Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шамова А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Захаровой Е.А.
Судей Неретиной Е.Н., Козлова И.П.
При секретаре М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П.
дело по кассационным жалобам истцов Г., П.Д., Н. Б., М.Т. С. П.В., П.О., Е., Ф.Г. и Префектуры ЮАО г. Москвы на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 января 2011 г., которым постановлено:
Исковые требования П.Д., С., Н., Б., П.О., Е., М.Т., Ф.Г., П.В., Г. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Префектуре ЮАО г. Москвы, Управе района "Братеево" г. Москвы, ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево" об оспаривании решений и действий органов исполнительной власти - удовлетворить частично:
Обязать Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: г. Москва, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации,
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В удовлетворении заявления Префектуры ЮАО г. Москвы об отмене обеспечительных мер - отказать.
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Префектуре ЮАО г. Москвы, Управе района "Братеево" г. Москвы, ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево" об оспаривании решений и действий органов исполнительной власти, ссылаясь на то, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, владеют и пользуются жилыми помещениями по адресу: г. Москва. С 18.12.1996 года, в связи с завершением строительства, по распоряжению Префекта ЮАО г. Москвы <...>, дом был передан на баланс и в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Братеево", и включен в состав муниципального жилого фонда г. Москвы. 26.06.2007 года Префект ЮАО г. Москвы издал распоряжение N <...> о передаче дома в управление другой организации, под названием "Товарищество собственников жилья "<...>". При подготовке и исполнении указанного распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы, были допущены грубые нарушения в осуществлении контрольных и разрешительных процедур, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ГШ "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", а также распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 года N <...> "Об утверждении Порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм", а именно: не проверены достоверность документов, предоставленных для передачи дома в управление другой организации на соответствие Жилищного Кодекса РФ (п. 4.1). В результате чего к управлению дома была допущена незаконно созданная и незаконно действующая организация ТСЖ "<...>". Эти факты установлены решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года, которым установлено, что протокол счетной комиссии по итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома от 29.10.2006 г. тремя учредителями сфальсифицирован и является недействительным, ТСЖ создано с нарушением норм жилищного законодательства, с грубыми нарушениями закона. Указанным решением суда признано незаконным создание ТСЖ "<...>", и постановлено ликвидировать ТСЖ "<...>".
Действия, указанные в распоряжении Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...>, привели к нарушению прав и законных интересов жителей дома г. Москвы в части требования статей: п. п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ; п. 2 ст. 30 Конституции РФ; ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. М 135- ФЗ "О защите конкуренции"; п. 2 ст. 1 ЖК РФ; п. 5 и п. 6 ст. 2 ЖК РФ, Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, в части предоставления субсидий на содержание и ремонт многоквартирного дома в Москве. 30.09.2009 года Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, своим решением N <...>, признало Префектуру ЮАО г. Москвы нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...> о передаче управления домом в управление Товарищества Собственников Жилья "<...>", которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, и выдало Префектуре ЮАО г. Москвы предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения законодательства. В ответ на решение УФАС по г. Москве, распоряжением Префекта от 14.12.2009 г. N <...>, было отменено распоряжение Префекта от 26.06.2007 N <...>, но никаких практических действий по восстановлению положения, существовавшего до принятия первого распоряжения, предпринято не было. Второе распоряжения не содержит никаких указаний Управе, ГУИС, ГУП ДЕЗ р-на Братеево, ФКУ ЮАО г. Москвы по восстановлению дома в муниципальное владение и в управление, как было до нарушения законодательства, то есть предписание УФАС по г. Москве о восстановлении положения, существовавшего до нарушения законодательства, выполнено не было.
Из акта встречной проверки финансово-казначейского управления ЮАО г. Москвы от 01.04.2010 г. N <...> следует, что юридическое лицо под названием ТСЖ "<...>" имеет свидетельство о внесении в Единый реестр управления многоквартирными домами г. Москвы от 06.12.2007 г. N <...>. Документы, подтверждающие правомочность внесения указанного ТСЖ в Единый реестр управления многоквартирными домами г. Москвы, недостоверны, что подтверждено решением Нагатинского районного суда от 14.04.2009 года. В реестровом деле отсутствуют основные документы, перечень которых указан в Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП (приложение 4). С 01.01.2010 года Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, в лице ГУ "Инженерной Службы ЮАО" г. Москвы, своим решением отказал в предоставлении субсидий на содержание и ремонт дома г. Москвы. Такое положение сложилось, исключительно, из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Префектурой ЮАО, Управой и ГУИС р-на Братеево г. Москвы, которые, сначала не обеспечив надлежащий контроль, допустившие к управлению домом незаконно созданную организацию, а затем, при халатном отношением к своим обязанностям и бездействию, не вернувшие своевременно дом в муниципальную собственность и в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ р-на Братеево", как было до нарушения законодательства.
