Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2370/2010) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник-1" (далее - ООО "УК "Жилищник-1"; Общество)
на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2010 по делу N А46-2408/2010 (судья Чернышев В.И.), принятое
по заявлению ООО "УК "Жилищник-1"
к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор Омской области; административный орган),
о признании незаконным и отмене постановления N 1-17 по делу об административном правонарушении от 03.02.2010,
при участии в судебном заседании:
- от ООО "УК "Жилищник-1" - Новокрещеновой О.Б. по доверенности от 12.01.2010 N 2, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от Госжилстройнадзора Омской области - Спорыш Е.И. по доверенности от 01.01.2010 N 01-11/2010-03, действительной до 31.12.2010 (удостоверение N 65 выдано 23.10.2009),
установил:
ООО "УК "Жилищник 1" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Госжилстройнадзору Омской области, в котором просило признать незаконным и отменить постановление N 1-217 по делу об административном правонарушении от 03.02.2010, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2010 в удовлетворении требования Общества отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Жилищник 1" обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно определил субъект административного правонарушения.
Административный орган письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил, в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.01.2010 на основании распоряжения Госжилстройнадзора Омской области от 12.01.2010 N 32 "О проведении внепланового мероприятия по контролю" государственным жилищным инспектором Омской области Козловым Д.Г. проведено внеплановое мероприятие по контролю технического состояния многоквартирного дома N 110 по ул. Октябрьская в г. Омске, в ходе которого выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, выразившиеся в следующем:
- - разрушено деревянное перекрытие (пол в спальне) в квартире N 12 многоквартирного дома;
- - по периметру здания частично разрушена отмостка (просадка);
- - на наружных стенах фасада дома, вертикальные трещины в кирпичной кладке;
- - трещины в отделочном слое подъездов N 1 и N 2 многоквартирного дома.
Тем самым Обществом допущены нарушения требований пунктов 4.3.1, 4.3.3, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 19.01.2010 N 03-03-4/6.
По результатам выявленных в ходе проверки нарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2010 N 2.
При составлении протокола представитель Общества директор Андриянникова Н.А. пояснила, что все документы о необходимости проведения ремонта переданы для рассмотрения в Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, запрашиваемая для ремонта сумма составляет - 500 000 руб., данный вопрос решается на уровне администрации города.
03.02.2010 заместителем начальника Госжилстройнадзора Омской области вынесено постановление N 1-17 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление Госжилстройнадзора Омской области нарушает права и законные интересы ООО "УК "Жилищник 1", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
03.03.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного названной нормой права, являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации); а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогична по содержанию статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила от 13.08.2006 N 491).
Согласно пункту 12 Правил от 13.08.2006 N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, из изложенного следует вывод о том, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.
Судом первой инстанции установлено и из имеющегося в материалах дела договора управления многоквартирным домом N 70 от 02.06.2008 (т. 1 л.д. 51 - 63) следует, что обязанность по содержанию и ремонту указанного дома возложена на ООО "УК Жилищник 1".
02.06.2008 на основании договора управления многоквартирным домом N 70, заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и Обществом, последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома.
В соответствии с пунктом 1.1 вышеупомянутого договора ООО "УК "Жилищник 1" принимает на себя обязанности по выполнению работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Октябрьская, 110 в городе Омске.
Согласно пункту 4.1 указанного договора Общество обязано выполнять работы по содержанию и ремонту многоквартирного дома в объемах, сроки и с периодичностью, определенными Правилами, постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" и договором.
В соответствии с Уставом Общества (т. 1 л.д. 66 - 73) основными видами деятельности Общества являются: управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого фонда, управление эксплуатацией нежилого фонда, производство санитарно-технических работ, монтаж прочего инженерного оборудования, производство отделочных работ и т.д.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно постановлению Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" (пункт 3) с 01.01.2005 утверждены и введены в действие для населения города Омска - нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, а также собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, в которых не созданы объединения собственников, нормативы эксплуатации жилищного фонда и перечень платных услуг (приложение N 3).
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.03.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила от 27.03.2003 N 170).
Пункт 1.1 Правил от 27.03.2003 N 170 определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами также определены требования к состоянию жилищного фонда и регламентирован порядок действий организации (должностных лиц организации), ответственной за содержание жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.1.1 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий, работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Обязанность по обеспечению заданного температурно-влажностного режима внутри здания, исправного состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранения повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен закреплена за Организацией, обслуживающей жилищный фонд пунктом 4.2.1.1 отмеченных Правил.
