Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2000 N Ф08-3123/99 ПО ДЕЛУ N А32-10304/99-14/278

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2000 г. N Ф08-3123/99

Дело N А32-10304/99-14/278

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Ветрова С.А. и Савенко Л.И., при участии в заседании представителей Краснодарской краевой общественной организации "Всероссийского общества инвалидов" (ВОИ) Мотько Н.Д. (председатель правления), Нарышкиной Н.И. (по доверенности N 4 от 20.01.2000), Лисовой О.А. (по доверенности N 3 от 20.01.2000), представителя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края Олейник Н.К. (по доверенности N 39 от 6.01.2000), представителя Администрации Краснодарского края Балдинова Г.Н. (по доверенности N 1-05/7 от 5.01.2000), представителя МП "Бюро технической инвентаризации" Дудко П.С. (по доверенности N 24 от 19.01.2000), представителей Краснодарской фабрики бытовых изделий Вакажева А.Х. (директор), Барабаш Л.Г. (по доверенности N 1 от 5.01.2000), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской фабрики бытовых изделий на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 5.11.99 (судьи Канатова С.А., Козубова М.Г., Моргунов С.В.) по делу N А32-10304/99-14/278, установил следующее.
Краснодарская фабрика бытовых изделий обратилась в арбитражный суд с иском к Краснодарской краевой общественной организации ВОИ, МП "Бюро технической инвентаризации", Комитету по управлению государственным имуществом Краснодарского края, Администрации Краснодарского края о признании недействительными постановления Президиума Краснодарской краевой общественной организации ВОИ от 29.03.98 N 26-3 "О преобразовании предприятий ВОИ", распоряжения Краснодарской краевой общественной организации ВОИ N 15-П от 28.04.99, государственной регистрации права собственности краевого общества инвалидов, произведенной МП "Бюро технической инвентаризации" г. Краснодара от 12.08.96 на имущество фабрики в соответствии с актом от 1.07.92, свидетельства о праве собственности на Краснодарскую фабрику бытовых изделий от 24.08.92 N 05-01/2130, выданного Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края.
До принятия решения истец отказался от требования о признании недействительным постановления Президиума Краснодарской краевой общественной организации ВОИ от 29.03.98 N 26-3 "О преобразовании предприятий ВОИ".
Решением от 31.08.99 иск удовлетворен. В части требования о признании недействительным постановления Президиума Краснодарской краевой общественной организации ВОИ от 29.03.98 N 26-3 "О преобразовании предприятий ВОИ" производство по делу прекращено. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что у Краснодарской краевой общественной организации инвалидов не возникло право собственности на фабрику бытовых изделий, поскольку решение Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 253 от 8.07.92 "О передаче Краснодарской фабрики бытовых изделий Краснодарскому краевому обществу инвалидов", на основании которого фабрика передавалась в собственность общественной организации и в последующем приняты оспариваемые истцом акты, является незаконным, акт приема-передачи фабрики от 1.07.92 недействителен, поэтому Бюро технической инвентаризации зарегистрировало, а Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края выдал свидетельство о праве, которое фактически не возникло. Распоряжение Краснодарской краевой общественной организации ВОИ N 15-П от 28.04.99 является незаконным, так как общественная организация распорядилась не принадлежащим ей имуществом. Вывод о незаконности решения N 253 от 8.07.92 обоснован тем, что после принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 правами распоряжения государственным имуществом на территории Российской Федерации обладали исключительно комитеты по управлению государственным имуществом соответствующего уровня, Совет народных депутатов не мог распоряжаться государственным имуществом.
Постановлением апелляционной инстанции от 5.11.99 решение суда в части признания недействительным свидетельства о праве собственности N 05-01/2130 от 24.08.92 и регистрации права собственности, произведенной МП "Бюро технической инвентаризации" 13.08.96, отменено, в указанной части в иске отказано. Отказ в удовлетворении иска мотивирован тем, что с момента учреждения Краснодарской краевой общественной организацией ВОИ предприятия - "Краснодарская фабрика бытовых изделий", истец является предприятием общественной организации ВОИ, поэтому регистрацией МП "Бюро технической инвентаризации" права собственности на имущество фабрики за общественной организацией и выдачей Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края свидетельства о собственности его интересы не нарушены. В остальной части решение (с учетом определения от 28.10.99) оставлено без изменения. Распоряжение Краснодарской краевой общественной организации ВОИ N 15-П от 28.04.99 признано незаконным со ссылкой на часть 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе Краснодарская фабрика бытовых изделий просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, вывод апелляционной инстанции о том, что свидетельство о праве собственности и регистрация права собственности не нарушают его права, является необоснованным. Безвозмездная передача Краснодарской фабрики бытовых изделий в собственность общественной организации на основании решения Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 253 от 8.07.92 противоречит законодательству, действовавшему в тот период.