Истцы просят признать Префектуру ЮАО г. Москвы в нарушении жилищных прав жителей дома г. Москвы, выразившееся в том, что дом был отдан в управление незаконной организации:
- признать распоряжение Префекта от 14.12.2009 г. N <...> недействительным, так как оно не содержит конкретных указаний для восстановления положения существовавшего до нарушения законодательства;
- признать передачу дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>" недействительной, так как указанное действие нарушает жилищные, гражданские, конституционные права и охраняемые законом интересы жителей дома;
- обязать Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить указанный дом в муниципальном жилом фонде г. Москвы, вернуть дом в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ р-на Братеево", то есть восстановить положение, существовавшие до нарушения законодательства.
Признать Префектуру ЮАО г. Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы нарушившим Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, в части предоставления субсидий на содержание и ремонт многоквартирного дома.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, восстановить выплату субсидий на обслуживание и ремонт дома N <...> в г. Москве с 01.01.2010 года через ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево, как управляющей компании.
Признать недействительной запись в Едином реестре управления многоквартирными домами о ТСЖ "<...>" (уточненный иск л.д. 292 - 295).
Б., Е., Ф.Г., П.В. и Г. в судебное заседание не явились, он них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие указанных истцов.
Истцы П.Д., С., Н., П.О., М.Т. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Префектуры ЮАО г. Москвы, в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика Управы района "Братеево" г. Москвы в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Представитель ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево", привлеченного судом к участию в деле, в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, о причине неявки в суд не сообщил, возражений на иск не представил, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, от представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в суд поступили письменные возражения на иск, в которых представитель ответчика указал, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы иск не признает, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, в возражениях также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, в судебном заседании оставил решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что 30.11.2009 года УФАС по Москве выдало предписание N <...> Префектуре ЮАО г. Москвы, на основании решения от 30.10.2009 года по делу N <...> о нарушении Префектурой ЮАО г. Москвы ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 г. N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", в срок до 24.12.2009 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года N <...>, и восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, данное предписание Префектурой ЮАО г. Москвы исполнено в части отмены распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года.
ТСЖ "<...>", было привлечено судом к участию в деле в качестве 3-го лица. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.12.2010 года, в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица, на основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей жалобе просят истцы и об отмене в части удовлетворения иска просит Префектура ЮАО г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истцов П.Д., Г., Н., Ф.Г., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения иска по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14 апреля 2009 года Нагатинским районным судом г. Москвы принято решение, которым постановлено: Признать незаконным создание Товарищества собственников жилья "<...>"; Ликвидировать Товарищество собственников жилья "<...>". Решение вступило в законную силу 30.07.2009 года.
Решением суда установлено, что в многоквартирном доме в г. Москве создано Товарищество собственников жилья "<...>":
В период с 18.09.2006 г. по 30.09.2006 г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, проводилось заочное голосование собственников помещений многоквартирного дома по следующим вопросам:
- Об образовании Товарищества собственников жилья (ТСЖ),
- Утверждение Устава Товарищества,
- Выборы Правления Товарищества - Р., П., К.,
- Выборы Ревизионной комиссии - Ф.,
- Решение вопроса об оформлении земли в нормативных размерах в собственность ТСЖ,
- Утверждение состава счетной комиссии собрания - Р., П., К.,
- Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений и результаты голосования по принятым решениям общего собрания размещать на первом этаже каждого подъезда.
Согласно протокола N <...> счетной комиссии по итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома орт 09.10.2006 г. с 18.09.2006 г. по 30.09.2006 г. по адресу: г. Москва, ул. <...>, помещение консьержа было принято 257 решений собственников помещений многоквартирного дома. По жилым помещениям, находящимся в частной собственности 64,84% голосов, по нежилым помещениям, находящимся в частной собственности 3,89% голосов, всего представлено решений собственников помещений, обладающих 75,12% голосов от общего числа голосов (л.д. 8).
Таким образом, по итогам заочного голосования были приняты решения:
- Об образовании Товарищества собственников жилья (ТСЖ),
- Утверждение Устава Товарищества,
- Выборы Правления Товарищества - Р., П., К.,
- Выборы Ревизионной комиссии - Ф.,
- Решение вопроса об оформлении земли в нормативных размерах в собственность ТСЖ,
- Утверждение состава счетной комиссии собрания- Р., П., К.,
- Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений и результаты голосования по принятым решениям общего собрания размещать на первом этаже каждого подъезда.
Согласно копии регистрационного дела ТСЖ "<...>", представленного по запросу суда ИФНС России N 24 по Москве:
08.02.2007 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица - Товарищества собственников жилья "<...>" за учетным N <...> и 15.02.2007 г. в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным N <...> (Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ТСЖ "<...>", в выписке указаны данные о трех учредителях ТСЖ - К., П. и Р.
