Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2006 N Ф08-1967/2006 ПО ДЕЛУ N А53-13783/2005-С1-13

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 6 июня 2006 года Дело N Ф08-1967/2006

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - открытого акционерного общества "Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", представителя от ответчика - жилищно-строительного кооператива N 11 г. Таганрога, представителя от третьего лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта г. Таганрога, в отсутствие третьего лица - Управления социальной защиты населения г. Таганрога, извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2006 по делу N А53-13783/2005-С1-13, установил следующее.
ОАО "ТПТС "Теплоэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ЖСК-11 о взыскании 187305 рублей 23 копеек долга по оплате отпущенной в марте и апреле 2005 г. тепловой энергии и 4573 рублей 82 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
До принятия решения истец заявил отказ от требований о взыскании процентов.
Решением от 20.08.2005 с ЖСК-11 в пользу общества взыскано 187305 рублей 23 копейки задолженности. Суд пришел к выводу, что оплата ответчиком потребленной тепловой энергии должна производится по тарифу, установленному для истца, поскольку в соответствии с нормативными актами органов местного самоуправления г. Таганрога ответчик является получателем компенсации разницы между установленными тарифами по оплате тепловой энергии для юридических лиц и населения, а также компенсации льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан. В остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом общества от иска.
Не согласившись с принятым решением, ЖСК-11 обратился в суд с апелляционной жалобой.
Определением апелляционной инстанции от 05.12.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения г. Таганрога (далее - УСЗН) и Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта г. Таганрога (далее - УЖКХ).
Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2006 решение суда первой инстанции отменено. В иске отказано. Суд исходил из того, что в силу норм статей 110, 135, 137 и 148 Жилищного кодекса Российской Федерации ЖСК не является лицом, оказывающим коммунальные услуги, а представляет интересы собственников жилья в отношениях с третьими лицами. Согласно действующему законодательству договоры с органами местного самоуправления о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населения, заключаются с предприятиями, оказывающими коммунальные услуги населению.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не дал оценку действующим нормативным актам, регулирующим деятельность энергоснабжающих организаций. Расчеты ЖСК-11 с обществом должны производиться по тарифам, утвержденным решением Региональной энергетической комиссии, а не постановлением органа местного самоуправления. Обязательства по договору энергоснабжения возникают у ЖСК как юридического лица, а не у членов ЖСК. Жилищно-строительный кооператив является исполнителем услуг, оказываемых потребителям. Плата за оказанные услуги поступает именно ЖСК, расходы которого на предоставление мер социальной поддержки возмещаются в порядке, предусмотренном постановлением главы администрации г. Таганрога от 18.04.2005 N 1655. Нормами Федерального закона "О товариществах собственников жилья", действовавшего на момент заключения сторонами договора энергоснабжения, все дотации на финансирование затрат по компенсации льгот и отдельные виды коммунальных услуг переданы непосредственно ТСЖ и ЖСК. Суд не дал оценку факту заключения ответчиком договоров с УСЗН и УЖКХ о компенсации ответчику спорных сумм.
В отзывах на кассационную жалобу ЖСК-11 и УЖКХ возражают против доводов общества, считая постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
УСЗН отзыва на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей ЖСК-11 и УЖКХ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, общество (энергоснабжающая организация) и ЖСК-11 (потребитель) заключили договор теплоснабжения от 01.01.2003 N 177 на поставку потребителю тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения. Согласно пункту 2.2.16 потребитель обязуется оплачивать обществу за полученную тепловую энергию и (или) теплоносители в порядке и в сроки, установленные IV разделом договора по тарифам, установленным РЭК. В соответствии с пунктом 4.1 договора цена отпускаемой тепловой энергии устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Тариф, действующий на момент заключения договора, составляет 392 рубля 78 копеек за 1 Гкал. Расчеты за потребленную тепловую энергию производятся потребителем согласно действующему тарифу (пункт 4.2 договора).
В ходе исполнения договора общество предъявило к оплате потребителю платежные требования за март 2005 г. от 08.04.2005 N 974 на сумму 191185 рублей 15 копеек и за апрель 2005 г. от 06.05.2005 N 1344 на сумму 39222 рубля 39 копеек.
Считая, что ЖСК-11 ненадлежаще исполнил обязательство по оплате поставленной теплоэнергии, общество обратилось с иском в суд.
При разрешении спора судом установлено, что предъявленная ко взысканию задолженность состоит из 69200 рублей разницы в тарифах и 118105 рублей предоставленных членам ЖСК льгот по оплате тепловой энергии.