В отзыве на кассационную жалобу Краснодарская краевая общественная организация ВОИ в части требований о признании недействительными государственной регистрации права собственности Краснодарского краевого общества инвалидов на имущество фабрики, произведенной МП "Бюро технической инвентаризации" г. Краснодара 12.08.96, и свидетельства о праве собственности на Краснодарскую фабрику бытовых изделий от 24.08.92 N 05-01/2130, выданного Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с неподведомственностью спора суду, в остальной части - передать дело на новое рассмотрение, полагая необоснованными выводы судебных инстанций о незаконности решения Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 253 от 8.07.92.
Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края в отзыве на кассационную жалобу просит постановление апелляционной инстанции оставить в силе, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственное предприятие Краснодарская фабрика бытовых изделий, входившая в состав территориального производственного объединения местной промышленности (зарегистрировано на основании решения исполкома Советского районного Совета народных депутатов N 344/36 пр. 20 от 4.10.91), была передана в собственность общественной организации - Краснодарскому краевому обществу инвалидов ВОИ на основании решения Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 253 от 8.07.92. Передача фабрики оформлена актом приема-передачи от 1.07.92, подписанным директором фабрики и председателем Краснодарского краевого общества инвалидов. 19.08.92 Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края Краснодарскому краевому обществу инвалидов выдано свидетельство о праве собственности на Краснодарскую фабрику бытовых изделий (л.д. 46, т. 1).
2.09.92 зарегистрирован Устав Краснодарской фабрики бытовых изделий, учредителем которой выступило Краснодарское краевое общество инвалидов ВОИ. Согласно Уставу Краснодарская фабрика бытовых изделий (истец) является структурным подразделением с правами юридического лица Всероссийской организации инвалидов; имущество фабрики, предоставленное Краснодарским краевым обществом инвалидов ВОИ, находится у нее на праве хозяйственного ведения. Учредительные документы Краснодарской фабрики бытовых изделий краевого общества инвалидов ВОИ в судебном порядке не оспорены.
Заявляя требования о признании недействительными государственной регистрации права собственности Краснодарского краевого общества инвалидов ВОИ на имущество фабрики и свидетельства о праве собственности, истец фактически оспаривает переход права собственности на имущество фабрики от государства к общественной организации. Между тем, на момент предъявления иска Краснодарская фабрика бытовых изделий является предприятием общественной организации, поэтому апелляционной инстанцией сделан правильный вывод о том, что указанными актами законные права и интересы истца не нарушены, поскольку он не может быть признан заинтересованным лицом в отношении имущества, являющегося государственной собственностью.
Данные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении иска на основании статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем вывод апелляционной инстанции относительно отсутствия у Краснодарской краевой общественной организации инвалидов ВОИ права собственности на имущество фабрики нельзя признать обоснованным.
Привлеченными к участию в деле заинтересованными лицами - Администрацией Краснодарского края, Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края собственность общественной организации на имущество фабрики не оспаривается (л.д. 78-81, 84 т. 1, л.д. 2-3 т. 2). Передача фабрики в собственность общественной организации на основании решения Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 253 от 8.07.92 не противоречила законодательству, действовавшему в момент совершения сделки. Полномочия краевого Совета народных депутатов по распоряжению спорным имуществом были установлены в статье 12 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" от 5.03.92. Кроме того, выдав свидетельство о праве собственности, Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края в соответствии с полномочиями, определенными постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91, распоряжением Правительства Российской Федерации N 386-р от 28.02.92, одобрил как решение Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов N 253 от 8.07.92, так и акт приема-передачи от 1.07.92. На базе имущества фабрики учреждено предприятие краевого общества инвалидов ВОИ, которым осуществляется управление спорным имуществом. При таких обстоятельствах у судебных инстанций не имелось оснований для выводов о незаконности решения N 253 от 8.07.92 и об отсутствии доказательств, подтверждающих передачу имущества в собственность краевой общественной организации ВОИ.
В части признания недействительным распоряжения N 15-П от 28.04.99, ввиду нарушения указанным актом прав истца, предусмотренных частью 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление апелляционной инстанции следует признать обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 5.11.99 по делу N А32-10304/99-14/278 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Е.И.АФОНИНА

Судьи
С.А.ВЕТРОВ
Л.И.САВЕНКО














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)