Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 22 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии
- от федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился;
- от Черемховского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области - представитель не явился;
- от Прокуратуры Амурской области - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 08.10.2010
по делу N А04-3530/2010
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи Курмачев Д.В., Москаленко И.А., Лодяная Л.Л.
По заявлению федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
к Черемховскому сельскому Совету народных депутатов Ивановского района Амурской области
при участии Прокуратуры Амурской области
об оспаривании нормативного правового акта
Федеральное государственное учреждение "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, КЭЧ района) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействующим решения Черемховского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области (далее - Черемховский СНД) от 01.02.2010 N 77 "Об отмене решения от 25.09.2008 N 31 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
К участию в деле привлечена Прокуратура Амурской области.
Решением суда от 08.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебных акт мотивирован тем, что Черемховский СНД действовал в пределах предоставленных ему полномочий, не допустив при этом нарушения норм права, установленных законами и нормативными актами, имеющими большую юридическую силу и регулирующими возникшие правоотношения сторон.
Не согласившись с решением суда, КЭЧ района обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, решение Черемховского СНД N 77 от 01.02.2010 нарушило права и законные интересы КЭЧ района, отменив действовавшее решение N 31 от 25.09.2008 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" и не установив новые нормативы. Кроме того, у Черемховского СНД отсутствовали правовые основания для отмены действовавшего нормативного акта.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательства по делу участие не принимали.
Изучив материала дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.09.2008 решением Черемховского СНД N 31 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ (приложение N 1).
01.02.2010 решением N 77 Черемховский СНД отменил указанное выше решение. Принято решение направить заключение по результатам экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги, проведенные ООО "Профи-К" в соответствии с договором ДУ-5 Благовещенской КЭЧ N 01108 от 25.08.2008, в Комитет по управлению имуществом администрации Ивановского района для приведения в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и главой 2 Правил оказания коммунальных услуг "Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг".
Считая, что данное решение не соответствует действующим нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы КЭЧ района, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд правомерно исходил из нижеследующего.
Решением Черемховского СНД от 25.09.2008 N 31 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг. Согласно приложению N 1 к решению норма расхода воды на 1 человека благоустроенные жилые дома - 87,6 куб. м. в год, норма водоотведения (канализации) благоустроенные жилые дома - 65,9 куб.м. в год; норма расхода тепловой энергии на отопление жилые дома с централизованным отоплением - 0,3132 Гкал/кв.м. в год.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы приняты и действуют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Решение Черемховского СНД от 25.09.2008 N 31 принято в нарушение требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а именно: нормативы коммунальных услуг утверждены в расчете на 1 год, что противоречит постановлению, указанному выше, так как норматив потребления коммунальных услуг производится в расчете на 1 месяц.
На эти обстоятельства было указано депутатом 7 округа муниципального образования Черемховского Сельсовета, принесен протест Прокуратуры Ивановского района от 15.12.2009 N 150-09 на решение Черемховского СНД N 31 от 25.09.2008. Исходя из вышеизложенного, последним принято решение N 77 от 01.02.2010 "Об отмене решения N 31 от 25.02.2008 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления (или его должностные лица) в порядке самоконтроля вправе отменить или приостановить действие принятого ими муниципального правового акта.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Решение от 25.09.2008 N 31 отменено органом местного самоуправления в связи с нарушением при установлении нормативов требований пункта 2 Правил, пункта 16 приложения к Правилам.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что Черемховский СНД действовал в пределах предоставленных ему полномочий, является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что Черемховский СНД своим решением N 77 от 01.02.2010, отменив старые нормативы и не установив новые, нарушил права и законные интересы КЭЧ района, следует отклонить, так как на период принятия оспариваемого решения было принято решение направить заключение по результатам экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги для приведения их в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006.
Об указанном выше свидетельствует тот факт, что 14.04.2010 Черемховским СНД принято решение N 88 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ на 2010-2012 года, которое распространило свое действие на нормативы жилищно-коммунальных услуг, начиная с января 2010 года.
Кроме того, судом установлено, что решением от 14.04.2010 Черемховский СНД повторно отменил решение N 31 от 25.09.2008 как принятое с нарушением действующего законодательства. Решением Арбитражного суда Амурской области от 13.09.2010 по делу N А04-2938/2010, вступившим в законную силу, данный пункт решения от 14.04.2010 N 88 признан соответствующим действующему законодательству.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для отмены принятого судом решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 08.10.2010 по делу N А04-3530/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2010 N Ф03-8999/2010 ПО ДЕЛУ N А04-3530/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2010 г. N Ф03-8999/2010
Резолютивная часть постановления от 22 декабря 2010 г. Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии
- от федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился;
- от Черемховского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области - представитель не явился;
- от Прокуратуры Амурской области - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 08.10.2010
по делу N А04-3530/2010
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи Курмачев Д.В., Москаленко И.А., Лодяная Л.Л.