На регистрацию юридического лица были представлены протокол N <...> от 09.10.2006 года заседания правления ТСЖ "<...>", устав ТСЖ, утвержденный протоколом N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.10.2006 года, протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.10.2006 года, заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, сведений об учредителях организации - К., П. и Р., решения ГУ ФРС по Москве от 22.01.2007 года N <...> о принятии решения о государственной регистрации ТСЖ "<...>", направлении в УФНС по Москве соответствующих сведений и документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации.
ТСЖ "<...>" поставлено на учет ИФНС России N 24 по Москве 08.02.2007 года, согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе.
03.04.2007 года, на заседании рабочей группы по передаче многоквартирных домов в управление управляющим организациям, ТСЖ и непосредственное управление собственникам помещений РУ "Братеево" г. Москвы было рассмотрено представленное ТСЖ "<...>" уведомление о принятом на общем собрании решении о выборе способа управления многоквартирным домом - создании ТСЖ "<...>", на соответствие его требованиям ЖК РФ, было принято решение о признании представленного ТСЖ уведомления о принятом на общем собрании решении о выборе способа управления многоквартирным домом - создании ТСЖ "<...>" соответствующим требованиям ЖК РФ, поручении директору ГУП "ДЕЗ района "Братеево" осуществить передачу технической документации и иных связанных с управлением в многоквартирным домом документов, а также финансовых средств в установленном порядке.
26.06.2007 года Префектом ЮАО г. Москвы вынесено распоряжение N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", в соответствии с ЖК РФ, распоряжением Правительства Москвы от 21.04.1999 года N 348-РП "Об утверждении Порядка финансирования товариществ собственников жилья" и протокола заочного голосования общего собрания собственников помещений по выбору способа управления домом от 09.10.2006 года N <...>.
Судом установлено, что доказательств, подтверждающих извещение всех собственников помещений в д. <...> корп. <...> по ул. <...> по г. Москве о проведении собрания собственников помещений в форме заочного голосования, вручении всем собственникам помещений уведомлений о проведении собрания по вопросу создания в доме Товарищества собственников жилья, не представлено, не предоставлено доказательств того, что собственники жилых помещений были уведомлены о создании в доме ТСЖ, о вступлении собственников помещений в члены ТСЖ "<...>".
Решением суда установлено, что ТСЖ "<...>" создано с нарушением норм жилищного законодательства, с грубыми нарушениями закона, осуществлением ТСЖ "<...>" деятельности по управлению домом <...> корпус <...> по ул. <...> по Москве нарушены права и законные интересы большинства собственников помещений в д. <...> корп. <...> по ул. <...> по Москве.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.12.2010 года, в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица, на основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года.
30.10.2009 года Комиссия УФАС по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, вынесла решение по делу N <...>, которым Префектура ЮАО г. Москвы признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>". Решением установлено, что документы, подтверждающие извещение собственников помещений в доме в г. Москве о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу в форме заочного голосования, путем вручения уведомлений о проведении общего собрания и бланка решения собственника по вопросам, постановленным на голосование, Комиссии не представлены. Протокол N <...> счетной комиссии по итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома не может быть рассмотрен Комиссией, как основание передачи дома <...>, в управление ТСЖ "<...>", т.к. согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирными домами выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Префектура ЮАО г. Москвы не вправе вмешиваться в отношения, возникающие между управляющими организациями, ТСЖ и собственниками помещений в многоквартирном доме (л.д. 47 - 52).
30.10.2009 года УФАС по Москве выдало предписание N <...> Префектуре ЮАО г. Москвы, на основании решения от 30.10.2009 года по делу N <...> о нарушении Префектурой ЮАО г. Москвы ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 г. N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", в срок до 24.12.2009 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года N <...>, и восстановить положение, существовавшие до нарушения антимонопольного законодательства.
Во исполнение указанного предписания, Префект ЮАО г. Москвы 14.12.2009 года вынес распоряжение N <...> об отмене распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...> "О передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>" (л.д. 290).
Судом установлено, что до передачи жилого многоквартирного дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", указанный дом находился в управлении ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево".
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, на основании Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.207 года N <...>, был передан ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", в управление ТСЖ "<...>", по сводному акту N <...> от 31.08.2007 года (л.д. 302 - 312).
Удовлетворяя исковые требования в части об обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: г. Москва, ул. <...>, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации, суд исходил из того, что до передачи многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", дом находился в управлении ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года, вступившим в законную силу, признано незаконным создание ТСЖ "<...>", решением Комиссия УФАС по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2009 года, признано незаконным, и, на основании предписания УФАС по г. Москве от 30.10.2009 года УФАС по Москве N <...>, отменено, Распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 14.12.2009 года N <...>, при этом предписание УФАС по Москве от 30.10.2009 года, обязательное к исполнению, Префектурой ЮАО г. Москвы, в части восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, т.е. восстановления дома в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", не исполнено, в связи чем нарушены права и законные интересы собственников помещений и жителей указанного жилого дома.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд не сослался на норму закона в соответствии с которой на Префектуру ЮАО г. Москвы может быть возложена обязанность по принятию распоряжения о передаче дома ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Братеево.