При разрешении спора судебные инстанции правомерно исходили из того, что заключенный сторонами договор от 01.01.2003 N 177 на поставку тепловой энергии является договором энергоснабжения, поскольку его условия соответствуют статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно названной статье по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу норм Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" цена на тепловую энергию подлежит государственному регулированию.
В статье 1 названного Закона даны понятия энергоснабжающей организации и потребителя: энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии; потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (статья 2 Закона).
В соответствии с постановлением главы администрации Ростовской области от 30.12.98 N 555 "Об установлении единого порядка расчета и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области" расчеты за отопление и горячее водоснабжение населением, проживающим в жилом фонде всех форм собственности, в том числе в жилищно-строительных кооперативах, жилищных кооперативах, кондоминиумах, производятся по тарифам и ставкам оплаты, утверждаемым органами местного самоуправления, единым в одном населенном пункте.
Постановлением главы администрации города Таганрога от 20.01.2005 N 85 установлен тариф (ставка оплаты) на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для населения, проживающего в жилищных фондах с 01.01.2005 по 30.06.2005, в размере 7,47 рублей за 1 кв. м общеполезной площади в месяц, что составляет 90% от тарифа на тепловую энергию по г. Таганрогу на 2005 год, утвержденного решением Региональной энергетической комиссии Ростовской области от 02.12.2004 N 14/1.
Согласно Положению "О порядке перечисления и расходования субсидий областного бюджета на возмещение в первом полугодии 2005 года части стоимости услуг предприятий ЖКХ по отоплению и горячему водоснабжению, не покрываемых платежами населения, в объеме 10% от тарифов, принятых муниципальными образованиями", утвержденному приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области от 14.02.2005 N 21, администрации муниципальных образований с учетом фактически предоставленных услуг в пределах сумм, утвержденных графиком финансирования, перечисляют средства поставщикам услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Определяя лицо, являющееся поставщиком услуг по предоставлению тепловой энергии, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 110 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.03.2005, жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее также - жилищные кооперативы) являются потребительскими кооперативами.
В пункте 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Проанализировав приведенные нормы права, а также статьи 135, 137, 148 Жилищного кодекса Российской Федерации и устав ЖСК-11, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ЖСК-11 является некоммерческой организацией, обеспечивающей предоставление ее членам коммунальных услуг и осуществляющей сбор оплаты за оказанные услуги и представление интересов собственников жилья. То есть, ЖСК-11 не является энергоснабжающей организацией, оказывающей населению услуги по горячему водоснабжению и отоплению, а лишь заключает договоры на их оказание с соответствующими предприятиями, представляя интересы собственников помещений в многоквартирном доме в отношениях с третьими лицами.
Тепловую энергию потребляют и оплачивают не жилищно-строительные кооперативы, а граждане, объединившиеся в кооператив и проживающие в домах, принадлежащих этим кооперативам. Поэтому оплата за поставляемую тепловую энергию должна производиться по ставкам, установленным для населения, а не для юридических лиц.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится органами местного самоуправления непосредственно энергоснабжающим организациям, оказывающим коммунальные услуги, в том числе и услуги по снабжению тепловой энергией, сделан на основании исследования и оценки постановлений администрации Ростовской области от 29.04.97 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", 31.12.2004 N 537 "О порядке перечисления бюджетам муниципальных образований и расходования ими субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального фонда компенсаций на финансирование расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан", Порядка взаимодействия управления социальной защиты населения г. Таганрога с предприятиями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг по возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением главы городского самоуправления г. Таганрога от 06.08.2004 N 200, Положения о порядке взаимодействия администрации г. Таганрога, организаций и предприятий города по реализации постановления администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 537, утвержденного постановлением администрации г. Таганрога от 18.04.2005 N 1655.
Однако, отказывая обществу в иске, суд апелляционной инстанции не исследовал и не оценил имеющиеся в материалах дела договоры от 25.09.2005 N 129-ФЗ, N 131-03, заключенные ЖСК-11 с УСЗН, акты сверок взаиморасчетов по возмещению выпадающих доходов (т. 2, л.д. 63-66) и не выяснил основания их заключения, получение ЖСК-11 денежных средств на основании этих договоров и их размер.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлено право устанавливать новые обстоятельства по делу, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса судебный акт подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать и оценить в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства и установить основания заключения ЖСК-11 с УСЗН и УЖКХ договоров от 25.09.2005 N 129-ФЗ, N 131-03, размер денежных средств, поступивших ЖСК-11 от УСЗН и УЖКХ по указанным договорам и перечисленных обществу. С учетом установленных обстоятельств выяснить наличие и размер обязательства ЖСК-11 (в том числе и из неосновательного обогащения) перед обществом по уплате предъявленных ко взысканию денежных средств.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 298, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2006 по делу N А53-13783/2005-С1-13 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)