Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - представитель Казьмина Е.А. по доверенности N 46 от 11.01.2011;
- от ответчика - представитель Лимасова Л.А. по доверенности N 1 от 11.01.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилремонт - 8" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2011 по делу N А53-20444/2010
по иску - ООО "Донэнергосбыт"
к ответчику - ООО "Жилремонт-8"
о взыскании задолженности и по встречному иску
принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Новочеркасского филиала обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилремонт-8" о взыскании задолженности за потребленную в период с 01.04.2009 по 31.03.2010 электрическую энергию размере 2874741 руб. 58 коп.
В свою очередь, ООО "Жилремонт-8" обратилось в суд с встречным иском о признании недействительным соглашения об изменении условий дополнительного соглашения от 01.04.2010 к агентскому договору N 4330А от 01.04.2010, заключенному между ООО "Донэнергосбыт" и ООО "Жилремонт-8".
Решением от 27.01.2011 первоначальный иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 2874741 руб. 58 коп. задолженности. В удовлетворении встречного иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком как управляющей организацией не исполнена обязанность по оплате электрической энергии потребленной для мест общего пользования в многоквартирных жилых домах и внутридомовые потери. Невключение в тариф на содержание и ремонт жилья данных расходов не является основанием для отказа во взыскании задолженности. Истцом по встречному иску не названа норма, которой противоречит оспариваемое соглашение к агентскому договору. Основания для признания оспариваемой сделки недействительной, отсутствуют.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика - ООО "Жилремонт-8" жалобу поддержал.
Представитель ООО "Донэнергосбыт" доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.01.2009 между сторонами заключен договор энергоснабжения N 4330 (т. 1 л.д. 6 - 13), согласно которому ООО "Донэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) обязалось подавать ООО "Жилремонт-8" (потребитель) электрическую энергию, а потребитель обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном договором. Гарантирующий поставщик обязался подавать электрическую энергию и мощность потребителю по адресам, указанным в приложении N 2 (л.д. 18 - 25) и в объеме, указанном в приложении N 1 (л.д. 14 - 17).
В соответствии с пунктом 5.4.1 договора стоимость объема электрической энергии, потребленного потребителем, определяется ежемесячно на основании актов съема показаний средств учета потребителя за расчетный месяц. Расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц (пункт 7.1 договора). Окончательный расчет за поставленную электрическую энергию, поставленную по настоящему договору в расчетном периоде, осуществляется потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выписываемого гарантирующим поставщиком (пункт 7.2.1).
Во исполнение названного договора гарантирующий в период с 01.04.2009 по 31.03.2010 подавал электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся на обслуживании у потребителя.
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии потребленной в местах общего пользования на общедомовые нужды и потерь в общедомовых сетях, ОАО "Донэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Между сторонами 01.04.2010 заключен агентский договор N 4330А (т. 2 л.д. 52 - 54), по условиям которого ООО "Донэнергосбыт" (агент) обязалось от имени и за счет ООО "Жилремонт-8" (принципал) принимать денежные средства от потребителей (пункт 1.1.1); определять объем и стоимость электрической энергии, поставленной жителям многоквартирного дома согласно данных, предоставляемых управляющей организацией (пункт 1.1.2); производить в электроустановках потребителя в присутствии представителей принципала, однофазные и (или) трехфазные ограничения режимов электропотребления (повторных отключений) потребителей, а также производить персоналом агента ограничение режима подачи электрической энергии на элекроприемники, используемые для общедомовых нужд, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и действующего законодательства Российской Федерации (пункт 1.1.3); организовывать работу с потребителями, имеющими задолженность перед принципалом по оплате потребленной электрической энергии, при этом расходы агента по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке возмещаются принципалом в порядке, указанном в пункте 2.4.5 (пункт 1.1.4).
В соответствии с пунктом 3.1 договора вознаграждение за осуществление действий, указанных в подпунктах 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и 1.1.4 настоящего договора устанавливается в размере 1,5% от сумм платежей, принятых в расчетном периоде в пользу принципала. Сумма вознаграждения подтверждается актом оказанных услуг, форма которого согласована сторонами в приложении N 4 к договору (пункт 3.2).
В приложении N 2 к договору стороны согласовали методику определения объемов и стоимости электроэнергии, поставленной агентом потребителям (т. 2 л.д. 62 - 65).
