Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ЖСК "Домстройсервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2029/2008, принятое судьей Ахмедовым Д.А.,
по заявлению ЖСК "Домстройсервис" к Собранию депутатов городского округа "город Махачкала", с участием третьих лиц: ОАО "Махачкалаводоканал", Администрации муниципального образования городской округ "г.Махачкала", о признании недействительным решения от 02.11.2006 N 26-2б в части утверждения инвестиционной программы развития коммунального комплекса МУП "Водоканал" и расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации программы на 2007-2009 годы,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Махачкалаводоканал" - Халилов А.М-З., доверенность N 56 от 03.04.2009,
в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Домстройсервис" (далее - кооператив, ЖСК "Домстройсервис") обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Собранию депутатов городского округа "город Махачкала" (далее - городское собрание) о признании недействительным решения от 02.11.2006 N 26-2б в части утверждения инвестиционной программы развития коммунального комплекса и расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации на 2007-2009 годы по МУП "Водоканал" согласно приложению N 2 (с учетом уточнений требования от 12.12.2008).
Определением суда от 12.11.08 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация муниципального образования городской округ "г.Махачкала" (далее - администрация) и ОАО "Махачкалаводоканал" (далее -общество).
Решением от 16.01.2009 Арбитражный суд Республики Дагестан в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 02.11.2006 N 26-2б в части утверждения инвестиционной программы развития коммунального комплекса и расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации на 2007-2009 годы по МУП "Водоканал" согласно приложению N 2 отказал.
Суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске кооперативом срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта, указал на отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение городского собрания от 02.11.2006 N 26-2б в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, Уставу городского округа "город Махачкала", принято полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий и в соответствии с утвержденным Порядком разработки и утверждения технического задания и инвестиционной программы организаций коммунального комплекса г.Махачкалы, а также не нарушает права и законные интересы заявителя общества и других лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, кооператив подал апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которых просит решение от 16.01.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующее.
Считает, что суд первой инстанции не учел, что в соответствии с Федеральным законом 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определен порядок установления платы за подключение, который не предусматривает одновременное сосуществование двух инвестиционных программ. Указанные инвестиционные программы не были опубликованы, не выносились на публичные слушания, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Не согласен со ссылкой суда первой инстанции на пропуск кооперативом срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта.
Считает, что судом первой инстанции были нарушены процессуальные права кооператива, поскольку кооператив был лишен возможности ознакомиться с позицией и аргументами ответчика и третьих лиц.
Кроме того, считает, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил ходатайство городского собрания об отложении судебного разбирательства.
Городское собрание представило отзыв на апелляционную жалобу, с решением суда первой инстанции согласно.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв городского собрания на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения от 16.01.2009 исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 08.07.2005 серии 05-АА N 012216 ЖСК "Домстройсервис" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 792 кв. м, расположенный по адресу: г.Махачкала, МКР Г-2, в районе дома N 44-б по пр.Насрутдинова, с кадастровым номером 05:40:000069:0191.
На указанном земельном участке по заказу кооператива подрядной организацией ОАО "Махачкалинский ДСК" на основании разрешения на строительство от 08.07.2005N 51 построен 135- квартирный жилой дом (каркас без выполнения отделочных работ) и по акту от 15.05.2007 объект капитального строительства передан заказчику.
На запрос о выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение 135-квартирного жилого дома общество как организация коммунального комплекса письмом от 16.07.2008 сообщило кооперативу о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, постановлением администрации г.Махачкалы от 12.05.2008 N 1033 и Программой развития и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения г.Махачкалы на 2008-2010 годы необходимо заключить публичный договор и оплатить тариф на подключение объекта в размере 4 356 130 рублей.
