Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012,
принятое судьей Беляевой Т.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А31-11112/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Локус Групп"
к инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области
о признании незаконными действий
третье лицо - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы, и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Локус Групп" (далее - ООО "Локус Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области (далее - Инспекция, Госадмтехнадзор) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять для регистрации и осуществления государственного строительного надзора объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55, и о возложении на ответчика обязанности принять для регистрации и дальнейшего осуществления строительного надзора указанный объект капитального строительства.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 1, 49, 51, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель указывает на наличие умысла в действиях Общества с целью уйти от государственной экспертизы проектной документации, а также от государственного строительного надзора на объекте, ускорить сроки начала и окончания строительства. По его мнению, довод суда о легитимности получения Обществом второго разрешения на строительство пятиэтажного многоквартирного дома несостоятелен в силу того, что действующим законодательством при строительстве объектов капитального строительства не предусмотрена выдача двух разрешений на строительство одного и того же объекта. Инспекция считает, что при обращении Общества 01.11.2011 в Госадмтехнадзор с извещением о начале строительства многоквартирного жилого дома строительство объекта находилось на стадии завершения, что не позволяет осуществлять государственный строительный надзор.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация города Костромы (далее - Администрация) выдала ООО "Локус Групп" (застройщик) разрешение на строительство 12.04.2011 N RU 44328000-103, в соответствии с которым Обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 1418,94 квадратного метра, количество этажей - три, по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Лесная, 55.
06.06.2011 в Инспекцию от ООО "Локус Групп" поступило обращение от 24.05.2011 N 130 о регистрации объекта капитального строительства по указанному адресу с приложением извещения о начале строительства и разрешения на строительство от 12.04.2011 N RU 44328000-103. В письме Общество сообщило, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU44328000-0000000000001627, утвержденным постановлением Администрации от 17.09.2010 N 1840, кроме прочих объектов капитального строительства, указанных в пункте 3 градостроительного плана, на земельном участке разрешается строительство многоквартирных жилых пятиэтажных домов; в связи с финансовыми возможностями ООО "Локус Групп" в настоящее время производит строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома. В названном письме общество с учетом возможной реконструкции с повышением этажности на стадии строительства просит зарегистрировать указанный объект в установленном порядке и указывает, что заключение государственной экспертизы проектной документации будет представлено после принятия решения о реконструкции жилого дома.
21.06.2011 Инспекция провела проверку данного объекта, по результатам которой составила акт от 21.06.2011 N 200, из которого следует, что по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55, ведется строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома, на момент проверки выполнены работы нулевого цикла, нарушений в процессе проверки не выявлено.
Письмом от 23.06.2011 N 04/1826 Госадмтехнадзор сообщил застройщику, что в соответствии со статьями 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, проведение государственной экспертизы на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" по адресу: город Кострома, улица Лесная, дом 55, не требуется, соответственно, государственный строительный надзор на данном объекте осуществляться не может.
Администрация в связи с внесением изменений в проектную документацию в части этажности и на основании положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства от 26.08.2011 выдала ООО "Локус Групп" разрешение на строительство 06.10.2011 N RU 44328000-393, в соответствии с которым Обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 2370,0 квадратного метра, количество этажей - 5, по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55.
От ООО "Локус Групп" 01.11.2011 в Инспекцию поступило извещение о начале строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу с приложенным разрешением на строительство от 06.10.2011 N RU 44328000-393.
Руководителем Инспекции издан приказ от 07.11.2011 N 2678-ГСН, которым на основании обращения Общества предписывалось провести проверку указанного объекта, предметом проверки определено: соответствие выполненных работ (строительно-монтажные работы) в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства требованиям нормативных правовых актов в области строительства. В результате проверки установлено, что на объекте выполнено устройство цокольного, 1-3 этажей, выполняются работы по устройству кирпичной кладки мансардного этажа, штукатурка внутренних стен, перегородок, частично выполнены работы по установке оконных и дверных блоков. По результатам проверки составлен акт от 07.11.2011 N 375.
Обществу направлен ответ от 08.11.2011 N 04/3341, в котором сообщалось, что в соответствии с действующим законодательством осуществление государственного строительного надзора с выдачей заключения предусматривается с начала строительства объекта до его завершения. В связи с тем, что Инспекцией надзор за строительством названного объекта не осуществлялся, в регистрации объекта и дальнейшем осуществлении государственного строительного надзора отказано.
