Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2011 N 18АП-7142/2011 ПО ДЕЛУ N А34-891/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2011 г. N 18АП-7142/2011

Дело N А34-891/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимохина О.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Курганской области от 22 июня 2011 года по делу N А34-891/2011 (судья Григорьев А.А.).
Муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - заявитель, МУП "Городские тепловые сети", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах (далее - заинтересованное лицо, Территориальный отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2011 N 09-12 по делу об административном правонарушении, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Определением суда от 06.06.2011 (т. 4, л.д. 50-51) к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Роспотребнадзор).
Решением суда от 22 июня 2011 года (резолютивная часть объявлена 15 июня 2011 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы МУП "Городские тепловые сети" указывает, что в решении судом не дана оценка тем обстоятельствам, что предприятие было зарегистрировано 18.08.2010; свою деятельность начало осуществлять только с 01.10.2010.
Подготовка объектов теплоснабжения к отопительному периоду должна проходить до начала отопительного сезона, так как отопительный сезон 2010-2011 начался 01.10.2010, предприятие не имело ни прав, ни возможности, ни обязанности проводить ремонт тепловых сетей, эксплуатирующихся более 30 лет и находящихся в аварийном состоянии.
Апеллянт считает, что в совершении вменяемого правонарушения вина предприятия отсутствует, однако судом оценка этому дана не была.
До начала судебного заседания от заинтересованных лиц поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "Городские тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.08.2010 МИФНС России N 5 по Курганской области за основным государственным регистрационным номером 1104512000196 (т. 2, л.д. 39).
В связи с поступлением в Территориальный отдел жалоб граждан, проживающих в квартирах, расположенных в домах: N 44 по ул. Красная в г. Петухово Курганской области, N 33 и N 22 по ул. Железнодорожная в г. Петухово Курганской области, N 3 по ул. Октябрьская в г. Петухово Курганской области (т. 1, л.д. 94-101), административным органом в отношении МУП "Городские тепловые сети" вынесены определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17.02.2011 N 10 (т. 1, л.д. 102-103), от 21.02.2011 N 11 (т. 1, л.д. 104-105), от 22.02.2011 N 12 (т. 1, л.д. 106-107).
По результатам административного расследования было установлено, что заявитель оказывает жильцам указанных домов услугу по поставке тепловой энергии не соответствующую действующим стандартам. В частности, температура воздуха в отапливаемых помещениях квартир ниже допустимой по нормам. За период с 09.02.2011 по 21.02.2011 продолжительность перерыва отопления составила суммарно 38 часов.
28 февраля 2011 года Территориальным отделом составлен протокол об административном правонарушении N 09-10 (т. 1, л.д. 144), получены объяснения законного представителя предприятия - Герасименко С.Н. (т. 1, л.д. 145).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении должностным лицом Территориального отдела вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 01.03.2011 N 09-12 (т. 1, л.д. 7-8), которым МУП "Городские тепловые сети" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП "Городские тепловые сети" 10.03.2011 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействиях) предприятия состава инкриминируемого правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке влечет предупреждение или наложение административного штрафа на а юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
В соответствии со статьями 11 и 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям этих правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В пункте 49 Правил N 307 предусмотрена обязанность исполнителя предоставить коммунальные услуги в необходимых для потребителя объеме и надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
К числу коммунальных услуг в соответствии с пунктом 6 Правил N 307, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по отоплению, то есть поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам. Согласно пункта 15 указанного приложения к Правилам N 307 обеспечение температуры в жилых помещениях должно быть не ниже +18° С, в угловых комнатах + 20°С, отклонение температуры в жилых помещениях не допускается.
Аналогичные требования к обеспечению температуры воздуха в отапливаемых помещениях жилых зданий (показатели микроклимата помещений) установлены пунктом 4.16.2 Государственного стандарта Российской Федерации "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, ГОСТ Р 51617-2000 (далее - ГОСТ Р 51617-2000).
Так, согласно пунктов 4.12, 4.12.2, 4.12.3, 4.16.1 ГОСТ Р 51617-2000 потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды, должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления. Поставка потребителю тепловой энергии должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем. Оказание услуг по предоставлению потребителям тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей. Продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения при аварийных ситуациях должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях: не более 16 часов - при температуре воздуха в помещениях не ниже 12 °C; не более 8 часов - при температуре воздуха в помещениях не ниже 10 °C; не более 4 часов - при температуре воздуха в помещениях не ниже 8 °C.