Более того данное положение противоречит требованиям ст. 161 ЖК РФ и ст. 15 ФЗ от 26.07.2005 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ выбор способа управления является прерогативой собственников дома. Из указанной нормы следует, что муниципальные органы вправе вмешиваться в процесс выбора способа управления только в случае проведения конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ст. 161 ЖК РФ Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, оснований для вынесения распоряжения о передаче дома без проведения конкурса не имеется.
Как видно из распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26 июня 2007 г. Директору ГУП ДЕЗ г. Москвы ДЕЗ района Братеево предписано в том числе расторгнуть договор на управление и передать функции по управлению и техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений ТСЖ "<...>", передать жилой дом по адресу: ул. <...> в управление ТСЖ "<...>".
14.12.2009 года Префект ЮАО г. Москвы вынес распоряжение N <...> об отмене распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...> "О передаче жилого дома по адресу: г. Москва, ул. <...> в управление ТСЖ "<...>".
Таким образом, нарушение прав собственников, связанное с вынесением распоряжения от 26 июня 2007 г. устранено.
ГУП ДЕЗ г. Москвы ДЕЗ района Братеево является отдельным хозяйствующим субъектом.
Вынесение какого-либо дополнительного распоряжения при наличии ранее заключенного договора на управление с ГУП ДЕЗ г. Москвы ДЕЗ района Братеево не требуется.
Вопросы заключения и расторжения договора с ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево регулируются нормами жилищного и гражданского права.
Суд в своем решении указал, что не выполнено предписание УФАС по Москве N <...> в части обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить положение, существовавшие до нарушение антимонопольного законодательства, т.е. до передачи многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", на основании распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 г. N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, <...>, в управление ТСЖ "<...>", в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", не исполнено.
Между тем из материалов дела не усматривается, что Префекту ЮАО г. Москвы выдавалось предписание об обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: г. Москва, ул. <...>, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации.
При таких обстоятельствах требования об обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом, расположенный по адресу: г. Москва, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Более того, как пояснили истцы в судебном заседании в настоящее время действие договора с ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", возобновлено.
Доводы жалобы истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд обоснованно указал, что требования истцов о признании распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 14.12.2009 года N <...> недействительным (незаконным), по основаниям, указанным в обоснование заявленного требования (распоряжение не содержит конкретных указаний для восстановления положения, существовавшего до нарушения законодательства), не основаны на законе, указанное распоряжение было издано во исполнение Решения и предписания УФАС по Москве от 30.10.2009 по делу N <...>.
Суд обоснованно отказал в требованиях о передаче дома в муниципальный фонд, поскольку в указанном доме жилые и нежилые помещения находятся в частной собственности.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ к муниципальному жилому фонду могут быть отнесены только жилые помещения находящиеся в муниципальной собственности.
Отказывая в требованиях признать Префектуру ЮАО г. Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы нарушившим Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, в части предоставления субсидий на содержание и ремонт многоквартирного дома, и обязании Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, восстановить выплату субсидий на обслуживание и ремонт дома N <...>, корп. <...> по ул. <...> в г. Москве с 01.01.2010 года через ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево, как управляющей компании, судом обоснованно отклонен поскольку, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствие в Жилищным кодексом РФ" предоставление субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется на расчетный счет управляющей компании, дом был передан в управление ТСЖ "<...>", в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево" на момент вынесения решения не был восстановлен, в связи с чем выплаты субсидий на содержание и ремонт дома, через ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево" могли быть восстановлены после передачи дома в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево".
Выводы суда об отказе в требовании о признании недействительной записи в Единой реестре управления многоквартирными домами о ТСЖ "<...>" основаны на Положении о Едином реестре управления многоквартирными домами города Москвы.
Доводы жалобы истцов не опровергают выводов суда.
Доводы кассационной жалобы истцов не содержат новых обстоятельств не проверенных судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 362 ч. 1 п. 4 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 января 2011 г. в части удовлетворения иска к Префектуре ЮАО г. Москвы отменить, вынести в этой части новое решение, которым в иске к Префектуре ЮАО г. Москвы об обязании восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: <...>, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу истцов без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.06.2011 ПО ДЕЛУ N 33-16532
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. по делу N 33-16532
Судья: Шамова А.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Захаровой Е.А.
Судей Неретиной Е.Н., Козлова И.П.
При секретаре М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П.