Главой города Махачкалы 12.05.2008 принято постановление N 1033 "О порядке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения систем коммунальной инфраструктуры города Махачкалы". В оспариваемых заявителем пунктах 2 и 3 данного постановления указано:
- - учесть, что юридические (физические) лица, осуществляющие строительство и (или) реконструкцию объектов в городе Махачкале, обязаны выполнять все действия по подготовке соответствующего объекта к подключению на основании технических условий и исполненного публичного договора, заключенного с соответствующей организацией коммунального комплекс, и оплатить услуги в строгом соответствии с Правилами, утвержденными вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации;
- - установить, что разрешение на строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства в городе Махачкале выдается лицам (физическим, юридическим), осуществляющим строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства при условии исполненного публичного договора, заключенного с соответствующей организацией коммунального комплекса и при соблюдении технических условий, выданных в соответствии с проектом застройки и утвержденных в Управлении архитектуры и градостроительства города Махачкалы.
Постановлением главы города Махачкалы от 29.05.2008 N 1329 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" установлены тарифы на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения ММУП "Водоканал" (ныне - ОАО "Махачкалаводоканал") на 2008 год в следующих размерах:
- -водоснабжения- 7081,0 руб. /куб. м без учета НДС;
- -водоотведения- 13308,0 руб. /куб. м без учета НДС.
Как правильно указал суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/08 признан недействующим пункт 3 постановления главы города Махачкалы от 29.05.2008 N 1329 в связи с неопубликованием этого нормативного акта в официальном издании органа местного самоуправления, а в удовлетворении заявления кооператива о признании недействующим постановления от 12.05.2009 N 1033 отказано в связи с его соответствием закону и ненарушением прав и законных интересов заявителя.
Решением городского собрания от 02.11.2006 N 26-2б в целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" утверждены инвестиционные программы развития коммунального комплекса и расчеты финансовых потребностей, необходимых для реализации на 2007-2009 годы по МУП "Горэлектросети" и МУП "Водоканал" согласно приложениям N 1 и N 2.
В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ.).
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса во всех случаях относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности организаций коммунального комплекса (сетевых организаций) и экономической деятельности потребителей (граждан и юридических лиц) товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Поэтому рассмотрение указанных споров, в том числе и в случае, когда заявителем является жилищно-строительный кооператив как некоммерческая организация, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 27, пунктами 2 и 5 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции арбитражных судов.
Таким образом, закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц недействительными является одновременное как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, если установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если арбитражный суд признает причины пропуска уважительными (статья 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.04 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действия (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованное лицо вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как правильно установлено судом первой инстанции из материалов дела, оспариваемый ненормативный акт городским собранием принят 02.11.2006, а заявление о признании его недействительным в арбитражный суд кооперативом подано первоначально 29.10.2008 (определением суда от 31.10.08 иск оставлен без движения), затем 10.11.2008 исправлены недостатки и уточнены требования по иску, то есть спустя два года со дня его принятия.
Суд первой инстанции правильно установил, что кооперативу о нарушении его прав и законных интересов и о пропуске установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока стало известно, в том числе из ответа ОАО "Махачкалаводоканал" от 16.07.2008 N ПТО-145 об отказе в выдаче технических условий для подключения к водоснабжению и водоотведению 135-квартирного жилого дома, что в силу осуществления своих полномочий должно было побудить его принять своевременные и надлежащие меры в защиту нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске кооперативом предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта без уважительных причин. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем по правилам статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующее ходатайство о восстановлении пропущенного срока также не подано.
Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ инвестиционная программа органом местного самоуправления в газете "Махачкалинские известия" не опубликована.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения и Правила подключения).
Порядок выдачи технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрены пунктами 4 - 9 Правил определения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства осуществляется без взимания платы.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил определения). Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации (пункт 17 Правил определения).
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
- -подача заказчиком заявления о подключении;
- -заключение договора о подключении;
- -выдача исполнителем заказчику технических условий для присоединения;
- -выполнение заказчиком условий подключения;
- -проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;
- присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание акта о присоединении; выполнение условий подачи ресурсов (пункт 4 Правил подключения).
Доводы кооператива о том, что подключение жилого дома кооператива к сетям инженерно-технического обеспечения организации коммунального комплекса должно производиться без заключения соответствующего договора и без осуществления платы за подключение, был правомерно отклонен судом первой инстанции как противоречащий закону и не подтвержденный материалами дела.
