Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2009 ПО ДЕЛУ N А58-3406/09

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2009 г. по делу N А58-3406/09


Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Клочковой, Э.П. Доржиева, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия), на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2009 года по делу N А58-3406/09, по заявлению временного управляющего Федорова Сергея Николаевича к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) о признании отказа Управления ФРС по РС (Я) в представлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.03.2009 г. N 01/010/2009-308 незаконным, об обязании представить сведения, принятое судьей Эверстовой Р.И.
при участии:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- от третьего лица: не было

установил:

Заявитель, временный управляющий Федоров Сергей Николаевич, обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) о признании отказа в представлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.03.2009 г. N 01/010/2009-308 незаконным, об обязании представить сведения.
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2009 года требования заявителя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) в представлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 26.03.2009 г. N 01/010/2009-308, обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) представить временному управляющему индивидуального предпринимателя Степанова Анатолия Алексеевича Федорову Сергею Николаевичу сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имущественных правах индивидуального предпринимателя Степанова А.А.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Свой отказ в представлении сведения временному управляющему ответчик обосновывает следующим: временный управляющий не входит в перечень лиц, установленный пунктом 3 статьи 7 Закона о регистрации, которые могут получать сведения о зарегистрированных правах отдельного лица, поэтому он должен был представить соответствующую доверенность от правообладателя; информация представляется за плату; отсутствует заявление в письменной форме.
Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 20.3, п. 1 ст. 66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Понятие "обобщенные сведения" установлено Законом о регистрации и непосредственно составляет категорию "информация".
Абз. 2 п. 2 ст. 66 Закона о банкротстве специально оговорено право временного управляющего на получение от государственных органов сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах. Данная информация представляется арбитражному управляющему без взимания платы.
Закон о банкротстве является специальным законом и регулирует отношения лиц не в рамках обычной хозяйственной деятельности, а в особой ситуации проведения в отношении должника процедур банкротства. Данные отношения регулируются специальными нормами, учитывающими специфику этих отношений.
Таким образом, положения Закона о регистрации, в том числе п. 3 ст. 7 Закона, подлежат применению с учетом норм законодательства о банкротстве.
Таким образом, в силу прямого указания Закона о банкротстве у временного управляющего имеются полномочия на обращение с соответствующим запросом. При этом требование ответчика об оплате представления информации противоречит п. 1 ст. 20.3, п. 2 ст. 66 Закона о банкротстве.
Форма заявления о представлении информации нормативными актами не установлена. Временным управляющим направлен письменный запрос. При таких обстоятельствах, незаконен отказ ответчика на основании непредставления заявления в письменной форме.
Запрос временного управляющего был направлен на получение сведений о наличии имущества у должника - правообладателя, с целью принятия мер по обеспечению сохранности имущества должника и проведению анализа финансового состояния должника.
Представленное временным управляющим определение суда от 19.02.2009 г. по делу N А58-672/09 позволяет установить полномочия обратившегося с запросом лица. Следовательно, личная явка не является необходимым условием представления информации по запросу.
Отказ ответчика в представлении сведений о наличии зарегистрированных объектов недвижимости противоречит Закону о банкротстве, препятствует реализации возложенных на временного управляющего обязанностей при проведении процедуры банкротства.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Не согласившись с указанным решением, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель регистрационной службы в судебное заседание не явился, о месте и времени его извещен надлежащим образом, уведомление N 17057355, телеграммой, представленным ходатайством регистрирующий орган просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Из апелляционной жалобы регистрирующего органа следует, что перечень лиц, которые имеют право получать информацию, является исчерпывающим (закрытым) то есть представление указанных сведений другим лицам, кроме перечисленных, не допускается.
В соответствии с общим правилом, сформулированным в пункте 1 статьи 7 и пункте 1 статьи 8 Закона о регистрации, информация о зарегистрированных правах представляется по заявлению заинтересованного лица и за плату. Исключения из этого правила могут устанавливаться федеральными законами. Статья 20.3 Закона о банкротстве устанавливает такое исключение для арбитражных управляющих, прямо предусматривая выдачу информации на основании запроса бесплатно.
