Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2009 ПО ДЕЛУ N А32-5949/2009-59/162

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. по делу N А32-5949/2009-59/162


Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Зорина Л.В. и Канатовой С.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Родник Кавказа" - Дягилева А.А. (директор, паспорт 03 00 740291 выдан 13.06.2001 Крыловским РОВД Краснодарского края), от заинтересованного лица - Администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края - Зуб Т.В. (доверенность от 15.09.2009 N 1083/01-30-01), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2009 по делу N А32-5949/2009-59/162 (судьи Гонзус И.П., Шкира Д.М., Марчук Т.И.), установил следующее.
ЗАО "Родник Кавказа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования Крыловский район Краснодарского края (далее - Администрация) о признании недействующими с момента опубликования пунктов 1 - 5 Правил применения нормативов расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков на территории муниципального образования Крыловский район, утвержденных постановлением Главы муниципального образования Крыловский район Краснодарского края от 22.08.2008 N 526 (далее - Правила) (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 23.07.2009 суд признал недействующими пункты 1 - 5 Правил с даты вступления в законную силу решения суда. Судебный акт мотивирован тем, что указанные Правила не соответствуют Ведомственным нормам технического проектирования "Нормы расхода воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97" (далее - ВНТП-Н-97), утвержденным Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 14.02.1995, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также создают препятствие обществу в осуществлении им предпринимательской деятельности и нарушают его имущественные права.
В кассационной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению Администрации, нормы ВНТП-Н-97 не относятся к спорным правоотношения, поскольку предназначены для использования при разработке проектной документации, проектов наружных сетей и сооружений систем водоснабжения сельских населенных пунктов, объектов АПК и фермерских хозяйств. Кроме того, указанные нормы не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и нормативным актом не являются. Поскольку без установления площади поливаемого участка невозможно применение норматива Администрация разработала правила для ее установления. Основанием для предоставления информации о количестве земельных участков лицам, осуществляющим предоставление коммунальных услуг, может служить только акт о поливе земельного участка гражданином, что закреплено в Правилах. Акт о поливе необходим в связи с тем, что не все абоненты, не имеющие приборов учета, производят полив водой, которая подается обществом. Фактически суд обязывает лиц, ведущих личное подсобное хозяйство на приусадебном участке, установить приборы учета потребляемой воды, что противоречит действующему законодательству. Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не могут регулировать отношения в сфере поставки воды на полив земельных участков. Принятое судом решение ущемляет права лиц, являющихся потребителями воды.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением Пятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 14.07.2008, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 17.12.2008, по делу N А32-11927/2007-19/297 по заявлению общества признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в неисполнении полномочий по установлению нормативов на коммунальные услуги (полив огородов и зеленых насаждений). Суд обязал Администрацию рассмотреть и утвердить нормативы на полив огородов и зеленых насаждений.
Решением Совета муниципального образования Крыловский район Краснодарского края от 07.08.2008 N 584 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Крыловской район от 21.05.2008 N 562 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг"" утверждены нормы расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков в период с 10 апреля по 10 сентября - 0,15 куб. м потребляемой в месяц на 1 кв. м площади.
Постановлением главы муниципального образования Крыловский район от 22.08.2008 N 526 "Об утверждении Правил применения нормы расходов воды на полив огородов и обрабатывающих земельных участков на территории муниципального образования Крыловский район" утверждены Правила применения нормы расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков на территории муниципального образования Крыловский район.
Пунктами 1 - 5 Правил установлено следующее: норма расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков на территории муниципального образования применяется только в период с 10 апреля по 10 сентября текущего года (пункт 1); предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению (далее - поставщик), обязано зафиксировать (установить) полив огорода или обрабатываемого земельного участка абонентом водой поставщика (пункт 2); предприятие при установлении полива обязано составить акт о производстве полива, который подписывается уполномоченным представителем предприятия, лицом, производящим полив. В случае отказа от подписи лицом, производящим полив, указанный акт подписывается двумя свидетелями, которые не должны являться работниками поставщика (пункт 3); указанный акт является единственным основанием для предоставления сведений о площадях земельных участков, подлежащих поливу и применения к абоненту нормы на полив (пункт 4); при расчете платы за поставленную воду с учетом нормы на полив применяются только справки о поливаемых площадях земельных участков, выданных администрациями сельских поселений муниципального образования Крыловский район (пункт 5).
Не согласившись с пунктами 1 - 5 Правил и полагая, что указанные пункты Правил создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности общества, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Вывод суда о том, что оспариваемый акт обладает признаками нормативного правового акта, поскольку представляет собой официальный документ, принятый органом местного самоуправления, в определенной законом форме с опубликованием в средствах массовой информации (районная газета "Авангард" от 06.09.2008 N 109), который устанавливает правовые нормы, регулирующие отношения между поставщиками коммунальных услуг в сфере поставки воды и их абонентами, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, является правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав в соответствии с требованиями статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства, входящие в предмет доказывания по данному делу, и доводы участвующих в деле лиц, в их совокупности и взаимосвязи, суд правомерно удовлетворил требования общества.
Суд обоснованно исходил из того, что пунктом 1 Правил введены ограничения на объем используемых гражданами коммунальных услуг и нарушено право общества на получение платы за поставленный объем воды для полива огородов и зеленых насаждений, поскольку в таблице 21 норм ВНТП-Н-97 определено, что для Краснодарского края период полива картофеля, овощей корнеплодов, кукурузы установлен с апреля по сентябрь, для кормовых корнеплодов, садов - с мая по октябрь включительно. Следовательно, вывод суда о том, что пункт 1 Правил противоречит таблице 21 норм ВНТП-Н-97, является правильным.
Удовлетворяя требования общества в части 2 - 5 пунктов Правил, суд правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным, в том числе, с внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с названным Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с подпунктом б пункта 19, подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета определяется, исходя из количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Поскольку согласно решению Совета муниципального образования Крыловский район от 07.08.2008 N 584 норматив расхода воды на полив огородов и обрабатываемых земельных участков зависит от площади полива, то данный показатель должен быть известен обществу и другим поставщикам коммунальных ресурсов. Суд правильно указал, что установленный Администрацией порядок определения площади полива и фиксация факта полива обществом не предусмотрен действующим законодательством.
Суд обоснованно отклонил довод Администрации о том, что пункты 1 - 5 Правил направлены на защиту прав части граждан Крыловского района, осуществляющих полив огородов и зеленых насаждений за счет грунтовых вод, как документально не подтвержденный.
При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении оспариваемыми пунктами Правил прав общества в сфере предпринимательской деятельности и их противоречии статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является правильным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2009 по делу N А32-5949/2009-59/162 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК

Судьи
Л.В.ЗОРИН
С.А.КАНАТОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)