Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.,
при участии:
- от заявителя: ведущего юрисконсульта Савочка М.П. (доверенность N 3 от 11.01.11 г., сроком до 31.12.11 г.);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление 344002 37 4723 6 вручено 25.04.11 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодара" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 02.11.10 г. N 000755 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением суда от 11.03.11 г. заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что общество не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку на обществе не лежит обязанность по обеспечению населения коммунальными ресурсами. Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет продажу теплоснабжающей организации коммунальных ресурсов - природного газа. Общество не состоит с потребителями коммунальных услуг в договорных отношениях по горячему водоснабжению и отоплению, не обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги. Прекращение обществом поставки газа ООО "Югмонтажспецстрой" было произведено по причине задолженности покупателя газа, после его неоднократных уведомлений о том, что в случае непогашения задолженности, поставка газа будет приостановлена. Общество не заключало договора поставки газа с новым собственником котельной - ОАО "Краснодартеплосеть", в которой вырабатывается тепловая энергия для отопления дома, а также с управляющей компанией - ООО СК "Статус".
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отсутствие у общества статуса исполнителя коммунальной услуги не освобождает его от установленной ст. 7.23 КоАП РФ административной ответственности. Прекращение подачи обществом газа в котельную привело к прекращению выработки и подачи теплоносителя гражданам, проживающим в двух многоквартирных жилых домах. На момент прекращения подачи газа собственником котельной было ОАО "Краснодартеплосеть" и управляющая компания ООО СК "Статус", равно как и жильцы домов, не имели перед ней задолженности. Общество не уведомило потребителей коммунальной услуги в порядке, установленном п. п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены (далее - Правила), о предстоящем отключении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Общество в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда. Общество указывает, что оно не состоит в договорных отношениях с жильцами домов, управляющей компанией этого дома, а также с собственником котельной. Общество не поставляет коммунальный ресурс и не оказывает гражданам коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Общество продает газ с использованием которого другой организацией вырабатывается теплоэнергия. Эта организация имела перед обществом задолженность за поставлявшийся газ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Инспекция своего представителя в судебное заседание не направила, о месте дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, уведомила суд о возможности рассмотрения дела без участия ее представителя. В связи с изложенным, руководствуясь ч. ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, проводит судебное разбирательство по жалобе без участия представителя инспекции.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы. Пояснил, что договор с ОАО "Краснодартеплосеть" на поставку газа не заключен до сих пор. НА дату прекращения поставки газа (06.09.10 г.) договор поставки газа с ООО "Югмонтажспецстрой" расторгнут не был.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя общества, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ранее ООО "Краснодаррегионгаз" в наименовании общества внесены изменения свидетельство от 10.11.2010 серия 23 N 008070279).
По результатом проверки прокурором Западного административного округа г. Краснодара Голота В.Н. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении от 04.10.2010, согласно которому общество осуществляет поставку газа в котельную расположенную по адресу: г. Краснодар, ул. Монтажников, д. 3/3, на основании договора N 25-4-11978/08 от 26.11.2007, заключенного между обществом и ООО "Югмонтажспецстрой". Одной из точек поставки газа является многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Совхозная, 18 и 20.
Согласно свидетельству о регистрации права от 12.08.2010 серии 23-АИ N 115191 на основании договора купли-продажи от 28.07.2010 собственником котельной по ул. Монтажников, 3/3 г. Краснодара является ОАО "Краснодартеплосеть". Между ОАО "Краснодартеплосеть" и ООО СК "Статус", являющейся управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по ул. Совхозная, 18 и 20 г. Краснодара, заключен договор на оказание услуг энергоснабжения N 509 от 01.09.2009.
ООО СК "Статус" регулярно производит плату ОАО "Краснодартеплосеть" за предоставляемые услуги и задолженности перед ОАО "Краснодартеплосеть" не имеет.
Между тем, с 10 ч 00 мин. 06.09.2010 подача теплой воды, в дома по ул. Совхозная, 18 и 20 г. Краснодара была прекращена по причине приостановления поставки газа обществом в котельную, расположенную по адресу: г, Краснодар, ул. Монтажников, 3/3, ввиду образования задолженности у бывшего собственника указанной котельной ООО "Югмонтажспецстрой". В связи с погашением ОАО "Краснодартеплосеть" задолженности в размере 383 883 руб. 91 коп. подача газа в котельную была возобновлена 09.09.2010 года. Подача горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Совхозная, 18 и 20 была также возобновлена 09.09.2010.
