Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тульской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 02.03.2009 по делу N А68-9196/08-673/15 (судья Андреева Е.В.), принятое
по заявлению Тульской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет"
к Комитету Тульской области по охоте и рыболовству
о признании незаконным действий по уменьшению квот отстрела диких копытных животных в осенне-зимний период охоты 2008 - 2009 г.
при участии:
от заявителя: Постников С.В. - представитель (дов. N 11 от 16.06.2008),
Мелихов М.В. - председатель правления (выписка из протокола заседания Правления N 1 от 25.04.2005),
от ответчика: Момент А.А. - представитель (дов. от 27.04.2009),
установил:
апелляционная жалоба рассмотрена 06.05.2009 в порядке ст. ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 27.04.2009.
Тульская региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет" (далее - ТРОО, Общество) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Комитету Тульской области по охоте и рыболовству о признании незаконным действий по уменьшению квот отстрела (с учетом уточнения).
Решением суда от 02.03.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТРОО обратилось с апелляционной жалобой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав позицию представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Тульской области 24.05.2002 Обществу была выдана долгосрочная лицензия серия ХХ N 3885 на пользование объектами животного мира сроком действия с 29.04.2002 по 01.03.2010 для ведения охоты и рыболовства (т. 1, л.д. 12).
Общество направило в адрес директора департамента сельского хозяйства Тульской области заявку от 23.04.2008 N 7 на необходимое количество бланков лицензий для добычи диких копытных в сезон охоты 2008 г. - 2009 г., составленную на основании данных внутрихозяйственного охотоустройства и отражала требование ТРОО на предоставление лицензий на изъятие диких копытных животных в следующем количестве: лось - 15 особей; кабан - 60 особей; косуля - 14 особей; благородный олень - 13 особей (т. 1, л.д. 9).
Постановлением Администрации Тульской области от 01.08.2008 N 431 установлены согласованные с Министерством сельского хозяйства РФ для Тульской области лимиты изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на сезон охоты 2008 - 2009 годов в количестве: лось - 130 особей; кабан - 1500 особей; благородный олень - 10 особей; косуля - 300 особей; бобр - 350 особей (т. 1, л.д. 15).
Приказом Комитета Тульской области по охоте и рыболовству от 07.10.2008 N 1 для Общества, на основании данных учета численности охотничьих животных и заявки, был установлен лимит изъятия охотничьих животных на сезон охоты 2008 - 2009 г. в количестве: лось - 5 особей; кабан - 14 особей; косуля - 2 особи.
Считая, что данный приказ, не соответствующий требованиям законодательства о животном мире, необоснованно уменьшил для заявителя квоту на отстрел диких копытных животных в осенне-зимний период охоты 2008 - 2009 г., Общество обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Комитета Тульской области по охоте и рыболовству по уменьшению квот отстрела диких копытных животных в осенне-зимний период охоты 2008 - 2009 г. для Тульской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
На основании ст. 6 Закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ объемы (лимиты)изъятия объектов животного мира устанавливаются для субъекта после согласования с Министерством сельского хозяйства РФ на основании представляемых данных учетов лицензионных видов охотничьих животных. Необходимые материалы представляются субъектом в министерство до 1 июня текущего года.
Специально уполномоченный орган субъекта РФ на основании согласованных с Министерством сельского хозяйства РФ объемов лимитов, данных учета и заявок заинтересованных организаций составляет проект по добыче диких животных на предстоящий сезон охоты для области и по охотхозяйствам по видам, руководствуясь при этом численностью и плотностью населения животных по районам и хозяйствам, тенденцией к росту или сокращению запасов диких животных, а также видовой направленностью деятельности охотничьего хозяйства.
В силу ст. 40 Закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ пользователи животным миром имеют право пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование.
Пользователи животным миром обязаны, в том числе осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира и представлять полученные данные в соответствующий орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Законом Тульской области от 08.05.2008 N 995 "О животном мире" (далее - ЗТО "О животном мире") определены полномочия администрации Тульской области в сфере охраны и использования животного мира.
