Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9110/2010) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.10.2010 по делу N А46-7411/2010 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Левобережье" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб", о признании недействительным предписания от 30.04.2010 N 04-704-2010 об устранении нарушений прав потребителей и отмене постановления N 1429/10 от 12.05.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Осадчук А.В. по доверенности б/н от 16.09.2010 сроком действия 1 год;
- от открытого акционерного общества "Левобережье" - Рылова Г.Г. по доверенности N 5 от 18.01.2010 сроком действия 1 год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" - Малышев А.В. по доверенности б/н от 24.11.2010 сроком действия до 31.12.2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Левобережье" (далее по тексту - ОАО "Левобережье", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.04.2010 N 04-704-2010 об устранении нарушений прав потребителей и отмене постановления N 1429/10 от 12.05.2010 о привлечении ОАО "Левобережье" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Определением от 29.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" (далее - ООО "Факториал-Сиб").
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.10.2010 по делу N А46-7411/2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Податель апелляционной жалобы считает, что наличие действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ подтвержден материалами дела.
Административный орган не согласен с правовой оценкой дополнительного соглашения, заключенного между ОАО "Левобережье" и собственниками многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого в г. Омске.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Левобережье" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Факториал-Сиб" поддержал позицию административного органа, по основаниям изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
21.04.2010 Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении ОАО "Левобережье" проведена внеплановая проверка на предмет выполнения последним законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (защиты прав потребителей).
В ходе проверки установлено, что между жильцами многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого и ОАО "Левобережье" заключен договор на управление многоквартирным домом. По указанному договору на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Управляющая компания выставляет жильцам квитанции по оплате коммунальных услуг (холодное, горячее водоснабжение, содержание и ремонт), в которых включена строка "домофон".
В ходе проверки также установлено, что между жильцами многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого и ООО "Факториал-Сиб" заключены договоры на установку домофонов и обслуживание домофонной системы. В соответствии с договором на обслуживание домофонной системы ООО "Факториал-Сиб" одновременно с ОАО "Левобережье" выставляет жильцам многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого квитанции по оплате за пользование домофонной системой.
В связи с тем, что договор между жильцами многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого и ООО "Факториал-Сиб" действует, сторонами не расторгнут, Управление Роспотребнадзора по Омской области посчитало, что действия ОАО "Левобережье" по включению в квитанции по оплате коммунальных услуг строки "домофон" являются обманом потребителей и образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.04.2010 N 001238, протокол об административном правонарушении N 1429/10 от 30.04.2010, предписание об устранении нарушений прав потребителей от 30.04.2010 N 04-704-2010.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области вынесено постановление N 1429/10 от 12.05.2010 о привлечении ОАО "Левобережье" к ответственности по статье 14.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что основания для привлечения к ответственности отсутствовали, ОАО "Левобережье" обратилось в арбитражный суд с названными выше требованиями.
07.10.2010 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за обман потребителей, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет административную ответственность.
Из диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ усматривается, что ответственность по данной статье наступает в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иного обмана потребителей.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Частью 2 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Исходя из положений статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Реализуя свое право на распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме и в соответствии со статьей 161 ЖК РФ, собственники помещений жилого многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого в г. Омске 01.05.2010 заключили договор N N 84/5 управления многоквартирным домом (т. 1 л.д. 13 - 33).
В статье 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива либо органов управления иного специализированного потребительского кооператива) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в таком доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Предметом заключенного сторонами договора является передача собственниками помещений жилого многоквартирного дома управляющей организации ОАО "Левобережье" полномочий по управлению домом, а именно:
- - обеспечение пользователей помещений коммунальными услугами, в том числе выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, а также заключение с ними в интересах собственников помещений договоров;
- - выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - вступление в договорные отношения с третьими по вопросам пользования общим имуществом собственников помещений от их имени и в их интересах и т.д.
При этом в силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления от 01.05.2008 N 84/5 указан состав общего имущества, перечень которого изложен в приложении N 1 к договору, в частности механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в доме N 3 В по ул. Лисицкого за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Соглашением, с жильцами, о внесении изменений и дополнений в договор управления многоквартирным домом N 84/5 от 01.05.2008 пункт 4.1 договора дополнен, в том числе следующим абзацем: "плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы в размере 25 рублей за одну точку ежемесячно. Кроме того, пунктом 1.5 соглашения от 01.12.2010 приложение N 2 к договору управления многоквартирным домом от 01.05.2008 N 84/5 дополнено таким видом работ, как ремонт и техническое обслуживание домофонной системы.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Общество ведет учет заявок, поступивших от жителей дома N 3 по ул. Лисицкого, находящегося в управлении ОАО "Левобережье".
