Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2012 N Ф09-1833/12 ПО ДЕЛУ N А47-1483/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2012 г. N Ф09-1833/12


Дело N А47-1483/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Абозновой О.В., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" (ОГРН 1055612022003; далее - общество "Оренбургская ТГК", истец) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2011 по делу N А47-1483/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняла участие представитель товарищества собственников жилья "Гамма" (ОГРН 1025600893746; далее - товарищество "Гамма") - Залавская О.М. (доверенность от 22.03.2011 N 01/03-123).
Представители общества "Оренбургская ТГК", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" (далее - общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания"), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество "Оренбургская ТГК" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к товариществу "Гамма" с исковым заявлением о взыскании 4 667 308 руб. 96 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию в период с января по декабрь 2006 г.
Определением суда от 10.05.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания".
Решением суда от 29.07.2011 (судья Вишнякова А.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 (судьи Вяткин О.Б., Махрова Н.В., Рачков В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургская ТГК" просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на необоснованное применение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), к правоотношениям сторон; считает, что правомерно использовало тариф, утвержденный юридических лиц в размере 451,5 руб. за 1 Гкал, установленный решением Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 06.12.2005 N 30.5, поскольку товарищество "Гамма" является уполномоченным жителями юридическим лицом (потребителем), которое приобретает коммунальный ресурс для оказания коммунальных услуг. По мнению заявителя, выводы судов об отсутствии задолженности являются неверными.

Как следует из материалов дела, общество "Оренбургская ТГК" как энергоснабжающая организация поставляло в период с января по декабрь 2006 г. обществу "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на основании договоров энергоснабжения от 01.01.2006 N 915018 и 935107.
Предметом указанных договоров, заключенных между обществом "Оренбургская ТГК" (энергоснабжающая организация), обществом "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" (покупатель) и товариществом "Гамма" (исполнитель), является подача тепловой энергии и теплоносителя по сетям в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон для оказания услуг отопления и подогрева воды для нужд горячего водоснабжения гражданам (потребителям).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2009 по делу N А47-3170/2007 установлено отсутствие у общества "Оренбургская коммунальная теплоснабжающая компания" статуса энергоснабжающей организации в отношениях по снабжению граждан тепловой энергией в рамках договоров энергоснабжения от 01.01.2006 N 915018 и 935107.
Истец произвел расчет потребления тепловой энергии и теплоносителя жилыми домами, находящимися в обслуживании товарищества "Гамма" в 2006 г., и выставил в адрес ответчика счета на оплату тепловой энергии, отпущенной в период с января по декабрь 2006 г., в сумме 30 201 687 руб. 07 коп.
Ссылаясь на то, что обязательство по оплате отпущенной тепловой энергии товариществом "Гамма" исполнено частично в сумме 25 534 378 руб. 11 коп., тепловая энергия в полном объеме не оплачена, общество "Оренбургская ТГК" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с товарищества "Гамма" 4 667 308 руб. 96 коп. задолженности за отпущенную тепловую энергию в период с января по декабрь 2006 г.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что тарифы, утвержденные в отношении юридических лиц, не подлежат применению к ответчику, не являющемуся хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества собственников жилья. Поскольку оплата ответчиком тепловой энергии по тарифам, утвержденным для населения, подтверждена материалами дела, суды отказали в удовлетворении иска.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным такими правилами, являются ничтожными (ч. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К таким правилам относятся Правила N 307. Выводы судов в этой части соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, 15.07.2010 N 2380/10, 23.11.2010 N 6530/10.
В связи с изложенным довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении указанных правил к правоотношениям сторон отклоняется за необоснованностью.
Согласно ч. 4 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу п. 15 Правил N 307 размер платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В подп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2 постановления от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", соответствующие обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества собственников жилья, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Таким образом, товарищество собственников жилья, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества собственников жилья.
В силу п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Поскольку товарищество "Гамма" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, суды пришли к верному выводу о том, что потребляемая им услуга теплоснабжения является коммунальной, тарифы и ставки платы за коммунальные услуги для абонента должны устанавливаться по тарифам, предусмотренным для граждан.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу ст. 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правил N 307, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии в жилом доме общедомовых приборов учета размер платы за горячее водоснабжение должен рассчитываться с учетом количества граждан, проживающих в жилом помещении, норматива потребления горячего водоснабжения и тарифа на горячее водоснабжение, который устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации - органом местного самоуправления для ресурсоснабжающей организации.
В п. 19 Правил N 307 указано, что аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что произведенный обществом "Оренбургская ТГК" расчет объема потребления тепловой энергии, основанный на Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), не может быть применен к обязательствам товарищества "Гамма", вследствие чего оснований для взыскания долга в сумме 4 667 308 руб. 96 коп. за потребленную в 2006 г. тепловую энергию и горячую воду не имеется.
Между тем вывод апелляционного суда о том, что объем потребленных энергоресурсов может быть произведен на основании индивидуальных (поквартирных) проборов учета, является ошибочным.
Действующее нормативное регулирование отношений по тепло- и горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов.
Применение к расчетам между участниками правоотношений показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учета энергии означало бы по существу перемещение границы эксплуатационной ответственности и, соответственно, возложение на энергоснабжающую организацию потерь во внутридомовых сетях.
Указанный правовой подход изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 6530/10.
Названный вывод апелляционного суда о возможности определения объема потребленных энергоресурсов на основании индивидуальных (поквартирных) проборов учета, подлежит исключению из мотивировочной части постановления.
Суждения суда первой инстанции относительно определения объемов потребленных энергоресурсов исходя из нормативов потребления и, соответственно, количества жителей домов, находящихся в управлении ответчика, являются верными.
Учитывая сказанное, ошибочные выводы суда апелляционной инстанции не привели к принятию неправильного решения, в связи с чем постановление апелляционной инстанции надлежит оставить в силе.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом исследования судов, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2011 по делу N А47-1483/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕРБЕНКО Т.Л.

Судьи
АБОЗНОВА О.В.
ГАЙДУК А.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)