дело по кассационным жалобам истцов Г., П.Д., Н. Б., М.Т. С. П.В., П.О., Е., Ф.Г. и Префектуры ЮАО г. Москвы на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 января 2011 г., которым постановлено:
Исковые требования П.Д., С., Н., Б., П.О., Е., М.Т., Ф.Г., П.В., Г. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Префектуре ЮАО г. Москвы, Управе района "Братеево" г. Москвы, ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево" об оспаривании решений и действий органов исполнительной власти - удовлетворить частично:
Обязать Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: г. Москва, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации,
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В удовлетворении заявления Префектуры ЮАО г. Москвы об отмене обеспечительных мер - отказать.
установила:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Префектуре ЮАО г. Москвы, Управе района "Братеево" г. Москвы, ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево" об оспаривании решений и действий органов исполнительной власти, ссылаясь на то, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, владеют и пользуются жилыми помещениями по адресу: г. Москва. С 18.12.1996 года, в связи с завершением строительства, по распоряжению Префекта ЮАО г. Москвы <...>, дом был передан на баланс и в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Братеево", и включен в состав муниципального жилого фонда г. Москвы. 26.06.2007 года Префект ЮАО г. Москвы издал распоряжение N <...> о передаче дома в управление другой организации, под названием "Товарищество собственников жилья "<...>". При подготовке и исполнении указанного распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы, были допущены грубые нарушения в осуществлении контрольных и разрешительных процедур, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ГШ "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", а также распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 года N <...> "Об утверждении Порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм", а именно: не проверены достоверность документов, предоставленных для передачи дома в управление другой организации на соответствие Жилищного Кодекса РФ (п. 4.1). В результате чего к управлению дома была допущена незаконно созданная и незаконно действующая организация ТСЖ "<...>". Эти факты установлены решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года, которым установлено, что протокол счетной комиссии по итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома от 29.10.2006 г. тремя учредителями сфальсифицирован и является недействительным, ТСЖ создано с нарушением норм жилищного законодательства, с грубыми нарушениями закона. Указанным решением суда признано незаконным создание ТСЖ "<...>", и постановлено ликвидировать ТСЖ "<...>".
Действия, указанные в распоряжении Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...>, привели к нарушению прав и законных интересов жителей дома г. Москвы в части требования статей: п. п. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ; п. 2 ст. 30 Конституции РФ; ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. М 135- ФЗ "О защите конкуренции"; п. 2 ст. 1 ЖК РФ; п. 5 и п. 6 ст. 2 ЖК РФ, Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, в части предоставления субсидий на содержание и ремонт многоквартирного дома в Москве. 30.09.2009 года Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, своим решением N <...>, признало Префектуру ЮАО г. Москвы нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...> о передаче управления домом в управление Товарищества Собственников Жилья "<...>", которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, и выдало Префектуре ЮАО г. Москвы предписание о восстановлении положения, существовавшего до нарушения законодательства. В ответ на решение УФАС по г. Москве, распоряжением Префекта от 14.12.2009 г. N <...>, было отменено распоряжение Префекта от 26.06.2007 N <...>, но никаких практических действий по восстановлению положения, существовавшего до принятия первого распоряжения, предпринято не было. Второе распоряжения не содержит никаких указаний Управе, ГУИС, ГУП ДЕЗ р-на Братеево, ФКУ ЮАО г. Москвы по восстановлению дома в муниципальное владение и в управление, как было до нарушения законодательства, то есть предписание УФАС по г. Москве о восстановлении положения, существовавшего до нарушения законодательства, выполнено не было.
Из акта встречной проверки финансово-казначейского управления ЮАО г. Москвы от 01.04.2010 г. N <...> следует, что юридическое лицо под названием ТСЖ "<...>" имеет свидетельство о внесении в Единый реестр управления многоквартирными домами г. Москвы от 06.12.2007 г. N <...>. Документы, подтверждающие правомочность внесения указанного ТСЖ в Единый реестр управления многоквартирными домами г. Москвы, недостоверны, что подтверждено решением Нагатинского районного суда от 14.04.2009 года. В реестровом деле отсутствуют основные документы, перечень которых указан в Постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП (приложение 4). С 01.01.2010 года Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, в лице ГУ "Инженерной Службы ЮАО" г. Москвы, своим решением отказал в предоставлении субсидий на содержание и ремонт дома г. Москвы. Такое положение сложилось, исключительно, из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Префектурой ЮАО, Управой и ГУИС р-на Братеево г. Москвы, которые, сначала не обеспечив надлежащий контроль, допустившие к управлению домом незаконно созданную организацию, а затем, при халатном отношением к своим обязанностям и бездействию, не вернувшие своевременно дом в муниципальную собственность и в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ р-на Братеево", как было до нарушения законодательства.
Истцы просят признать Префектуру ЮАО г. Москвы в нарушении жилищных прав жителей дома г. Москвы, выразившееся в том, что дом был отдан в управление незаконной организации:
- признать распоряжение Префекта от 14.12.2009 г. N <...> недействительным, так как оно не содержит конкретных указаний для восстановления положения существовавшего до нарушения законодательства;
- признать передачу дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>" недействительной, так как указанное действие нарушает жилищные, гражданские, конституционные права и охраняемые законом интересы жителей дома;
- обязать Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить указанный дом в муниципальном жилом фонде г. Москвы, вернуть дом в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ р-на Братеево", то есть восстановить положение, существовавшие до нарушения законодательства.