В дополнительном соглашении к договору от 01.04.2010 принципал поручил агенту взыскать задолженность за электроэнергию, образовавшуюся по состоянию на 31.03.2010 с граждан потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении принципала и в интересах которых был заключен договор энергоснабжения N 4330 от 01.01.2009. Задолженность за электроэнергию, образовавшаяся на 31.03.2010, определенная согласно методике, включается агентом в счет-извещение гражданина-потребителя равными долями в период с 01.04.2010 по 31.12.2010 (пункт 3 соглашения).
По соглашению об изменении условий дополнительного соглашения от 01.04.2010 к агентскому договору от 02.04.2010 пункт 1 дополнительного соглашения от 01.04.2010 изложен в следующей редакции: "Принципал поручает агенту взыскать задолженность за электроэнергию, образовавшуюся по состоянию на 31.03.2010 с граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении принципала, и в интересах которых был заключен договор энергоснабжения N 4330 от 01.04.2010, где сумма указанной задолженности уменьшается на величину суммы 3004378 руб. 66 коп., учтенной принципалом в качестве оплаты граждан-потребителей за места общего пользования и внутридомовые потери с детализацией по каждому многоквартирному дому. Общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с граждан-потребителей составляет 2655720 руб. 70 коп.".
Пункт 3 дополнительного соглашения к агентскому договору от 01.04.2010 изложен в следующей редакции: "Задолженность за электроэнергию, образовавшаяся с 01.01.2009 по 31.03.2010, определенная согласно методике, включается агентом в счет-извещение граждан-потребителей равными долями в период с 01.03.2010 по 01.12.2010 в соответствии с приложением N 2 к настоящему дополнительному соглашению".
Полагая, что указанное соглашение об изменении условий дополнительного соглашения к агентскому договору является недействительным, ООО "Жилремонт-8" обратилось в суд с встречным иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Кодекса).
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пунктам 7 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг, стороной по договору с ресурсоснабжающей организацией выступает в зависимости от способа управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК) или собственники помещений в многоквартирном ломе при непосредственном способе управления.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией или через ТСЖ (ЖСК), последние являются исполнителями коммунальных услуг и на основании договора с ресурсоснабжающей организацией приобретают коммунальные ресурсы для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 3 статьи 154 Кодекса).
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего многоквартирного дома включает в себя освещение помещений общего пользования.
Исходя из разъяснений, данных Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил содержания общего имущества в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
Из названных выше норм следует, что расходы на общедомовые нужды, в том числе по освещению мест общего пользования и потери в общедомовых сетях, возлагаются на собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, поскольку собственники жилых помещений в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали способ управления управляющей организацией, данная задолженность подлежит взысканию с ООО "Жилремонт-8" как с исполнителя коммунальных услуг.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В данном случае, многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Жилремонт-8", оборудованы общедомовыми приборами учета. Расчет задолженности произведен исходя из показаний приборов учета.
Как пояснил в судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца, спорная задолженность за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и общедомовые потери определена самой управляющей организацией. Контррасчет задолженности заявителем жалобы не представлен.
Во исполнение поручения принципала, ООО "Донэнергосбыт" произвело расчет задолженности за электроэнергию, образовавшуюся по состоянию на 31.03.2010 гражданам - потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении "Жилремонт-8" с уменьшением задолженности на 3004378 руб. 66 коп., учтенной ООО "Жилремонт-8", в качестве оплаты граждан-потребителей за места общего пользования и внутридомовые потери с детализацией по каждому многоквартирному дому в соответствии с соглашением от 02.04.2010.
Письмом от 23.09.2010 исх. N 497 ООО "Жилремонт - 8" просило денежные средства, поступившие за период с апреля по сентябрь 2010 года считать оплатой в счет погашения задолженности, в том числе и за электроэнергию, потребленную для общедомовых нужд, включенную в тариф на содержание жилья в сумме 129537 руб. 08 коп.