В силу п. 3 ст. 3 ЗТО "О животном мире" администрация Тульской области определяет орган исполнительной власти Тульской области, уполномоченный в сфере охраны и использования животного мира.
На основании ст. 7 ЗТО "О животном мире" нормирование в сфере использования и охраны животного мира и среды его обитания в Тульской области заключается в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира и стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Разработка объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира осуществляется уполномоченным органом.
Установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира и среды их обитания осуществляется администрацией Тульской области на основании представления уполномоченного органа.
Уполномоченный орган осуществляет согласование объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Согласно постановлению администрации Тульской области N 528 от 13.07.2005 г. было создано Государственное учреждение Тульской области "Управление по охране, регулированию и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства" (ГУ ТО "Тулаоблохотуправление"), которое осуществляло функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.
Постановлением губернатора Тульской области от 02.07.2008 N 34-пг был образован комитет Тульской области по охоте и рыболовству (далее - Комитет) с наделением его функциями в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов. Постановлением администрации Тульской области N 437 от 01.08.2008 г. было утверждено положение о комитете Тульской области по охоте и рыболовству.
Основными задачами Комитета в соответствии с п. 4 Положения, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.08.2008 N 437, является охрана, регулирование использования объектов животного мира и реализация переданных Тульской области полномочий Российской Федерации в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также среды их обитания.
В соответствии с ст. 5 Положения Комитет готовит предложения по установлению объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; ведет государственный учет численности объектов животного мира, государственный кадастр объектов животного мира в пределах Тульской области с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; выдает лицензии и разрешения на использование объектов животного мира.
Таким образом, Комитет является специально уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Комитет в своей деятельности по выдаче лицензий на добычу диких копытных животных руководствуется Положением о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты от 04.01.2001 г. (далее - Положение).
Положение пунктом 2.3 устанавливает, что специально уполномоченный орган (Комитет) определяет необходимое количество бланков лицензий на предстоящий сезон для реализации установленного объема добычи охотничьих животных на основании данных учета их численности и заявок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Выдача лицензий Комитетом охотпользователям (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям), в том числе и ТРОО, осуществляется с учетом пропускной способности территории, акватории, в пределах установленных норм, квот и лимитов изъятия охотничьих животных (пункт 3.5 Положения).
В соответствии с п. 10 Условий пользования объектами животного мира, являющийся приложением к долгосрочной лицензии, пользователь обязан ежегодно проводить учет численности всех видов охотничьих животных по утвержденным методикам, а также принимать участие в проведении областного ЗМУ с предоставлением данных охотуправлению в установленные сроки.
Как установлено судом, внутрихозяйственный учет диких копытных животных на подкормочных площадках был проведен всеми охотпользователями Тульской области в 1 квартале 2008 г. и результаты учеты до 01.05.2008 г. были предоставлены в департамент сельского хозяйства Тульской области в виде заявок на необходимое количество бланков лицензий на добычу диких копытных животных и бобра в предстоящий сезон охоты.
ГУ ТО "Тулаоблохотуправление" на основании приказа департамента сельского хозяйства Тульской области от 28.01.2008 г. N 5 также провело в 1 квартале 2008 г. зимний маршрутный учет охотничьих животных в Тульской области.
Обработку первичных материалов ЗМУ осуществлял главный охотовед ГУ ТО "Тулаоблохотуправление", результаты которой были учтены при обосновании лимита изъятия диких копытных животных для заявителя.
В этой связи Департамент сельского хозяйства Тульской области 12.05.2008 направил материалы обоснования лимита изъятия диких копытных животных и бобра в сезон охоты 2008 - 2009 г. в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам для проведения государственной экологической экспертизы, заключение которой было утверждено приказом департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам N 94 от 22.05.2008.
Материалы обоснования объемов изъятия объектов животного мира администрацией Тульской области 26.05.2008 были направлены в Министерство сельского хозяйства РФ для согласования.