ООО "Локус Групп", посчитав, что данный отказ не соответствует действующему законодательству, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 51, 52 и 54 ГСК РФ, пунктами 3, 8, 9, 12 - 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение N 54), Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации РД-11-04-2006, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок проведения проверок), пришел к выводу о незаконности действий Инспекции и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ГСК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения ответчика, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного кодекса.
Из частей 1 и 2 статьи 49 ГСК РФ следует, что подлежит государственной экспертизе проектная документация многоквартирного жилого дома с количеством этажей более трех.
Таким образом, в соответствии с названными нормами при строительстве многоквартирного жилого дома с числом этажей более трех, должен осуществляться государственный строительный надзор.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 ГСК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 5 статьи 54 ГСК РФ проверки в рамках государственного строительного надзора проводятся, в том числе, на основании поступившего в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале строительных работ на объекте, в отношении которого должен осуществляться государственный строительный надзор (часть 5 статьи 52 ГСК РФ).
В пункте 8 Положения N 54 определено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГСК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения N 54).
Как следует из материалов дела, ООО "Локус Групп" в соответствии с выданным ему первоначальным разрешением на строительство от 12.04.2011 N RU 44328000-103 осуществляло строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 1418,94 квадратного метра, с количеством этажей - 3, по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55.
В этой связи в силу статей 49 и 54 ГСК РФ в отношении строительства указанного жилого дома этажностью до трех этажей не требовалось осуществление государственного строительного надзора.
Вместе с тем после выдачи ООО "Локус-Групп" Администрацией города Костромы нового разрешения на строительство от 06.10.2011 N RU 44328000-393, в соответствии с которым обществу было разрешено строительство по указанному адресу многоквартирного жилого дома с числом этажей - 5, и при наличии положительного заключения государственной экспертизы на данный объект от 26.08.2011 возникло предусмотренное частью 1 статьи 49 и пунктом 1 части 1 статьи 54 ГСК РФ основание для осуществления государственного строительного надзора.
В связи с этим ООО "Локус-Групп" 01.11.2011 направило в адрес Инспекции, являющейся органом государственного строительного надзора на территории Костромской области, извещение о начале строительства многоквартирного пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу город Кострома, улица Лесная, 55.
Таким образом, у Инспекции возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52, пунктом 1 части 1, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 ГСК РФ основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, производимых в ходе строительства Обществом названного выше объекта капитального строительства.
Оснований для отказа в начале осуществления государственного строительного надзора в указанном выше случае нормы статьи 52 ГСК РФ и ***я N 54 не предусматривают.
При этом суды обоснованно посчитали, что Инспекция после получения от Общества уведомления от 01.11.2011 фактически начала осуществлять государственный строительный надзор, а именно провела проверку при строительстве спорного объекта, о чем свидетельствует акт проверки от 07.11.2011 N 375 (том 1, лист дела 49). По результатам данной проверки нарушений требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов в области строительства и проектной документации установлено не было.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение Инспекции об отказе осуществления государственного строительного надзора в отношении многоквартирного пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу город Кострома, улица Лесная, 55, содержащееся в письме ответчика от 08.11.2011 N 04/3341, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Локус-Групп" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно признали этот отказ незаконным.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих об умышленности действий Общества, связанных с изменением проектной документации на объект капитального строительства (с трех до пяти этажей) с целью исключения осуществления в отношении данного объекта государственного строительного надзора.
Ссылка Инспекции на незаконность получения ООО "Локус-Групп" второго разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от 06.10.2011, предусматривающего возможность повышения его этажности с трех до пяти этажей, отклоняется судом кассационной инстанции, так как статья 55 ГСК РФ не содержит запрета на выдачу дополнительного разрешения на строительство объекта капитального строительства в связи с изменением проектной документации и, соответственно, его архитектурно-планировочных характеристик. Кроме того, указанное разрешение на строительство в судебном порядке не оспаривалось и недействительным не признано, поэтому имеет юридическую силу.