15.07.2010 года в адрес ООО "Югмонтажспецстрой" были направлены уведомления N 2519.43-09/144 от 15.07.2010 и N 25-19.43-09/168 от 03.09.2010 ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" о прекращении подачи газа в котельную по адресу г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3 с 10 час. 00 мин. 06.09.2010 ввиду образовавшейся задолженности перед поставщиком.
06.09.2010 сотрудниками ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" произведено закрытие задвижки с наружной стороны котельной, о чем был составлен акт от того же числа. Данное постановление получено представителем общества по доверенности от 393 от 30.09.2010 Бондаренко В.А., о чем свидетельствует его роспись.
Согласно письма от 08.10.2010 N 07-09-10, материалы дела об административном правонарушении в отношении общества переданы по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края.
02.11.2010 по результатам рассмотрения административного дела инспекцией вынесено постановление N 000755 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение требований ст. 546 ГК РФ, п. п. 9, 80, 85 Правил.
Не согласившись с этим постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал правомерным удовлетворение заявления общества судом первой инстанции ввиду следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, повлекшие за собою нарушение уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, которые закреплены нормативно.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по надлежащему обеспечению населения коммунальными услугами.
Таким образом, одним из квалифицирующих признаков правонарушения, состав которого приведен в диспозиции ст. 7.23 КоАП РФ, является сфера посягательства - обеспечение населения коммунальными услугами.
Нормативны обеспечения населения коммунальными услугами, круг участников правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами, права и обязанности этих участников, определения понятий коммунальной услуги, участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Так, в соответствии с п. 3 Правил, "коммунальные услуги", за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения которыми населения ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность, это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В том же п. 3 Правил так же даны определения понятий:
- - "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах;
- В соответствии с п. 3 Правил, участниками правоотношений по обеспечению населения этими коммунальными услугами являются:
1) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
2) "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- - бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- - бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- - бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из этого следует, что ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима получения потребителями услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению лицами, на которых лежит обязанность по обеспечению потребителей этими коммунальными услугами.
Как следует из оспариваемого постановления инспекции, обществу вменяется в вину нарушение установленного п. 9 Правил нормативного режима обеспечения двух многоквартирных домов коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
Из этого следует, что при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ инспекция исходила из того, что на обществе лежит обязанность по обеспечению нормативного режима обеспечения жильцов многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Совхозная, 18 и 20 многоквартирных домов коммунальной услугой по горячему водоснабжению дома.
Из материалов дела следует, что эти дома получают горячее водоснабжение по следующей схеме
Управляющей компанией домов является ООО СК "Статус".
До 01.09.09 г. услуга по горячему водоснабжению и отоплению указанных домов оказывалась ООО "Югмонтажспецстрой". С 01.09.10 г. ООО СК "Статус" заключило договор на горячее водоснабжение и отопление с ОАО "Краснодартеплосеть".
ООО "Югмонтажспецстрой" вырабатывало тепловую котельную для отопления домов в котельной по адресу г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3. Выработка тепловой энергии осуществлялась с использованием газа. Газ закупался ООО "Югмонтажспецстрой" у общества по договору поставки газа N 25-4-11978/08 от 27.11.07 г. сроком действия до 31.12.12 г.
23.07.10 г. ООО "Югмонтажспецстрой" продало указанную котельную по договору купли-продажи ООО "Дионис".
28.07.10 г. ООО "Дионис" продало эту котельную по договору купли-продажи ОАО "Краснодартеплосеть".
Информации о том, когда была произведена государственная регистрация перехода права собственности на котельную, в материалах дела не имеется.
С 01.09.10 г. ООО СК "Статус" заключило договор на горячее водоснабжение и отопление с ОАО "Краснодартеплосеть".
При этом, в материалах дела отсутствует информация о том, что ОАО "Краснодартеплосеть" заключило с обществом договор на поставку газа в данную котельную.
Согласно пояснениям представителя общества, данным в судебном заседании, этого договора между обществом и ОАО "Краснодартеплосеть" не заключено до настоящего времени.
Договор поставки газа, заключенный между обществом и прежним собственником котельной - ООО "Югмонтажспецстрой" - был расторгнут 25.11.10 г. (т. 1, л.д. 108).
