Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Ташкиновой О.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" на решение от 21.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судьи Синцова В.В., Ильичева Л.Ю., Трибуналова О.В.) по делу N А03-5251/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" (656015, г. Барнаул, пр. Строителей, 16, ИНН 2221132961, ОГРН 1082221003061) к Администрация г. Барнаула (656056, г. Барнаул, пр. Ленина, 18, ИНН 2225066269, ОРГН 1042202280251) о признании подпункта 1 раздела 2 приложения N 1 постановления Администрации города Барнаула от 26.01.2010 N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" недействующим.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, открытое акционерное общество "Кузбассэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Энергетик".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Федотова О.А.) в заседании участвовали представители: от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" - Марченко О.Н. по доверенности от 06.06.2012, Камаев О.Б. по доверенности от 18.08.2012,
от Администрации города Барнаула - Шаповалова Е.В. по доверенности от 12.03.2012,
от открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" - Стручков С.П. по доверенности от 27.12.2011, Снесарь Н.Г. по доверенности от 27.12.2011.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" (далее по тексту ООО "УК Краевой дом моделей", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим подпункта 1 раздела 2 приложения N 1 постановления Администрации г. Барнаула (далее по тексту Администрация) от 26.01.2010 N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее по тексту Постановление N 290) как несоответствующего части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту Правила N 306).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее по тексту Управление), открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее по тексту ОАО "Кузбассэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" (далее по тексту МУП "Энергетик").
Решением от 21.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края подпункт 1 раздела 2 приложения N 1 Постановления N 290 в части установления норматива на централизованное отопление в размере 0,02 признан соответствующим Постановлению N 306.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнерго" просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители ОАО "Кузбассэнерго" поддержали доводы, изложенные в отзыве.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что 26.01.2010 Администрацией принято Постановление N 290, подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1 к которому установлен норматив централизованного отопления 0,02 Гкал на 1 кв. м общей площади, который введен на территории г. Барнаула с 01.02.2010.
Постановление N 290 опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" N 14 от 30.01.2010.
На момент обращения Общества в суд действует Постановление N 290 в редакции с изменениями от 27.01.2011, которыми оно признано утратившим силу за исключением пункта 1.2 и приложения N 1 (оспариваемый подпункт 1 пункта 2 приложения N 1 не изменен).
Считая, что подпункт 1 пункта 2 приложения N 1 Постановления N 290 не соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20, 23 Правил N 306 ООО "УК Краевой дом моделей" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что на момент принятия оспариваемого Постановления N 290 отсутствовали основания для изменения установленного ранее норматива на центральное отопление. Заявителем не представлено доказательств наличия оснований для определения или расчета норматива лицами, указанными в пункте 8 Правил N 306 на момент принятия Постановления N 290, нарушения его прав в области предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, на момент рассмотрения дела Общество утратило статус исполнителя коммунальных услуг в связи с прекращением договора на управление многоквартирным домом.
Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами N 306 (в редакции действующей на момент рассмотрения дела в суде).
Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма)) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что норматив на централизованное теплоснабжение Администрацией установлен расчетным методом.
При этом отсутствовали основания, установленные пунктом 14 Правил N 306, для пересмотра норматива.
Постановлением Правительства Российской Федерации, утвердившим Правила N 306, не предусмотрен срок приведения уполномоченными органами ранее утвержденных нормативов в соответствие с названными Правилами. Кроме того, из Правил N 306 следует, что срок действия утвержденных нормативов не может быть менее трех лет. Верхний предел срока действия нормативов законодательством не определен.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Общество осуществляло управление многоквартирным домом на основании договора от 01.01.2009 N 7618-т, являлось посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что Обществом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным актом его прав и законных интересов в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Доводы ООО "УК Краевой дом моделей" об обратном не подтверждаются материалами дела.