Как установлено судом и следует из материалов дела, одними из основных видов деятельности предприятия согласно пункту 3.2 Устава (т. 2, л.д. 49-58) являются производство тепловой энергии котельными, передачи тепловой энергии, распределения тепловой энергии по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.).
В связи с этим, заявителю в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Городские тепловые сети" от 01.11.2010 N 06-10 (т. 1, л.д. 25-32) на праве хозяйственного ведения для осуществления указанной уставной деятельности передано соответствующее имущество, в том числе: котельные, водонагреватели, внутриквартальные и инженерные сети, земельные участки, теплотрассы.
МУП "Городские тепловые сети" с жильцами домов: N 44 по ул. Красная, N 33 и N 22 по ул. Железнодорожная, N 3 по ул. Октябрьская в г. Петухово Курганской области заключены договоры на отпуск тепловой энергии в горячей воде (т. 2, л.д. 77-83, 89, 108-110). По условиям договоров заявитель обязуется поставлять потребителям тепловую энергию, соответствующую по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм. Кроме этого, заявитель обязался поддерживать в жилых помещениях температуру воздуха в соответствии со СНИПом. При этом, тарифы на тепловую энергию для потребителей заявителя с 01.10.2010 установлены постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.09.2010 N 31-6 (т. 2, л.д. 107).
Заявителем принималась оплата по договорам на отпуск тепловой энергии в горячей воде от жильцов указанных домов.
Протоколами измерения метеорологического фактора от 17.02.2011 N 24 (т. 1, л.д. 112-116), от 21.02.2011 N 25 (т. 1, л.д. 117-121), от 24.02.2011 N 28 (т. 1, л.д. 125-129), протокола ми осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.02.2011 N 10-ж (т. 1, л.д. 130-131), от 21.02.2011 N 11-ж, 15-ж (т. 1, л.д. 132-133), от 21.02.2011 N 12-ж (т. 1, л.д. 134-135), от 21.02.2011 N 13-ж (т. 1, л.д. 136-137), от 22.02.2011 N 14-ж (т. 1, л.д. 138-139), от 24.02.2011 N 16-ж, 17-ж (т. 1, л.д. 140-141).
Однако, заявителем, при оказании им коммунальной услуги по отоплению, допущены нарушения, а именно, температура воздуха в отапливаемых помещениях 46 квартир была ниже допустимой. В квартирах N 9 и 25 дома N 3 по ул. Октябрьской в г. Петухово температура воздуха составила +14,1 °C.
Также, судом первой инстанции на основании журнала регистрации температуры теплоносителя в котельной МУП "Городские тепловые сети" (т. 2, л.д. 14-37) установлено, за период с 09.02.2011 по 21.02.2011 продолжительность перерыва отопления составила более 24 часов (суммарно 38 часов).
Таким образом, заявитель допустил снижение температуры воздуха в жилых помещениях ниже установленного стандартом предела + 18 °C, а также допустил перерыв отопления жилых помещений в пределах более чем допустимые (более 16 часов - при температуре воздуха в помещениях не ниже 12 °C).
Указанные нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о правомерности вывода суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействиях) МУП "Городские тепловые сети" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что предприятием были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции полагает доказанной вину МУП "Городские тепловые сети" в совершении вмененного ему правонарушения.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы в соответствующей части судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействиях) МУП "Городские тепловые сети" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.5 КоАП РФ, является правомерным.
Примененный судом размер административного штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Довод апеллянта о том, что предприятие начало свою деятельность только с 01.10.2010, судом апелляционной инстанции отклоняется в связи с тем, что указанное обстоятельство не исключает обязанность предприятия соблюдать императивно предусмотренные нормы законодательства, в частности, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Закона N 52-ФЗ и ГОСТ Р 51617-2000. Кроме того, как указывалось ранее, Уставом предприятия предусмотрены такие основные виды деятельности как, производство тепловой энергии котельными, передачи тепловой энергии, распределения тепловой энергии по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.).
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, у заявителя имелась возможность для соблюдения соответствия услуги по отоплению нормам стандарта, поскольку при передаче заявителю тепловых сетей и котельной были обеспечены их готовность к отопительному сезону 2010-2011, что подтверждается паспортом готовности к работе (т. 2, л.д. 2, 4), актом проверки готовности к работе (т. 2, л.д. 3, 5-6). Готовность жилых домов к эксплуатации в зимних условиях также была обеспечена, о чем свидетельствует паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях (т. 2, л.д. 100-105). Неисправностей в работе внутридомовых сетей, необходимых для подачи тепловой энергии потребителям, не установлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 22 июня 2011 года по делу N А34-891/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Б.ТИМОХИН

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
А.А.АРЯМОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)