Таким образом, на дату прекращения подачи обществом газа в котельную, у общества отсутствовали договорные обязательства по поставке газа перед ОАО "Краснодартеплосеть", купившим котельную.
Соответственно, инспекцией при привлечении общества к административной ответственности не был выяснен вопрос о том, каким способом ОАО "Краснодартеплосеть" планировало выполнить свои обязательства перед управляющей компанией по подаче коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отсутствие договора на поставку газа с обществом, так как эта услуга оказывалась при помощи теплоносителя, который изготавливался с использованием поставлявшегося газа в котельной.
При этом, инспекцией был сделан вывод о том, что управляющая компания оплачивало услуги ОАО "Краснодартеплосеть" по горячему водоснабжению.
Договорных обязательств по поставке газа, либо по поставке теплоносителя у общества перед управляющей компанией или жильцами спорных домов не имелось. Кроме того, управляющей компании и жильцам домов требовался не газ, а горячее водоснабжение. У общества так же не имелось оборудования и технической возможности изготовить теплоноситель и продать управляющей компании услугу по горячему водоснабжению - изготовление теплоносителя осуществлялось в котельной. Она обществу не принадлежала.
С учетом изложенного так же следует учитывать, общество привлечено к административной ответственности за прекращение подачи потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 3 Правил холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо квалифицируются в качестве коммунального ресурса только в том случае, если они используются для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях, то есть, для оказания коммунальной услуги.
В силу п. 3 Правил, только для двух организаций поступающая в спорные дома теплоэнергия является коммунальным ресурсом и только у двух организаций возникает обязанность по оказанию коммунальной услуги этим домам: это исполнитель коммунальной услуги для домов - управляющая организация ООО СК "Статус" и ресурсоснабжающая организация для домов - ООО "Югмонтажспецстрой", а затем - ОАО "Краснодартеплосеть", которая обязалась поставить коммунальный ресурс для потребителей домов по договору с управляющей организацией.
Для всех других организаций в этой цепочке продаваемые ими энергоресурсы и услуги по их транспортировке и выработке являются товаром, не предназначенным непосредственно для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях спорных домов, что является квалифицирующим признаком коммунального ресурса.
Для этих газораспределительных и газоснабжающих организаций продаваемые ими энергоносители и услуги по их транспортировке не являются коммунальными услугами и коммунальными ресурсами. Они могут стать таковыми только в случае, если у этих организаций их приобретут исполнители коммунальной услуги или ресурсоснабжающие организации в том смысле, который им придается Правилами, и выработают при помощи газа теплоноситель.
На дату прекращения обществом подачи газа в котельную (06.09.10 г.) у общества действовал договор поставки газа с ООО "Югмонтажспецстрой", которое помощи покупаемого у общества газа вырабатывало теплоноситель, за счет которого осуществлялось горячее водоснабжение спорных домов.
Правовых оснований для вывода о том, что с продажей котельной, в которую подавался газ, другой организации, договор поставки газа между обществом и ООО "Югмонтажспецстрой", либо, что произошла замена на стороне покупателя в этом договоре на нового собственника котельной, не имеется.
Как правильно установил суд первой инстанции, прекращение исполнение обществом обязательств по поставке газа перед ООО "Югмонтажспецстрой" было произведено в связи с неисполнением ООО "Югмонтажспецстрой" договорных обязательств перед обществом по оплате поставлявшегося обществом газа.
В частности, по условиям договора поставки газа N 25-4-11978/08 поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставки газа покупателю при не обеспечении оплаты за два и более учетно-расчетных периода поставки газа, а также при не однократном (два и более периода платежа). Поставщик имеет право произвести корректировку договорного месячного объема поставки газа при нарушении уровня произведенной оплаты.
Решение об ограничении, прекращении, сокращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, являющихся основанием для его принятия.
Общество дважды направляло в адрес ООО "Югмонтажспецстрой" были направлены уведомления о прекращении подачи газа в котельную по адресу: г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3 в случае, если он не погасит задолженность перед обществом за поставленный газ: уведомление от 15.07.2010 N 2519.43-09/144 и уведомление N 25-19.43-09/168 от 03.09.2010 о прекращении подачи газа в котельную по адресу: г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3 с 10 час. 00 мин. 06.09.10 г.