Министерство сельского хозяйства РФ письмом от 11.06.2008 N ВИ-9/3280 согласовало для Тульской области установленные лимиты изъятия охотничьих животных на сезон 2008 г. - 2009 г. в следующем количестве: лось - 130 особей; кабан - 1500 особей; благородный олень - 10 особей; косуля - 300 особей; бобр - 350 особей.
Планируемый процент изъятия в соответствии с Инструкцией о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям на территории РСФСР, утвержденной приказом Главохоты РСФСР от 22.08.1984 г. N 316, для Тульской области определен в следующих размерах: по лосю - 10%, кабану - 30%, косуле - 6%, оленю благородному - 2,2%.
Данные лимиты изъятия объектов животного мира были утверждены постановлением Администрации Тульской области от 01.08.2008 г. N 431.
Приказом Комитета Тульской области по охоте и рыболовству от 07.10.2008 г. "О порядке проведения охоты в осенне-зимний период 2008 - 2009 года" для охотничьих хозяйств и угодий общего пользования Тульской области были установлены квоты изъятия диких копытных животных и бобра исходя из проведенных внутрихозяйственных учетов в пределах установленных и согласованных Министерством сельского хозяйства РФ для Тульской области лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на сезон 2008 - 2009 года. В приложении к данному приказу указан лимит изъятия объектов животного мира для каждого из охотопользователей.
Для ТРОО был установлен следующий лимит: лось - по заявке 15 особей; лимит изъятия - 5 особей; проект добычи - 7 особей (лимит изъятия уменьшен на 2 особи, в связи с имеющими место 2 фактами браконьерства, выявленными на территории пользования животным миром заявителя); кабан - по заявке 60 особей; лимит изъятия - 14 особей; проект добычи - 15 особей (лимит изъятия уменьшен на 1 особь, в связи с имеющим место фактом браконьерства, выявленным на территории пользования животным миром заявителя); косуля - по заявке 14 особей; лимит изъятия - 2 особей; проект добычи - 3 особей (лимит изъятия уменьшен на 1 особь, в связи с имеющим место фактом браконьерства, выявленным на территории пользования животным миром заявителя).
Таким образом, количество лицензий, указанное ТРОО в заявке, не было выделено, предоставленный лимит изъятия диких копытных животных был ниже испрашиваемого количества лицензий.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что указанное им в заявке от 23.04.2008 требуемое количество лицензий является квотой и подлежит выделению.
Апелляционная инстанция не согласна с данным доводом ТРОО, поскольку предусмотренное в заявке ТРОО количество лицензий на изъятие объектов животного мира не является квотой, а лишь отражает желание охотопользователя, исходя из произведенного им внутрихозяйственного учета, на получение определенного лимита на отстрел диких копытных животных. Заявленное количество лицензий не является законно установленным и подтвержденным соответствующими материалами учета численности копытных животных.
Кроме того, необходимо отметить, что право установления объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира предоставлено администрации Тульской области статьей 7 ЗТО "О животном мире". При этом Комитет лишь разрабатывает объемы (лимиты) изъятия объектов животного мира, поэтому он не вправе уменьшать выделенные квоты.
Таким образом, заявление Общества подано к субъекту, у которого отсутствует право на установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В этой связи довод Общества о том, что, устанавливая объемы (лимиты) изъятия диких копытных животных Комитет превысил свои полномочия, так как данные действия являются прерогативой администрации области, противоречит материалам дела, поскольку в рассматриваемом случае квоты вообще не были установлены
При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что выделенные ТРОО лимиты изъятия диких копытных животных согласно приказу Комитета от 07.10.2008 N 1 были незаконно уменьшены: по лосю на 2 особи; по кабану на 1 особь; по косуле на 1 особь.
Уменьшение квоты Комитет обосновывал имевшими место фактами браконьерства, хотя факт совершения Обществом виновных действий не установлен и не может являться законным основанием для уменьшения лимита изъятия.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку, как указано выше, в любом случае Комитет не устанавливает квоты, а лишь пропорционально (исходя из зимнего маршрутного учета) распределяет их между охотхозяйствами.