В случаях, когда арбитражный управляющий действует как орган управления юридического лица (руководитель должника) на стадии конкурсного производства (конкурсный управляющий), то в силу пункта 3 статьи 7 Закона о регистрации сведения закрытого характера он может получить как правообладатель и его законный представитель. Представление указанной информации осуществляется в общем порядке, предусмотренном для получения сведений закрытого характера, то есть на основании заявления с приложением документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона о регистрации (в том числе определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего), за плату и в срок 7 дней, поскольку в данном случае конкурсный управляющий действует от имени юридического лица.
Исходя из этого, поскольку временный управляющий действует параллельно с руководителем должника и иными органами управления должника и не подменят их, а также поскольку временный управляющий не входит в круг субъектов наделенных правом на получение закрытой информации (пункт 3 статьи 7 Закона о регистрации), полагаем, что пункт 2 статьи 66 Закона о банкротстве не подлежит применению поскольку является общим по отношению к специальному Закону о регистрации, которым установлен порядок представления информации о зарегистрированных правах.
По мнению регистрирующего органа, представление сведений закрытого характера временным управляющим на стадии наблюдения до введения процедуры конкурсного производства без надлежаще оформленной доверенности на получение такой информации от имени юридического лица, является невозможным.
Временный управляющий Федоров С.Н. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его извещен надлежащим образом, телеграммой.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-672/09 от 19 февраля 2009 года (л.д. 6) в отношении ИП "Степанов А.А." введена процедура наблюдения, временным управляющим должника назначен Федоров Сергей Николаевич.
26.03.2009 г. регистрирующим органом был получен запрос временного управляющего ИП "Степанова А.А." (л.д. 26). Как следует из данного запроса, временный управляющий просил регистрирующий орган представить сведения о наличии зарегистрированного имущества за ИП "Степанов А.А.".
Сообщением от 26 марта 2009 г. N 01/010/2009-308 временным управляющим был получен отказе в представлении запрашиваемой информации (л.д. 8), из которого следует, что согласно статье 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" информация о зарегистрированных правах представляется за плату, квитанция о внесении платы подается совместно с заявлением. При проведении экспертизы поступивших документов установлено несоблюдение условий получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Не представлен документ, подтверждающий внесение платы за представление информации; заявление в письменной форме; доверенность от имени правообладателя.
Также в сообщении об отказе в представлении сведений от 26.03.2009 г. N 01/010/2009-308 указано, что временный управляющий может получить информацию, указанную в п. 3 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющееся у него недвижимое имущество, при наличии полномочий, основных на доверенности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ регистрирующего органа в представлении информации мотивирован ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), согласно которой информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества представляются за плату, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан представлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Согласно п. 3 ст. 7 Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным представляются в установленном законом порядке только, в частности, самим правообладателям или их законным представителям.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) органы управления должника обязаны представлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, представляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве - временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из приведенных положений следует, что временный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника, то есть является законным представителем ИП "Степанов А.А.", а, следовательно, ему должна представляться вся информация, содержащаяся в Едином государственном реестре прав, относительно недвижимого имущества, принадлежащего указанному должнику, и сделок с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая информация представляются за плату, если иное не установлено законом.
Такое иное правило установлено п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Как следует из п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, при этом физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Таким образом, отказ регистрирующего органа в представлении информации по мотиву отсутствия оплаты за ее представление, не соответствует вышеуказанным нормам права.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются. Временный управляющий в силу Закона о банкротстве является законным представителем, поэтому входит в круг лиц, определенных п. 3 ст. 7 Закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а, кроме того, в силу специальной нормы Закона о банкротстве, государственные органы, к которым относится и регистрирующий орган, представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения без взимания платы.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "29" июня 2009 года по делу N А58-3406/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
Н.В.КЛОЧКОВА
Э.П.ДОРЖИЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)