На основании изложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что оспариваемый акт, которым утверждена инвестиционная программа развития коммунального комплекса и расчеты необходимых финансовых потребностей по МУП "Водоканал" на 2007-2009 годы, никоим образом не нарушает права и законные интересы истца, а наоборот, способствует при ее реализации получению членами ЖСК "Домстройсервис"-жильцами указанного жилого дома качественных услуг по водоснабжению и водоотведению от сетевой компании, поскольку в указанной инвестиционной программе указано о реконструкции и капитальном ремонте, строительстве новых водопроводных сетей, фекальных насосных станций, очистных сооружений, в том числе замена сетей водопровода во 2-м Южном МКР диаметром 100, 150, 250 мм (пункт 33 программы), где находится жилой 135-квартирный дом ЖСК "Домстройсервис". Как видно из справки-расчета сетевой организации от 08.09.2008 N 189, для бесперебойного снабжения МКР Г-2 водой необходимо строительство еще одной нитки водопровода Д=200мм от насосной станции Приморского МКР.
В соответствии со статьей 24 Устава городского округа "город Махачкала" в исключительной компетенции Собрания депутатов находятся, в том числе принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением городского собрания от 28.04.2006 N 23-2 г. утверждено Положение о порядке регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, согласно которому администрация г.Махачкалы является органом регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, за исключением полномочий, которые законодательством отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления. Для выполнения этой функции ей предоставляется право создания в структуре администрации специального отраслевого (функционального) органа регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Согласно решению городского собрания от 27.06.2006 N 24-4 г. утвержден Порядок подготовки технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса г.Махачкалы и определено, что уполномоченным органом по разработке технического задания на разработку инвестиционной программы организации коммунального комплекса является Экономическое управление Администрации г.Махачкалы. Данным же решением установлено, что тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры считается доступным, если удельный вес платы за подключение объекта строительства (реконструкции) к системам коммунальной инфраструктуры не превышает 20% сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта.
Данным решением городского собрания также утвержден Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса города Махачкалы, согласно которому администрация г.Махачкалы или уполномоченный орган проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей, также проводит анализ доступности для потребителей товаров и услуг ОКК. При вынесении решения о доступности для потребителей товаров и услуг ОКК представительный орган местного самоуправления (Собрание депутатов) по представлению главы города рассматривает и утверждает инвестиционную программу ОКК, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку кооператива на то, что инвестиционная программа МУП "Водоканал" на 2007-2009 годы утверждена ранее программы развития систем коммунальной инфраструктуры в нарушение статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Согласно статье 18 указанного Закона в переходный период до 1 января 2010 года при отсутствии программы комплексного развития допускается утверждение представительными органами муниципальных образований инвестиционных программ на основании соответствующего технического задания.
Как правильно указал суд первой инстанции, городское собрание в порядке пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказало соответствие оспариваемого решения федеральному закону и иным нормативным правовым актам, наличие у него надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о том, что решение городского собрания от 02.11.2006 N 26-2б в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, Уставу городского округа "город Махачкала", принято полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий и в соответствии с утвержденными Порядками разработки и утверждения технического задания и инвестиционной программы организаций коммунального комплекса г.Махачкалы, а также не нарушает права и законные интересы заявителя ЖСК "Домстройсервис" и других лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно в удовлетворении требования кооператива о признании указанного ненормативного акта от 02.11.2006 N 26-2б в оспоренной части недействительным отказал.