По заявлению федерального государственного учреждения "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации
к Черемховскому сельскому Совету народных депутатов Ивановского района Амурской области
при участии Прокуратуры Амурской области
об оспаривании нормативного правового акта
Федеральное государственное учреждение "Благовещенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, КЭЧ района) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействующим решения Черемховского сельского Совета народных депутатов Ивановского района Амурской области (далее - Черемховский СНД) от 01.02.2010 N 77 "Об отмене решения от 25.09.2008 N 31 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
К участию в деле привлечена Прокуратура Амурской области.
Решением суда от 08.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебных акт мотивирован тем, что Черемховский СНД действовал в пределах предоставленных ему полномочий, не допустив при этом нарушения норм права, установленных законами и нормативными актами, имеющими большую юридическую силу и регулирующими возникшие правоотношения сторон.
Не согласившись с решением суда, КЭЧ района обратилась с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, решение Черемховского СНД N 77 от 01.02.2010 нарушило права и законные интересы КЭЧ района, отменив действовавшее решение N 31 от 25.09.2008 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" и не установив новые нормативы. Кроме того, у Черемховского СНД отсутствовали правовые основания для отмены действовавшего нормативного акта.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательства по делу участие не принимали.
Изучив материала дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.09.2008 решением Черемховского СНД N 31 были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ (приложение N 1).
01.02.2010 решением N 77 Черемховский СНД отменил указанное выше решение. Принято решение направить заключение по результатам экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги, проведенные ООО "Профи-К" в соответствии с договором ДУ-5 Благовещенской КЭЧ N 01108 от 25.08.2008, в Комитет по управлению имуществом администрации Ивановского района для приведения в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и главой 2 Правил оказания коммунальных услуг "Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг".
Считая, что данное решение не соответствует действующим нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы КЭЧ района, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд правомерно исходил из нижеследующего.
Решением Черемховского СНД от 25.09.2008 N 31 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг. Согласно приложению N 1 к решению норма расхода воды на 1 человека благоустроенные жилые дома - 87,6 куб. м. в год, норма водоотведения (канализации) благоустроенные жилые дома - 65,9 куб.м. в год; норма расхода тепловой энергии на отопление жилые дома с централизованным отоплением - 0,3132 Гкал/кв.м. в год.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниями приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы приняты и действуют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Решение Черемховского СНД от 25.09.2008 N 31 принято в нарушение требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а именно: нормативы коммунальных услуг утверждены в расчете на 1 год, что противоречит постановлению, указанному выше, так как норматив потребления коммунальных услуг производится в расчете на 1 месяц.
На эти обстоятельства было указано депутатом 7 округа муниципального образования Черемховского Сельсовета, принесен протест Прокуратуры Ивановского района от 15.12.2009 N 150-09 на решение Черемховского СНД N 31 от 25.09.2008. Исходя из вышеизложенного, последним принято решение N 77 от 01.02.2010 "Об отмене решения N 31 от 25.02.2008 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления (или его должностные лица) в порядке самоконтроля вправе отменить или приостановить действие принятого ими муниципального правового акта.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Решение от 25.09.2008 N 31 отменено органом местного самоуправления в связи с нарушением при установлении нормативов требований пункта 2 Правил, пункта 16 приложения к Правилам.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что Черемховский СНД действовал в пределах предоставленных ему полномочий, является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что Черемховский СНД своим решением N 77 от 01.02.2010, отменив старые нормативы и не установив новые, нарушил права и законные интересы КЭЧ района, следует отклонить, так как на период принятия оспариваемого решения было принято решение направить заключение по результатам экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги для приведения их в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006.
Об указанном выше свидетельствует тот факт, что 14.04.2010 Черемховским СНД принято решение N 88 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг ДУ-5 Благовещенской КЭЧ на 2010-2012 года, которое распространило свое действие на нормативы жилищно-коммунальных услуг, начиная с января 2010 года.
Кроме того, судом установлено, что решением от 14.04.2010 Черемховский СНД повторно отменил решение N 31 от 25.09.2008 как принятое с нарушением действующего законодательства. Решением Арбитражного суда Амурской области от 13.09.2010 по делу N А04-2938/2010, вступившим в законную силу, данный пункт решения от 14.04.2010 N 88 признан соответствующим действующему законодательству.
При изложенных выше обстоятельствах оснований для отмены принятого судом решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 08.10.2010 по делу N А04-3530/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья:
Сумина Г.А.
Сумина Г.А.
Судьи:
Голиков В.М.
Трофимова О.Н.
Голиков В.М.
Трофимова О.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)