Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2011 ПО ДЕЛУ N А41-23564/10

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2011 г. по делу N А41-23564/10


Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2011 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мизяк В.П.,
судей Катькиной Н.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ломакиной Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца: Ерин С.В., по доверенности от 11.01.11 г., от ответчика: Оборин И.Г., по доверенности от 15.04.10 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Водоканал-Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2010 года по делу N А41-23564/10, принятое судьей Р.Н. Величко, по иску МУП "Серпуховские городские очистные сооружения" к ТСЖ "Пловдив" о взыскании задолженности по договору на очистку сточных вод,

установил:

МУП "Серпуховские городские очистные сооружения" (МУП "СерГОС") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТСЖ "Пловдив" о взыскании задолженности по договору N 124 от 01.01.2006 г. в размере 19 103 руб. 72 коп. (том 1 л.д. 5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано (том 1 л.д. 153 - 155).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований (том 1 л.д. 4 - 6).
В судебном заседании апелляционного суда истцом было заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве, замене истца (заявителя апелляционной жалобы) МУП "Серпуховские городские очистные сооружения" на МУП "Водоканал-Сервис".
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса (часть 1). На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте (часть 2).
Постановлением Главы города Серпухова Московской области от 15.11.2010 г. N 2326 МУП "Водоканал-Сервис" реорганизован путем присоединения к нему МУП "Серпуховские городские очистные сооружения".
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 07.02.2011 г. N 140 МУП "Серпуховские городские очистные сооружения" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения.
Данные обстоятельства также подтверждаются уведомлением о снятии с учета организации в налоговом органе от 07.02.2011 г. N 1538555 свидетельством о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения серии 50 N 010471933.
Таким образом, апелляционный суд считает возможным произвести замену истца (заявителя апелляционной жалобы) МУП "Серпуховские городские очистные сооружения" его правопреемником МУП "Водоканал-Сервис".
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01 января 2006 года между истцом (Предприятие) и ответчиком (Абонент) был заключен договор на очистку сточных вод N 124 (л.д. 8), предметом которого являются обязательства сторон по приему сточных вод в систему городских очистных сооружений от абонента согласно показаниям водомерных счетчиков или в количестве 18 871 м 3/год, 1 577 м 3/месяц, 51,7 м 3/сутки (п. 2).
Срок действия договора установлен с 01.01.2006 г. до 31.12.2007 г. и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления от одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре (п. 12).
Согласно п. 5. договора расчеты за принятые от Абонента на очистку сточные воды производится согласно тарифам, утвержденным в установленном порядке, в размере 2,25 (без НДС) руб./куб. м.
В связи с изменением расходов на заработную плату, сырье, материалы и топливно-энергетические ресурсы Предприятие оставляет за собой право изменять тарифы, согласно постановлениям Администрации города.
Во исполнение принятых обязательств по договору истцом в период с 2008 - 2009 гг. ответчику были оказаны услуги по приему сточных вод, что подтверждается материалами дела (том 1 л.д. 9 - 22 - счета-фактуры).
Стоимость поставленных услуг рассчитаны истцом, исходя из:
- 1. количества принятых для очистки сточных вод;
- 2. тарифа за единицу измерения, установленного: в размере 2,77 руб. (2008 год) и 3,29 руб. (2009 год) за 1 м 3 (без НДС) (в соответствии с Распоряжением Министерства экономики Московской области N 25-РМ от 03.06.2008 г. "О внесении изменений в распоряжение Министерства экономики Московской области от 21.12.2007 г. N 25-РМ "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на территории Московской области, на 2008 год" и Распоряжением Министерства экономики Московской области N 60-РМ от 28.11.2008 г. "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на территории московской области, на 2009 год" соответственно);
- 3. суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанной, исходя из ставки 18% от стоимости поставленной питьевой воды и транспортировки сточных вод
Предъявленная ко взысканию сумма в размере 19 103 руб. 72 коп. состоит из неоплаченного ответчиком налога на добавленную стоимость.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в
соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Отношения сторон в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регламентированы также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пунктам 33, 34 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений. С этой целью оборудуются узлы учета, которые должны размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Поскольку договор на прием (сброс) сточных вод от 01.01.2006 г. N 124 заключен ТСЖ "Пловдив" в связи с предоставлением коммунальных услуг гражданам-членам
товарищества собственников жилья, то к отношениям сторон также подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Исходя из системного толкования положений главы 13 раздела 6 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья осуществляет деятельность от имени и в интересах своих членов, реализацию работ или услуг членам товарищества не производит, выступает от имени жильцов дома в качестве абонента или заказчика услуг по договорам на предоставление электроснабжения, тепло- и водоснабжения.
В рассматриваемой ситуации товарищество собственников жилья не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета организаций, реализующих коммунальные услуги (ресурсоснабжающих организаций).
В силу пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является, в том числе товарищество собственников жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 г. N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", при рассмотрении дел с участием товариществ собственников жилья и возникновении вопросов, касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Следовательно, при определении стоимости сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации органом местного самоуправления, без учета НДС.
Распоряжением Министерства экономики Московской области от 03.06.2008 г. N 25-РМ на 2008 год для предприятия утверждены тарифы на водоотведение - 2 руб. 77 коп. за 1 м 3.
Распоряжением от 28.11.2008 г. N 60-РМ на 2009 год утвержден тариф 3 руб. 29 коп. за 1 м 3.
При этом указано на не включение в тарифы налога на добавленную стоимость, который взимается дополнительно.
Как следует из материалов дела, при расчете стоимости оказанных услуг предприятие применяло тариф, установленный уполномоченным органом. Отдельной строкой в счетах-фактурах указан НДС.
Учитывая что, товарищество собственников жилья, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов, то есть граждан, в связи с чем, не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов, включение истцом при расчет стоимости оказанных услуг НДС противоречит действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом всех обстоятельств по делу. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, судом первой инстанции при рассмотрении дела были исследованы в полном объеме и в решении суда им дана правильная оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку судом собранных по делу доказательств.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение суда законно и обоснованно, оснований для отмены указанного судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом всех обстоятельств по делу. Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, судом первой инстанции при рассмотрении дела были исследованы в полном объеме и в решении суда им дана правильная оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку судом собранных по делу доказательств.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, оснований для отмены указанного судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 48, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Произвести замену истца (заявителя апелляционной жалобы) Муниципальное унитарное предприятие "Серпуховские городские очистные сооружения" в порядке правопреемства на Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-Сервис".
Решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2010 года по делу N А41-23564/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.П.МИЗЯК

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
М.В.ИГНАХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)