Судом первой инстанции дана подробная и правильная оценка предъявленным кооперативом требованиям. Доводы кооператива, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Нормы материального права судом первой инстанции применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на кооператив, но взысканию не подлежит, поскольку была уплачена при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2029/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Н.В.ВИНОКУРОВА
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2009 N 16АП-424/09(3) ПО ДЕЛУ N А15-2029/2008
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2009 г. N 16АП-424/09(3)
Дело N А15-2029/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ЖСК "Домстройсервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2029/2008, принятое судьей Ахмедовым Д.А.,
по заявлению ЖСК "Домстройсервис" к Собранию депутатов городского округа "город Махачкала", с участием третьих лиц: ОАО "Махачкалаводоканал", Администрации муниципального образования городской округ "г.Махачкала", о признании недействительным решения от 02.11.2006 N 26-2б в части утверждения инвестиционной программы развития коммунального комплекса МУП "Водоканал" и расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации программы на 2007-2009 годы,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Махачкалаводоканал" - Халилов А.М-З., доверенность N 56 от 03.04.2009,
в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Домстройсервис" (далее - кооператив, ЖСК "Домстройсервис") обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Собранию депутатов городского округа "город Махачкала" (далее - городское собрание) о признании недействительным решения от 02.11.2006 N 26-2б в части утверждения инвестиционной программы развития коммунального комплекса и расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации на 2007-2009 годы по МУП "Водоканал" согласно приложению N 2 (с учетом уточнений требования от 12.12.2008).
Определением суда от 12.11.08 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация муниципального образования городской округ "г.Махачкала" (далее - администрация) и ОАО "Махачкалаводоканал" (далее -общество).
Решением от 16.01.2009 Арбитражный суд Республики Дагестан в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 02.11.2006 N 26-2б в части утверждения инвестиционной программы развития коммунального комплекса и расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации на 2007-2009 годы по МУП "Водоканал" согласно приложению N 2 отказал.
Суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске кооперативом срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта, указал на отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение городского собрания от 02.11.2006 N 26-2б в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, Уставу городского округа "город Махачкала", принято полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий и в соответствии с утвержденным Порядком разработки и утверждения технического задания и инвестиционной программы организаций коммунального комплекса г.Махачкалы, а также не нарушает права и законные интересы заявителя общества и других лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, кооператив подал апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которых просит решение от 16.01.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующее.
Считает, что суд первой инстанции не учел, что в соответствии с Федеральным законом 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определен порядок установления платы за подключение, который не предусматривает одновременное сосуществование двух инвестиционных программ. Указанные инвестиционные программы не были опубликованы, не выносились на публичные слушания, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Не согласен со ссылкой суда первой инстанции на пропуск кооперативом срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта.
Считает, что судом первой инстанции были нарушены процессуальные права кооператива, поскольку кооператив был лишен возможности ознакомиться с позицией и аргументами ответчика и третьих лиц.
Кроме того, считает, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил ходатайство городского собрания об отложении судебного разбирательства.
Городское собрание представило отзыв на апелляционную жалобу, с решением суда первой инстанции согласно.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв городского собрания на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, в отсутствие других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения от 16.01.2009 исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 08.07.2005 серии 05-АА N 012216 ЖСК "Домстройсервис" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 792 кв. м, расположенный по адресу: г.Махачкала, МКР Г-2, в районе дома N 44-б по пр.Насрутдинова, с кадастровым номером 05:40:000069:0191.
На указанном земельном участке по заказу кооператива подрядной организацией ОАО "Махачкалинский ДСК" на основании разрешения на строительство от 08.07.2005N 51 построен 135- квартирный жилой дом (каркас без выполнения отделочных работ) и по акту от 15.05.2007 объект капитального строительства передан заказчику.
На запрос о выдаче технических условий на водоснабжение и водоотведение 135-квартирного жилого дома общество как организация коммунального комплекса письмом от 16.07.2008 сообщило кооперативу о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, постановлением администрации г.Махачкалы от 12.05.2008 N 1033 и Программой развития и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения г.Махачкалы на 2008-2010 годы необходимо заключить публичный договор и оплатить тариф на подключение объекта в размере 4 356 130 рублей.