Следует отметить, что нормативно-правовая база, определяющая правила охоты на территории области, правила учета диких копытных животных и регламентирующая порядок установления квот на изъятие диких копытных животных для отдельных охотничьих хозяйств и угодий общего пользования Тульской области исходя из проведенного ими учета численности диких животных отсутствует.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) одновременно:
а) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
б) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанной нормы ТРОО не указало, какой нормативный правовой акт, устанавливающий общеобязательные нормы и правила для установления квот на изъятие диких копытных животных для отдельных охотничьих хозяйств и угодий общего пользования Тульской области, нарушил Комитет Тульской области по охоте и рыболовству, в чем именно выразилось нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, соответствия этого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Однако это не означает, что лицо, оспаривая ненормативный правовой акт, освобождается от доказывания обстоятельств, на которых оно основывает свои возражения по существу оспариваемого постановления, как того требует ст. 65 АПК РФ.
Таким образом, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что резолютивная часть решения суда первой инстанции противоречит выводам, изложенным в мотивировочной части того же решения по вопросу указания суда на незаконное уменьшение лимитов на 4 особи из-за факта браконьерства, и в то же время отказа в исковых требованиях, несостоятельна.
Разграничение судом первой инстанции понятий "Квота" и "лимит" не противоречит определениям, данным в апелляционной жалобе.
Из смысла этих понятий следует, что Общество просит признать незаконными действия Комитета по уменьшению доли законно установленного отстрела диких животных, но не просил признать незаконными действия по уменьшению той предельной нормы, которую он изложил в своей заявке от 23.04.2008.
Предмет настоящего спора - снижение квоты, которая устанавливается администрацией области, но в рассматриваемом случае квота на отстрел диких животных на охотничий сезон 2008 - 2009 не устанавливалась.
Кроме того, Комитет обоснованно не согласовал заявку от 23.04.2008, поскольку данные внутрихозяйственного учета не были обработаны Обществом и не отражали реальную численность диких копытных животных на территории охотхозяйства ТРОО, а также желаемое количество бланков лицензий Общества на добычу диких животных не соответствует установленной для Тульской области квоте.
В поступивших от Департамента сельского хозяйства Тульской области материалах учетных работ по охотничьему хозяйству ТРОО нет первичных материалов по учету лося, а данные о численности кабана, косули и оленя, указанные в материалах учета, противоречивы и свидетельствует о проведении Обществом формального внутрихозяйственного учета.
Как следует из письма Комитета от 23.10.2008 N 21 (т. 1, л.д. 25 - 26), при обработке и анализе материалов учета кабана, косули и оленя не представляется возможным определить, производился учет на территории всего охотхозяйства или только Карниксткого участка. Учет проведен в два дня в разных частях Карникского участка, в карточках учета и ведомости ВУ-1 имеются расхождения в данных по численности время учета с 16.00 до 20.30 часов.
Довод жалобы о том, что суд пришел к неправомерному выводу о несостоятельности требований заявителя о передаче лицензий, подлежащих выделению ОАО "Тулачермет" в пользование заявителя, поскольку лимит устанавливается для отдельных охотопользователей, а не для территории охотничьего хозяйства, судом апелляционной инстанции отклоняется.
На момент распределения квоты охотпользователям Тульской области у ОАО "Тулачермет" отсутствовала долгосрочная лицензия на пользование животным миром и, соответственно, ОАО "Тулачермет" квота на отстрел диких животных не выделялась.
Данные внутрихозяйственного учета ОАО "Тулачермет" являются его внутренними документами и не могут являться основанием для выделения квоты другому охотпользователю.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2009 по делу N А68-9196/08-673/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2009 ПО ДЕЛУ N А68-9196/08-673/15
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2009 г. по делу N А68-9196/08-673/15
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тульской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет"
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 02.03.2009 по делу N А68-9196/08-673/15 (судья Андреева Е.В.), принятое
по заявлению Тульской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет"
к Комитету Тульской области по охоте и рыболовству
о признании незаконным действий по уменьшению квот отстрела диких копытных животных в осенне-зимний период охоты 2008 - 2009 г.
