Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2012 по делу N А71-15130/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Тубылова О.А. (доверенность от 10.01.2012 N 7);
- Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - управление) - Чунарев О.М. (доверенность от 15.01.2012 N 11).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 19.08.2011 N 3268 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 19.03.2012 (судья Иютина О.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель считает, что в состав доходов, подлежащих налогообложению, должна включаться только плата за содержание и ремонт жилья с учетом вознаграждения за управление, без включения суммы за коммунальные услуги. По мнению общества, полученные от собственников в оплату предоставленных собственникам коммунальных услуг денежные средства не должны включаться в состав доходов заявителя в силу ст. 346.15 НК РФ и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. Условия договоров управления не подтверждают статус налогоплательщика как агента в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.
Инспекция и управление в представленных отзывах возражают против доводов общества, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по УСН за 2010 год составлен акт проверки N 10968 от 14.07.2011 и вынесено решение N 3268 от 19.08.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 347 837 руб., начислены пени в сумме 30 137,05 руб.
Основанием для доначисления минимального налога по УСН явился вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу за 2010 год в связи с неотражением в составе доходов выручки от реализации коммунальных услуг.
Решением управления от 13.10.2011 N 14-06/12196@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение отменено в части начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату минимального налога в сумме 13 394,62 руб., а также начисления пеней на часть авансового платежа, исчисленного исходя из суммы выявленных проверкой нарушений.
Полагая, что принятое налоговым органом решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что суммы платежей собственников жилья за коммунальные услуги, поступающие на счет налогоплательщика, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по УСН.
В соответствии со ст. 346.12 НК РФ общество применяет УСН с 01.01.2005.
В силу положений статьи 18 НК РФ УСН является специальным налоговым режимом, в силу части 1 статьи 346.11 НК РФ применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В порядке статьи 346.14 НК РФ общество в качестве объекта налогообложения применяет доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ
В силу ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка о реализации имущественных прав.
Из положений пункта 4 статьи 346.21 НК РФ следует, что налогоплательщики, перешедшие на УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Согласно пункту 6 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 346.15 НК РФ. При этом минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Суды установили, что налогоплательщик в проверяемый период являлся управляющей компанией многоквартирными домами и на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах заключал договоры на управление многоквартирным домом.
Из содержания данных договоров следует, что предметом является оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени управляющего, по поручению, в интересах и за счет собственников (п. 2.1.2).
В содержание общего имущества входят услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с "Техническим регламентом обслуживания общего имущества", услуги по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с "Планом работ по текущему ремонту общего имущества", услуги по управлению в соответствии с договором управления, услуги по вывозу твердых бытовых отходов и услуги по обслуживанию внутридомового газового оборудования в соответствии с условиями договора, заключенного с организацией, предоставляющей данный вид услуг.
Плата за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и коммунальные услуги вносились на счет общества.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 301 (далее - Правила), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть, в том числе, и управляющая организация, на которой лежат обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества перед всеми потребителями.
В обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт "в" пункта 49 Правил).
Согласно определению, приведенному в пункте 3 Правил, ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (пункты 3 и 49 Правил).
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Проанализировав условия договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, а также обстоятельства, связанные с фактическим их исполнением, суды установили, что общество в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений не выступало в качестве посредника, правовое положение налогоплательщика в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствовало правовому положению исполнителя коммунальных услуг. При этом общество выступало в качестве самостоятельного субъекта по отношению как к ресурсоснабжающей организации, так и к собственникам жилых помещений.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что денежные средства, поступавшие в оплату коммунальных услуг, налогоплательщик обязан был включать в состав доходов.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2012 по делу N А71-15130/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Сервисный центр" - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2012 N Ф09-9121/12 ПО ДЕЛУ N А71-15130/11
Разделы:Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2012 г. N Ф09-9121/12
Дело N А71-15130/11
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисный центр" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2012 по делу N А71-15130/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем направления в их адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) - Тубылова О.А. (доверенность от 10.01.2012 N 7);
- Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - управление) - Чунарев О.М. (доверенность от 15.01.2012 N 11).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 19.08.2011 N 3268 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 19.03.2012 (судья Иютина О.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель считает, что в состав доходов, подлежащих налогообложению, должна включаться только плата за содержание и ремонт жилья с учетом вознаграждения за управление, без включения суммы за коммунальные услуги. По мнению общества, полученные от собственников в оплату предоставленных собственникам коммунальных услуг денежные средства не должны включаться в состав доходов заявителя в силу ст. 346.15 НК РФ и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. Условия договоров управления не подтверждают статус налогоплательщика как агента в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.
Инспекция и управление в представленных отзывах возражают против доводов общества, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации по УСН за 2010 год составлен акт проверки N 10968 от 14.07.2011 и вынесено решение N 3268 от 19.08.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 347 837 руб., начислены пени в сумме 30 137,05 руб.
Основанием для доначисления минимального налога по УСН явился вывод инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу за 2010 год в связи с неотражением в составе доходов выручки от реализации коммунальных услуг.
Решением управления от 13.10.2011 N 14-06/12196@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение отменено в части начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату минимального налога в сумме 13 394,62 руб., а также начисления пеней на часть авансового платежа, исчисленного исходя из суммы выявленных проверкой нарушений.
Полагая, что принятое налоговым органом решение нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что суммы платежей собственников жилья за коммунальные услуги, поступающие на счет налогоплательщика, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по УСН.
В соответствии со ст. 346.12 НК РФ общество применяет УСН с 01.01.2005.
В силу положений статьи 18 НК РФ УСН является специальным налоговым режимом, в силу части 1 статьи 346.11 НК РФ применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В порядке статьи 346.14 НК РФ общество в качестве объекта налогообложения применяет доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ
В силу ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка о реализации имущественных прав.
Из положений пункта 4 статьи 346.21 НК РФ следует, что налогоплательщики, перешедшие на УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Согласно пункту 6 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 346.15 НК РФ. При этом минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Суды установили, что налогоплательщик в проверяемый период являлся управляющей компанией многоквартирными домами и на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах заключал договоры на управление многоквартирным домом.
Из содержания данных договоров следует, что предметом является оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени управляющего, по поручению, в интересах и за счет собственников (п. 2.1.2).
В содержание общего имущества входят услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с "Техническим регламентом обслуживания общего имущества", услуги по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с "Планом работ по текущему ремонту общего имущества", услуги по управлению в соответствии с договором управления, услуги по вывозу твердых бытовых отходов и услуги по обслуживанию внутридомового газового оборудования в соответствии с условиями договора, заключенного с организацией, предоставляющей данный вид услуг.
Плата за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома и коммунальные услуги вносились на счет общества.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункты 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 301 (далее - Правила), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть, в том числе, и управляющая организация, на которой лежат обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества перед всеми потребителями.
В обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подпункт "в" пункта 49 Правил).
Согласно определению, приведенному в пункте 3 Правил, ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (пункты 3 и 49 Правил).
Согласно подпункту "г" пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.
Проанализировав условия договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, а также обстоятельства, связанные с фактическим их исполнением, суды установили, что общество в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений не выступало в качестве посредника, правовое положение налогоплательщика в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствовало правовому положению исполнителя коммунальных услуг. При этом общество выступало в качестве самостоятельного субъекта по отношению как к ресурсоснабжающей организации, так и к собственникам жилых помещений.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что денежные средства, поступавшие в оплату коммунальных услуг, налогоплательщик обязан был включать в состав доходов.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2012 по делу N А71-15130/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Сервисный центр" - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)