Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2008 N Ф03-5108/2008 ПО ДЕЛУ N А73-3998/2008-90АП

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2008 г. N Ф03-5108/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 10.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008
по делу N А73-3998/2008-90АП Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
о признании незаконным и отмене постановления от 18.04.2008 N 1353
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.04.2008 N 1353 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, управление, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.06.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ОАО "ДЭК" состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на часть 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и утверждает что, являясь ресурсоснабжающей организацией, не может являться исполнителем коммунальных услуг и отвечать за надлежащее техническое состояние и потребительские свойства приборов учета.
По мнению общества, нормы жилищного законодательства по вопросу обслуживания внутридомовых инженерных систем имеют приоритет перед нормами ГК РФ, поэтому исполнителем услуг должны быть специализированные организации на основании договора либо управляющие организации, товарищества собственников жилья и т.д.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
В представленном на жалобу отзыве Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю и его представители в судебном заседании просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения как принятые в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю и ОАО "ДЭК", Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по заявлению К. на основании распоряжения от 20.02.2008 N 400 отделом защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю 05.03.2008 проведены мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "ДЭК" законодательства о защите прав потребителей в доме по адресу: г.Хабаровск, ул.Служебная, 15. Результаты мероприятий контроля отражены в акте от 05.03.2008, согласно которому приборы учета электроэнергии (электросчетчики) в указанном доме находятся на балансе общества; для квартиры N 48, где проживает К., установлен электросчетчик типа СО2М, госпроверка которого проводилась в 1967 году; указанный прибор учета исключен Госстандартом России из реестра средств измерений для коммерческих расчетов, метрологическая проверка таких счетчиков запрещена, комплектующие детали отсутствуют. Из листа обходов ОАО "ДЭК" по указанной квартире следует, что с 24.04.2007 в счетчике отсутствует пломба ЭНС, что послужило основанием для расчета за потребленную электроэнергию в указанной квартире по среднему нормативу с 01.04.2007.
Поскольку обществом на момент проведения проверки не представлены документы, подтверждающие вручение К. уведомления или предупреждения, предписания о замене электросчетчика, отсутствует акт о несоответствии техническим параметрам установленного прибора учета электроэнергии, а также в связи с взиманием обществом платы за электроэнергию по среднему нормативу по этому же дому в 39 квартирах с января 2001 года, в одной - с декабря 2005 года, в двух - с апреля 2007, ввиду того, что счетчики находятся в ненадлежащем техническом состоянии, административным органом 28.03.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 1353 и 18.04.2008 вынесено постановление N 1353, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергией возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 Правил N 307 дано понятие коммунальных услуг - деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе, по энергоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги.
В этом же пункте 3 Правил N 307 определены понятия ресурсоснабжающей организации - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющего продажу коммунальных ресурсов; потребителя - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; внутридомовых инженерных систем - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Доказательств избрания собственниками жилых помещений дома, расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул.Служебная, 15, способа управления этого дома, заключения договора энергоснабжения с иной управляющей организацией ОАО "ДЭК" не представлено. Названный дом не находится в управлении МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам". Следовательно, общество, продавая электроэнергию в указанный многоквартирный дом, выступает ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Пунктом 49 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг предусмотрены обязанности исполнителя, в частности подпунктом "г" установлена обязанность самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, подпунктом "л" предусмотрена обязанность исполнителя информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем, о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу статьи 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что приборы электроэнергии (электросчетчики), установленные в рассматриваемом доме, находятся на балансе ОАО "ДЭК". К., проживающий в этом доме и потребляющий электроэнергию, признается заключившим договор энергоснабжения с обществом, с момента первого фактического подключения абонента к сети, согласно статье 540 ГК РФ. Из писем Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края следует, что в 2006 - 2007 годах при формировании тарифов предусмотрены были расходы на замену приборов учета электрической энергии.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ДЭК", являясь исполнителем коммунальных услуг и собственником приборов учета электроэнергии, не обеспечило надлежащего технического состояния приборов учета электроэнергии, установленных в указанном доме, не сообщило жильцу К. о несоответствии прибора учета электроэнергии установленным требованиям, при этом плату за оказанные услуги взимало не на основании показания электросчетчика, а по среднему нормативу, т.е. допустило обмеривание потребителя, нарушило право последнего на получение услуги в полном объеме.
При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о наличии в действиях ОАО "ДЭК" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, обоснован. Оснований для отмены обжалуемых судебный актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод заявителя жалобы о ненадлежащем определении исполнителя коммунальных услуг по рассматриваемому делу, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку был предметом рассмотрения суда первой инстанции и Шестого арбитражного апелляционного суда и получил надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 104 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

решение от 10.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А73-3998/2008-90АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания" государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную при подаче кассационной жалобы. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)