Приведенные в кассационной жалобе Общества доводы свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5251/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2012 ПО ДЕЛУ N А03-5251/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 г. по делу N А03-5251/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Ташкиновой О.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" на решение от 21.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судьи Синцова В.В., Ильичева Л.Ю., Трибуналова О.В.) по делу N А03-5251/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" (656015, г. Барнаул, пр. Строителей, 16, ИНН 2221132961, ОГРН 1082221003061) к Администрация г. Барнаула (656056, г. Барнаул, пр. Ленина, 18, ИНН 2225066269, ОРГН 1042202280251) о признании подпункта 1 раздела 2 приложения N 1 постановления Администрации города Барнаула от 26.01.2010 N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" недействующим.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, открытое акционерное общество "Кузбассэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Энергетик".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Федотова О.А.) в заседании участвовали представители: от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" - Марченко О.Н. по доверенности от 06.06.2012, Камаев О.Б. по доверенности от 18.08.2012,
от Администрации города Барнаула - Шаповалова Е.В. по доверенности от 12.03.2012,
от открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" - Стручков С.П. по доверенности от 27.12.2011, Снесарь Н.Г. по доверенности от 27.12.2011.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Краевой дом моделей" (далее по тексту ООО "УК Краевой дом моделей", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим подпункта 1 раздела 2 приложения N 1 постановления Администрации г. Барнаула (далее по тексту Администрация) от 26.01.2010 N 290 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее по тексту Постановление N 290) как несоответствующего части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20, 23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту Правила N 306).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее по тексту Управление), открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее по тексту ОАО "Кузбассэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" (далее по тексту МУП "Энергетик").
Решением от 21.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края подпункт 1 раздела 2 приложения N 1 Постановления N 290 в части установления норматива на централизованное отопление в размере 0,02 признан соответствующим Постановлению N 306.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кузбассэнерго" просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители ОАО "Кузбассэнерго" поддержали доводы, изложенные в отзыве.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что 26.01.2010 Администрацией принято Постановление N 290, подпунктом 1 пункта 2 приложения N 1 к которому установлен норматив централизованного отопления 0,02 Гкал на 1 кв. м общей площади, который введен на территории г. Барнаула с 01.02.2010.
Постановление N 290 опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" N 14 от 30.01.2010.
На момент обращения Общества в суд действует Постановление N 290 в редакции с изменениями от 27.01.2011, которыми оно признано утратившим силу за исключением пункта 1.2 и приложения N 1 (оспариваемый подпункт 1 пункта 2 приложения N 1 не изменен).
Считая, что подпункт 1 пункта 2 приложения N 1 Постановления N 290 не соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20, 23 Правил N 306 ООО "УК Краевой дом моделей" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что на момент принятия оспариваемого Постановления N 290 отсутствовали основания для изменения установленного ранее норматива на центральное отопление. Заявителем не представлено доказательств наличия оснований для определения или расчета норматива лицами, указанными в пункте 8 Правил N 306 на момент принятия Постановления N 290, нарушения его прав в области предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, на момент рассмотрения дела Общество утратило статус исполнителя коммунальных услуг в связи с прекращением договора на управление многоквартирным домом.
Кассационная инстанция, оставляя решение без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определен Правилами N 306 (в редакции действующей на момент рассмотрения дела в суде).
Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных услуг это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма)) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что норматив на централизованное теплоснабжение Администрацией установлен расчетным методом.
При этом отсутствовали основания, установленные пунктом 14 Правил N 306, для пересмотра норматива.
Постановлением Правительства Российской Федерации, утвердившим Правила N 306, не предусмотрен срок приведения уполномоченными органами ранее утвержденных нормативов в соответствие с названными Правилами. Кроме того, из Правил N 306 следует, что срок действия утвержденных нормативов не может быть менее трех лет. Верхний предел срока действия нормативов законодательством не определен.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Общество осуществляло управление многоквартирным домом на основании договора от 01.01.2009 N 7618-т, являлось посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда о том, что Обществом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным актом его прав и законных интересов в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Доводы ООО "УК Краевой дом моделей" об обратном не подтверждаются материалами дела.
Приведенные в кассационной жалобе Общества доводы свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5251/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.БЕЛОВА
Л.В.БЕЛОВА
Судьи
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
В.И.ИЛЬИН
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)