Признать Префектуру ЮАО г. Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы нарушившим Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, в части предоставления субсидий на содержание и ремонт многоквартирного дома.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, восстановить выплату субсидий на обслуживание и ремонт дома N <...> в г. Москве с 01.01.2010 года через ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево, как управляющей компании.
Признать недействительной запись в Едином реестре управления многоквартирными домами о ТСЖ "<...>" (уточненный иск л.д. 292 - 295).
Б., Е., Ф.Г., П.В. и Г. в судебное заседание не явились, он них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем суд, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие указанных истцов.
Истцы П.Д., С., Н., П.О., М.Т. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Префектуры ЮАО г. Москвы, в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика Управы района "Братеево" г. Москвы в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Представитель ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево", привлеченного судом к участию в деле, в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, о причине неявки в суд не сообщил, возражений на иск не представил, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, от представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в суд поступили письменные возражения на иск, в которых представитель ответчика указал, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы иск не признает, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, в возражениях также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель 3-го лица Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, в судебном заседании оставил решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что 30.11.2009 года УФАС по Москве выдало предписание N <...> Префектуре ЮАО г. Москвы, на основании решения от 30.10.2009 года по делу N <...> о нарушении Префектурой ЮАО г. Москвы ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 г. N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", в срок до 24.12.2009 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года N <...>, и восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, данное предписание Префектурой ЮАО г. Москвы исполнено в части отмены распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года.
ТСЖ "<...>", было привлечено судом к участию в деле в качестве 3-го лица. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.12.2010 года, в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица, на основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей жалобе просят истцы и об отмене в части удовлетворения иска просит Префектура ЮАО г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истцов П.Д., Г., Н., Ф.Г., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения иска по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 14 апреля 2009 года Нагатинским районным судом г. Москвы принято решение, которым постановлено: Признать незаконным создание Товарищества собственников жилья "<...>"; Ликвидировать Товарищество собственников жилья "<...>". Решение вступило в законную силу 30.07.2009 года.
Решением суда установлено, что в многоквартирном доме в г. Москве создано Товарищество собственников жилья "<...>":
В период с 18.09.2006 г. по 30.09.2006 г. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, проводилось заочное голосование собственников помещений многоквартирного дома по следующим вопросам:
- Об образовании Товарищества собственников жилья (ТСЖ),
- Утверждение Устава Товарищества,
- Выборы Правления Товарищества - Р., П., К.,
- Выборы Ревизионной комиссии - Ф.,
- Решение вопроса об оформлении земли в нормативных размерах в собственность ТСЖ,
- Утверждение состава счетной комиссии собрания - Р., П., К.,
- Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений и результаты голосования по принятым решениям общего собрания размещать на первом этаже каждого подъезда.
Согласно протокола N <...> счетной комиссии по итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома орт 09.10.2006 г. с 18.09.2006 г. по 30.09.2006 г. по адресу: г. Москва, ул. <...>, помещение консьержа было принято 257 решений собственников помещений многоквартирного дома. По жилым помещениям, находящимся в частной собственности 64,84% голосов, по нежилым помещениям, находящимся в частной собственности 3,89% голосов, всего представлено решений собственников помещений, обладающих 75,12% голосов от общего числа голосов (л.д. 8).
Таким образом, по итогам заочного голосования были приняты решения:
- Об образовании Товарищества собственников жилья (ТСЖ),
- Утверждение Устава Товарищества,
- Выборы Правления Товарищества - Р., П., К.,
- Выборы Ревизионной комиссии - Ф.,
- Решение вопроса об оформлении земли в нормативных размерах в собственность ТСЖ,
- Утверждение состава счетной комиссии собрания- Р., П., К.,
- Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений и результаты голосования по принятым решениям общего собрания размещать на первом этаже каждого подъезда.
Согласно копии регистрационного дела ТСЖ "<...>", представленного по запросу суда ИФНС России N 24 по Москве:
08.02.2007 г. в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица - Товарищества собственников жилья "<...>" за учетным N <...> и 15.02.2007 г. в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным N <...> (Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ТСЖ "<...>", в выписке указаны данные о трех учредителях ТСЖ - К., П. и Р.
На регистрацию юридического лица были представлены протокол N <...> от 09.10.2006 года заседания правления ТСЖ "<...>", устав ТСЖ, утвержденный протоколом N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.10.2006 года, протокол N <...> общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.10.2006 года, заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, сведений об учредителях организации - К., П. и Р., решения ГУ ФРС по Москве от 22.01.2007 года N <...> о принятии решения о государственной регистрации ТСЖ "<...>", направлении в УФНС по Москве соответствующих сведений и документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации.