Главой города Махачкалы 12.05.2008 принято постановление N 1033 "О порядке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения систем коммунальной инфраструктуры города Махачкалы". В оспариваемых заявителем пунктах 2 и 3 данного постановления указано:
- - учесть, что юридические (физические) лица, осуществляющие строительство и (или) реконструкцию объектов в городе Махачкале, обязаны выполнять все действия по подготовке соответствующего объекта к подключению на основании технических условий и исполненного публичного договора, заключенного с соответствующей организацией коммунального комплекс, и оплатить услуги в строгом соответствии с Правилами, утвержденными вышеназванными постановлениями Правительства Российской Федерации;
- - установить, что разрешение на строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства в городе Махачкале выдается лицам (физическим, юридическим), осуществляющим строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства при условии исполненного публичного договора, заключенного с соответствующей организацией коммунального комплекса и при соблюдении технических условий, выданных в соответствии с проектом застройки и утвержденных в Управлении архитектуры и градостроительства города Махачкалы.
Постановлением главы города Махачкалы от 29.05.2008 N 1329 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" установлены тарифы на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения ММУП "Водоканал" (ныне - ОАО "Махачкалаводоканал") на 2008 год в следующих размерах:
- -водоснабжения- 7081,0 руб. /куб. м без учета НДС;
- -водоотведения- 13308,0 руб. /куб. м без учета НДС.
Как правильно указал суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2006/08 признан недействующим пункт 3 постановления главы города Махачкалы от 29.05.2008 N 1329 в связи с неопубликованием этого нормативного акта в официальном издании органа местного самоуправления, а в удовлетворении заявления кооператива о признании недействующим постановления от 12.05.2009 N 1033 отказано в связи с его соответствием закону и ненарушением прав и законных интересов заявителя.
Решением городского собрания от 02.11.2006 N 26-2б в целях реализации положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" утверждены инвестиционные программы развития коммунального комплекса и расчеты финансовых потребностей, необходимых для реализации на 2007-2009 годы по МУП "Горэлектросети" и МУП "Водоканал" согласно приложениям N 1 и N 2.
В статье 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке (такая же норма содержится и в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ.).
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" государственное регулирование тарифов организаций коммунального комплекса во всех случаях относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности организаций коммунального комплекса (сетевых организаций) и экономической деятельности потребителей (граждан и юридических лиц) товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Поэтому рассмотрение указанных споров, в том числе и в случае, когда заявителем является жилищно-строительный кооператив как некоммерческая организация, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 27, пунктами 2 и 5 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к исключительной компетенции арбитражных судов.
Таким образом, закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и ной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц недействительными является одновременное как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, если установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если арбитражный суд признает причины пропуска уважительными (статья 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.04 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действия (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованное лицо вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как правильно установлено судом первой инстанции из материалов дела, оспариваемый ненормативный акт городским собранием принят 02.11.2006, а заявление о признании его недействительным в арбитражный суд кооперативом подано первоначально 29.10.2008 (определением суда от 31.10.08 иск оставлен без движения), затем 10.11.2008 исправлены недостатки и уточнены требования по иску, то есть спустя два года со дня его принятия.
Суд первой инстанции правильно установил, что кооперативу о нарушении его прав и законных интересов и о пропуске установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока стало известно, в том числе из ответа ОАО "Махачкалаводоканал" от 16.07.2008 N ПТО-145 об отказе в выдаче технических условий для подключения к водоснабжению и водоотведению 135-квартирного жилого дома, что в силу осуществления своих полномочий должно было побудить его принять своевременные и надлежащие меры в защиту нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске кооперативом предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта без уважительных причин. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, заявителем по правилам статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующее ходатайство о восстановлении пропущенного срока также не подано.
Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ инвестиционная программа органом местного самоуправления в газете "Махачкалинские известия" не опубликована.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения и Правила подключения).
Порядок выдачи технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения предусмотрены пунктами 4 - 9 Правил определения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства осуществляется без взимания платы.
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил определения). Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей (сетевой) организации (пункт 17 Правил определения).
Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:
- -подача заказчиком заявления о подключении;
- -заключение договора о подключении;
- -выдача исполнителем заказчику технических условий для присоединения;
- -выполнение заказчиком условий подключения;
- -проверка исполнителем выполнения заказчиком условий подключения;
- присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание акта о присоединении; выполнение условий подачи ресурсов (пункт 4 Правил подключения).