В связи с невыполнением покупателем обязательств по оплате образовавшейся задолженности за газ, которая на 01.09.2010 составила 383 883,91 руб. поставщик произвел ограничение потребления газа, путем отключения 06.09.2010 оборудования.
После погашения ООО "Югмонтажспецстрой" задолженности за поставленный газ, общество продолжило исполнение своих обязательств по поставке газа перед ООО "Югмонтажспецстрой".
ООО "Югмонтажспецстрой" продало котельную ООО "Дионис" уже при наличии задолженности перед обществом за поставленный в эту котельную газ. Общество о наличии этой задолженности не знать не могло.
После этой продажи котельной ООО "Югмонтажспецстрой" получило два извещения от общества о прекращении подачи газа в котельную в случае, если задолженность не будет погашена. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Югмонтажспецстрой", связанное с управляющей компанией договорными отношениями по продаже коммунального ресурса горячего водоснабжения приняло меры к недопущению прекращения подачи газа, либо известило управляющую компанию о возможном прекращении подачи газа.
Прямая обязанность по снабжению жильцов спорных домов коммунальной услугой горячего водоснабжения лежала на управляющей компании и ООО "Югмонтажспецстрой", а затем - ОАО "Краснодартеплосеть", которые при помощи приобретавшегося у общества газа и изготавливали этот коммунальный ресурс.
С учетом изложенного, инспекция не установила так же степень вины каждого из участников правоотношений, следствием которых является обеспечение жильцов квартир в спорных домах коммунальным ресурсом по горячему водоснабжению, в прекращении подаче этого коммунального ресурса гражданам - общества, ООО "Югмонтажспецстрой", ОАО "Краснодартеплосеть", управляющей компании.
Частями 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив все приведенные выше обстоятельства в совокупности и взаимной связи, а также учитывая приведенные выше положения ст. 1.5 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недостаточной доказанности вины общества в прекращении подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению в спорные жилые дома.
Учитывая это, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных основания для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции. Решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба инспекции отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2011 N 15АП-4223/2011 ПО ДЕЛУ N А32-32886/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2011 г. N 15АП-4223/2011
Дело N А32-32886/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.,
при участии:
- от заявителя: ведущего юрисконсульта Савочка М.П. (доверенность N 3 от 11.01.11 г., сроком до 31.12.11 г.);
- от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление 344002 37 4723 6 вручено 25.04.11 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодара" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 02.11.10 г. N 000755 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением суда от 11.03.11 г. заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что общество не является субъектом вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку на обществе не лежит обязанность по обеспечению населения коммунальными ресурсами. Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет продажу теплоснабжающей организации коммунальных ресурсов - природного газа. Общество не состоит с потребителями коммунальных услуг в договорных отношениях по горячему водоснабжению и отоплению, не обслуживает внутридомовые инженерные системы, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги. Прекращение обществом поставки газа ООО "Югмонтажспецстрой" было произведено по причине задолженности покупателя газа, после его неоднократных уведомлений о том, что в случае непогашения задолженности, поставка газа будет приостановлена. Общество не заключало договора поставки газа с новым собственником котельной - ОАО "Краснодартеплосеть", в которой вырабатывается тепловая энергия для отопления дома, а также с управляющей компанией - ООО СК "Статус".
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала его в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отсутствие у общества статуса исполнителя коммунальной услуги не освобождает его от установленной ст. 7.23 КоАП РФ административной ответственности. Прекращение подачи обществом газа в котельную привело к прекращению выработки и подачи теплоносителя гражданам, проживающим в двух многоквартирных жилых домах. На момент прекращения подачи газа собственником котельной было ОАО "Краснодартеплосеть" и управляющая компания ООО СК "Статус", равно как и жильцы домов, не имели перед ней задолженности. Общество не уведомило потребителей коммунальной услуги в порядке, установленном п. п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены (далее - Правила), о предстоящем отключении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Общество в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность решения суда. Общество указывает, что оно не состоит в договорных отношениях с жильцами домов, управляющей компанией этого дома, а также с собственником котельной. Общество не поставляет коммунальный ресурс и не оказывает гражданам коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Общество продает газ с использованием которого другой организацией вырабатывается теплоэнергия. Эта организация имела перед обществом задолженность за поставлявшийся газ.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Инспекция своего представителя в судебное заседание не направила, о месте дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, уведомила суд о возможности рассмотрения дела без участия ее представителя. В связи с изложенным, руководствуясь ч. ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, проводит судебное разбирательство по жалобе без участия представителя инспекции.