ТСЖ "<...>" поставлено на учет ИФНС России N 24 по Москве 08.02.2007 года, согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе.
03.04.2007 года, на заседании рабочей группы по передаче многоквартирных домов в управление управляющим организациям, ТСЖ и непосредственное управление собственникам помещений РУ "Братеево" г. Москвы было рассмотрено представленное ТСЖ "<...>" уведомление о принятом на общем собрании решении о выборе способа управления многоквартирным домом - создании ТСЖ "<...>", на соответствие его требованиям ЖК РФ, было принято решение о признании представленного ТСЖ уведомления о принятом на общем собрании решении о выборе способа управления многоквартирным домом - создании ТСЖ "<...>" соответствующим требованиям ЖК РФ, поручении директору ГУП "ДЕЗ района "Братеево" осуществить передачу технической документации и иных связанных с управлением в многоквартирным домом документов, а также финансовых средств в установленном порядке.
26.06.2007 года Префектом ЮАО г. Москвы вынесено распоряжение N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", в соответствии с ЖК РФ, распоряжением Правительства Москвы от 21.04.1999 года N 348-РП "Об утверждении Порядка финансирования товариществ собственников жилья" и протокола заочного голосования общего собрания собственников помещений по выбору способа управления домом от 09.10.2006 года N <...>.
Судом установлено, что доказательств, подтверждающих извещение всех собственников помещений в д. <...> корп. <...> по ул. <...> по г. Москве о проведении собрания собственников помещений в форме заочного голосования, вручении всем собственникам помещений уведомлений о проведении собрания по вопросу создания в доме Товарищества собственников жилья, не представлено, не предоставлено доказательств того, что собственники жилых помещений были уведомлены о создании в доме ТСЖ, о вступлении собственников помещений в члены ТСЖ "<...>".
Решением суда установлено, что ТСЖ "<...>" создано с нарушением норм жилищного законодательства, с грубыми нарушениями закона, осуществлением ТСЖ "<...>" деятельности по управлению домом <...> корпус <...> по ул. <...> по Москве нарушены права и законные интересы большинства собственников помещений в д. <...> корп. <...> по ул. <...> по Москве.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.12.2010 года, в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица, на основании решения Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года.
30.10.2009 года Комиссия УФАС по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, вынесла решение по делу N <...>, которым Префектура ЮАО г. Москвы признана нарушившей ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>". Решением установлено, что документы, подтверждающие извещение собственников помещений в доме в г. Москве о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу в форме заочного голосования, путем вручения уведомлений о проведении общего собрания и бланка решения собственника по вопросам, постановленным на голосование, Комиссии не представлены. Протокол N <...> счетной комиссии по итогам заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома не может быть рассмотрен Комиссией, как основание передачи дома <...>, в управление ТСЖ "<...>", т.к. согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирными домами выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Префектура ЮАО г. Москвы не вправе вмешиваться в отношения, возникающие между управляющими организациями, ТСЖ и собственниками помещений в многоквартирном доме (л.д. 47 - 52).
30.10.2009 года УФАС по Москве выдало предписание N <...> Префектуре ЮАО г. Москвы, на основании решения от 30.10.2009 года по делу N <...> о нарушении Префектурой ЮАО г. Москвы ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий по изданию Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 г. N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", в срок до 24.12.2009 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем отмены Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 года N <...>, и восстановить положение, существовавшие до нарушения антимонопольного законодательства.
Во исполнение указанного предписания, Префект ЮАО г. Москвы 14.12.2009 года вынес распоряжение N <...> об отмене распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...> "О передаче жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>" (л.д. 290).
Судом установлено, что до передачи жилого многоквартирного дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", указанный дом находился в управлении ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево".
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, на основании Распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.207 года N <...>, был передан ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", в управление ТСЖ "<...>", по сводному акту N <...> от 31.08.2007 года (л.д. 302 - 312).
Удовлетворяя исковые требования в части об обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: г. Москва, ул. <...>, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации, суд исходил из того, что до передачи многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", дом находился в управлении ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 14.04.2009 года, вступившим в законную силу, признано незаконным создание ТСЖ "<...>", решением Комиссия УФАС по Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства от 30.10.2009 года, признано незаконным, и, на основании предписания УФАС по г. Москве от 30.10.2009 года УФАС по Москве N <...>, отменено, Распоряжением Префекта ЮАО г. Москвы от 14.12.2009 года N <...>, при этом предписание УФАС по Москве от 30.10.2009 года, обязательное к исполнению, Префектурой ЮАО г. Москвы, в части восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, т.е. восстановления дома в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", не исполнено, в связи чем нарушены права и законные интересы собственников помещений и жителей указанного жилого дома.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Удовлетворяя исковые требования в этой части, суд не сослался на норму закона в соответствии с которой на Префектуру ЮАО г. Москвы может быть возложена обязанность по принятию распоряжения о передаче дома ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Братеево.
