Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области
о признании недействительными решений
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Ваулин Д.А., представитель, доверенность от 26.07.2011, паспорт; Ваулина Е.А., представитель, доверенность от 26.07.2011, паспорт;
- от заинтересованного лица - Ненашева Н.А., представитель, доверенность N 08-15/00092 от 11.01.2012, удост. УР N 456488; Елькин Е.Е., представитель, доверенность N 08-15/00218 от 12.01.2012, удост. УР N 606014; Самарина Е.Н., представитель, доверенность N 08-15/00219 от 12.01.2012, удост. УР N 605990.
Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 26.06.2012 объявлен перерыв до 02.07.2012 до 17 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 2 и 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012. Кроме того, заявитель просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области устранить нарушения прав налогоплательщика (с учетом уточнения заявленных требований).
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, представленной ООО "ЖКХ-Холдинг", по результатам которой составлен акт от 27.01.2012 N 36135 и вынесены решения от 01.03.2012 N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 01.03.2012 N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением N 3168 от 01.03.2012 налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 15991614 руб. Согласно решению N 19175 от 01.03.2012 налогоплательщику предлагается уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 5156729 руб.
ООО "ЖКХ-Холдинг" обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой от 13.03.2012 г. N 03-17. Управлением ФНС России по Свердловской области принято решение от 12.04.2012 г. N 264/12 об утверждении решений Инспекции и оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями Межрайонной ИФНС N 32 по Свердловской области, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ-Холдинг" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Березовского.
ООО "ЖКХ-Холдинг" на расчетный счет поступили денежные средства в качестве долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Перечнем (Приложение N 1 к Соглашения N 46 от 01.07.2009), за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств Березовского городского округа в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной Постановлением правительства Свердловской области от 10.03.2009.
Таким образом, в проверяемый период, ООО "ЖКХ-Холдинг" получены денежные средства в размере 138 639 133 руб., в том числе: из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ размере 123 721 563 руб., из средств областного бюджета в размере 7 458 785 руб. и средств бюджета Березовского городского округа в размере 7 458 785 руб.
В 4 квартале 2009 года ООО "ЖКХ-Холдинг" выполнило работы по капитальному ремонту на сумму 97 833 097 руб., в налоговую базу включило только сумму оплаченную собственниками помещений 7 296 797 руб. Вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, заявлен в полном объеме.
Отказывая в возмещении превышения налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, заявленной налогоплательщиком в уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, а также доначисляя налог за указанный период, проверяющие исходили из того, что операции по выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов облагаются НДС в общеустановленном порядке. Статус организации, осуществляющей ремонтные работы, наличие либо отсутствие субподрядчиков при проведении ремонта, а также источник финансирования никакой роли при этом не играют. При этом налоговый орган ссылается на положения статей 39, 146 НК РФ.
В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
С учетом указанных норм заинтересованное лицо считает, что стоимость выполненных работ по капитальному ремонту налогоплательщика подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС независимо от источника оплаты этих работ.
Возражая на доводы заинтересованного лица, ООО "ЖКХ-Холдинг" указывает, в рассматриваемом случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Соответственно, государственное регулирование цен может осуществляться путем установления: твердой (фиксированной) цены; предельного уровня цены; коэффициентов к цене; иным способом.
Так как государственное регулирование цены относится к императивным нормам, следовательно, субъекты гражданско-правовых отношений обязаны их применять в любом случае.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае сделка может быть признана ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Учитывая вышеприведенные нормы, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения является государственной регулируемой ценой.
Кроме того, льготами при реализации услуг отдельным категориям потребителей признаются предоставляемые отдельным категориям потребителей, предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими потребителями, в частности приобретение услуги за часть ее рыночной стоимости.
При наличии хотя бы одного из условий: государственной регулируемой цены или льгот отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством, для налогообложения применяется фактическая цена реализации, т.е. цена оплаченная покупателем.