при участии:
от заявителя: Постников С.В. - представитель (дов. N 11 от 16.06.2008),
Мелихов М.В. - председатель правления (выписка из протокола заседания Правления N 1 от 25.04.2005),
от ответчика: Момент А.А. - представитель (дов. от 27.04.2009),
установил:
апелляционная жалоба рассмотрена 06.05.2009 в порядке ст. ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 27.04.2009.
Тульская региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет" (далее - ТРОО, Общество) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Комитету Тульской области по охоте и рыболовству о признании незаконным действий по уменьшению квот отстрела (с учетом уточнения).
Решением суда от 02.03.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТРОО обратилось с апелляционной жалобой.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав позицию представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Тульской области 24.05.2002 Обществу была выдана долгосрочная лицензия серия ХХ N 3885 на пользование объектами животного мира сроком действия с 29.04.2002 по 01.03.2010 для ведения охоты и рыболовства (т. 1, л.д. 12).
Общество направило в адрес директора департамента сельского хозяйства Тульской области заявку от 23.04.2008 N 7 на необходимое количество бланков лицензий для добычи диких копытных в сезон охоты 2008 г. - 2009 г., составленную на основании данных внутрихозяйственного охотоустройства и отражала требование ТРОО на предоставление лицензий на изъятие диких копытных животных в следующем количестве: лось - 15 особей; кабан - 60 особей; косуля - 14 особей; благородный олень - 13 особей (т. 1, л.д. 9).
Постановлением Администрации Тульской области от 01.08.2008 N 431 установлены согласованные с Министерством сельского хозяйства РФ для Тульской области лимиты изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на сезон охоты 2008 - 2009 годов в количестве: лось - 130 особей; кабан - 1500 особей; благородный олень - 10 особей; косуля - 300 особей; бобр - 350 особей (т. 1, л.д. 15).
Приказом Комитета Тульской области по охоте и рыболовству от 07.10.2008 N 1 для Общества, на основании данных учета численности охотничьих животных и заявки, был установлен лимит изъятия охотничьих животных на сезон охоты 2008 - 2009 г. в количестве: лось - 5 особей; кабан - 14 особей; косуля - 2 особи.
Считая, что данный приказ, не соответствующий требованиям законодательства о животном мире, необоснованно уменьшил для заявителя квоту на отстрел диких копытных животных в осенне-зимний период охоты 2008 - 2009 г., Общество обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Комитета Тульской области по охоте и рыболовству по уменьшению квот отстрела диких копытных животных в осенне-зимний период охоты 2008 - 2009 г. для Тульской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Тулачермет".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
На основании ст. 6 Закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ объемы (лимиты)изъятия объектов животного мира устанавливаются для субъекта после согласования с Министерством сельского хозяйства РФ на основании представляемых данных учетов лицензионных видов охотничьих животных. Необходимые материалы представляются субъектом в министерство до 1 июня текущего года.
Специально уполномоченный орган субъекта РФ на основании согласованных с Министерством сельского хозяйства РФ объемов лимитов, данных учета и заявок заинтересованных организаций составляет проект по добыче диких животных на предстоящий сезон охоты для области и по охотхозяйствам по видам, руководствуясь при этом численностью и плотностью населения животных по районам и хозяйствам, тенденцией к росту или сокращению запасов диких животных, а также видовой направленностью деятельности охотничьего хозяйства.
В силу ст. 40 Закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ пользователи животным миром имеют право пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование.
Пользователи животным миром обязаны, в том числе осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира и представлять полученные данные в соответствующий орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Законом Тульской области от 08.05.2008 N 995 "О животном мире" (далее - ЗТО "О животном мире") определены полномочия администрации Тульской области в сфере охраны и использования животного мира.