Письмом от 18.05.2010 N 289 ООО "Жилремонт - 8" сообщило ООО "Донэнергосбыт", что задолженность за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "Жилремонт - 8" и подлежащая распределению между жителями составляет 4550768 руб. 77 коп. Задолженность по состоянию на 01.04.2010 составила 3418139 руб. 18 коп., в том числе: вознаграждение за оказанные услуги в сумме 249161 руб. 92 коп., за электроэнергию, потребленную общежитиями в сумме 164598 руб. 60 коп., за электроэнергию, потребленную местами общего пользования, включенную в тариф на содержание жилья в сумме 3004378 руб. 66 коп., которую гарантировал оплачивать равными долями ежемесячно в срок до 01.12.2010.
Таким образом, управляющая организация фактически приняла на себя обязательства по оплате задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и потери.
В обоснование требования о признании недействительным соглашения от 02.04.2010 ООО "Жилремонт-8" указывает на то, что в тариф на содержание и ремонт общедомового имущества расходы, связанные с освещением мест общего пользования и потери в общедомовых сетях не включены.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Заявителем жалобы не указано нормативное обоснование своих требований о недействительности соглашения от 02.04.2010.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, на которые ссылается ООО "Жилремонт-8" относятся к регулированию отношений по договору энергоснабжения, и не могут применяться при оценке действительности агентского договора.
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соглашении от 02.04.2010 стороны согласовали, что спорная задолженность исключается из суммы задолженности, подлежащей включению в счета-извещения потребителей.
Отсутствие в тарифе на содержание и ремонт общедомового имущества расходов на освещение помещений общего пользования и потери в общедомовых сетях, не является основанием для признания данного соглашения недействительным, поскольку вопросы экономической целесообразности условий агентского соглашения не имеют значения для оценки действительности сделки в соответствии с гражданским законодательством.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что неисполнение агентом условий агентского договора (в частности дополнительного соглашения к нему без учета соглашения от 02.04.2010) не освобождает ответчика от обязанности по оплате фактически потребленного ресурса.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении первоначального иска и отказе в удовлетворении требований по встречному иску, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2011 по делу N А53-20444/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
М.Г.ВЕЛИЧКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2011 N 15АП-2435/2011 ПО ДЕЛУ N А53-20444/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2011 г. N 15АП-2435/2011
Дело N А53-20444/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С.
при участии:
- от истца - представитель Казьмина Е.А. по доверенности N 46 от 11.01.2011;
- от ответчика - представитель Лимасова Л.А. по доверенности N 1 от 11.01.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Жилремонт - 8" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2011 по делу N А53-20444/2010
по иску - ООО "Донэнергосбыт"
к ответчику - ООО "Жилремонт-8"
о взыскании задолженности и по встречному иску
принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Новочеркасского филиала обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилремонт-8" о взыскании задолженности за потребленную в период с 01.04.2009 по 31.03.2010 электрическую энергию размере 2874741 руб. 58 коп.
В свою очередь, ООО "Жилремонт-8" обратилось в суд с встречным иском о признании недействительным соглашения об изменении условий дополнительного соглашения от 01.04.2010 к агентскому договору N 4330А от 01.04.2010, заключенному между ООО "Донэнергосбыт" и ООО "Жилремонт-8".
Решением от 27.01.2011 первоначальный иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 2874741 руб. 58 коп. задолженности. В удовлетворении встречного иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком как управляющей организацией не исполнена обязанность по оплате электрической энергии потребленной для мест общего пользования в многоквартирных жилых домах и внутридомовые потери. Невключение в тариф на содержание и ремонт жилья данных расходов не является основанием для отказа во взыскании задолженности. Истцом по встречному иску не названа норма, которой противоречит оспариваемое соглашение к агентскому договору. Основания для признания оспариваемой сделки недействительной, отсутствуют.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика - ООО "Жилремонт-8" жалобу поддержал.
Представитель ООО "Донэнергосбыт" доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.01.2009 между сторонами заключен договор энергоснабжения N 4330 (т. 1 л.д. 6 - 13), согласно которому ООО "Донэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) обязалось подавать ООО "Жилремонт-8" (потребитель) электрическую энергию, а потребитель обязался оплачивать фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии в порядке, установленном договором. Гарантирующий поставщик обязался подавать электрическую энергию и мощность потребителю по адресам, указанным в приложении N 2 (л.д. 18 - 25) и в объеме, указанном в приложении N 1 (л.д. 14 - 17).