Так, за период с августа 2009 года по август 2010 года все обращения жильцов по ремонту домофонного оборудования были выполнены, что подтверждается имеющимся в материалах дела реестром поступивших в ОАО "Левобережье" принятых и выполненных заявок (т. 1 л.д. 109 - 150, т. 2 л.д. 1 - 149, т. 3 л.д. 1 - 42).
Работы по обслуживанию домофонного оборудования осуществлены электромонтерами и электрогазосварщиками, состоящими в штате заявителя, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией штатного расписания рабочих и обслуживающего персонала, из которого следует, что ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования осуществляется монтажниками ВСТС и О, электрогазосварщиками, электромонтерами по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Кроме того, согласно акту выполненных работ от 17.05.2010 (т. 3 л.д. 67), оформленного при участии представителя собственников дома, ОАО "Левобережье" при проведении планово-предупредительных работ были выполнены работы по обслуживанию домофонного оборудования, а именно: смазка дверных петель, регулировка доводчика, замена магистрального кабеля, замена кнопки выхода.
Поскольку решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы принято, ОАО "Левобережье" правомерно стало включать в квитанции по оплате коммунальных услуг строку "домофон".
Тот факт, что между жильцами многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого и ООО "Факториал-Сиб" заключены и действуют договоры на обслуживание домофонной системы, не свидетельствуют о том, что ОАО "Левобережье", включая в квитанции по оплате коммунальных услуг строку "домофон", вводило собственников многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого в заблуждение относительно исполнителя услуги, поскольку соглашение от 01.12.2009 о внесении изменений и дополнений в договор управления многоквартирным домом N 84/5 от 01.05.2008 действует, сторонами не оспорено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается материалами дела, что жильцы многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого имеют возможность не вносить оплату за ремонт и техническое обслуживание домофонной системы. Так, например, согласно имеющейся в материалах дела справке ОАО "Левобережье" от 29.09.2010 Л.Ф. Демидова, по жалобе которой Управлением Роспотребнадзора Омской области в отношении ОАО "Левобережье" проведена проверка, не производит оплату за техническое обслуживание домофонной системы. Более того, в соглашении от 01.12.2009 о внесении изменений и дополнений в договор управления многоквартирным домом N 84/5 от 01.05.2008 имеется подпись Л.Ф. Демидовой.
Проанализировав вышеперечисленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о выполнении ОАО "Левобережье" работ и оказании услуг по содержанию и ремонту домофонных систем, вследствие исполнения своих обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.05.2008 N 84/5, а также о том, что собственники и наниматели помещений жилого многоквартирного дома обладали полной информацией об оказываемых услугах и их стоимости, то есть в добровольном порядке производили оплату услуг по квитанциям, выставляемым ОАО "Левобережье".
При данных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для заключения вывода о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции не должен был оценивать дополнительное соглашение, заключенное между ОАО "Левобережье" и собственниками многоквартирного дома N 3 в по ул. Лисицкого в г. Омске, так как названное дополнительное соглашение было представлено непосредственно в судебное заседание, а не в ходе проведения внеплановой документарной проверки, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в дела, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ОАО "Левобережье" и ООО "Факториал-Сиб" относительности собственника домофонной системы, поскольку для решения вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, данный факт не имеет правового значения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административным органом не доказана вина ОАО "Левобережье" в совершении вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие вины ОАО "Левобережье" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, доводы административного органа об обратном несостоятельны.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованном отклонении судом первой инстанции доводов ОАО "Левобережье" относительно нарушения срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку срок, установленный статьей 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным.
Более того, нарушение срока составления протокола, как следует из материалов дела, обусловлено необходимостью обеспечения прав ОАО "Левобережье", гарантированных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на участие представителя в составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку действия ОАО "Левобережье" не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Общества о признании недействительным постановления N 1429/10 от 12.05.2010.