Довод Госадмтехнадзора о невозможности осуществления им государственного строительного надзора в отношении объекта, который строится ООО "Локус-Групп", в связи с тем, что данный надзор не осуществлялся с самого начала строительства, то есть с нулевого цикла до третьего этажа, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
При наличии направленного Обществом в порядке части 5 статьи 52 ГСК РФ уведомления о начале строительных работ у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства. Факт того, что государственный строительный надзор не осуществлялся ранее, то есть до момента возведения третьего этажа многоквартирного жилого дома, не может служить основанием для отказа в осуществлении такого надзора, поскольку ранее основания для его осуществления отсутствовали и возникли только после принятия решения о продолжении строительства указанного дома до пятого этажа.
Из статей 52 и 54 ГСК РФ и пункта 8 Положения N 54 следует, что государственный строительный надзор может быть начат только при наличии соответствующих оснований и возникновение таких оснований не увязывается со стадией строительства объекта (начальной, промежуточной или конечной).
Таким образом, государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства. При этом отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенной до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Инспекции осуществлять названный надзор за текущими строительными работами на объекте до их окончания. Вопросы невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении указанной части объекта капитального строительства могут быть отражены Инспекцией в заключении по окончании строительства данного объекта в целом. При этом Инспекция с учетом данного обстоятельства в силу пункта 16 Положения N 54 не лишена возможности выдачи ООО "Локус-Групп" отрицательного заключения.
Кроме того, фактически инспекция уже проверяла ход строительных работ на стадии закладки фундамента (акт проверки от 21.06.2011 N 200) и на стадии окончания строительства третьего этажа (акт проверки от 07.11.2011 N 375). Периодичность проведения проверок в отношении строящегося объекта капитального строительства Положением N 54 не определена. Необходимость проведения в отношении построенной части жилого дома иных дополнительных проверок Инспекция со ссылкой на нормы Положения N 54 не обосновала.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А31-11112/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2012 ПО ДЕЛУ N А31-11112/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2012 г. по делу N А31-11112/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012,
принятое судьей Беляевой Т.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А31-11112/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Локус Групп"
к инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области
о признании незаконными действий
третье лицо - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы, и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Локус Групп" (далее - ООО "Локус Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области (далее - Инспекция, Госадмтехнадзор) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять для регистрации и осуществления государственного строительного надзора объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55, и о возложении на ответчика обязанности принять для регистрации и дальнейшего осуществления строительного надзора указанный объект капитального строительства.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 1, 49, 51, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель указывает на наличие умысла в действиях Общества с целью уйти от государственной экспертизы проектной документации, а также от государственного строительного надзора на объекте, ускорить сроки начала и окончания строительства. По его мнению, довод суда о легитимности получения Обществом второго разрешения на строительство пятиэтажного многоквартирного дома несостоятелен в силу того, что действующим законодательством при строительстве объектов капитального строительства не предусмотрена выдача двух разрешений на строительство одного и того же объекта. Инспекция считает, что при обращении Общества 01.11.2011 в Госадмтехнадзор с извещением о начале строительства многоквартирного жилого дома строительство объекта находилось на стадии завершения, что не позволяет осуществлять государственный строительный надзор.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация города Костромы (далее - Администрация) выдала ООО "Локус Групп" (застройщик) разрешение на строительство 12.04.2011 N RU 44328000-103, в соответствии с которым Обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 1418,94 квадратного метра, количество этажей - три, по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Лесная, 55.
06.06.2011 в Инспекцию от ООО "Локус Групп" поступило обращение от 24.05.2011 N 130 о регистрации объекта капитального строительства по указанному адресу с приложением извещения о начале строительства и разрешения на строительство от 12.04.2011 N RU 44328000-103. В письме Общество сообщило, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU44328000-0000000000001627, утвержденным постановлением Администрации от 17.09.2010 N 1840, кроме прочих объектов капитального строительства, указанных в пункте 3 градостроительного плана, на земельном участке разрешается строительство многоквартирных жилых пятиэтажных домов; в связи с финансовыми возможностями ООО "Локус Групп" в настоящее время производит строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома. В названном письме общество с учетом возможной реконструкции с повышением этажности на стадии строительства просит зарегистрировать указанный объект в установленном порядке и указывает, что заключение государственной экспертизы проектной документации будет представлено после принятия решения о реконструкции жилого дома.