В соответствии с пунктом 5.4.1 договора стоимость объема электрической энергии, потребленного потребителем, определяется ежемесячно на основании актов съема показаний средств учета потребителя за расчетный месяц. Расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц (пункт 7.1 договора). Окончательный расчет за поставленную электрическую энергию, поставленную по настоящему договору в расчетном периоде, осуществляется потребителем не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выписываемого гарантирующим поставщиком (пункт 7.2.1).
Во исполнение названного договора гарантирующий в период с 01.04.2009 по 31.03.2010 подавал электрическую энергию в многоквартирные жилые дома, находящиеся на обслуживании у потребителя.
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии потребленной в местах общего пользования на общедомовые нужды и потерь в общедомовых сетях, ОАО "Донэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Между сторонами 01.04.2010 заключен агентский договор N 4330А (т. 2 л.д. 52 - 54), по условиям которого ООО "Донэнергосбыт" (агент) обязалось от имени и за счет ООО "Жилремонт-8" (принципал) принимать денежные средства от потребителей (пункт 1.1.1); определять объем и стоимость электрической энергии, поставленной жителям многоквартирного дома согласно данных, предоставляемых управляющей организацией (пункт 1.1.2); производить в электроустановках потребителя в присутствии представителей принципала, однофазные и (или) трехфазные ограничения режимов электропотребления (повторных отключений) потребителей, а также производить персоналом агента ограничение режима подачи электрической энергии на элекроприемники, используемые для общедомовых нужд, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и действующего законодательства Российской Федерации (пункт 1.1.3); организовывать работу с потребителями, имеющими задолженность перед принципалом по оплате потребленной электрической энергии, при этом расходы агента по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке возмещаются принципалом в порядке, указанном в пункте 2.4.5 (пункт 1.1.4).
В соответствии с пунктом 3.1 договора вознаграждение за осуществление действий, указанных в подпунктах 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и 1.1.4 настоящего договора устанавливается в размере 1,5% от сумм платежей, принятых в расчетном периоде в пользу принципала. Сумма вознаграждения подтверждается актом оказанных услуг, форма которого согласована сторонами в приложении N 4 к договору (пункт 3.2).
В приложении N 2 к договору стороны согласовали методику определения объемов и стоимости электроэнергии, поставленной агентом потребителям (т. 2 л.д. 62 - 65).
В дополнительном соглашении к договору от 01.04.2010 принципал поручил агенту взыскать задолженность за электроэнергию, образовавшуюся по состоянию на 31.03.2010 с граждан потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении принципала и в интересах которых был заключен договор энергоснабжения N 4330 от 01.01.2009. Задолженность за электроэнергию, образовавшаяся на 31.03.2010, определенная согласно методике, включается агентом в счет-извещение гражданина-потребителя равными долями в период с 01.04.2010 по 31.12.2010 (пункт 3 соглашения).
По соглашению об изменении условий дополнительного соглашения от 01.04.2010 к агентскому договору от 02.04.2010 пункт 1 дополнительного соглашения от 01.04.2010 изложен в следующей редакции: "Принципал поручает агенту взыскать задолженность за электроэнергию, образовавшуюся по состоянию на 31.03.2010 с граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении принципала, и в интересах которых был заключен договор энергоснабжения N 4330 от 01.04.2010, где сумма указанной задолженности уменьшается на величину суммы 3004378 руб. 66 коп., учтенной принципалом в качестве оплаты граждан-потребителей за места общего пользования и внутридомовые потери с детализацией по каждому многоквартирному дому. Общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с граждан-потребителей составляет 2655720 руб. 70 коп.".
Пункт 3 дополнительного соглашения к агентскому договору от 01.04.2010 изложен в следующей редакции: "Задолженность за электроэнергию, образовавшаяся с 01.01.2009 по 31.03.2010, определенная согласно методике, включается агентом в счет-извещение граждан-потребителей равными долями в период с 01.03.2010 по 01.12.2010 в соответствии с приложением N 2 к настоящему дополнительному соглашению".
Полагая, что указанное соглашение об изменении условий дополнительного соглашения к агентскому договору является недействительным, ООО "Жилремонт-8" обратилось в суд с встречным иском.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Кодекса).
