Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Коржова Л.В., доверенность от 17.09.2010 N 1147-р-исх.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авсюнинское предприятие городского хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2010 по делу N А41-35639/10, принятое судьей Афанасьевой М.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авсюнинское предприятие городского хозяйства" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авсюнинское предприятие городского хозяйства" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, инспекция) от 07.06.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (л.д. 90-91).
Представитель общества в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица.
Представитель административного органа в судебном заседании против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в письменных пояснениях от 15.04.2011 N 1-43-3320-11-2010 на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы общества. По мнению административного органа, наличие в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден, в связи с чем постановление от 07.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 является законным, принятым в соответствии с компетенцией административного органа и при наличии достаточных оснований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения административного органа от 16.07.2010 N 1-43-3320-11-2010 сотрудниками инспекции 05.08.2010 проведена проверка состояния жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Авсюнино, ул. Ленина, N 6 (л.д. 39-40).
Уведомлением от 04.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 административный орган известил общество о проведении 05.08.2010 в 10.30 проверки по контролю за соблюдением обществом правил содержания общего имущества собственников помещений по вышеназванному адресу (л.д. 41).
По результатам проведенной проверки в присутствии генерального директора общества Макарова В.Ф. составлен акт проверки от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010, в котором зафиксированы выявленные нарушения по содержанию и ремонту жилого дома по адресу Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Авсюнино, ул. Ленина, N 6: частичное разрушение штукатурного слоя нижней части балконной плиты, штукатурного слоя балконной плиты сверху, коррозия и частичное разрушение ограждения балконной плиты (л.л. 43-45).
Уведомлением от 04.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 административный орган известил общество о составлении протокола об административном правонарушении 05.08.2010 в 10.30 (л.д. 46). Данное уведомление получено обществом 04.08.2010, что подтверждено штампом входящей корреспонденции.
В присутствии генерального директора общества Макарова В.Ф. составлен протокол от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 47-50).
Также административным органом выдано предписание от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 об устранении обществом выявленных нарушений в срок до 11.01.2011 (л.д. 53-54).
Предписание от 05.08.2010 вручено генеральному директору общества Макарову В.Ф. 05.08.2010, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе предписания (л.д. 54).
Определением административного органа от 16.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 06.09.2010 в 11.00 (л.д. 57).
Указанное определение вручено представителю общества 16.08.2010 Кошкаревой Е.С., что подтверждается ее подписью.
В назначенную дату административным органом при участии представителя общества Кошкаревой Е.С. по доверенности от 12.08.2010, принято постановление от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.22 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 58-60). Постановление получено обществом 06.09.2010.
Не согласившись с постановлением от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и о соблюдении инспекцией порядка привлечения к административной ответственности.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47, Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ Госжилинспекция Московской области является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.03 N 5176) определено, что указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных Организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; осмотров; подготовки к сезонной эксплуатации; текущего ремонта; капитального ремонта и т.д.
Лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Авсюнино, ул. Ленина, дом N 6 является общество, что подтверждается договором от 01.08.2008 N 1, заключенным обществом и учреждением "Комитет по управлению имуществом Орехово-Зуевского муниципального района" (собственник помещений указанного многоквартирного дома) (л.д. 62-64).
В силу данного договора содержание и текущий ремонт общего имущества осуществляется управляющей организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Перечень общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу определен в приложении N 1 к договору от 01.08.2008 N 1 (л.д. 65).
В соответствии с указанным перечнем к общему имуществу собственников многоквартирного дома относятся в том числе: помещения в данном доме, не являющееся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в данном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое оборудование), земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (л.д. 65).
Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома по рассматриваемому адресу определен в приложении N 2 к договору от 01.08.2008 N 1 (л.д. 66).
Согласно протоколу административного органа от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 обществу вменяется нарушение пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 вышеназванных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 и являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.
На основании Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества в том числе входит: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытия, балконные и иные плиты (пункт 2 названных правил).
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
Согласно пунктам 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
В результате проверки состояния жилого дома по рассматриваемому адресу выявлено, что содержание общего имущества дома также не соответствует указанным выше нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
На основании изложенного арбитражным судом апелляционной инстанции отклонен довод апелляционной жалобы о том, что балконы не являются общим имуществом собственников помещений в жилом доме и об отсутствии у управляющей организации возможности произвести ремонт балконов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательства проведения всех необходимых мероприятий для устранения нарушений, зафиксированных административным органом в материалах проверки, а также в материалах дела отсутствуют.
Между тем нарушения, указанные в акте от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010, свидетельствуют о недостаточности проводимых обществом работ по содержанию и ремонту жилого дома, подтверждают ненадлежащее исполнение обществом своих обязанностей по договору от 01.08.2008 N 1 и в силу требований законодательства.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, допущенного в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений. Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного суду не представлено.