В силу п. 3 ст. 3 ЗТО "О животном мире" администрация Тульской области определяет орган исполнительной власти Тульской области, уполномоченный в сфере охраны и использования животного мира.
На основании ст. 7 ЗТО "О животном мире" нормирование в сфере использования и охраны животного мира и среды его обитания в Тульской области заключается в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира и стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира и среды их обитания, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Разработка объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира осуществляется уполномоченным органом.
Установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, стандартов, нормативов и правил в сфере использования и охраны объектов животного мира и среды их обитания осуществляется администрацией Тульской области на основании представления уполномоченного органа.
Уполномоченный орган осуществляет согласование объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
Согласно постановлению администрации Тульской области N 528 от 13.07.2005 г. было создано Государственное учреждение Тульской области "Управление по охране, регулированию и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства" (ГУ ТО "Тулаоблохотуправление"), которое осуществляло функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства.
Постановлением губернатора Тульской области от 02.07.2008 N 34-пг был образован комитет Тульской области по охоте и рыболовству (далее - Комитет) с наделением его функциями в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов. Постановлением администрации Тульской области N 437 от 01.08.2008 г. было утверждено положение о комитете Тульской области по охоте и рыболовству.
Основными задачами Комитета в соответствии с п. 4 Положения, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.08.2008 N 437, является охрана, регулирование использования объектов животного мира и реализация переданных Тульской области полномочий Российской Федерации в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также среды их обитания.
В соответствии с ст. 5 Положения Комитет готовит предложения по установлению объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; ведет государственный учет численности объектов животного мира, государственный кадастр объектов животного мира в пределах Тульской области с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; выдает лицензии и разрешения на использование объектов животного мира.
Таким образом, Комитет является специально уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Комитет в своей деятельности по выдаче лицензий на добычу диких копытных животных руководствуется Положением о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты от 04.01.2001 г. (далее - Положение).
Положение пунктом 2.3 устанавливает, что специально уполномоченный орган (Комитет) определяет необходимое количество бланков лицензий на предстоящий сезон для реализации установленного объема добычи охотничьих животных на основании данных учета их численности и заявок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Выдача лицензий Комитетом охотпользователям (юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям), в том числе и ТРОО, осуществляется с учетом пропускной способности территории, акватории, в пределах установленных норм, квот и лимитов изъятия охотничьих животных (пункт 3.5 Положения).
В соответствии с п. 10 Условий пользования объектами животного мира, являющийся приложением к долгосрочной лицензии, пользователь обязан ежегодно проводить учет численности всех видов охотничьих животных по утвержденным методикам, а также принимать участие в проведении областного ЗМУ с предоставлением данных охотуправлению в установленные сроки.
Как установлено судом, внутрихозяйственный учет диких копытных животных на подкормочных площадках был проведен всеми охотпользователями Тульской области в 1 квартале 2008 г. и результаты учеты до 01.05.2008 г. были предоставлены в департамент сельского хозяйства Тульской области в виде заявок на необходимое количество бланков лицензий на добычу диких копытных животных и бобра в предстоящий сезон охоты.
ГУ ТО "Тулаоблохотуправление" на основании приказа департамента сельского хозяйства Тульской области от 28.01.2008 г. N 5 также провело в 1 квартале 2008 г. зимний маршрутный учет охотничьих животных в Тульской области.
Обработку первичных материалов ЗМУ осуществлял главный охотовед ГУ ТО "Тулаоблохотуправление", результаты которой были учтены при обосновании лимита изъятия диких копытных животных для заявителя.
В этой связи Департамент сельского хозяйства Тульской области 12.05.2008 направил материалы обоснования лимита изъятия диких копытных животных и бобра в сезон охоты 2008 - 2009 г. в Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам для проведения государственной экологической экспертизы, заключение которой было утверждено приказом департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам N 94 от 22.05.2008.