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пунктам 7 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг, стороной по договору с ресурсоснабжающей организацией выступает в зависимости от способа управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК) или собственники помещений в многоквартирном ломе при непосредственном способе управления.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией или через ТСЖ (ЖСК), последние являются исполнителями коммунальных услуг и на основании договора с ресурсоснабжающей организацией приобретают коммунальные ресурсы для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, под точкой поставки на розничном рынке понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В пункте 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с этими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 3 статьи 154 Кодекса).
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В пункте 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего многоквартирного дома включает в себя освещение помещений общего пользования.
Исходя из разъяснений, данных Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, о применении указанного подпункта Правил содержания общего имущества в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил и с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования и обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг.
Из названных выше норм следует, что расходы на общедомовые нужды, в том числе по освещению мест общего пользования и потери в общедомовых сетях, возлагаются на собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, поскольку собственники жилых помещений в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали способ управления управляющей организацией, данная задолженность подлежит взысканию с ООО "Жилремонт-8" как с исполнителя коммунальных услуг.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В данном случае, многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Жилремонт-8", оборудованы общедомовыми приборами учета. Расчет задолженности произведен исходя из показаний приборов учета.
Как пояснил в судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца, спорная задолженность за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и общедомовые потери определена самой управляющей организацией. Контррасчет задолженности заявителем жалобы не представлен.
Во исполнение поручения принципала, ООО "Донэнергосбыт" произвело расчет задолженности за электроэнергию, образовавшуюся по состоянию на 31.03.2010 гражданам - потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении "Жилремонт-8" с уменьшением задолженности на 3004378 руб. 66 коп., учтенной ООО "Жилремонт-8", в качестве оплаты граждан-потребителей за места общего пользования и внутридомовые потери с детализацией по каждому многоквартирному дому в соответствии с соглашением от 02.04.2010.
Письмом от 23.09.2010 исх. N 497 ООО "Жилремонт - 8" просило денежные средства, поступившие за период с апреля по сентябрь 2010 года считать оплатой в счет погашения задолженности, в том числе и за электроэнергию, потребленную для общедомовых нужд, включенную в тариф на содержание жилья в сумме 129537 руб. 08 коп.
Письмом от 18.05.2010 N 289 ООО "Жилремонт - 8" сообщило ООО "Донэнергосбыт", что задолженность за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "Жилремонт - 8" и подлежащая распределению между жителями составляет 4550768 руб. 77 коп. Задолженность по состоянию на 01.04.2010 составила 3418139 руб. 18 коп., в том числе: вознаграждение за оказанные услуги в сумме 249161 руб. 92 коп., за электроэнергию, потребленную общежитиями в сумме 164598 руб. 60 коп., за электроэнергию, потребленную местами общего пользования, включенную в тариф на содержание жилья в сумме 3004378 руб. 66 коп., которую гарантировал оплачивать равными долями ежемесячно в срок до 01.12.2010.
Таким образом, управляющая организация фактически приняла на себя обязательства по оплате задолженности за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды и потери.
В обоснование требования о признании недействительным соглашения от 02.04.2010 ООО "Жилремонт-8" указывает на то, что в тариф на содержание и ремонт общедомового имущества расходы, связанные с освещением мест общего пользования и потери в общедомовых сетях не включены.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Заявителем жалобы не указано нормативное обоснование своих требований о недействительности соглашения от 02.04.2010.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, на которые ссылается ООО "Жилремонт-8" относятся к регулированию отношений по договору энергоснабжения, и не могут применяться при оценке действительности агентского договора.
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соглашении от 02.04.2010 стороны согласовали, что спорная задолженность исключается из суммы задолженности, подлежащей включению в счета-извещения потребителей.
Отсутствие в тарифе на содержание и ремонт общедомового имущества расходов на освещение помещений общего пользования и потери в общедомовых сетях, не является основанием для признания данного соглашения недействительным, поскольку вопросы экономической целесообразности условий агентского соглашения не имеют значения для оценки действительности сделки в соответствии с гражданским законодательством.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что неисполнение агентом условий агентского договора (в частности дополнительного соглашения к нему без учета соглашения от 02.04.2010) не освобождает ответчика от обязанности по оплате фактически потребленного ресурса.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении первоначального иска и отказе в удовлетворении требований по встречному иску, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.01.2011 по делу N А53-20444/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
М.Г.ВЕЛИЧКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)