По положениям пункта 4.3.1 Правил от 27.03.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин, исправное состояние перекрытий, звукоизоляцию, устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития, а также восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Организация по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с пунктом 2.1.3 указанных Правил должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Согласно разд. II вышеназванных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
По положениям пунктов 4.1.6, 4.1.7 отмеченных Правил отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В пункте 4.3.3 Правил от 27.03.2003 N 170 указано, что усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Согласно пункту 4.2.1.14 Правил от 27.03.2003 N 170 при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме закреплена в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Факт нарушения Обществом пунктов Правил от 27.03.2003 N 170 в жилом доме 120 по улице Октябрьская города Омска (по периметру здания частично разрушена отмостка (просадка); на наружных стенах фасада дома вертикальные трещины в кирпичной кладке; трещины в отделочном слое подъездов N 1 и N 2 многоквартирного дома) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, отражен в акте проверки и протоколе об административном правонарушении N 2.
Общество полагает, что путем установления маячков в целях отслеживания ситуации по изменению размеров трещин исполнило возложенную на него обязанность по наблюдению за маячками.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией заявителя, поскольку из имеющегося в материалах дела журнала ежедневного наблюдения за изменениями маячков на жилом доме N 120 по ул. Октябрьская, следует, что 15.10.2009 и 22.10.2009 были зафиксированы факты открытия трещин. Стабилизирующиеся трещины также не были заделаны, при этом Общество ни в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения работ по заделыванию имеющихся трещин.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в дела доказательства, не усмотрел обстоятельств, в силу которых у подателя жалобы отсутствует вина в непроведении работ по устранению трещин в отделочном слое подъездов N 1 и N 2 жилого дома N 120 по ул. Октябрьская.
В материалах дела также отсутствуют доказательства невозможности восстановить отмостку по периметру здания.
В ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции податель жалобы указал, что отмостка, вскрываемая для обследования фундамента в квартирах 11, 12, была отремонтирована.
Однако указанное свидетельствует лишь о ремонте отмостки, которая была вскрыта для обследования фундамента в квартирах 11, 12. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о ремонте отмостки по периметру здания.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями Правил, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Следовательно, государственная пошлина в сумме 2 000 руб., уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 237 от 18.03.2010, подлежит возврату как ошибочно уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2010 по делу N А46-2408/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник 1" (ОГРН 1085543024709), из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 237 от 18.03.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2010 ПО ДЕЛУ N А46-2408/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. по делу N А46-2408/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2370/2010) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник-1" (далее - ООО "УК "Жилищник-1"; Общество)
на решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2010 по делу N А46-2408/2010 (судья Чернышев В.И.), принятое
по заявлению ООО "УК "Жилищник-1"
к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор Омской области; административный орган),
о признании незаконным и отмене постановления N 1-17 по делу об административном правонарушении от 03.02.2010,
при участии в судебном заседании:
- от ООО "УК "Жилищник-1" - Новокрещеновой О.Б. по доверенности от 12.01.2010 N 2, сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от Госжилстройнадзора Омской области - Спорыш Е.И. по доверенности от 01.01.2010 N 01-11/2010-03, действительной до 31.12.2010 (удостоверение N 65 выдано 23.10.2009),
установил:
ООО "УК "Жилищник 1" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Госжилстройнадзору Омской области, в котором просило признать незаконным и отменить постановление N 1-217 по делу об административном правонарушении от 03.02.2010, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2010 в удовлетворении требования Общества отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК "Жилищник 1" обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно определил субъект административного правонарушения.
Административный орган письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил, в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании участвующие в деле лица поддержали свои доводы по мотивам, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.01.2010 на основании распоряжения Госжилстройнадзора Омской области от 12.01.2010 N 32 "О проведении внепланового мероприятия по контролю" государственным жилищным инспектором Омской области Козловым Д.Г. проведено внеплановое мероприятие по контролю технического состояния многоквартирного дома N 110 по ул. Октябрьская в г. Омске, в ходе которого выявлены нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, выразившиеся в следующем:
- - разрушено деревянное перекрытие (пол в спальне) в квартире N 12 многоквартирного дома;
- - по периметру здания частично разрушена отмостка (просадка);
- - на наружных стенах фасада дома, вертикальные трещины в кирпичной кладке;
- - трещины в отделочном слое подъездов N 1 и N 2 многоквартирного дома.
Тем самым Обществом допущены нарушения требований пунктов 4.3.1, 4.3.3, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 19.01.2010 N 03-03-4/6.
По результатам выявленных в ходе проверки нарушений в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2010 N 2.
При составлении протокола представитель Общества директор Андриянникова Н.А. пояснила, что все документы о необходимости проведения ремонта переданы для рассмотрения в Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, запрашиваемая для ремонта сумма составляет - 500 000 руб., данный вопрос решается на уровне администрации города.