Постановлением Главы Березовского городского округа от 29.12.2008 N 493 (ред. от 30.01.2009) "Об утверждении размеров платы граждан за жилое помещение, нормативов потребления коммунальных услуг и нормы накопления твердых бытовых отходов для населения по Березовскому городскому округу на 2009 год" утвержден размер платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Аналогичные нормы содержатся и в п. 4.3.2 "Положения о порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета Березовского городского округа и порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома", утвержденного постановлением Администрации Березовского городского округа от 28.05.2009 N 223-1.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2009 N 251-ПП (ред. от 30.03.2010) "Об утверждении региональной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области" установлена доля финансирования капитального ремонта, приходящаяся на собственников помещений, ТСЖ и ЖСК.
В данном случае Законом и подзаконными актами определено, что стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов для собственников, участвующих в региональной адресной программе составляет 5% стоимости проведенных работ, что и является льготой для данных лиц, так как собственники квартир в домах, не участвующих в программе в период ее действия, будут оплачивать капитальный ремонт своих домов в полном объеме.
На основании вышеизложенного, цена на работы по капитальному ремонту многоквартирных домов является государственной регулируемой ценой, элементом государственного регулирования этой цены является льгота, предоставляемая собственникам помещений, выразивших свое согласие на участие в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области в соответствии с Законом N 185-ФЗ.
Как следует из материалов дела, получателем субсидий является ООО "ЖКХ-Холдинг", что подтверждается Соглашением N 46 от 01.07.2009 и платежными поручениями на получение финансирования.
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Следовательно, бюджетные средства, поступившие на расчетный счет общества, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" требования удовлетворить.
Признать недействительными п. 2 и 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 09.07.2012 ПО ДЕЛУ N А60-20117/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2012 г. по делу N А60-20117/2012
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 09 июля 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области
о признании недействительными решений
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Ваулин Д.А., представитель, доверенность от 26.07.2011, паспорт; Ваулина Е.А., представитель, доверенность от 26.07.2011, паспорт;
- от заинтересованного лица - Ненашева Н.А., представитель, доверенность N 08-15/00092 от 11.01.2012, удост. УР N 456488; Елькин Е.Е., представитель, доверенность N 08-15/00218 от 12.01.2012, удост. УР N 606014; Самарина Е.Н., представитель, доверенность N 08-15/00219 от 12.01.2012, удост. УР N 605990.
Отводов суду не заявлено. В судебном заседании 26.06.2012 объявлен перерыв до 02.07.2012 до 17 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными п. 2 и 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012. Кроме того, заявитель просит обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области устранить нарушения прав налогоплательщика (с учетом уточнения заявленных требований).
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, представленной ООО "ЖКХ-Холдинг", по результатам которой составлен акт от 27.01.2012 N 36135 и вынесены решения от 01.03.2012 N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 01.03.2012 N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением N 3168 от 01.03.2012 налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 15991614 руб. Согласно решению N 19175 от 01.03.2012 налогоплательщику предлагается уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 5156729 руб.
ООО "ЖКХ-Холдинг" обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой от 13.03.2012 г. N 03-17. Управлением ФНС России по Свердловской области принято решение от 12.04.2012 г. N 264/12 об утверждении решений Инспекции и оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с оспариваемыми решениями Межрайонной ИФНС N 32 по Свердловской области, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, и заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ-Холдинг" в 2009 году проводило капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении организации. Подрядчиками в адрес налогоплательщика за ремонт выставлялись счета-фактуры с выделением НДС. Оплата услуг по ремонту производилась за счет средств населения и средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а именно: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетом Свердловской области, бюджетом города Березовского.
ООО "ЖКХ-Холдинг" на расчетный счет поступили денежные средства в качестве долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Перечнем (Приложение N 1 к Соглашения N 46 от 01.07.2009), за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств Березовского городского округа в соответствии с Законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, региональной адресной программой Свердловской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, утвержденной Постановлением правительства Свердловской области от 10.03.2009.
Таким образом, в проверяемый период, ООО "ЖКХ-Холдинг" получены денежные средства в размере 138 639 133 руб., в том числе: из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ размере 123 721 563 руб., из средств областного бюджета в размере 7 458 785 руб. и средств бюджета Березовского городского округа в размере 7 458 785 руб.