21.06.2011 Инспекция провела проверку данного объекта, по результатам которой составила акт от 21.06.2011 N 200, из которого следует, что по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55, ведется строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома, на момент проверки выполнены работы нулевого цикла, нарушений в процессе проверки не выявлено.
Письмом от 23.06.2011 N 04/1826 Госадмтехнадзор сообщил застройщику, что в соответствии со статьями 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе, проведение государственной экспертизы на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом" по адресу: город Кострома, улица Лесная, дом 55, не требуется, соответственно, государственный строительный надзор на данном объекте осуществляться не может.
Администрация в связи с внесением изменений в проектную документацию в части этажности и на основании положительного заключения государственной экспертизы объекта капитального строительства от 26.08.2011 выдала ООО "Локус Групп" разрешение на строительство 06.10.2011 N RU 44328000-393, в соответствии с которым Обществу разрешено строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 2370,0 квадратного метра, количество этажей - 5, по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55.
От ООО "Локус Групп" 01.11.2011 в Инспекцию поступило извещение о начале строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу с приложенным разрешением на строительство от 06.10.2011 N RU 44328000-393.
Руководителем Инспекции издан приказ от 07.11.2011 N 2678-ГСН, которым на основании обращения Общества предписывалось провести проверку указанного объекта, предметом проверки определено: соответствие выполненных работ (строительно-монтажные работы) в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства требованиям нормативных правовых актов в области строительства. В результате проверки установлено, что на объекте выполнено устройство цокольного, 1-3 этажей, выполняются работы по устройству кирпичной кладки мансардного этажа, штукатурка внутренних стен, перегородок, частично выполнены работы по установке оконных и дверных блоков. По результатам проверки составлен акт от 07.11.2011 N 375.
Обществу направлен ответ от 08.11.2011 N 04/3341, в котором сообщалось, что в соответствии с действующим законодательством осуществление государственного строительного надзора с выдачей заключения предусматривается с начала строительства объекта до его завершения. В связи с тем, что Инспекцией надзор за строительством названного объекта не осуществлялся, в регистрации объекта и дальнейшем осуществлении государственного строительного надзора отказано.
ООО "Локус Групп", посчитав, что данный отказ не соответствует действующему законодательству, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 51, 52 и 54 ГСК РФ, пунктами 3, 8, 9, 12 - 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение N 54), Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации РД-11-04-2006, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 (далее - Порядок проведения проверок), пришел к выводу о незаконности действий Инспекции и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ГСК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения ответчика, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 данного кодекса.
Из частей 1 и 2 статьи 49 ГСК РФ следует, что подлежит государственной экспертизе проектная документация многоквартирного жилого дома с количеством этажей более трех.
Таким образом, в соответствии с названными нормами при строительстве многоквартирного жилого дома с числом этажей более трех, должен осуществляться государственный строительный надзор.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 54 ГСК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 5 статьи 54 ГСК РФ проверки в рамках государственного строительного надзора проводятся, в том числе, на основании поступившего в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, о начале строительных работ на объекте, в отношении которого должен осуществляться государственный строительный надзор (часть 5 статьи 52 ГСК РФ).
В пункте 8 Положения N 54 определено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГСК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения N 54).
Как следует из материалов дела, ООО "Локус Групп" в соответствии с выданным ему первоначальным разрешением на строительство от 12.04.2011 N RU 44328000-103 осуществляло строительство многоквартирного жилого дома общей площадью 1418,94 квадратного метра, с количеством этажей - 3, по адресу: город Кострома, улица Лесная, 55.
В этой связи в силу статей 49 и 54 ГСК РФ в отношении строительства указанного жилого дома этажностью до трех этажей не требовалось осуществление государственного строительного надзора.
Вместе с тем после выдачи ООО "Локус-Групп" Администрацией города Костромы нового разрешения на строительство от 06.10.2011 N RU 44328000-393, в соответствии с которым обществу было разрешено строительство по указанному адресу многоквартирного жилого дома с числом этажей - 5, и при наличии положительного заключения государственной экспертизы на данный объект от 26.08.2011 возникло предусмотренное частью 1 статьи 49 и пунктом 1 части 1 статьи 54 ГСК РФ основание для осуществления государственного строительного надзора.
В связи с этим ООО "Локус-Групп" 01.11.2011 направило в адрес Инспекции, являющейся органом государственного строительного надзора на территории Костромской области, извещение о начале строительства многоквартирного пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу город Кострома, улица Лесная, 55.