В апелляционной жалобе общества также не содержится доводов, подтверждающих исполнение заявителем как управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, пос. Авсюнино, ул. Ленина, дом N 6 принятых на себя обязательств по договору от 01.08.2008 N 1.
Следует отметить, что работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны осуществляться на основании договора от 01.08.2008 N 1 и подлежали включению в стоимость оплаты по данному договору. При этом согласно приложению N 1 к указанному договору, к общему имуществу многоквартирного дома, в том числе относятся несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундамент и несущие стены, плиты перекрытий, балконные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (л.д. 65).
Согласно договору от 01.08.2008 N 1 жильцы вносят плату за жилые помещения и коммунальные услуги, которые включают в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, необходимо отметить, что общество является коммерческой организацией, которая в силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве основной цели своей деятельности имеет цель извлечения прибыли. При этом, риск наступления неблагоприятных последствий в результате осуществления такой деятельности полностью ложится на общество.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что для проведения ремонтно-восстановительных работ балконов необходимо согласие жильцов.
Между тем доказательства проведения обществом обследования (осмотров) балконов и принятия обществом мер по проведению ремонтных работ в материалы дела не представлены. Доказательств отсутствия у общества возможности, в том числе по несогласию жильцов, проведения ремонтных работ суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Кроме того следует отметить, что проверка на основании распоряжения административного органа от 16.07.2010 N 1-43-3320-11-2010 проведена инспекцией на основании обращения жильца кв. N 45 дома N 6 по ул. Ленина пос. Авсюнино Орехово-Зуевского района Московской области, в котором указано на необходимость ремонта балкона названной квартиры (л.д. 37-38).
Указанные обстоятельства подтверждают наличие виновных действий общества в допущенном административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании изложенного, судом установлено, что выявленные 05.08.2010 в ходе административной проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем содержании жилого дома по рассматриваемому адресу. Возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Судом также установлено, что порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьями 28.2, 25.1 КоАП РФ; постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; факт административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела. Административное наказание назначено обществу в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что сроки и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены, права и законные интересы общества при производстве по делу о привлечении к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству постановления административного органа от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2010 по делу N А41-35639/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Г.ГАГАРИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2011 ПО ДЕЛУ N А41-35639/10
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2011 г. по делу N А41-35639/10
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Коржова Л.В., доверенность от 17.09.2010 N 1147-р-исх.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авсюнинское предприятие городского хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2010 по делу N А41-35639/10, принятое судьей Афанасьевой М.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авсюнинское предприятие городского хозяйства" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авсюнинское предприятие городского хозяйства" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, инспекция) от 07.06.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (л.д. 90-91).
Представитель общества в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица.
Представитель административного органа в судебном заседании против доводов заявителя возражал по мотивам, изложенным в письменных пояснениях от 15.04.2011 N 1-43-3320-11-2010 на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы общества. По мнению административного органа, наличие в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюден, в связи с чем постановление от 07.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 является законным, принятым в соответствии с компетенцией административного органа и при наличии достаточных оснований.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения административного органа от 16.07.2010 N 1-43-3320-11-2010 сотрудниками инспекции 05.08.2010 проведена проверка состояния жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Авсюнино, ул. Ленина, N 6 (л.д. 39-40).
Уведомлением от 04.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 административный орган известил общество о проведении 05.08.2010 в 10.30 проверки по контролю за соблюдением обществом правил содержания общего имущества собственников помещений по вышеназванному адресу (л.д. 41).
По результатам проведенной проверки в присутствии генерального директора общества Макарова В.Ф. составлен акт проверки от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010, в котором зафиксированы выявленные нарушения по содержанию и ремонту жилого дома по адресу Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Авсюнино, ул. Ленина, N 6: частичное разрушение штукатурного слоя нижней части балконной плиты, штукатурного слоя балконной плиты сверху, коррозия и частичное разрушение ограждения балконной плиты (л.л. 43-45).
Уведомлением от 04.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 административный орган известил общество о составлении протокола об административном правонарушении 05.08.2010 в 10.30 (л.д. 46). Данное уведомление получено обществом 04.08.2010, что подтверждено штампом входящей корреспонденции.
В присутствии генерального директора общества Макарова В.Ф. составлен протокол от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 47-50).
Также административным органом выдано предписание от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 об устранении обществом выявленных нарушений в срок до 11.01.2011 (л.д. 53-54).
Предписание от 05.08.2010 вручено генеральному директору общества Макарову В.Ф. 05.08.2010, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе предписания (л.д. 54).
Определением административного органа от 16.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 06.09.2010 в 11.00 (л.д. 57).
Указанное определение вручено представителю общества 16.08.2010 Кошкаревой Е.С., что подтверждается ее подписью.
