
- заменить поврежденные волнистые асбестоцементные листы кровли,
- оборудовать здание душевыми кабинами,
- произвести ремонтно-строительные работы по отделке санузлов, с заменой ограждения кабин и установкой современных унитазов и раковин.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Василенко С.К., объяснения представителя Администрации Волгограда по доверенности М., представителя Администрации Центрального района г. Волгограда по доверенности К., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Мещерякову Л.В, возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

установила:

Прокурор Центрального района Волгограда, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Волгограда о возложении обязанности принять меры к проведению капитального ремонта муниципального общежития по .
В обоснование иска указал, что Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области неоднократно проводились инспекторские проверки, в ходе которых выявлены повреждения строительных конструкций (наружных несущих стен здания) муниципального общежития по "а".
По результатам проверок в адрес главы администрации Центрального района для рассмотрения на межведомственной комиссии направлялись письма с приложением заключений и копий актов проверок, с указанием выявленных повреждений строительных конструкций (наружных несущих стен здания) муниципального общежития по "а", которые способны привести к снижению до недопустимого уровня степени надежности здания, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований, что может создать угрозу безопасности проживания для жителей общежития. Кроме того, неоднократными проверками и обследованиями выявлена необходимость срочного проведения капитального ремонта муниципального общежития по "а".
22.02.2011 г. на заседании межведомственной комиссии района по рассмотрению технического заключения ООО "Центркран" о надежности строительных конструкций здания, принято решение N "Об обследовании общежития по "а", с поручением управляющей организации МУ "ЖКХ Центрального района Волгограда" провести капитальный ремонт здания в соответствии с рекомендациями данного заключения.
Однако межведомственной комиссией района не принято одно из предусмотренных п. 47 Постановления решений. Возможность выполнить отдельные виды работ из вышеперечисленных (инструментальное и инженерное обследование несущих конструкций и инженерного оборудования) имелась в рамках бюджетной сметы МУ "ЖКХ Центрального района Волгограда" на 2011 год, утверждаемой главой администрации Центрального района", однако данные суммы исключены из бюджета учреждения постановлением администрации района.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда по не организации работ, направленных на проведение капитального ремонта жилого, с целью приведения утраченных в процессе его эксплуатации характеристик, соответствия помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Обязать администрацию Волгограда во исполнение решения (заключения) межведомственной комиссии администрации Центрального района от ДД.ММ.ГГГГ N, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик здания, с учетом выполненного ООО "Центркран" технического заключения провести финансирование и организовать работы, направленные на проведение капитального ремонта жилого (муниципального общежития).
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика Администрация Волгограда Б.Е.Н. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указал на нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Статьей 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Согласно ст. 29 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, а в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона вопрос организации и содержания муниципального жилищного фонда находится в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Исходя из ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществления контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованием законодательства, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
По правилам п. 33 Положения ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований является основанием к признанию дома непригодным для проживания.
Пункт 42 Положения устанавливает, что межведомственная комиссия по заявлению собственника (нанимателя) помещения или на основании заключения органов государственного контроля и надзора должна провести оценку соответствия помещения требованиям данного Положение и признать жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 46 указанного Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В силу п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, по результатам работы комиссия принимает одно из решений, среди которых указаны необходимость и возможность проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки.
Изложенное указывает, что вопрос о целесообразности проведения капитального ремонта находится в компетенции межведомственной комиссии. Критерии к вопросу о целесообразности проведения ремонтных работ законодателем не определены, следовательно, в каждом конкретном случае комиссия вправе решать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств: объема работ, которые необходимо провести в рамках ремонта, их трудоемкости и продолжительности, объема необходимых затрат.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 2 Положения о районной межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов, утвержденного Постановлением главы Волгограда от 6 мая 2006 года N 1043, установлено, что в компетенцию комиссии входят оценка соответствия жилых помещений установленным законодательством требованиям, рассмотрение вопросов о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания, а также о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением администрации Волгограда от 6 мая 2006 года N 1043 "О делегировании полномочий по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов администрациям районов Волгограда", администрациям районов Волгограда делегированы полномочия по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов. Администрациям районов Волгограда поручено создать межведомственные комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов.
Пунктом 13 Постановления администрации Волгограда от 6 мая 2006 года N 1043, предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из материалов дела следует, что 29.01.2009 г. в ходе инспекторской проверки, проведенной специалистом Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, выявлены повреждения строительных конструкций (наружных несущих стен здания) муниципального общежития по в том числе: вертикальная трещина с торцевой части здания (правого крыла), диагональные и вертикальные трещины торцевой стены и с дворовой части фасада (левого крыла) шириной раскрытия свыше 2 см, которые являются сквозными, поскольку повторяются внутри помещений кухонь 1-го и 2-го этажей, бытовой комнаты 2-го этажа, ремонт которых проведен в 2008 г. (одна из трещин располагается в месте прохождения трубопровода газоснабжения); повреждение полов в коридорах и кухнях, разрушение балконных плит балконов, расположенных над входом в общежитие, оголение арматуры.
По результатам проверки 03.02.2009 года в адрес главы администрации Центрального района для рассмотрения на межведомственной комиссии направлено письмо с приложением заключения от ДД.ММ.ГГГГ N и копии акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В письме отражено, что выявленные повреждения строительных конструкций наружных несущих стен здания муниципального общежития по способны привести к снижению до недопустимого уровня степени надежности здания, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований, что может создать угрозу безопасности проживания для жителей общежития.