Таким образом, у Инспекции возникли предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 5 статьи 52, пунктом 1 части 1, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 ГСК РФ основания для начала осуществления государственного строительного надзора в отношении строительных работ, производимых в ходе строительства Обществом названного выше объекта капитального строительства.
Оснований для отказа в начале осуществления государственного строительного надзора в указанном выше случае нормы статьи 52 ГСК РФ и ***я N 54 не предусматривают.
При этом суды обоснованно посчитали, что Инспекция после получения от Общества уведомления от 01.11.2011 фактически начала осуществлять государственный строительный надзор, а именно провела проверку при строительстве спорного объекта, о чем свидетельствует акт проверки от 07.11.2011 N 375 (том 1, лист дела 49). По результатам данной проверки нарушений требований технических регламентов, иных нормативных правовых актов в области строительства и проектной документации установлено не было.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение Инспекции об отказе осуществления государственного строительного надзора в отношении многоквартирного пятиэтажного жилого дома, расположенного по адресу город Кострома, улица Лесная, 55, содержащееся в письме ответчика от 08.11.2011 N 04/3341, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "Локус-Групп" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно признали этот отказ незаконным.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих об умышленности действий Общества, связанных с изменением проектной документации на объект капитального строительства (с трех до пяти этажей) с целью исключения осуществления в отношении данного объекта государственного строительного надзора.
Ссылка Инспекции на незаконность получения ООО "Локус-Групп" второго разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от 06.10.2011, предусматривающего возможность повышения его этажности с трех до пяти этажей, отклоняется судом кассационной инстанции, так как статья 55 ГСК РФ не содержит запрета на выдачу дополнительного разрешения на строительство объекта капитального строительства в связи с изменением проектной документации и, соответственно, его архитектурно-планировочных характеристик. Кроме того, указанное разрешение на строительство в судебном порядке не оспаривалось и недействительным не признано, поэтому имеет юридическую силу.
Довод Госадмтехнадзора о невозможности осуществления им государственного строительного надзора в отношении объекта, который строится ООО "Локус-Групп", в связи с тем, что данный надзор не осуществлялся с самого начала строительства, то есть с нулевого цикла до третьего этажа, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
При наличии направленного Обществом в порядке части 5 статьи 52 ГСК РФ уведомления о начале строительных работ у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства. Факт того, что государственный строительный надзор не осуществлялся ранее, то есть до момента возведения третьего этажа многоквартирного жилого дома, не может служить основанием для отказа в осуществлении такого надзора, поскольку ранее основания для его осуществления отсутствовали и возникли только после принятия решения о продолжении строительства указанного дома до пятого этажа.
Из статей 52 и 54 ГСК РФ и пункта 8 Положения N 54 следует, что государственный строительный надзор может быть начат только при наличии соответствующих оснований и возникновение таких оснований не увязывается со стадией строительства объекта (начальной, промежуточной или конечной).
Таким образом, государственный строительный надзор должен осуществляться при возникновении соответствующих оснований, предусмотренных законом, независимо от того, возникли ли они до начала строительства объекта или в ходе его строительства. При этом отсутствие возможности проведения проверки в отношении части объекта капитального строительства, построенной до начала осуществления государственного строительного надзора, не препятствует Инспекции осуществлять названный надзор за текущими строительными работами на объекте до их окончания. Вопросы невозможности осуществления государственного строительного надзора в отношении указанной части объекта капитального строительства могут быть отражены Инспекцией в заключении по окончании строительства данного объекта в целом. При этом Инспекция с учетом данного обстоятельства в силу пункта 16 Положения N 54 не лишена возможности выдачи ООО "Локус-Групп" отрицательного заключения.
Кроме того, фактически инспекция уже проверяла ход строительных работ на стадии закладки фундамента (акт проверки от 21.06.2011 N 200) и на стадии окончания строительства третьего этажа (акт проверки от 07.11.2011 N 375). Периодичность проведения проверок в отношении строящегося объекта капитального строительства Положением N 54 не определена. Необходимость проведения в отношении построенной части жилого дома иных дополнительных проверок Инспекция со ссылкой на нормы Положения N 54 не обосновала.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 16.03.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А31-11112/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)