Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2010 ПО ДЕЛУ N А56-63357/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. по делу N А56-63357/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиминой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЭРЭКО" (регистрационный номер 13АП-12347/2010) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2010 по делу N А56-63357/2009 (судья Жбанов В.Б.), принятое
по иску ООО "ЮРЭКО"
к 1. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, 2. ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС"
3-е лицо: председатель ликвидационной комиссии Клюг А.А.
о признании недействительным решения о ликвидации ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС"
при участии:
от истца: Жаркова Е.А. по доверенности б/н от 25.08.2010
от ответчиков: 1. Марков Э.А. по доверенности б/н от 18.01.2010, 2. не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮРЭКО" (далее - ООО "ЮРЭКО") обратилось с заявлением о признании недействительным решения о ликвидации Жилищно-строительного кооператива N 1473 "ЛенГЭСС" (далее - ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС", Кооператив) от 08.04.2005, о признании недействительным исключения ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 17.03.2009, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Межрайонная ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу, регистрирующий орган), аннулировать запись об исключении ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" в едином государственном реестре.
Заявлением от 25.05.10 ООО "ЮРЭКО" изменило исковые требования об обязании МИФНС N 15 аннулировать запись об исключении ЖСК 1473 "ЛенГЭСС" и восстановить ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" в реестре.
В соответствии с измененными требованиями заявитель просит обязать Межрайонную ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу внести в ЕГРЮЛ новую запись о восстановлении ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЮРЭКО" обратилось с апелляционной жалобой на решение суда. В обоснование своих доводов о неправильности решения податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства.
ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" в нарушение пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ не уведомило ООО "ЮРЭКО" о предстоящей ликвидации Кооператива. Задолженность Кооператива перед ООО "ЮРЭКО" не учтена в ликвидационном балансе Кооператива.
Межрайонная ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу в отзыве на апелляционную жалобу выразило свое согласие с оспариваемым решением.
Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что является основанием для изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 17.03.2009 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации юридического лица ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" в связи с его ликвидацией.
Полагая, что государственная регистрация осуществлена в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ) истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В статье 21 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 названного Закона предусмотрено представление заявителем подписанного им заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В данном заявлении должно быть указано, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Из статьи 22 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 названного Закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Закона.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Также после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что 23.05.1996 между ГП "Ленгидроэнергоспецстрой" и ООО "ЮРЭКО" был заключен договор N 01/365 о долевом участии в строительстве жилья по условиям которого, ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой", являясь генеральным инвестором в строительстве дома по адресу: г. Сестрорецк, квартал 38, корпус 1Б, принимает ООО "ЮРЭКО" в долевое участие и обязуется передать в собственность последнего, квартиры общей площадью 403 кв. м.
11.02.2000 к договору N 01/365 о долевом участии в строительстве было заключено соглашение, согласно которому в связи с заменой стороны в обязательстве, заключением между ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" и ЖСК N 1473 "Гидростроитель-2" дополнительного соглашения к договору от 29.12.1997 N 01/74 "Уступки прав требования между ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой" и ЖСК N 1473 "Гидростроитель 2" в части инвестирования строительства 215 квартир в жилом доме по адресу: г. Сестрорецк, квартал 38, корпуса 1А, 1Б", ЖСК N 1473 "Гидростроитель-2" приняло на себя (вместо ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой) все обязательства по исполнению договора N 01/365 от 23.05.1996 и дополнительного соглашения к нему от 04.02.2000 между ООО "ЮРЭКО" и ГУП "Ленгидроэнергоспецстрой".
Этим же дополнительным соглашением ЖСК N 1473 "Гидростроитель-2" признал в доле инвестиции ООО "ЮРЭКО" в строительство жилого дома по адресу: г. Сестрорецк, квартал 38, корпус 1Б, инвестиции ООО "ЮРЭКО" в строительство квартир N 40, 39, 134, 138, 142, 146 общей площадью 395,4 кв. м на общую сумму 1.602.000 руб.
Также между ООО "ЮРЭКО" и ЖСК N 1473 "Гидростроитель-2" был подписан акт от 18.03.2002 о том, что расчеты ООО "ЮРЭКО" по договору N 01/365 о долевом участии в строительстве от 23.05.1996 произведены полностью.
Внесение ООО "ЮРЭКО" инвестиций в строительство жилого дома по адресу: г. Сестрорецк, квартал 38, корпус 1Б подтверждается также вступившими в законную силу судебными актами по делам N А56-22637/2000, А56-26198/2000, А56-22332/2005, А56-27715/2004 (т. 2, л.д. 11 - 73).
Таким образом, право на получение инвестиций в виде квартир в жилом доме по адресу: г. Сестрорецк, квартал 38, корпус 1Б подтверждается материалами дела.