В заключении от ДД.ММ.ГГГГ N Госжилинспекции по Волгоградской области также указано на необходимость проведения инструментального обследования строительных конструкций (наружных стен) здания, в целях установления причин их разрушения, определения характера имеющихся деформаций, а также их несущей способности и разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное проживание граждан.
Предусмотренная п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям, кроме прочего, включает в себя определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания, составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения (при этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование), принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
По результатам рассмотрения заключения указанного органа государственного контроля и надзора, 04.03.2009 г. межведомственной комиссией района принято решение N "О дополнительном обследовании многоквартирного дома (муниципального общежития) по ", и поручено МУ "ЖКХ Центрального района Волгограда" заказать в лицензированной организации обследование технического состояния строительных конструкций дома.
Кроме того, из акта обследования общежития ФГУЗ "Центр медицины и санэпидемиологии в Волгоградской области" от 21.04.2009 года, усматривается, что фасад здания требует капитального ремонта, санитарно-техническое состояние жилых комнат неудовлетворительное, бытовая комната на 2-м этаже находится в аварийном состоянии: полы прогнили и местами провалились, трещины в стенах; оконные рамы в жилых комнатах и кухнях ветхие и требуют ремонта; централизованное горячее отопление отсутствует, температура воздуха в здании по результатам замеров не соответствует установленным требованиям.
Специалистом Госжилинспекции по Волгоградской области проведена внеплановая проверка МУ "ЖКХ Центрального района" по содержанию муниципального общежития по по результатам которой 03.08.2010 г. для рассмотрения на межведомственной комиссии направлено письмо с приложением заключения от 26.07.2010 г. N 1540-2 и копии акта проверки от 22.07.2010 г.
На основании поступивших материалов, 27.08.2010 г. межведомственной комиссией Центрального района принято решение N "О дополнительном обследовании многоквартирного дома (муниципального общежития) по "а", которым МУ "ЖКХ Центрального района Волгограда" поручено провести инструментальное обследование строительных конструкций жилого дома - заказать в лицензированной организации обследование технического состояния строительных конструкций дома, которое представить в комиссию.
24.01.2011 года специализированной организацией ООО "Центркран" было выполнено техническое заключение "О надежности строительных конструкций здания по
В ходе проведенного ООО "Центркран" визуально-инструментального обследования здания установлено: фундаменты здания имеют признаки неравномерной осадки в виде трещин в несущих стенах, в наружных стенах наблюдаются трещины с шириной раскрытия до 50 см; осмотр установленных 17.02.2009 г. в трещинах "маяков" показал, что их развитие не наблюдается, техническое состоянии фундамента оценено как работоспособное; перекрытия в отдельных местах имеют просадку вследствие поражения деревянных настилов гнилью, отмечено наличие трещин в штукатурном слое; имеет место отслоение и разрушение штукатурного слоя перегородки в моечных помещениях вследствие повышенной влажности и отсутствия вентиляции, из-за нарушения целостности волнистых асбестовых листов имеют место протечки кровли; полы частично и неравномерно изношены, а в моечном отделении - просели; имеет место разрушение защитного слоя бетонной плиты балкона с оголением и коррозией арматуры, а металлическое обрамление балконных плит - сквозную коррозию.
Техническое состояние наружных стен, перекрытия, перегородки, кровли и полов оценено как "ограничено работоспособное".
В целях дальнейшей безопасной эксплуатации здания ООО "Центркран" рекомендовано выполнить следующие мероприятия: очистить от коррозии стальные обрамления бетонных плит балконов, усилить уголки путем приварки новых по всей длине прокатных профилей; балконные плиты отремонтировать, отбив отслоившийся бетон, зачистить оголенную арматуру и восстановить защитный слой бетона; заделать трещины ремонтным составом; восстановить поврежденный слой штукатурки наружных стен; восстановить откосы на внешней стороне окон с устройством отливов под каждым оконным проемом; демонтировать оконные перегородки, имеющие разрушение и пораженные гнилью, с установлением новых оконных перегородок; заменить полы в коридорах, кухонных и моечных помещения; разобрать и отремонтировать имеющие просадку перекрытия; произвести мероприятия по устранению плесени (отбить штукатурку до несущих конструкций, зачистить поверхность, обработать специальным составом "антиплесень"); заменить поврежденные волнистые асбестоцементные листы кровли; оборудовать здание душевыми кабинами; произвести ремонтно-строительные работы по отделке санузлов, с заменой ограждения кабин и установкой находящихся в рабочем состоянии унитазов и раковин.
22.02.2011 года на заседании межведомственной комиссии Центрального района Волгограда рассмотрено техническое заключение ООО "Центркран" о надежности строительных конструкций здания и принято решение N "Об обследовании общежития по которым управляющей организации МУ "ЖКХ Центрального района Волгограда" поручено провести капитальный ремонт здания в соответствии с рекомендациями данного заключения.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, о реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Вместе с тем, до настоящего времени межведомственной комиссией района не принято одно из предусмотренных п. 47 Постановления решений (о признании дома аварийным или о возможности проведения капитального ремонта), ремонтные работы не начаты и их проведение не планируется.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
При таких данных суд пришел к обоснованному выводу о наличии угрозы безопасности проживания для жителей общежития и вынес правильное решение об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы кассационной жалобы о том, что жилой по не является муниципальным общежитием и включен в программу сноса, как жилое помещение непригодное для проживания, являлись предметом исследования и оценки в суде первой инстанции. Им была дана правильная правовая оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Прочие доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку об обстоятельствах, исследованных судом по правилам ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика Администрации Волгограда - по доверенности Б.Е.С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)