В назначенную дату административным органом при участии представителя общества Кошкаревой Е.С. по доверенности от 12.08.2010, принято постановление от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.22 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 58-60). Постановление получено обществом 06.09.2010.
Не согласившись с постановлением от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и о соблюдении инспекцией порядка привлечения к административной ответственности.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47, Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ Госжилинспекция Московской области является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.03 N 5176) определено, что указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных Организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1).
Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; осмотров; подготовки к сезонной эксплуатации; текущего ремонта; капитального ремонта и т.д.
Лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, п. Авсюнино, ул. Ленина, дом N 6 является общество, что подтверждается договором от 01.08.2008 N 1, заключенным обществом и учреждением "Комитет по управлению имуществом Орехово-Зуевского муниципального района" (собственник помещений указанного многоквартирного дома) (л.д. 62-64).
В силу данного договора содержание и текущий ремонт общего имущества осуществляется управляющей организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Перечень общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу определен в приложении N 1 к договору от 01.08.2008 N 1 (л.д. 65).
В соответствии с указанным перечнем к общему имуществу собственников многоквартирного дома относятся в том числе: помещения в данном доме, не являющееся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в данном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое оборудование), земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (л.д. 65).
Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома по рассматриваемому адресу определен в приложении N 2 к договору от 01.08.2008 N 1 (л.д. 66).
Согласно протоколу административного органа от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010 обществу вменяется нарушение пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 вышеназванных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 и являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.
На основании Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества в том числе входит: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытия, балконные и иные плиты (пункт 2 названных правил).
В пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений; постоянную готовность инженерных коммуникаций; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил, содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
Согласно пунктам 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
В результате проверки состояния жилого дома по рассматриваемому адресу выявлено, что содержание общего имущества дома также не соответствует указанным выше нормам Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
На основании изложенного арбитражным судом апелляционной инстанции отклонен довод апелляционной жалобы о том, что балконы не являются общим имуществом собственников помещений в жилом доме и об отсутствии у управляющей организации возможности произвести ремонт балконов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пунктом 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательства проведения всех необходимых мероприятий для устранения нарушений, зафиксированных административным органом в материалах проверки, а также в материалах дела отсутствуют.
Между тем нарушения, указанные в акте от 05.08.2010 N 1-43-3320-11-2010, свидетельствуют о недостаточности проводимых обществом работ по содержанию и ремонту жилого дома, подтверждают ненадлежащее исполнение обществом своих обязанностей по договору от 01.08.2008 N 1 и в силу требований законодательства.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, допущенного в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений. Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного суду не представлено.
В апелляционной жалобе общества также не содержится доводов, подтверждающих исполнение заявителем как управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, пос. Авсюнино, ул. Ленина, дом N 6 принятых на себя обязательств по договору от 01.08.2008 N 1.
Следует отметить, что работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны осуществляться на основании договора от 01.08.2008 N 1 и подлежали включению в стоимость оплаты по данному договору. При этом согласно приложению N 1 к указанному договору, к общему имуществу многоквартирного дома, в том числе относятся несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундамент и несущие стены, плиты перекрытий, балконные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (л.д. 65).
Согласно договору от 01.08.2008 N 1 жильцы вносят плату за жилые помещения и коммунальные услуги, которые включают в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, необходимо отметить, что общество является коммерческой организацией, которая в силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве основной цели своей деятельности имеет цель извлечения прибыли. При этом, риск наступления неблагоприятных последствий в результате осуществления такой деятельности полностью ложится на общество.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что для проведения ремонтно-восстановительных работ балконов необходимо согласие жильцов.
Между тем доказательства проведения обществом обследования (осмотров) балконов и принятия обществом мер по проведению ремонтных работ в материалы дела не представлены. Доказательств отсутствия у общества возможности, в том числе по несогласию жильцов, проведения ремонтных работ суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Кроме того следует отметить, что проверка на основании распоряжения административного органа от 16.07.2010 N 1-43-3320-11-2010 проведена инспекцией на основании обращения жильца кв. N 45 дома N 6 по ул. Ленина пос. Авсюнино Орехово-Зуевского района Московской области, в котором указано на необходимость ремонта балкона названной квартиры (л.д. 37-38).
Указанные обстоятельства подтверждают наличие виновных действий общества в допущенном административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
На основании изложенного, судом установлено, что выявленные 05.08.2010 в ходе административной проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем содержании жилого дома по рассматриваемому адресу. Возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Судом также установлено, что порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьями 28.2, 25.1 КоАП РФ; постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; факт административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела. Административное наказание назначено обществу в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
При названных обстоятельствах арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что сроки и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены, права и законные интересы общества при производстве по делу о привлечении к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству постановления административного органа от 06.09.2010 N 1-43-3320-11-2010 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.12.2010 по делу N А41-35639/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Г.ГАГАРИНА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)