Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2009 N Ф03-7096/2009 ПО ДЕЛУ N А73-6297/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 г. N Ф03-7096/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Т.Г.Брагиной
судей: Д.В.Бруева, Г.В.Котиковой
при участии
от заявителя: ОАО "ДЭК" - Паршина В.А. - юрисконсульт, дов N ДЭК-20-15/1316Д от 26.12.2008, Неменко И.В. - начальник юридического отдела, дов. ДЭК 20-15/302Д от 01.01.2009
от ответчика: УФАС по Хабаровскому краю - Абросимова М.Л. - ведущий специалист-эксперт, дов. N 6/1866 от 17.04.2009
от третьего лица: Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Мучкаева И.М. - главный специалист правовой работы, дов. N 4-3-7/108 от 15.01.2008, Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 03.07.2009
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009
по делу N А73-6297/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: С.Д.Манник, в апелляционном суде судьи: Е.В.Гричановская, А.И.Михайлова, Н.В.Меркулова
по заявлению Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
3-и лица - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения и предписания
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17.03.2009 N 6 и предписания от 17.03.2009 N 4.
Решением суда от 03.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и его представители в судебном заседании, просили состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и их представители в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражали по основаниями, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в отношении ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" послужил факт обращения граждан-потребителей электрической энергии на действия ОАО "ДЭК" по направлению писем о замене за их счет приборов учета электрической энергии (счетчиков) класса точности 2,5 на класс точности 2,0, содержащих предупреждение о том, что в случае отказа от замены прибора учета, расчеты за электроэнергию будут производиться по нормативу, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006 N 153-пр.
При рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган исходил из того, что ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" приказом от 23.04.2007 N 84-П Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, как организация, имеющая в географических границах территории Хабаровского края и ЕАО с долей более 50% на товарном рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) по виду деятельности - услуги гарантирующего поставщика по продаже (поставке) электрической энергии (мощности), через привлеченных третьих лиц (территориальную сетевую организацию) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ОАО "ДЭК" злоупотребляет доминирующим положением на рынке, решением от 17.03.2009 действия ОАО "ДЭК" признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ РФ "О защите конкуренции".
Согласно предписанию антимонопольного органа от 17.03.2009 ОАО "ДЭК" надлежало прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в срок до 29 мая 2009 года проинформировать граждан-потребителей об отзыве писем-предупреждений о необходимости замены приборов учета электрической энергии.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО "ДЭК" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослались на положения пункта 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, части 1 статьи 10, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно пункту 6 Правил, энергоснабжение входит в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом ломе внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю соответствующие коммунальные услуги.
В силу пунктов 9, 49 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в частности, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором (пункт 13 Правил).
При этом положения пункта 13 Правил не предполагают, чтобы потребитель обладал специальными познаниями о свойствах и характеристиках работ по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности электрических сетей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации в случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность электрических сетей, а также приборов учета потребления энергии,
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что энергоснабжающая организация должна обеспечить гражданина-абонента приборами учета надлежащего технического состояния, следует признать обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в частности, разъяснил, что судам, оценивая действие (бездействие) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 03.07.2009 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 по делу N А73-6297/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Г.Брагина
Судьи
Д.В.Бруев
Г.В.Котикова
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)