В связи с тем, что предписание от 30.04.2010 N 04-704-2010 об устранении нарушений прав потребителей выдано по результатам проверки, проведенной в отношении ОАО "Левобережье" 21.04.2010, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований Общества об отмене указанного предписания у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.10.2010 по делу N А46-7411/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2010 ПО ДЕЛУ N А46-7411/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. по делу N А46-7411/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9110/2010) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.10.2010 по делу N А46-7411/2010 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Левобережье" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб", о признании недействительным предписания от 30.04.2010 N 04-704-2010 об устранении нарушений прав потребителей и отмене постановления N 1429/10 от 12.05.2010,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Осадчук А.В. по доверенности б/н от 16.09.2010 сроком действия 1 год;
- от открытого акционерного общества "Левобережье" - Рылова Г.Г. по доверенности N 5 от 18.01.2010 сроком действия 1 год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" - Малышев А.В. по доверенности б/н от 24.11.2010 сроком действия до 31.12.2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Левобережье" (далее по тексту - ОАО "Левобережье", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Омской области, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 30.04.2010 N 04-704-2010 об устранении нарушений прав потребителей и отмене постановления N 1429/10 от 12.05.2010 о привлечении ОАО "Левобережье" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Определением от 29.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Факториал-Сиб" (далее - ООО "Факториал-Сиб").
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.10.2010 по делу N А46-7411/2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Податель апелляционной жалобы считает, что наличие действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ подтвержден материалами дела.
Административный орган не согласен с правовой оценкой дополнительного соглашения, заключенного между ОАО "Левобережье" и собственниками многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого в г. Омске.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Левобережье" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Факториал-Сиб" поддержал позицию административного органа, по основаниям изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
21.04.2010 Управлением Роспотребнадзора по Омской области в отношении ОАО "Левобережье" проведена внеплановая проверка на предмет выполнения последним законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (защиты прав потребителей).
В ходе проверки установлено, что между жильцами многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого и ОАО "Левобережье" заключен договор на управление многоквартирным домом. По указанному договору на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Управляющая компания выставляет жильцам квитанции по оплате коммунальных услуг (холодное, горячее водоснабжение, содержание и ремонт), в которых включена строка "домофон".
В ходе проверки также установлено, что между жильцами многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого и ООО "Факториал-Сиб" заключены договоры на установку домофонов и обслуживание домофонной системы. В соответствии с договором на обслуживание домофонной системы ООО "Факториал-Сиб" одновременно с ОАО "Левобережье" выставляет жильцам многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого квитанции по оплате за пользование домофонной системой.
В связи с тем, что договор между жильцами многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого и ООО "Факториал-Сиб" действует, сторонами не расторгнут, Управление Роспотребнадзора по Омской области посчитало, что действия ОАО "Левобережье" по включению в квитанции по оплате коммунальных услуг строки "домофон" являются обманом потребителей и образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки составлен акт проверки от 21.04.2010 N 001238, протокол об административном правонарушении N 1429/10 от 30.04.2010, предписание об устранении нарушений прав потребителей от 30.04.2010 N 04-704-2010.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области вынесено постановление N 1429/10 от 12.05.2010 о привлечении ОАО "Левобережье" к ответственности по статье 14.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что основания для привлечения к ответственности отсутствовали, ОАО "Левобережье" обратилось в арбитражный суд с названными выше требованиями.
07.10.2010 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.7 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за обман потребителей, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет административную ответственность.
Из диспозиции статьи 14.7 КоАП РФ усматривается, что ответственность по данной статье наступает в случае обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иного обмана потребителей.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в прямом умысле.
Указание в диспозиции статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Частью 2 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Исходя из положений статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Реализуя свое право на распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме и в соответствии со статьей 161 ЖК РФ, собственники помещений жилого многоквартирного дома N 3 В по улице Лисицкого в г. Омске 01.05.2010 заключили договор N N 84/5 управления многоквартирным домом (т. 1 л.д. 13 - 33).
В статье 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива либо органов управления иного специализированного потребительского кооператива) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в таком доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Предметом заключенного сторонами договора является передача собственниками помещений жилого многоквартирного дома управляющей организации ОАО "Левобережье" полномочий по управлению домом, а именно:
- - обеспечение пользователей помещений коммунальными услугами, в том числе выбор обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, а также заключение с ними в интересах собственников помещений договоров;
- - выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- - вступление в договорные отношения с третьими по вопросам пользования общим имуществом собственников помещений от их имени и в их интересах и т.д.
При этом в силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления от 01.05.2008 N 84/5 указан состав общего имущества, перечень которого изложен в приложении N 1 к договору, в частности механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в доме N 3 В по ул. Лисицкого за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Соглашением, с жильцами, о внесении изменений и дополнений в договор управления многоквартирным домом N 84/5 от 01.05.2008 пункт 4.1 договора дополнен, в том числе следующим абзацем: "плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы в размере 25 рублей за одну точку ежемесячно. Кроме того, пунктом 1.5 соглашения от 01.12.2010 приложение N 2 к договору управления многоквартирным домом от 01.05.2008 N 84/5 дополнено таким видом работ, как ремонт и техническое обслуживание домофонной системы.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Общество ведет учет заявок, поступивших от жителей дома N 3 по ул. Лисицкого, находящегося в управлении ОАО "Левобережье".
