Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.08.2010 ПО ДЕЛУ N 33-7244

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 августа 2010 г. N 33-7244


Судья Трухина Ю.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Лазорина Б.П.
судей: Курепчиковой О.С., Щербакова М.В.
при секретаре: Б.
с участием представителя администрации г. Арзамаса Р.Е.Б. (по доверенности)
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2010 года гражданское дело
по кассационной жалобе М.С.И.
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 15 июня 2010 года
по заявлению М.С.И. о признании недействительным постановления администрации г. Арзамаса от 26.12.2003 года N 77 "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с 1 февраля 2004 года", приведении методики по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможностями современной вычислительной техники,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
установила:

М.С.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Арзамаса от 26.12.2003 года N 77 "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с 1 февраля 2004 года", о приведении методики по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможностями современной вычислительной техники.




В обоснование заявленных требований указал следующее: в п. 2 приложения N 4 к постановлению администрации г. Арзамаса от 26.12.2003 года N 77 "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг" указано, что плата за центральное отопление взимается в течение всего года ежемесячно. Данный пункт постановления нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в области защиты прав потребителей (коммунальных услуг). Ежегодно администрацией г. Арзамаса издаются документы, регламентирующие конкретные даты начала и окончания отопительного сезона (средняя продолжительность отопительного сезона - семь месяцев), что является фактом, подтверждающим конкретное начало и окончание соответствующими организациями оказания услуг по тепловому отоплению квартир. Размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из рекомендуемого объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых из нормативов. Разделение платы предполагаемого годового потребления тепловой энергии равномерно, по всем месяцам года незаконно, поскольку в период отсутствия отопления квартир средства, собранные от населения за отопление, являются оплатой за не оказанные услуги в течение расчетного месяца, что способствует необоснованной выгоде обслуживающих организаций, ведет к безответственному их отношению к исполнению своих обязанностей, препятствует комфортному и безопасному проживанию граждан в квартирах, нарушает законодательство в области защиты прав потребителей. Получая от населения плату за не оказанные услуги по отоплению жилья в летний период, обслуживающие организации фактически без процентов кредитуются, что противоречит ст. 37 Закона РФ N 121 от 03.06.2009 года "О защите прав потребителей", позволяет обслуживающим организациям не соблюдать сроки и температуру теплоносителя без ущерба их финансовой деятельности, поскольку оплата за тепловую энергию производится ежемесячно. В связи с тем, что рекомендуемый объем тепловой энергии рассчитывается на один год вперед и является прогнозным, законодательство допускает производить коррекцию ее с фактически выработанной и поданной потребителям.
С учетом приведенных выше обстоятельств М.С.И. просил суд отменить оспариваемое постановление администрации г. Арзамаса, как противоречащее законодательству и интересам заявителя, обязать администрацию г. Арзамаса привести методику по оплате тепловой энергии в соответствие с современным опытом других регионов и возможностями современной вычислительной техники.
Определением Арзамасского городского суда от 01 июня 2010 года в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ "Теплоэнергетическое предприятие", МУ "Жилищно-коммунальный комплекс", ООО "Центр СБК" и ОАО "УК "Наш дом".
