Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" - Песчинской Е.А., представителя по доверенности от 23.12.2011;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю - Сенченко Е.С., представителя по доверенности от 19.03.2012 N 01.1-2838;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 28 июня 2012 года
по делу N А73-6228/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (ОГРН 1052700260051, ИНН 2724084665)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2012 N 506
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 27.04.2012 N 506 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель жалобы считает, что Управлением Роспотребнадзора не доказана вина общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Судом установлено, что в связи с поступившим в Управление Роспотребнадзора от гражданина Лавшук А.Ф., проживающего по адресу: <...>, обращением о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, определением от 10.04.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ, назначено административное расследование.
Из материалов дела следует, что ООО "Бруслит Сервис" на основании договора от 28.08.2008 N 1/88-у осуществляет функции по управлению, надлежащему содержанию, ремонту и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги указанным многоквартирным домом.
В ходе проверки 11.04.2012 установлено, что обществом были нарушены положения пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: подвал жилого дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 33 подтоплен канализационными стоками, захламлен, что является нарушением по статьей 6.4 КоАП РФ.
По результатам проверки в присутствии представителя ООО "Бруслит Сервис", а также двух понятых составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.04.2012.
Установив признаки административного правонарушения по статье 6.4 КоАП РФ административным органом в присутствии представителя общества по доверенности, в отношении ООО "Бруслит Сервис" 12.04.2012 составлен протокол N 506.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 27.04.2012, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, ООО "Бруслит Сервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционная коллегия судей руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 6.4. КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пунктов 16 и 17 Правил при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно положениям статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающюю среду регулируется Законом РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона РФ N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2004 N 554, Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
В соответствии со статьей 39 Закона РФ N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 39 Закона РФ N 52-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2010 были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), введенные в действие с 15.08.2010.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается: захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Согласно пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется:
- - своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;
- - проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Судом установлено, что функции по управлению, надлежащему содержанию многоквартирного дома по адресу г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 33 осуществляет ООО "Бруслит Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 28.08.2008 N 1/88-у.
В силу пункта 3.1.1 договора ООО "Бруслит Сервис" обязуется управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Правил, предусмотрено, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится кроме прочего: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В связи с чем, выявленное административным органом 11.04.2012 нарушение обществом положения пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", выраженное в подтоплении подвала жилого дома канализационными стоками и его захламлении, является нарушением по статье 6.4 КоАП РФ.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что ООО "Бруслит Сервис" являясь управляющей компанией и взимая плату за надлежащие содержания общего имущества многоквартирного дома, взяло на себя риск, связанный с осуществлением коммерческой деятельности, обязано своевременно и в полном объеме исполнять требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, не допускать захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Учитывая вышеизложенное, суд признает доказанным факт ненадлежащего исполнения обществом своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, а именно ООО "Бруслит Сервис" не были предприняты все возможные меры для недопущения выявленных нарушений.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что бездействие ООО "Бруслит Сервис" правомерно было квалифицировано административным органом по статье 6.4. КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы об отсутствии своей вины в затоплении подвального помещения, со ссылкой на виновное действие (бездействие) со стороны МУП ГХ "Водоканал" апелляционной коллегией судей отклоняется как неподтвержденный материалами дела и необоснованный.
Вместе с тем, вина общества подтверждается заявлением гражданки Лавшук А.Ф. от 23.03.2012, согласно которому подвальное помещение жилого дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 33 подъезда N 2 затоплено с мая 2009 года канализационными нечистотами, а поскольку длительное время канализация не работает, и нечистоты сливаются в подвал, это приводит в разрушению здания.
Протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.04.2012 составленным в присутствии представителя ООО "Бруслит Сервис", а также двух понятых подтверждается факт затопления подвала жилого дома и его захламление.
Апелляционной коллегией судей довод общества, о том, что в протоколе осмотра отсутствует указание на то, чем захламлен подвал отклоняется, как не существенный, поскольку в силу пункта 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений не допустимо, независимо от предметов мусора или хлама. Присутствовавший при осмотре подвального помещения представитель общества подписал акт осмотра без замечаний.
Выявленное нарушение является существенными, так как несоблюдение требований СанПиН 2.1.2.2645-10 создают угрозу здоровью граждан.