03.02.2010 заместителем начальника Госжилстройнадзора Омской области вынесено постановление N 1-17 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление Госжилстройнадзора Омской области нарушает права и законные интересы ООО "УК "Жилищник 1", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
03.03.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного названной нормой права, являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации); а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогична по содержанию статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила от 13.08.2006 N 491).
Согласно пункту 12 Правил от 13.08.2006 N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, из изложенного следует вывод о том, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.
Судом первой инстанции установлено и из имеющегося в материалах дела договора управления многоквартирным домом N 70 от 02.06.2008 (т. 1 л.д. 51 - 63) следует, что обязанность по содержанию и ремонту указанного дома возложена на ООО "УК Жилищник 1".
02.06.2008 на основании договора управления многоквартирным домом N 70, заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и Обществом, последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома.
В соответствии с пунктом 1.1 вышеупомянутого договора ООО "УК "Жилищник 1" принимает на себя обязанности по выполнению работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Октябрьская, 110 в городе Омске.
Согласно пункту 4.1 указанного договора Общество обязано выполнять работы по содержанию и ремонту многоквартирного дома в объемах, сроки и с периодичностью, определенными Правилами, постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" и договором.
В соответствии с Уставом Общества (т. 1 л.д. 66 - 73) основными видами деятельности Общества являются: управление недвижимым имуществом, управление эксплуатацией жилого фонда, управление эксплуатацией нежилого фонда, производство санитарно-технических работ, монтаж прочего инженерного оборудования, производство отделочных работ и т.д.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно постановлению Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно-коммунальными услугами" (пункт 3) с 01.01.2005 утверждены и введены в действие для населения города Омска - нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, а также собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, в которых не созданы объединения собственников, нормативы эксплуатации жилищного фонда и перечень платных услуг (приложение N 3).
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.03.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила от 27.03.2003 N 170).
Пункт 1.1 Правил от 27.03.2003 N 170 определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правилами также определены требования к состоянию жилищного фонда и регламентирован порядок действий организации (должностных лиц организации), ответственной за содержание жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.1.1 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий, работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Обязанность по обеспечению заданного температурно-влажностного режима внутри здания, исправного состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранения повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту, влагозащиту наружных стен закреплена за Организацией, обслуживающей жилищный фонд пунктом 4.2.1.1 отмеченных Правил.
По положениям пункта 4.3.1 Правил от 27.03.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин, исправное состояние перекрытий, звукоизоляцию, устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития, а также восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Организация по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с пунктом 2.1.3 указанных Правил должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
Согласно разд. II вышеназванных Правил техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
По положениям пунктов 4.1.6, 4.1.7 отмеченных Правил отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками).
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В пункте 4.3.3 Правил от 27.03.2003 N 170 указано, что усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Согласно пункту 4.2.1.14 Правил от 27.03.2003 N 170 при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме закреплена в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Факт нарушения Обществом пунктов Правил от 27.03.2003 N 170 в жилом доме 120 по улице Октябрьская города Омска (по периметру здания частично разрушена отмостка (просадка); на наружных стенах фасада дома вертикальные трещины в кирпичной кладке; трещины в отделочном слое подъездов N 1 и N 2 многоквартирного дома) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, отражен в акте проверки и протоколе об административном правонарушении N 2.
Общество полагает, что путем установления маячков в целях отслеживания ситуации по изменению размеров трещин исполнило возложенную на него обязанность по наблюдению за маячками.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией заявителя, поскольку из имеющегося в материалах дела журнала ежедневного наблюдения за изменениями маячков на жилом доме N 120 по ул. Октябрьская, следует, что 15.10.2009 и 22.10.2009 были зафиксированы факты открытия трещин. Стабилизирующиеся трещины также не были заделаны, при этом Общество ни в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения работ по заделыванию имеющихся трещин.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в дела доказательства, не усмотрел обстоятельств, в силу которых у подателя жалобы отсутствует вина в непроведении работ по устранению трещин в отделочном слое подъездов N 1 и N 2 жилого дома N 120 по ул. Октябрьская.
В материалах дела также отсутствуют доказательства невозможности восстановить отмостку по периметру здания.
В ходе рассмотрения настоящего спора в суде апелляционной инстанции податель жалобы указал, что отмостка, вскрываемая для обследования фундамента в квартирах 11, 12, была отремонтирована.
Однако указанное свидетельствует лишь о ремонте отмостки, которая была вскрыта для обследования фундамента в квартирах 11, 12. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о ремонте отмостки по периметру здания.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями Правил, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Следовательно, государственная пошлина в сумме 2 000 руб., уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 237 от 18.03.2010, подлежит возврату как ошибочно уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.03.2010 по делу N А46-2408/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник 1" (ОГРН 1085543024709), из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 237 от 18.03.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)