Более того данное положение противоречит требованиям ст. 161 ЖК РФ и ст. 15 ФЗ от 26.07.2005 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ выбор способа управления является прерогативой собственников дома. Из указанной нормы следует, что муниципальные органы вправе вмешиваться в процесс выбора способа управления только в случае проведения конкурса по отбору управляющей организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ст. 161 ЖК РФ Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, оснований для вынесения распоряжения о передаче дома без проведения конкурса не имеется.
Как видно из распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26 июня 2007 г. Директору ГУП ДЕЗ г. Москвы ДЕЗ района Братеево предписано в том числе расторгнуть договор на управление и передать функции по управлению и техническому обслуживанию жилых и нежилых помещений ТСЖ "<...>", передать жилой дом по адресу: ул. <...> в управление ТСЖ "<...>".
14.12.2009 года Префект ЮАО г. Москвы вынес распоряжение N <...> об отмене распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2007 года N <...> "О передаче жилого дома по адресу: г. Москва, ул. <...> в управление ТСЖ "<...>".
Таким образом, нарушение прав собственников, связанное с вынесением распоряжения от 26 июня 2007 г. устранено.
ГУП ДЕЗ г. Москвы ДЕЗ района Братеево является отдельным хозяйствующим субъектом.
Вынесение какого-либо дополнительного распоряжения при наличии ранее заключенного договора на управление с ГУП ДЕЗ г. Москвы ДЕЗ района Братеево не требуется.
Вопросы заключения и расторжения договора с ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево регулируются нормами жилищного и гражданского права.
Суд в своем решении указал, что не выполнено предписание УФАС по Москве N <...> в части обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить положение, существовавшие до нарушение антимонопольного законодательства, т.е. до передачи многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, в управление ТСЖ "<...>", на основании распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 26.06.2009 г. N <...> о передаче жилого дома по адресу: г. Москва, <...>, в управление ТСЖ "<...>", в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево", не исполнено.
Между тем из материалов дела не усматривается, что Префекту ЮАО г. Москвы выдавалось предписание об обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: г. Москва, ул. <...>, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации.
При таких обстоятельствах требования об обязании Префектуру ЮАО г. Москвы восстановить дом, расположенный по адресу: г. Москва, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Более того, как пояснили истцы в судебном заседании в настоящее время действие договора с ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", возобновлено.
Доводы жалобы истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд обоснованно указал, что требования истцов о признании распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 14.12.2009 года N <...> недействительным (незаконным), по основаниям, указанным в обоснование заявленного требования (распоряжение не содержит конкретных указаний для восстановления положения, существовавшего до нарушения законодательства), не основаны на законе, указанное распоряжение было издано во исполнение Решения и предписания УФАС по Москве от 30.10.2009 по делу N <...>.
Суд обоснованно отказал в требованиях о передаче дома в муниципальный фонд, поскольку в указанном доме жилые и нежилые помещения находятся в частной собственности.
В соответствии со ст. 19 ЖК РФ к муниципальному жилому фонду могут быть отнесены только жилые помещения находящиеся в муниципальной собственности.
Отказывая в требованиях признать Префектуру ЮАО г. Москвы и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы нарушившим Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, в части предоставления субсидий на содержание и ремонт многоквартирного дома, и обязании Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, восстановить выплату субсидий на обслуживание и ремонт дома N <...>, корп. <...> по ул. <...> в г. Москве с 01.01.2010 года через ГУП г. Москвы ДЕЗ района Братеево, как управляющей компании, судом обоснованно отклонен поскольку, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в г. Москве в соответствие в Жилищным кодексом РФ" предоставление субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется на расчетный счет управляющей компании, дом был передан в управление ТСЖ "<...>", в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево" на момент вынесения решения не был восстановлен, в связи с чем выплаты субсидий на содержание и ремонт дома, через ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево" могли быть восстановлены после передачи дома в управление ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Братеево".
Выводы суда об отказе в требовании о признании недействительной записи в Единой реестре управления многоквартирными домами о ТСЖ "<...>" основаны на Положении о Едином реестре управления многоквартирными домами города Москвы.
Доводы жалобы истцов не опровергают выводов суда.
Доводы кассационной жалобы истцов не содержат новых обстоятельств не проверенных судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 362 ч. 1 п. 4 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 января 2011 г. в части удовлетворения иска к Префектуре ЮАО г. Москвы отменить, вынести в этой части новое решение, которым в иске к Префектуре ЮАО г. Москвы об обязании восстановить дом <...> корпус <...>, расположенный по адресу: <...>, в управление ГУП г. Москвы "ДЕЗ района "Братеево", как управляющей организации отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу истцов без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)