В судебном заседании представитель общества настаивал на отмене решения, сославшись на приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы. Пояснил, что договор с ОАО "Краснодартеплосеть" на поставку газа не заключен до сих пор. НА дату прекращения поставки газа (06.09.10 г.) договор поставки газа с ООО "Югмонтажспецстрой" расторгнут не был.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя общества, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ранее ООО "Краснодаррегионгаз" в наименовании общества внесены изменения свидетельство от 10.11.2010 серия 23 N 008070279).
По результатом проверки прокурором Западного административного округа г. Краснодара Голота В.Н. вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении от 04.10.2010, согласно которому общество осуществляет поставку газа в котельную расположенную по адресу: г. Краснодар, ул. Монтажников, д. 3/3, на основании договора N 25-4-11978/08 от 26.11.2007, заключенного между обществом и ООО "Югмонтажспецстрой". Одной из точек поставки газа является многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Совхозная, 18 и 20.
Согласно свидетельству о регистрации права от 12.08.2010 серии 23-АИ N 115191 на основании договора купли-продажи от 28.07.2010 собственником котельной по ул. Монтажников, 3/3 г. Краснодара является ОАО "Краснодартеплосеть". Между ОАО "Краснодартеплосеть" и ООО СК "Статус", являющейся управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по ул. Совхозная, 18 и 20 г. Краснодара, заключен договор на оказание услуг энергоснабжения N 509 от 01.09.2009.
ООО СК "Статус" регулярно производит плату ОАО "Краснодартеплосеть" за предоставляемые услуги и задолженности перед ОАО "Краснодартеплосеть" не имеет.
Между тем, с 10 ч 00 мин. 06.09.2010 подача теплой воды, в дома по ул. Совхозная, 18 и 20 г. Краснодара была прекращена по причине приостановления поставки газа обществом в котельную, расположенную по адресу: г, Краснодар, ул. Монтажников, 3/3, ввиду образования задолженности у бывшего собственника указанной котельной ООО "Югмонтажспецстрой". В связи с погашением ОАО "Краснодартеплосеть" задолженности в размере 383 883 руб. 91 коп. подача газа в котельную была возобновлена 09.09.2010 года. Подача горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Совхозная, 18 и 20 была также возобновлена 09.09.2010.
15.07.2010 года в адрес ООО "Югмонтажспецстрой" были направлены уведомления N 2519.43-09/144 от 15.07.2010 и N 25-19.43-09/168 от 03.09.2010 ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" о прекращении подачи газа в котельную по адресу г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3 с 10 час. 00 мин. 06.09.2010 ввиду образовавшейся задолженности перед поставщиком.
06.09.2010 сотрудниками ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" произведено закрытие задвижки с наружной стороны котельной, о чем был составлен акт от того же числа. Данное постановление получено представителем общества по доверенности от 393 от 30.09.2010 Бондаренко В.А., о чем свидетельствует его роспись.
Согласно письма от 08.10.2010 N 07-09-10, материалы дела об административном правонарушении в отношении общества переданы по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края.
02.11.2010 по результатам рассмотрения административного дела инспекцией вынесено постановление N 000755 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение требований ст. 546 ГК РФ, п. п. 9, 80, 85 Правил.
Не согласившись с этим постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал правомерным удовлетворение заявления общества судом первой инстанции ввиду следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, повлекшие за собою нарушение уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, которые закреплены нормативно.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по надлежащему обеспечению населения коммунальными услугами.
Таким образом, одним из квалифицирующих признаков правонарушения, состав которого приведен в диспозиции ст. 7.23 КоАП РФ, является сфера посягательства - обеспечение населения коммунальными услугами.
Нормативны обеспечения населения коммунальными услугами, круг участников правоотношений по обеспечению населения коммунальными услугами, права и обязанности этих участников, определения понятий коммунальной услуги, участников правоотношений по предоставлению коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Так, в соответствии с п. 3 Правил, "коммунальные услуги", за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения которыми населения ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность, это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В том же п. 3 Правил так же даны определения понятий:
- - "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах;
- В соответствии с п. 3 Правил, участниками правоотношений по обеспечению населения этими коммунальными услугами являются:
1) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
2) "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно п. 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
- - бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
- - бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
- - бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Из этого следует, что ст. 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима получения потребителями услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению лицами, на которых лежит обязанность по обеспечению потребителей этими коммунальными услугами.