Материалы обоснования объемов изъятия объектов животного мира администрацией Тульской области 26.05.2008 были направлены в Министерство сельского хозяйства РФ для согласования.
Министерство сельского хозяйства РФ письмом от 11.06.2008 N ВИ-9/3280 согласовало для Тульской области установленные лимиты изъятия охотничьих животных на сезон 2008 г. - 2009 г. в следующем количестве: лось - 130 особей; кабан - 1500 особей; благородный олень - 10 особей; косуля - 300 особей; бобр - 350 особей.
Планируемый процент изъятия в соответствии с Инструкцией о порядке добычи диких копытных животных по разрешениям на территории РСФСР, утвержденной приказом Главохоты РСФСР от 22.08.1984 г. N 316, для Тульской области определен в следующих размерах: по лосю - 10%, кабану - 30%, косуле - 6%, оленю благородному - 2,2%.
Данные лимиты изъятия объектов животного мира были утверждены постановлением Администрации Тульской области от 01.08.2008 г. N 431.
Приказом Комитета Тульской области по охоте и рыболовству от 07.10.2008 г. "О порядке проведения охоты в осенне-зимний период 2008 - 2009 года" для охотничьих хозяйств и угодий общего пользования Тульской области были установлены квоты изъятия диких копытных животных и бобра исходя из проведенных внутрихозяйственных учетов в пределах установленных и согласованных Министерством сельского хозяйства РФ для Тульской области лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на сезон 2008 - 2009 года. В приложении к данному приказу указан лимит изъятия объектов животного мира для каждого из охотопользователей.
Для ТРОО был установлен следующий лимит: лось - по заявке 15 особей; лимит изъятия - 5 особей; проект добычи - 7 особей (лимит изъятия уменьшен на 2 особи, в связи с имеющими место 2 фактами браконьерства, выявленными на территории пользования животным миром заявителя); кабан - по заявке 60 особей; лимит изъятия - 14 особей; проект добычи - 15 особей (лимит изъятия уменьшен на 1 особь, в связи с имеющим место фактом браконьерства, выявленным на территории пользования животным миром заявителя); косуля - по заявке 14 особей; лимит изъятия - 2 особей; проект добычи - 3 особей (лимит изъятия уменьшен на 1 особь, в связи с имеющим место фактом браконьерства, выявленным на территории пользования животным миром заявителя).
Таким образом, количество лицензий, указанное ТРОО в заявке, не было выделено, предоставленный лимит изъятия диких копытных животных был ниже испрашиваемого количества лицензий.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что указанное им в заявке от 23.04.2008 требуемое количество лицензий является квотой и подлежит выделению.
Апелляционная инстанция не согласна с данным доводом ТРОО, поскольку предусмотренное в заявке ТРОО количество лицензий на изъятие объектов животного мира не является квотой, а лишь отражает желание охотопользователя, исходя из произведенного им внутрихозяйственного учета, на получение определенного лимита на отстрел диких копытных животных. Заявленное количество лицензий не является законно установленным и подтвержденным соответствующими материалами учета численности копытных животных.
Кроме того, необходимо отметить, что право установления объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира предоставлено администрации Тульской области статьей 7 ЗТО "О животном мире". При этом Комитет лишь разрабатывает объемы (лимиты) изъятия объектов животного мира, поэтому он не вправе уменьшать выделенные квоты.
Таким образом, заявление Общества подано к субъекту, у которого отсутствует право на установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В этой связи довод Общества о том, что, устанавливая объемы (лимиты) изъятия диких копытных животных Комитет превысил свои полномочия, так как данные действия являются прерогативой администрации области, противоречит материалам дела, поскольку в рассматриваемом случае квоты вообще не были установлены
При этом суд первой инстанции правомерно отметил, что выделенные ТРОО лимиты изъятия диких копытных животных согласно приказу Комитета от 07.10.2008 N 1 были незаконно уменьшены: по лосю на 2 особи; по кабану на 1 особь; по косуле на 1 особь.
