Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.07.2010 N 5-Г10-95

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. N 5-Г10-95


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Л.В. Борисовой и В.Б. Хаменкова
при секретаре П.В. Алешиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Атомспецкомсервис" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 01.12.2009 г. N 1294-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год"
по кассационной жалобе ОАО "Атомспецкомсервис"
на решение Московского городского суда от 11 мая 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя ОАО "Атомспецкомсервис" Евсеева М.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Правительства Москвы Преснова Д.Н., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Кротова В.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

открытое акционерное общество "Атомспецкомсервис" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Москвы от 01.12.2009 г. N 1294-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год" в части слов "с НДС": в приложении N 6 в графе таблицы приложения N 6 "Цены на услуги (руб. с человека в месяц с НДС)", в приложении N 7 в графе таблицы приложения N 7 "Цены на услуги (в рублях с человека в месяц с НДС)", в приложении N 8 в графе таблицы приложения N 8 "Цены (в рублях на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц с НДС)", в приложении N 11 в графе таблицы приложения N 11 "Тарифы для населения (с НДС)", в приложении N 13 в графе таблицы приложения N 13 "Тариф (руб./куб. метр в месяц с НДС)", ссылаясь на то, что с 01.01.2010 г. коммунальные услуги, оказываемые населению управляющими организациями, освобождены от налога на добавленную стоимость, в связи с этим в цену соответствующих услуг включен НДС необоснованно, что противоречит подп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 11 мая 2010 года постановлено: в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Атомспецкомсервис" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 01.12.2009 г. N 1294-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год" отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материала дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
В силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2009 г., N 1294-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год утверждены и введены в действие с 1 января 2010 г.: цены за содержание и ремонт жилых помещений согласно приложению 4 (пункт 1.2); цены на услуги холодного водоснабжения и водоотведения для расчетов с населением при отсутствии приборов учета воды согласно приложению 6 (пункт 1.3); цены на услуги горячего водоснабжения для расчетов с населением при отсутствии приборов учета воды согласно приложению 7 (пункт 1.4); цены на услуги отопления для расчетов с населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению 8 (пункт 1.5); цены на услуги газоснабжения для расчетов с населением при отсутствии приборов учета тепловой энергии согласно приложению 9 (пункт 1.6); тарифы на тепловую энергию и розничные цены на твердое топливо (уголь) для расчетов с населением согласно приложению 10 (пункт 1.7); тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды согласно приложению 11 (пункт 1.8); тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Мосэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт М" и иными энергосбытовыми организациями населению согласно приложению 12 (пункт 1.9); тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для расчетов с населением при наличии приборов учета воды согласно приложению 13 (пункт 1.10).
В соответствии со ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) продавец обязан включать в данную цену соответствующую сумму налога (НДС) без выделения суммы налога.
Суд проанализировал нормы ст. 143, ст. 146, п.п. 29 п. 3 ст. 149, п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, в совокупности с положениями ст. 154, ст. 155, п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нормами п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и сделал правильный вывод о том, что в соответствующие цены, ставку и тариф, утвержденные в оспариваемом постановлении Правительства Москвы, обоснованно включен налог на добавленную стоимость.
Коммунальные услуги, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии газоснабжающих организации.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
В соответствии с нормами ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг населению действующее налоговое законодательство содержит положения как обязывающие организации включать налог на добавленную стоимость в стоимость реализации, так и предоставляющие соответствующие налоговые льготы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Оспариваемые положения постановления Правительства Москвы от 01.12.2009 N 1294-ПП не ограничивают заявителя и другие организации по применению льгот по НДС при реализации коммунальных услуг в соответствии с п. 29 ч. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ и препятствуют дополнительному начислению НДС коммунальными организациями.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Московского городского суда от 11 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Атомспецкомсервис" - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)