Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 20.08.2008 N Ф03-А51/08-1/2785 ПО ДЕЛУ N А51-11882/0713-512/15

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2785


Резолютивная часть постановления от 19 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 15.04.2008
по делу N А51-11882/0713-512/15
Арбитражного суда Приморского края
по иску Жилищно-строительного кооператива "Кавалерово-1"
к администрации Муниципального образования Кавалеровский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 207 922 руб. 17 коп.
Жилищно-строительный кооператив "Кавалерово-1" (далее - ЖСК "Кавалерово-1") обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации Муниципального образования Кавалеровский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю) о взыскании 164 763 руб. 92 коп. составляющих задолженность за предоставленные льготы по теплоснабжению, по договору на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате услуг теплоснабжения жилого помещения в соответствии с Законом РФ "Об образовании" в 2004 году (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 15.04.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЖСК "Кавалерово-1" 111 133 руб. 40 коп. компенсации льгот. В остальной части иска отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на Постановление РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых к предоставлению льгот не предусмотрено. Также заявитель оспаривает размер заявленных требований как неподтвержденных первичными документами учета.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Спор возник в связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот по оплате услуг теплоснабжения жилого помещения педагогическим работникам и работникам просвещения, перешедшим на пенсию за 2004 год. Факт предоставления льгот истцом в спорный период в заявленном размере подтвержден квитанциями на оплату, списками льготников, счетами фактурами.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Из федерального бюджета для возмещения указанных расходов поступило 36 699 тысяч рублей. Все поступившие средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию Кавалеровский район в 2004 году выделено 1 299 тыс. руб. Таким образом, имело место недофинансирование со стороны Министерства финансов РФ.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно статье 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также статье 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Черниговского района, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 111 133 руб. 40 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении арбитражным судом положений норм АПК РФ и Налогового кодекса РФ относительно взыскания государственной пошлины, арбитражным судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неправильном толковании указанных норм.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.
Неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 15.04.2008 по делу N А51-11882/0713-512/15 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)