Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 июля 2005 г. Дело N А60-17764/2005-С8
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Тимофеевой А.Д., судей Присухиной Н.Н., Куричева Ю.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Рыбыдайло, при участии: от заявителя - Рудея Л.Л., представителя (дов. нот. удост. N 66АА945671 от 17.06.2005; паспорт серии 65 05 N 359931); от заинтересованного лица - Карпенко М.В., госналогинспектора (дов. N 02.11-12 от 11.01.2005; удост.); Андреева В.В., нач-ка отдела (дов. N 02.11-11 от 11.01.2005; удост.),
рассмотрел 26.07.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Строим вместе с нами" на решение от 21.06.2005 (судья Сушкова С.А.) по делу N А60-17764/2005-С8 по заявлению ЖСК "Строим вместе с нами" к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Жилищно-строительный кооператив "Строим вместе с нами" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2005 N 133 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 21.06.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе ЖСК "Строим вместе с нами", который с решением не согласен, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Инспекцией не доказано, что приходные кассовые ордера не являются бланками строгой отчетности. Судом не решен вопрос о малозначительности совершенного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга проведена рейдовая проверка выполнения Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в Жилищно-строительном кооперативе "Строим вместе с нами", расположенном в г. Екатеринбурге, по ул. 8 Марта, 13-662.
В ходе проверки установлен факт осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины, о чем составлены: акт от 23.03.2005 N 000133, протокол об административном правонарушении от 24.03.2005 N 000133 и вынесено постановление N 133 от 05.04.2005 о привлечении ЖСК "Строим вместе с нами" к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом без применения контрольно-кассовой техники допускается осуществление денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", подлежащего обязательному применению в силу положений ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.1995 N 1-ФКЗ, неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Согласно положениям ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут быть созданы, в том числе, в форме потребительского кооператива, к которым относится ЖСК "Строим вместе с нами".
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Факт осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, состоявший в том, что при приеме оплаты за оказанные консультационные услуги 22.03.2005 на сумму 400 руб. организацией не были отбиты кассовые чеки, зафиксирован актом проверки N 000133 от 23.03.2005, подписанным председателем кооператива Морозовой С.В.
Проверкой установлено также, что контрольно-кассовая машина в кооперативе отсутствует, а бланки строгой отчетности не применяются. Вместо бланков строгой отчетности оформлены приходные кассовые ордера с N 44 по N 47 от 22.03.2005. Факт предоставления консультационных услуг заявителем не оспаривается.
Таким образом, данное событие образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается приходно-кассовых ордеров, выданных кооперативом за оказанные консультационные услуги, то во внимание судом они не принимаются, поскольку они не являются бланками строгой отчетности. Право не применять контрольно-кассовые машины заменяется обязанностью выдавать при расчетах документ строгой отчетности, соответствующий определенной форме, установленной Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 "О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин".
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной, определяется арбитражным судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела в соответствии со ст. 71 АПК Российской Федерации.
Названное правонарушение посягает на установленный правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли, оказания услуг и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли, оказания услуг и финансов). В целях соблюдения этого порядка на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения ЖСК "Строим вместе с нами" к административной ответственности за совершенное правонарушение. Суд не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности.
С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения к ответственности, установленной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснован, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение от 21.06.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.07.2005 ПО ДЕЛУ N А60-17764/2005-С8
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 26 июля 2005 г. Дело N А60-17764/2005-С8
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Тимофеевой А.Д., судей Присухиной Н.Н., Куричева Ю.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В. Рыбыдайло, при участии: от заявителя - Рудея Л.Л., представителя (дов. нот. удост. N 66АА945671 от 17.06.2005; паспорт серии 65 05 N 359931); от заинтересованного лица - Карпенко М.В., госналогинспектора (дов. N 02.11-12 от 11.01.2005; удост.); Андреева В.В., нач-ка отдела (дов. N 02.11-11 от 11.01.2005; удост.),
рассмотрел 26.07.2005 в судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Строим вместе с нами" на решение от 21.06.2005 (судья Сушкова С.А.) по делу N А60-17764/2005-С8 по заявлению ЖСК "Строим вместе с нами" к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Жилищно-строительный кооператив "Строим вместе с нами" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2005 N 133 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 21.06.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе ЖСК "Строим вместе с нами", который с решением не согласен, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Инспекцией не доказано, что приходные кассовые ордера не являются бланками строгой отчетности. Судом не решен вопрос о малозначительности совершенного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга проведена рейдовая проверка выполнения Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в Жилищно-строительном кооперативе "Строим вместе с нами", расположенном в г. Екатеринбурге, по ул. 8 Марта, 13-662.
В ходе проверки установлен факт осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины, о чем составлены: акт от 23.03.2005 N 000133, протокол об административном правонарушении от 24.03.2005 N 000133 и вынесено постановление N 133 от 05.04.2005 о привлечении ЖСК "Строим вместе с нами" к административной ответственности на основании ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом без применения контрольно-кассовой техники допускается осуществление денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", подлежащего обязательному применению в силу положений ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.1995 N 1-ФКЗ, неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Согласно положениям ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут быть созданы, в том числе, в форме потребительского кооператива, к которым относится ЖСК "Строим вместе с нами".
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Факт осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники, состоявший в том, что при приеме оплаты за оказанные консультационные услуги 22.03.2005 на сумму 400 руб. организацией не были отбиты кассовые чеки, зафиксирован актом проверки N 000133 от 23.03.2005, подписанным председателем кооператива Морозовой С.В.
Проверкой установлено также, что контрольно-кассовая машина в кооперативе отсутствует, а бланки строгой отчетности не применяются. Вместо бланков строгой отчетности оформлены приходные кассовые ордера с N 44 по N 47 от 22.03.2005. Факт предоставления консультационных услуг заявителем не оспаривается.
Таким образом, данное событие образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается приходно-кассовых ордеров, выданных кооперативом за оказанные консультационные услуги, то во внимание судом они не принимаются, поскольку они не являются бланками строгой отчетности. Право не применять контрольно-кассовые машины заменяется обязанностью выдавать при расчетах документ строгой отчетности, соответствующий определенной форме, установленной Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 "О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин".
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной, определяется арбитражным судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела в соответствии со ст. 71 АПК Российской Федерации.
Названное правонарушение посягает на установленный правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли, оказания услуг и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли, оказания услуг и финансов). В целях соблюдения этого порядка на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения ЖСК "Строим вместе с нами" к административной ответственности за совершенное правонарушение. Суд не находит оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения предприятия от административной ответственности.
С учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения к ответственности, установленной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснован, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
ТИМОФЕЕВА А.Д.
Судьи
ПРИСУХИНА Н.Н.
КУРИЧЕВ Ю.А.
ТИМОФЕЕВА А.Д.
Судьи
ПРИСУХИНА Н.Н.
КУРИЧЕВ Ю.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)