Как следует из оспариваемого постановления инспекции, обществу вменяется в вину нарушение установленного п. 9 Правил нормативного режима обеспечения двух многоквартирных домов коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
Из этого следует, что при привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ инспекция исходила из того, что на обществе лежит обязанность по обеспечению нормативного режима обеспечения жильцов многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Совхозная, 18 и 20 многоквартирных домов коммунальной услугой по горячему водоснабжению дома.
Из материалов дела следует, что эти дома получают горячее водоснабжение по следующей схеме
Управляющей компанией домов является ООО СК "Статус".
До 01.09.09 г. услуга по горячему водоснабжению и отоплению указанных домов оказывалась ООО "Югмонтажспецстрой". С 01.09.10 г. ООО СК "Статус" заключило договор на горячее водоснабжение и отопление с ОАО "Краснодартеплосеть".
ООО "Югмонтажспецстрой" вырабатывало тепловую котельную для отопления домов в котельной по адресу г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3. Выработка тепловой энергии осуществлялась с использованием газа. Газ закупался ООО "Югмонтажспецстрой" у общества по договору поставки газа N 25-4-11978/08 от 27.11.07 г. сроком действия до 31.12.12 г.
23.07.10 г. ООО "Югмонтажспецстрой" продало указанную котельную по договору купли-продажи ООО "Дионис".
28.07.10 г. ООО "Дионис" продало эту котельную по договору купли-продажи ОАО "Краснодартеплосеть".
Информации о том, когда была произведена государственная регистрация перехода права собственности на котельную, в материалах дела не имеется.
С 01.09.10 г. ООО СК "Статус" заключило договор на горячее водоснабжение и отопление с ОАО "Краснодартеплосеть".
При этом, в материалах дела отсутствует информация о том, что ОАО "Краснодартеплосеть" заключило с обществом договор на поставку газа в данную котельную.
Согласно пояснениям представителя общества, данным в судебном заседании, этого договора между обществом и ОАО "Краснодартеплосеть" не заключено до настоящего времени.
Договор поставки газа, заключенный между обществом и прежним собственником котельной - ООО "Югмонтажспецстрой" - был расторгнут 25.11.10 г. (т. 1, л.д. 108).
Таким образом, на дату прекращения подачи обществом газа в котельную, у общества отсутствовали договорные обязательства по поставке газа перед ОАО "Краснодартеплосеть", купившим котельную.
Соответственно, инспекцией при привлечении общества к административной ответственности не был выяснен вопрос о том, каким способом ОАО "Краснодартеплосеть" планировало выполнить свои обязательства перед управляющей компанией по подаче коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отсутствие договора на поставку газа с обществом, так как эта услуга оказывалась при помощи теплоносителя, который изготавливался с использованием поставлявшегося газа в котельной.
При этом, инспекцией был сделан вывод о том, что управляющая компания оплачивало услуги ОАО "Краснодартеплосеть" по горячему водоснабжению.
Договорных обязательств по поставке газа, либо по поставке теплоносителя у общества перед управляющей компанией или жильцами спорных домов не имелось. Кроме того, управляющей компании и жильцам домов требовался не газ, а горячее водоснабжение. У общества так же не имелось оборудования и технической возможности изготовить теплоноситель и продать управляющей компании услугу по горячему водоснабжению - изготовление теплоносителя осуществлялось в котельной. Она обществу не принадлежала.
С учетом изложенного так же следует учитывать, общество привлечено к административной ответственности за прекращение подачи потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 3 Правил холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо квалифицируются в качестве коммунального ресурса только в том случае, если они используются для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях, то есть, для оказания коммунальной услуги.
В силу п. 3 Правил, только для двух организаций поступающая в спорные дома теплоэнергия является коммунальным ресурсом и только у двух организаций возникает обязанность по оказанию коммунальной услуги этим домам: это исполнитель коммунальной услуги для домов - управляющая организация ООО СК "Статус" и ресурсоснабжающая организация для домов - ООО "Югмонтажспецстрой", а затем - ОАО "Краснодартеплосеть", которая обязалась поставить коммунальный ресурс для потребителей домов по договору с управляющей организацией.