В судебном заседании М.С.И. заявленные требования поддержал. Пояснил, что по постановлению администрации г. Арзамаса от 26.12.2003 года N 77 "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с 01.02.2004 года" плата за центральное отопление взимается в течение всего года ежемесячно по утвержденным на соответствующий период времени ставкам, учитывающим норматив годовой потребности в тепловой энергии на отопление жилых зданий, поделенный на 12 месяцев. Считает, что он не должен, как потребитель, покупать тепловую энергию у МУ "Теплоэнергетическое производственное предприятие" по тем же тарифам в течение 12 месяцев. Следует производить корректировку потребляемых услуг по тепловой энергии. Органы местного самоуправления вмешиваются в деятельность хозяйствующего субъекта, в результате чего население кредитует организации. Права заявителя нарушены, поскольку он оплачивает в течение всего года услуги, которые в летний период не оказываются.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Арзамаса Р.Е.Б., действующая на основании доверенности, с заявлением М.С.И. не согласилась. Указала, что в момент принятия обжалуемого постановления администрация г. Арзамаса осуществляла контроль за надлежащей эксплуатацией жилого и нежилого фондов, объектов коммунального хозяйства, обеспечивала устойчивую работу водо-, газо- тепло- и энергоснабжения, коммунальное обслуживание населения, принимала меры по обеспечению населения топливом. Согласно действующему Уставу, к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Администрация самостоятельно решает вопрос о том, как организовать теплоснабжение на территории городского округа. Размеры платы за коммунальные услуги рассчитываются исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления. У заявителя нет прибора учета тепловой энергии, поэтому он оплачивает тепловую энергию исходя из нормативов потребления. М.С.В. должен оплачивать оказанные ему услуги по теплоснабжению в отопительный период. Ему предоставляется рассрочка по оплате указанной услуги, поскольку оплата населением услуг по отоплению производится ежемесячно равными долями в течение календарного года. Доводы М.С.В. о том, что обслуживающие организации могут не соблюдать сроки и температуру подачи теплоносителя и при этом могут взимать плату без перерасчета, не соответствуют действительности, поскольку в случае подачи тепла ниже установленной нормы, в соответствии с п. 60 постановления Правительства от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению.
Представитель заинтересованного лица МУ "Жилищно-коммунальный комплекс" П.С.И., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась. Указала, что плата за услуги вносится равномерно в течение года. Порядок внесения платы определяется в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом между управляющей организацией и сособственниками многоквартирного жилого дома.
Представители заинтересованных лиц ООО "Центр-СБК" и МУ "Теплоэнергетическое производственное предприятие" в судебное заседание не явились. В письменном отзыве на заявление МУ "Теплоэнергетическое производственное предприятие" указало, что является ресурсоснабжающей организацией. Законодательство не предусматривает заключение договора энергоснабжения с гражданами-потребителями, не имеющими непосредственного присоединения к сетям энергоснабжающей организации. Обязанность для заключения договоров на приобретение энергоресурсов гражданам лежит на управляющей организации. Органы местного самоуправления уполномочены разрабатывать и утверждать нормативы оказания услуг гражданам.
В отзыве на заявление ООО "Центр-СБК" указало, что общество осуществляет деятельность по расчету стоимости жилищно-коммунальных услуг, оказываемых предприятиями населению, на основании договоров возмездного оказания услуг информационно-расчетного обслуживания. При начислении стоимости услуг организация руководствуется тарифами и ценами, утвержденными общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах, органами местного самоуправления, органами государственной власти Нижегородской области и РФ.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 15 июня 2010 года в удовлетворении заявления М.С.И. отказано.
В кассационной жалобе М.С.И. просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, т.к. суд не установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неверную оценку представленным доказательствам, доводам заявителя и других участвующих в деле лиц; выводы суда, приведенные в решении, противоречат положениям действующего законодательства; решение суда не отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
В возражении на кассационную жалобу администрация г. Арзамаса просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность содержащихся в ней доводов заявителя М.С.И.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы М.С.И., возражения администрации г. Арзамаса относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Приведенные в кассационной жалобе заявителя М.С.И. доводы нельзя признать обоснованными исходя из следующего.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определятся законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.




Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ГК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Судом установлено, что постановлением администрации г. Арзамаса от 26.12.2003 года N 77 "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг" утверждены ставки оплаты за центральное отопление жилых помещений для граждан, проживающих в жилых домах (квартирах всех форм собственности), согласно приложению N 4.
Согласно п. 2 примечания к приложению N 4 указанного постановления, "плата за центральное отопление взимается в течение всего года ежемесячно по утвержденным на соответствующий период времени ставкам, учитывающим норматив годовой потребности в тепловой энергии на отопление жилых зданий, разложенный на 12 месяцев" (л.д. 8).
Довод заявителя М.С.И. о том, что указанный пункт постановления администрации г. Арзамаса противоречит п. 5 ст. 2, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 779, п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (л.д. 3 - 7, 37 - 40), правильно признан судом не состоятельным.
Анализ названных правовых актов позволил суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что порядок расчета за услуги центрального отопления, предусмотренный обжалуемым постановлением (п. 2 примечания к приложению N 4), не противоречит действующему законодательству, в том числе Закону РФ "О защите прав потребителей", поскольку порядок расчета за тепловую энергию устанавливается нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также другими правовыми актами или соглашением сторон.
Постановление администрации г. Арзамаса, утвердившее ставки оплаты за центральное отопление и период его оплаты, относится к таким правовым актам.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Руководствуясь положениями п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, администрация г. Арзамаса, организуя в границах городского округа теплоснабжение населения, установила нормативы потребления коммунальных услуг, размер и порядок оплаты соответствующих услуг. Расчетным периодом для оплаты услуг установлен один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ "О защите прав потребителей" правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
На момент принятия обжалуемого постановления администрации города Арзамаса действовало постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", в котором указано, что размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством РФ не определен иной порядок его установления (п. 2.4).
В названном постановлении предусмотрено, что расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца. Плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором.
Данные Правила действовали на всей территории РФ и распространялись на потребителей и исполнителей ведомственной принадлежности, всех форм собственности и организационно-правовой формы (п. 1.3).
Оспариваемое заявителем постановление администрации г. Арзамаса от 26.12.2003 г. N 77 "Об оплате населением жилищно-коммунальных услуг с 1 февраля 2004 года" соответствует положениям указанного выше постановления Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 утверждено Положение "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В связи с принятием новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденные администрацией г. Арзамаса правила об оплате населением жилищно-коммунальных услуг не должны противоречить Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
В постановлении Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" указано на то, что плата за коммунальные услуги вносится гражданами ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Таким образом, Правила, утвержденные постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006 года, не исключают возможность оплаты коммунальных услуг, в т.ч. за тепловую энергию, равномерно в течение года с установлением расчетного периода для оплаты коммунальных услуг равным календарному месяцу, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела явствует, что иной порядок и срок оплаты коммунальных услуг договором управления многоквартирным домом, в котором проживает заявитель М.С.И., не установлен.
Правилами предусмотрено, что оплата за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии возможна лишь при наличии соответствующих приборов учета энергии. При отсутствии таких приборов в соответствии с требованиями ст. 157 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Судом первой инстанции установлено, что внесение платы равномерно в течение года обусловлено необходимостью оплаты тепловой энергии по нормативу, определяющему расход теплоэнергии на отопление жилых зданий, рассчитываемому с учетом совокупности различных критериев и включающего исчисление потребления теплоэнергии за год. В расчеты оплаты пользования потребителем центральным отоплением включается также особенность режима предоставления тепловой энергии - сезонный характер его предоставления, поскольку тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в который проводится подготовка к новому отопительному сезону.
Довод заявителя М.С.И. о нарушении его прав в связи с тем, что он вынужден производить оплату за отопление и в летние месяцы, когда отопление отключается, проверен судом и правильно признан необоснованным.
Оспариваемое заявителем постановление не нарушает его права потребителя, поскольку потребителю услуг предоставлено право не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором. В соответствии с п. 60 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением к Правилам.
Суд первой инстанции, основываясь на установленных по делу юридически значимых обстоятельствах во взаимосвязи с правильным применением положений норм права, регулирующих спорные правоотношения, сделал правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных М.С.И. требований.
Поданная истцом кассационная жалоба каких-либо новых доводов, не получивших правовую оценку суда первой инстанции и влекущих отмену постановленного им решения, не содержит.
Решение суда первой инстанции соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения в кассационном порядке, судом не допущено.
На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Арзамасского городского Нижегородской области от 15 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.С.И. - без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)