Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2012 ПО ДЕЛУ N А14-7954/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2012 г. по делу N А14-7954/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 19.06.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Степиной Л.В.
судей Ключниковой Н.В, Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Среди цветов - Воронеж" (ОГРН 1033600029704, г. Воронеж, ул. Беляевой, дом 8, 394029); - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, г. Воронеж, ул. Донбасская, 2, 394026) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011 (судья Федосова С.С.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А14-7954/2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Среди цветов - Воронеж" (далее - заявитель, ООО "Среди цветов - Воронеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее также - Управление Росреестра по Воронежской области, Регистрационная Служба) в государственной регистрации прекращения права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А, площадью 143,6 кв. м и нежилое встроенное помещение IIIа в литере А, площадью 94,2 кв. м, а также в государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А, площадью 239,7 кв. м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 8, и требованиями обязать зарегистрировать право собственности на указанное нежилое помещение (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данными судебными актами, Управление Росреестра по Воронежской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела и обсудив доводы, указанные в жалобе, кассационная коллегия судей не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что по договорам купли-продажи от 29.07.2004 и от 05.10.2007 ООО "Среди цветов - Воронеж" приобрело в собственность нежилое встроенное помещение III в литере А, площадью 143,6 кв. м и нежилое встроенное помещение IIIа в литере А, площадью 94,2 кв. м, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, дом 8. У Общества имеются соответствующие свидетельства о государственной регистрации права серии 36 АБ N 839169 и серия 36 АВ N 099159.
Общим собранием учредителей ООО "Среди цветов - Воронеж" (протокол от 01.02.2011 N 1) принято решение об объединении указанных объектов недвижимости в одно нежилое помещение - магазин непродовольственных товаров.
Предварительно, 19.08.2010, Обществом получено положительное экспертное заключение проектной документации перепланировки нежилых помещений под магазин непродовольственных товаров (товаров и изделий для сада и огорода) по названному выше адресу, утвержденное ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области", N ОГ-40-86.
Департамент общественной безопасности управления по охране окружающей среды администрации городского округа город Воронеж в свою очередь 10.09.2010 выдал заключение N 119 о соответствии проекта перепланировки нежилых помещений под магазин непродовольственных товаров (товаров и изделий для сада и огорода) природоохранным требованиям.
Администрация городского округа город Воронеж на основании указанных выше заключений согласовала ООО "Среди цветов - Воронеж" перепланировку (реконструкцию) нежилых встроенных помещений под магазин непродовольственных товаров, без образования входных групп и изменения существующего фасада здания (заключение от 16.11.2010 N 153).
Согласно данному заключению, проект реконструкции не нарушает прочности и устойчивости несущих и ограждающих конструкций жилого здания. Этот проект выполнен с учетом технологических требований к магазину непродовольственных товаров (цветы). Вход в помещение предусмотрен через две существующие входные группы, расположенные со стороны ул. Южно-Моравская. Прилегающая территория спланирована и благоустроена.
В результате объединения нежилого встроенного помещения III в литере А, площадью 143,6 кв. м и нежилого встроенного помещения IIIа в литере А, площадью 94,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, дом 8, внутренней перепланировки, уточнения размеров и перерасчета площадей образовалось встроенное помещение III в литере А, общей площадью 239,7 кв. м, что отражено в кадастровым паспорте помещения от 27.01.2011, выданном ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
02.03.2011 ООО "Среди цветов - Воронеж" обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А, общей площадью 239,7 кв. м, образованное в процессе объединения двух смежных нежилых встроенных помещений, принадлежащих ему на праве собственности.
Сообщением от 29.06.2011 N 01/2/2011-280, 281, 282 Регистрационная Служба отказала заявителю в регистрации права собственности на вышеупомянутое нежилое встроенное помещение на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как Обществом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, а именно, акт приемочной комиссии, выданный компетентным органом и подтверждающий объединение двух существовавших помещений в одно помещение.
ООО "Среди цветов - Воронеж", считая данный отказ незаконным, оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленное нежилое встроенное помещение, образованное в процессе объединения двух смежных нежилых встроенных помещений, принадлежащих Обществу на праве собственности.
С указанным выводом согласился апелляционный суд.
При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 4 этого Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно статье 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 названного Закона. К числу оснований для государственной регистрации наличия прав на недвижимое имущество и сделок с ним, перечень которых, предусмотренный пунктом 1 указанной статьи, является закрытым, отнесены:
- - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- - акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- - свидетельства о праве на наследство;
- - вступившие в законную силу судебные акты;
- - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- - иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
При этом согласно пункту 2 статьи 17 названного Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Так, в государственной регистрации прав может быть отказано в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20).
Поскольку нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о процедуре реконструкции (объединении) нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, суды обоснованно руководствовались нормами жилищного законодательства при разрешении данного спора.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса.
Границы между смежными помещениями могут быть изменены без согласия собственников других помещений в случае, если подобное изменение не влечет за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
При этом законодатель в указанной норме не разделил такие понятия как жилое помещение и нежилое, указав общее понятие - "помещение в многоквартирном доме".
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (часть 5 статьи 26 ЖК РФ).
Этот документ (согласование) является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения (часть 6 статьи 26 ЖК РФ).
Статьей 28 ЖК РФ определено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (части 1 и 2 названной статьи).
Проанализировав представленные в материалы доказательства в их совокупности, суды пришли к выводу, что заключение администрации городского округа город Воронеж от 16.11.2010 N 153 фактически является решением по согласованию проведения реконструкции (объединении) нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 8, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также помещения.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4 статьи 14 указанного выше Федерального закона).
Судом установлено, что в результате объединения встроенного помещения III и IIIа, внутренней перепланировки, уточнения размеров и пересчета площадей образовалось нежилое помещение общей площадью 239,7 кв. м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения от 27.01.2011 N 2883. Указанное нежилое помещение не влечет за собой изменение границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Представленный кадастровый паспорт по форме соответствует утвержденной Приказом Минюста от 18.02.2008 N 32.
Исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела в результате исследования и оценки доказательств, суды пришли к единому выводу о том, что представленные заявителем для государственной регистрации права документы соответствуют предъявляемым к ним требованиям и перечню документов, установленных статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, поэтому у регистратора не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на заявленный объект недвижимости, в связи с чем суды правомерно признали отказ в регистрации не соответствующим положениям Закона о регистрации и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений процессуального законодательства, которые являются безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, либо привели или могли привести к принятию неправильного решения, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012 по делу N А14-7954/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)