Для всех других организаций в этой цепочке продаваемые ими энергоресурсы и услуги по их транспортировке и выработке являются товаром, не предназначенным непосредственно для обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях спорных домов, что является квалифицирующим признаком коммунального ресурса.
Для этих газораспределительных и газоснабжающих организаций продаваемые ими энергоносители и услуги по их транспортировке не являются коммунальными услугами и коммунальными ресурсами. Они могут стать таковыми только в случае, если у этих организаций их приобретут исполнители коммунальной услуги или ресурсоснабжающие организации в том смысле, который им придается Правилами, и выработают при помощи газа теплоноситель.
На дату прекращения обществом подачи газа в котельную (06.09.10 г.) у общества действовал договор поставки газа с ООО "Югмонтажспецстрой", которое помощи покупаемого у общества газа вырабатывало теплоноситель, за счет которого осуществлялось горячее водоснабжение спорных домов.
Правовых оснований для вывода о том, что с продажей котельной, в которую подавался газ, другой организации, договор поставки газа между обществом и ООО "Югмонтажспецстрой", либо, что произошла замена на стороне покупателя в этом договоре на нового собственника котельной, не имеется.
Как правильно установил суд первой инстанции, прекращение исполнение обществом обязательств по поставке газа перед ООО "Югмонтажспецстрой" было произведено в связи с неисполнением ООО "Югмонтажспецстрой" договорных обязательств перед обществом по оплате поставлявшегося обществом газа.
В частности, по условиям договора поставки газа N 25-4-11978/08 поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставки газа покупателю при не обеспечении оплаты за два и более учетно-расчетных периода поставки газа, а также при не однократном (два и более периода платежа). Поставщик имеет право произвести корректировку договорного месячного объема поставки газа при нарушении уровня произведенной оплаты.
Решение об ограничении, прекращении, сокращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, являющихся основанием для его принятия.
Общество дважды направляло в адрес ООО "Югмонтажспецстрой" были направлены уведомления о прекращении подачи газа в котельную по адресу: г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3 в случае, если он не погасит задолженность перед обществом за поставленный газ: уведомление от 15.07.2010 N 2519.43-09/144 и уведомление N 25-19.43-09/168 от 03.09.2010 о прекращении подачи газа в котельную по адресу: г. Краснодар, ул. Монтажников, 3/3 с 10 час. 00 мин. 06.09.10 г.
В связи с невыполнением покупателем обязательств по оплате образовавшейся задолженности за газ, которая на 01.09.2010 составила 383 883,91 руб. поставщик произвел ограничение потребления газа, путем отключения 06.09.2010 оборудования.
После погашения ООО "Югмонтажспецстрой" задолженности за поставленный газ, общество продолжило исполнение своих обязательств по поставке газа перед ООО "Югмонтажспецстрой".
ООО "Югмонтажспецстрой" продало котельную ООО "Дионис" уже при наличии задолженности перед обществом за поставленный в эту котельную газ. Общество о наличии этой задолженности не знать не могло.
После этой продажи котельной ООО "Югмонтажспецстрой" получило два извещения от общества о прекращении подачи газа в котельную в случае, если задолженность не будет погашена. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Югмонтажспецстрой", связанное с управляющей компанией договорными отношениями по продаже коммунального ресурса горячего водоснабжения приняло меры к недопущению прекращения подачи газа, либо известило управляющую компанию о возможном прекращении подачи газа.
Прямая обязанность по снабжению жильцов спорных домов коммунальной услугой горячего водоснабжения лежала на управляющей компании и ООО "Югмонтажспецстрой", а затем - ОАО "Краснодартеплосеть", которые при помощи приобретавшегося у общества газа и изготавливали этот коммунальный ресурс.
С учетом изложенного, инспекция не установила так же степень вины каждого из участников правоотношений, следствием которых является обеспечение жильцов квартир в спорных домах коммунальным ресурсом по горячему водоснабжению, в прекращении подаче этого коммунального ресурса гражданам - общества, ООО "Югмонтажспецстрой", ОАО "Краснодартеплосеть", управляющей компании.
Частями 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив все приведенные выше обстоятельства в совокупности и взаимной связи, а также учитывая приведенные выше положения ст. 1.5 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недостаточной доказанности вины общества в прекращении подачи коммунальной услуги по горячему водоснабжению в спорные жилые дома.
Учитывая это, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных основания для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции. Решение суда первой инстанции не подлежит отмене. Апелляционная жалоба инспекции отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)