Доводы кооператива о том, что подключение жилого дома кооператива к сетям инженерно-технического обеспечения организации коммунального комплекса должно производиться без заключения соответствующего договора и без осуществления платы за подключение, был правомерно отклонен судом первой инстанции как противоречащий закону и не подтвержденный материалами дела.
На основании изложенного судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что оспариваемый акт, которым утверждена инвестиционная программа развития коммунального комплекса и расчеты необходимых финансовых потребностей по МУП "Водоканал" на 2007-2009 годы, никоим образом не нарушает права и законные интересы истца, а наоборот, способствует при ее реализации получению членами ЖСК "Домстройсервис"-жильцами указанного жилого дома качественных услуг по водоснабжению и водоотведению от сетевой компании, поскольку в указанной инвестиционной программе указано о реконструкции и капитальном ремонте, строительстве новых водопроводных сетей, фекальных насосных станций, очистных сооружений, в том числе замена сетей водопровода во 2-м Южном МКР диаметром 100, 150, 250 мм (пункт 33 программы), где находится жилой 135-квартирный дом ЖСК "Домстройсервис". Как видно из справки-расчета сетевой организации от 08.09.2008 N 189, для бесперебойного снабжения МКР Г-2 водой необходимо строительство еще одной нитки водопровода Д=200мм от насосной станции Приморского МКР.
В соответствии со статьей 24 Устава городского округа "город Махачкала" в исключительной компетенции Собрания депутатов находятся, в том числе принятие планов и программ развития городского округа, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением городского собрания от 28.04.2006 N 23-2 г. утверждено Положение о порядке регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, согласно которому администрация г.Махачкалы является органом регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, за исключением полномочий, которые законодательством отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления. Для выполнения этой функции ей предоставляется право создания в структуре администрации специального отраслевого (функционального) органа регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
Согласно решению городского собрания от 27.06.2006 N 24-4 г. утвержден Порядок подготовки технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса г.Махачкалы и определено, что уполномоченным органом по разработке технического задания на разработку инвестиционной программы организации коммунального комплекса является Экономическое управление Администрации г.Махачкалы. Данным же решением установлено, что тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры считается доступным, если удельный вес платы за подключение объекта строительства (реконструкции) к системам коммунальной инфраструктуры не превышает 20% сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта.
Данным решением городского собрания также утвержден Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса города Махачкалы, согласно которому администрация г.Махачкалы или уполномоченный орган проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей, также проводит анализ доступности для потребителей товаров и услуг ОКК. При вынесении решения о доступности для потребителей товаров и услуг ОКК представительный орган местного самоуправления (Собрание депутатов) по представлению главы города рассматривает и утверждает инвестиционную программу ОКК, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку кооператива на то, что инвестиционная программа МУП "Водоканал" на 2007-2009 годы утверждена ранее программы развития систем коммунальной инфраструктуры в нарушение статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Согласно статье 18 указанного Закона в переходный период до 1 января 2010 года при отсутствии программы комплексного развития допускается утверждение представительными органами муниципальных образований инвестиционных программ на основании соответствующего технического задания.
Как правильно указал суд первой инстанции, городское собрание в порядке пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказало соответствие оспариваемого решения федеральному закону и иным нормативным правовым актам, наличие у него надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о том, что решение городского собрания от 02.11.2006 N 26-2б в оспариваемой части соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, Уставу городского округа "город Махачкала", принято полномочным представительным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий и в соответствии с утвержденными Порядками разработки и утверждения технического задания и инвестиционной программы организаций коммунального комплекса г.Махачкалы, а также не нарушает права и законные интересы заявителя ЖСК "Домстройсервис" и других лиц в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно в удовлетворении требования кооператива о признании указанного ненормативного акта от 02.11.2006 N 26-2б в оспоренной части недействительным отказал.
Судом первой инстанции дана подробная и правильная оценка предъявленным кооперативом требованиям. Доводы кооператива, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Нормы материального права судом первой инстанции применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на кооператив, но взысканию не подлежит, поскольку была уплачена при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.01.2009 по делу N А15-2029/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Н.В.ВИНОКУРОВА
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)