В 4 квартале 2009 года ООО "ЖКХ-Холдинг" выполнило работы по капитальному ремонту на сумму 97 833 097 руб., в налоговую базу включило только сумму оплаченную собственниками помещений 7 296 797 руб. Вычет с сумм "входного" НДС, предъявленного подрядными организациями, заявлен в полном объеме.
Отказывая в возмещении превышения налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, заявленной налогоплательщиком в уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, а также доначисляя налог за указанный период, проверяющие исходили из того, что операции по выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов облагаются НДС в общеустановленном порядке. Статус организации, осуществляющей ремонтные работы, наличие либо отсутствие субподрядчиков при проведении ремонта, а также источник финансирования никакой роли при этом не играют. При этом налоговый орган ссылается на положения статей 39, 146 НК РФ.
В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
С учетом указанных норм заинтересованное лицо считает, что стоимость выполненных работ по капитальному ремонту налогоплательщика подлежит включению в налогооблагаемую базу по НДС независимо от источника оплаты этих работ.
Возражая на доводы заинтересованного лица, ООО "ЖКХ-Холдинг" указывает, в рассматриваемом случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Соответственно, государственное регулирование цен может осуществляться путем установления: твердой (фиксированной) цены; предельного уровня цены; коэффициентов к цене; иным способом.
Так как государственное регулирование цены относится к императивным нормам, следовательно, субъекты гражданско-правовых отношений обязаны их применять в любом случае.
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В противном случае сделка может быть признана ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.
Согласно п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Учитывая вышеприведенные нормы, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения является государственной регулируемой ценой.
Кроме того, льготами при реализации услуг отдельным категориям потребителей признаются предоставляемые отдельным категориям потребителей, предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими потребителями, в частности приобретение услуги за часть ее рыночной стоимости.
При наличии хотя бы одного из условий: государственной регулируемой цены или льгот отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством, для налогообложения применяется фактическая цена реализации, т.е. цена оплаченная покупателем.
Постановлением Главы Березовского городского округа от 29.12.2008 N 493 (ред. от 30.01.2009) "Об утверждении размеров платы граждан за жилое помещение, нормативов потребления коммунальных услуг и нормы накопления твердых бытовых отходов для населения по Березовскому городскому округу на 2009 год" утвержден размер платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома для собственников жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Аналогичные нормы содержатся и в п. 4.3.2 "Положения о порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета и средств бюджета Березовского городского округа и порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома", утвержденного постановлением Администрации Березовского городского округа от 28.05.2009 N 223-1.
Постановлением Правительства Свердловской области от 10.03.2009 N 251-ПП (ред. от 30.03.2010) "Об утверждении региональной адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области" установлена доля финансирования капитального ремонта, приходящаяся на собственников помещений, ТСЖ и ЖСК.
В данном случае Законом и подзаконными актами определено, что стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов для собственников, участвующих в региональной адресной программе составляет 5% стоимости проведенных работ, что и является льготой для данных лиц, так как собственники квартир в домах, не участвующих в программе в период ее действия, будут оплачивать капитальный ремонт своих домов в полном объеме.
На основании вышеизложенного, цена на работы по капитальному ремонту многоквартирных домов является государственной регулируемой ценой, элементом государственного регулирования этой цены является льгота, предоставляемая собственникам помещений, выразивших свое согласие на участие в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2009 году на территории Свердловской области в соответствии с Законом N 185-ФЗ.
Как следует из материалов дела, получателем субсидий является ООО "ЖКХ-Холдинг", что подтверждается Соглашением N 46 от 01.07.2009 и платежными поручениями на получение финансирования.
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Следовательно, бюджетные средства, поступившие на расчетный счет общества, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" требования удовлетворить.
Признать недействительными п. 2 и 3 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 19157 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.03.2012 и решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области N 3168 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению от 01.03.2012.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Холдинг" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)