Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2003 N А05-754/03-47/19

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 20 июня 2003 года Дело N А05-754/03-47/19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Пастуховой М.В., Троицкой Н.В., рассмотрев 11.06.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2003 по делу N А05-754/03-47/19 (судья Полуянова Т.М.),
УСТАНОВИЛ:

Коллектив индивидуальных застройщиков "Помор" (далее - КИЗ, коллектив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - ИМНС, инспекция) от 11.12.2002 N 04-18/25-10290 о привлечении данного налогоплательщика к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 25.02.2003 заявленные требования КИЗ удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, перечень организаций, имеющих права на льготу по ЕСН, является исчерпывающим и ЖСК не входит в данный перечень.
В отзыве на кассационную жалобу КИЗ просит оставить ее без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, КИЗ 16.07.2002 представил в ИМНС расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 1 полугодие 2002 года. Инспекция провела камеральную проверку данного расчета, по результатам которой составила акт от 15.02.2002 N 04-18/4620 и с учетом возражений КИЗ вынесла решение от 11.12.2002 N 04-18/25-10290 о доначислении налогоплательщику 9493 руб. данного налога, а также о привлечении его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1898 руб. 76 коп. штрафа. В обоснование принятого решения ИМНС указала на неправомерное применение налогоплательщиком льготы по ЕСН, предусмотренной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
КИЗ не согласился с названным решением налогового органа и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования КИЗ, и не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, исходя из следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 07.02.2002 N 13-О, произвольное, немотивированное исключение одного вида организаций, имеющих равный с другими категориями льготируемых организаций правовой статус, из общего для них регулирования льготного налогообложения не соответствовало бы юридической логике и нарушало бы конституционные принципы равенства и справедливости.
Следовательно, перечень организаций, имеющих в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ право на льготу, не является исчерпывающим.
Таким образом, для предоставления этой льготы необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ). При этом правом на льготу обладают как кооперативы, так и товарищества. Определяющим же условием для предоставления права на льготное налогообложение является деятельность, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.
Все перечисленные в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организации характеризуются как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паев.
Согласно статье 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членами кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
Согласно материалам дела КИЗ создан как юридическое лицо для удовлетворения членов КИЗ жилой площадью путем строительства многоквартирных жилых домов собственными силами и средствами, а также для последующей эксплуатации и управления этими домами.
При этом КИЗ создан гражданами на добровольной основе и одним из источников его средств являются их членские взносы. Членом же коллектива становится собственник жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом.
Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в том числе потребительские кооперативы.
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Как следует из статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Законом о товариществах собственников жилья.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" таким товариществом признается некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Согласно статьям 32 и 40 названного закона товарищество основано на добровольном членстве собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством рассматриваемая организационно-правовая форма имеет общие признаки с иными некоммерческими объединениями граждан, создаваемыми с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей его участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.
Следовательно, льгота по ЕСН, предусмотренная подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, распространяется и на товарищества собственников жилья.
В данном случае положения устава КИЗ соответствуют нормам Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
Инспекция не оспаривает тот факт, что единственным источником поступления средств коллективу являлись членские взносы, а расходы, связанные с оплатой труда лицам, выполнявшим работы для коллектива, производились за счет этих взносов, поступивших от участников КИЗ.
Учитывая положения устава КИЗ, а также статей 116, 291 ГК РФ и статьи 1 Закона Российской Федерации от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья", следует признать, что коллектив является по своей организационно-правовой форме товариществом собственников жилья, в связи с чем на него распространяется льгота, предусмотренная подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно признал решение ИМНС от 11.12.2002 N 04-18/25-10290 недействительным, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.02.2003 по делу N А05-754/03-47/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи
ПАСТУХОВА М.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)