Протоколом N 12 от 08.04.2005 общего собрания (собрания уполномоченных) ЖСК 1473 "ЛенГЭСС" было принято решение о ликвидации Кооператива в установленном законом порядке (пункт 3 повестки дня) в течение 4 лет по завершении судебных разбирательств, для чего была создана ликвидационная комиссия, избран ее состав, избран председатель ликвидационной комиссии - Клюг А.А. Также Протоколом N 12 были продлены полномочия председателя правления Кооператива (пункт 4 повестки дня) Клюга А.А.
Сообщения о ликвидации ЖСК было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации".
Из документов, представленных председателем ликвидационной комиссии Клюгом А.А., следует, что у ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" задолженность перед ООО "ЮРЭКО" отсутствует.
Данный факт противоречит представленным в дело доказательствам.
Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что ни промежуточный, ни ликвидационный баланс не содержат в себе сведений о наличии задолженности у ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" задолженность перед ООО "Юрэко".
Доказательства передачи ООО "ЮРЭКО" результата инвестиций в виде квартир в жилом доме по адресу: г. Сестрорецк, квартал 38, корпус 1Б в материалах дела отсутствуют.
Поскольку в представленном ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" ликвидационном балансе сведения об отсутствии у него задолженности перед ООО "ЮРЭКО" не соответствуют действительности, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого ООО "ЮРЭКО" решения регистрирующего органа от 17.03.2009 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
В соответствии со статьей 21 и пунктом 3 статьи 22 от 08.08.2001 N 129-ФЗ общество обязано представить в регистрирующий орган установленный данной нормой пакет документов, в частности ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения; документы представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторами.
Представление в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, предусмотренных статьей 21 названного Закона, является основанием для вынесения решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица, что, в свою очередь, служит основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. На этом процедура ликвидации считается завершенной.
Устанавливая эти обязанности, законодатель исходил, прежде всего, из соображений защиты законных прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.
Из содержания указанных норм не следует выводов о наличии каких-либо ограничений относительно возможности обжалования заинтересованным лицом решения государственного органа о ликвидации юридического лица и соответственно записи в государственном реестре юридических лиц, произведенной на основании данного решения.
Статья 13 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В частности, одним из таких способов, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса РФ, является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Соответственно для признания недействительным ненормативного акта государственного органа требуется наличие в совокупности двух условий:
- - несоответствие акта закону или иным правовым актам;
- - нарушение соответствующим актом гражданских прав и законных интересов истца.
Гражданское законодательство не содержит каких-либо норм, запрещающих оспаривание ненормативного акта о государственной регистрации ликвидации, напротив, исходит из наличия права судебного обжалования любого действия (бездействия), властного решения, уклонения от принятия решения, принятия акта с нарушением компетенции и порядка, установленного законом.
Таким образом, нарушение установленного гражданским законодательством порядка ликвидации юридических лиц предполагает возникновение права на обжалование незаконного ненормативного акта государственного органа субъектами экономических правоотношений, чьи права нарушены в результате его издания.
Исключение юридического лица из государственного реестра не может быть препятствием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии со статьей 11 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иным способом (статья 13 Гражданского кодекса РФ). Признание недействительным решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица является основанием для внесения в реестр соответствующей записи о его восстановлении.
Таким образом, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса РФ решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, который должен рассмотреть заявление по существу независимо от того, исключено ли предприятие из государственного реестра юридических лиц, имеется ли имущество или нет.
Данные выводы суда соответствуют Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", в котором был поддержан вывод о возможности обжалования акта государственного органа, затрагивающего вопросы ликвидации юридического лица, если такой акт принят с нарушением требований законодательства (пункт 6).
Исходя из указанных правовых норм, ООО "ЮРЭКО" правомерно обратилось за защитой своего нарушенного права путем оспаривания записи о ликвидации ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС".
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе отсутствуют сведения о наличии у ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" задолженности перед ООО "ЮРЭКО", что, как указывалось выше, не соответствует фактическим обстоятельствам и вышеназванным нормам права, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований.
Документы, представленные в регистрирующий орган, не могут считаться надлежащими, а потому у Межрайонной ИФНС N 15 по Санкт-Петербургу отсутствовали основания для государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В части отказа в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" о его ликвидации решение суда первой инстанции изменению не подлежит. Право юридического лица принять решение о своей ликвидации предусмотрено статьей 61 Гражданского кодекса РФ, Уставом Кооператива. Права заявителя нарушены нарушением со стороны Кооператива порядка ликвидации, но не решением о ликвидации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2010 по делу N А56-63357/2009 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать недействительными (незаконными) действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу по исключению ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС" из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.03.2009.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу внести новую запись в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении ЖСК N 1473 "ЛенГЭСС".
В остальной части иска отказать.
Возвратить ООО "ЮРЭКО" из федерального бюджета 4000 руб. госпошлины по иску и 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
МЕДВЕДЕВА И.Г.
Судьи
СЛОБОЖАНИНА В.Б.
ЧЕРЕМОШКИНА В.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)