Таким образом, вина ООО "Бруслит Сервис" в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 6.4 КоАП РФ признается доказанной.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений судом норм процессуального права не установлено
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 июня 2012 года по делу N А73-6228/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2012 N 06АП-3476/2012 ПО ДЕЛУ N А73-6228/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2012 г. N 06АП-3476/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" - Песчинской Е.А., представителя по доверенности от 23.12.2011;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю - Сенченко Е.С., представителя по доверенности от 19.03.2012 N 01.1-2838;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 28 июня 2012 года
по делу N А73-6228/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (ОГРН 1052700260051, ИНН 2724084665)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления от 27.04.2012 N 506
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 27.04.2012 N 506 о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель жалобы считает, что Управлением Роспотребнадзора не доказана вина общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным постановления.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Судом установлено, что в связи с поступившим в Управление Роспотребнадзора от гражданина Лавшук А.Ф., проживающего по адресу: <...>, обращением о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, определением от 10.04.2012 было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ, назначено административное расследование.
Из материалов дела следует, что ООО "Бруслит Сервис" на основании договора от 28.08.2008 N 1/88-у осуществляет функции по управлению, надлежащему содержанию, ремонту и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги указанным многоквартирным домом.
В ходе проверки 11.04.2012 установлено, что обществом были нарушены положения пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: подвал жилого дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 33 подтоплен канализационными стоками, захламлен, что является нарушением по статьей 6.4 КоАП РФ.
По результатам проверки в присутствии представителя ООО "Бруслит Сервис", а также двух понятых составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.04.2012.
Установив признаки административного правонарушения по статье 6.4 КоАП РФ административным органом в присутствии представителя общества по доверенности, в отношении ООО "Бруслит Сервис" 12.04.2012 составлен протокол N 506.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 27.04.2012, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, ООО "Бруслит Сервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционная коллегия судей руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 6.4. КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пунктов 16 и 17 Правил при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Согласно положениям статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающюю среду регулируется Законом РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона РФ N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2004 N 554, Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).
В соответствии со статьей 39 Закона РФ N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 39 Закона РФ N 52-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Главным государственным санитарным врачом РФ 10.06.2010 были утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), введенные в действие с 15.08.2010.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается: захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Согласно пункта 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется:
- - своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;
- - проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Судом установлено, что функции по управлению, надлежащему содержанию многоквартирного дома по адресу г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 33 осуществляет ООО "Бруслит Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 28.08.2008 N 1/88-у.
В силу пункта 3.1.1 договора ООО "Бруслит Сервис" обязуется управлять многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Правил, предусмотрено, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится кроме прочего: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В связи с чем, выявленное административным органом 11.04.2012 нарушение обществом положения пункта 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", выраженное в подтоплении подвала жилого дома канализационными стоками и его захламлении, является нарушением по статье 6.4 КоАП РФ.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что ООО "Бруслит Сервис" являясь управляющей компанией и взимая плату за надлежащие содержания общего имущества многоквартирного дома, взяло на себя риск, связанный с осуществлением коммерческой деятельности, обязано своевременно и в полном объеме исполнять требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, не допускать захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Учитывая вышеизложенное, суд признает доказанным факт ненадлежащего исполнения обществом своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, а именно ООО "Бруслит Сервис" не были предприняты все возможные меры для недопущения выявленных нарушений.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что бездействие ООО "Бруслит Сервис" правомерно было квалифицировано административным органом по статье 6.4. КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы об отсутствии своей вины в затоплении подвального помещения, со ссылкой на виновное действие (бездействие) со стороны МУП ГХ "Водоканал" апелляционной коллегией судей отклоняется как неподтвержденный материалами дела и необоснованный.
Вместе с тем, вина общества подтверждается заявлением гражданки Лавшук А.Ф. от 23.03.2012, согласно которому подвальное помещение жилого дома по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 33 подъезда N 2 затоплено с мая 2009 года канализационными нечистотами, а поскольку длительное время канализация не работает, и нечистоты сливаются в подвал, это приводит в разрушению здания.
Протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.04.2012 составленным в присутствии представителя ООО "Бруслит Сервис", а также двух понятых подтверждается факт затопления подвала жилого дома и его захламление.
Апелляционной коллегией судей довод общества, о том, что в протоколе осмотра отсутствует указание на то, чем захламлен подвал отклоняется, как не существенный, поскольку в силу пункта 9.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений не допустимо, независимо от предметов мусора или хлама. Присутствовавший при осмотре подвального помещения представитель общества подписал акт осмотра без замечаний.
Выявленное нарушение является существенными, так как несоблюдение требований СанПиН 2.1.2.2645-10 создают угрозу здоровью граждан.
Таким образом, вина ООО "Бруслит Сервис" в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 6.4 КоАП РФ признается доказанной.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений судом норм процессуального права не установлено
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 июня 2012 года по делу N А73-6228/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)