Уменьшение квоты Комитет обосновывал имевшими место фактами браконьерства, хотя факт совершения Обществом виновных действий не установлен и не может являться законным основанием для уменьшения лимита изъятия.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку, как указано выше, в любом случае Комитет не устанавливает квоты, а лишь пропорционально (исходя из зимнего маршрутного учета) распределяет их между охотхозяйствами.
Следует отметить, что нормативно-правовая база, определяющая правила охоты на территории области, правила учета диких копытных животных и регламентирующая порядок установления квот на изъятие диких копытных животных для отдельных охотничьих хозяйств и угодий общего пользования Тульской области исходя из проведенного ими учета численности диких животных отсутствует.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) одновременно:
а) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
б) нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанной нормы ТРОО не указало, какой нормативный правовой акт, устанавливающий общеобязательные нормы и правила для установления квот на изъятие диких копытных животных для отдельных охотничьих хозяйств и угодий общего пользования Тульской области, нарушил Комитет Тульской области по охоте и рыболовству, в чем именно выразилось нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, соответствия этого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Однако это не означает, что лицо, оспаривая ненормативный правовой акт, освобождается от доказывания обстоятельств, на которых оно основывает свои возражения по существу оспариваемого постановления, как того требует ст. 65 АПК РФ.
Таким образом, ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что резолютивная часть решения суда первой инстанции противоречит выводам, изложенным в мотивировочной части того же решения по вопросу указания суда на незаконное уменьшение лимитов на 4 особи из-за факта браконьерства, и в то же время отказа в исковых требованиях, несостоятельна.
Разграничение судом первой инстанции понятий "Квота" и "лимит" не противоречит определениям, данным в апелляционной жалобе.
Из смысла этих понятий следует, что Общество просит признать незаконными действия Комитета по уменьшению доли законно установленного отстрела диких животных, но не просил признать незаконными действия по уменьшению той предельной нормы, которую он изложил в своей заявке от 23.04.2008.
Предмет настоящего спора - снижение квоты, которая устанавливается администрацией области, но в рассматриваемом случае квота на отстрел диких животных на охотничий сезон 2008 - 2009 не устанавливалась.
Кроме того, Комитет обоснованно не согласовал заявку от 23.04.2008, поскольку данные внутрихозяйственного учета не были обработаны Обществом и не отражали реальную численность диких копытных животных на территории охотхозяйства ТРОО, а также желаемое количество бланков лицензий Общества на добычу диких животных не соответствует установленной для Тульской области квоте.
В поступивших от Департамента сельского хозяйства Тульской области материалах учетных работ по охотничьему хозяйству ТРОО нет первичных материалов по учету лося, а данные о численности кабана, косули и оленя, указанные в материалах учета, противоречивы и свидетельствует о проведении Обществом формального внутрихозяйственного учета.
Как следует из письма Комитета от 23.10.2008 N 21 (т. 1, л.д. 25 - 26), при обработке и анализе материалов учета кабана, косули и оленя не представляется возможным определить, производился учет на территории всего охотхозяйства или только Карниксткого участка. Учет проведен в два дня в разных частях Карникского участка, в карточках учета и ведомости ВУ-1 имеются расхождения в данных по численности время учета с 16.00 до 20.30 часов.
Довод жалобы о том, что суд пришел к неправомерному выводу о несостоятельности требований заявителя о передаче лицензий, подлежащих выделению ОАО "Тулачермет" в пользование заявителя, поскольку лимит устанавливается для отдельных охотопользователей, а не для территории охотничьего хозяйства, судом апелляционной инстанции отклоняется.
На момент распределения квоты охотпользователям Тульской области у ОАО "Тулачермет" отсутствовала долгосрочная лицензия на пользование животным миром и, соответственно, ОАО "Тулачермет" квота на отстрел диких животных не выделялась.
Данные внутрихозяйственного учета ОАО "Тулачермет" являются его внутренними документами и не могут являться основанием для выделения квоты другому охотпользователю.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2009 по делу N А68-9196/08-673/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)