Так, за период с августа 2009 года по август 2010 года все обращения жильцов по ремонту домофонного оборудования были выполнены, что подтверждается имеющимся в материалах дела реестром поступивших в ОАО "Левобережье" принятых и выполненных заявок (т. 1 л.д. 109 - 150, т. 2 л.д. 1 - 149, т. 3 л.д. 1 - 42).
Работы по обслуживанию домофонного оборудования осуществлены электромонтерами и электрогазосварщиками, состоящими в штате заявителя, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией штатного расписания рабочих и обслуживающего персонала, из которого следует, что ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования осуществляется монтажниками ВСТС и О, электрогазосварщиками, электромонтерами по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Кроме того, согласно акту выполненных работ от 17.05.2010 (т. 3 л.д. 67), оформленного при участии представителя собственников дома, ОАО "Левобережье" при проведении планово-предупредительных работ были выполнены работы по обслуживанию домофонного оборудования, а именно: смазка дверных петель, регулировка доводчика, замена магистрального кабеля, замена кнопки выхода.
Поскольку решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы принято, ОАО "Левобережье" правомерно стало включать в квитанции по оплате коммунальных услуг строку "домофон".
Тот факт, что между жильцами многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого и ООО "Факториал-Сиб" заключены и действуют договоры на обслуживание домофонной системы, не свидетельствуют о том, что ОАО "Левобережье", включая в квитанции по оплате коммунальных услуг строку "домофон", вводило собственников многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого в заблуждение относительно исполнителя услуги, поскольку соглашение от 01.12.2009 о внесении изменений и дополнений в договор управления многоквартирным домом N 84/5 от 01.05.2008 действует, сторонами не оспорено.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается материалами дела, что жильцы многоквартирного жилого дома N 3 В по улице Лисицкого имеют возможность не вносить оплату за ремонт и техническое обслуживание домофонной системы. Так, например, согласно имеющейся в материалах дела справке ОАО "Левобережье" от 29.09.2010 Л.Ф. Демидова, по жалобе которой Управлением Роспотребнадзора Омской области в отношении ОАО "Левобережье" проведена проверка, не производит оплату за техническое обслуживание домофонной системы. Более того, в соглашении от 01.12.2009 о внесении изменений и дополнений в договор управления многоквартирным домом N 84/5 от 01.05.2008 имеется подпись Л.Ф. Демидовой.
Проанализировав вышеперечисленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о выполнении ОАО "Левобережье" работ и оказании услуг по содержанию и ремонту домофонных систем, вследствие исполнения своих обязательств по договору управления многоквартирным домом от 01.05.2008 N 84/5, а также о том, что собственники и наниматели помещений жилого многоквартирного дома обладали полной информацией об оказываемых услугах и их стоимости, то есть в добровольном порядке производили оплату услуг по квитанциям, выставляемым ОАО "Левобережье".
При данных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для заключения вывода о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции не должен был оценивать дополнительное соглашение, заключенное между ОАО "Левобережье" и собственниками многоквартирного дома N 3 в по ул. Лисицкого в г. Омске, так как названное дополнительное соглашение было представлено непосредственно в судебное заседание, а не в ходе проведения внеплановой документарной проверки, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в дела, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ОАО "Левобережье" и ООО "Факториал-Сиб" относительности собственника домофонной системы, поскольку для решения вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, данный факт не имеет правового значения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административным органом не доказана вина ОАО "Левобережье" в совершении вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие вины ОАО "Левобережье" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, доводы административного органа об обратном несостоятельны.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованном отклонении судом первой инстанции доводов ОАО "Левобережье" относительно нарушения срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку срок, установленный статьей 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным.
Более того, нарушение срока составления протокола, как следует из материалов дела, обусловлено необходимостью обеспечения прав ОАО "Левобережье", гарантированных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на участие представителя в составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку действия ОАО "Левобережье" не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Общества о признании недействительным постановления N 1429/10 от 12.05.2010.
В связи с тем, что предписание от 30.04.2010 N 04-704-2010 об устранении нарушений прав потребителей выдано по результатам проверки, проведенной в отношении ОАО "Левобережье" 21.04.2010, правовых оснований для отказа в удовлетворении требований Общества об отмене указанного предписания у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.10.2010 по делу N А46-7411/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)