Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2009 ПО ДЕЛУ N А32-909/2008-63/16

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. по делу N А32-909/2008-63/16


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Бобровой В.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - товарищества собственников жилья "Берег - 06" и заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Куценко А.В. (доверенность от 22.08.2008), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2008 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 (судьи Винокур И.Г., Андреева Е.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-909/2008-63/16, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Берег - 06" (далее - товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 05.10.2007 N 17-11/05860 о привлечении товарищества к налоговой ответственности в части налога на имущество организации, а именно: 31 003 рублей 15 копеек налога на имущество, 15 701 рубля 57 копеек штрафа и 1 864 рублей 22 копеек пени; решения от 10.12.2007 N 28894 о взыскании налогов, штрафов, пеней за счет денежных средств налогоплательщика, а также постановления от 21.03.2008 N 476 о взыскании налогов, штрафов, пеней за счет имущества налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что в спорный период жилой дом не являлся объектом основных средств
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008, в удовлетворении заявленных товариществом требований отказать. По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что ТСЖ должно было при получении дома на баланс разделить общую долевую собственность на общее имущество в доме, на стоимость каждой квартиры, определить в стоимостном выражении стоимость каждой квартиры в стоимости общей долевой собственности и присоединить ее к стоимости каждой квартиры в целях определения базы для уплаты налога на имущество физических лиц. Так как указанные действия товарищество не произвело, то отсутствует надлежащее ведение бухгалтерского и налогового учета. В таком случае имущество общей долевой собственности должно учитываться на балансе ТСЖ в составе основных средств и облагаться налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Кроме того, суд не исследовал обстоятельства доначисления иных налогов, пеней и штрафов.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению.
Как видно из материалов дела, с 08.08.2007 по 04.09.2007 налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ТСЖ по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов за период с 18.04.2006 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 05.09.2007 N 17-11/04631 дсп, на который 18.09.2007 товариществом представлены в налоговую инспекцию возражения.
На основании материалов выездной налоговой проверки и возражений товарищества налоговая инспекция приняла решение от 05.10.2007 N 17-11/05860 дсп которым, в частности, товариществу начислила налог на имущество организаций в размере 31 003 рублей 15 копеек, 1 864 рублей 22 копеек пени и 15 701 рубля 57 копеек штрафа по налогу на имущество организаций (в том числе: 9 300 рублей 95 копеек в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, 6 200 рублей 63 копейки в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, 200 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации). Решение в части взыскания недоимки по налогу на имущество организаций мотивировано тем, что на момент проверки товарищество не вело субсчет 01-1 "Жилищный фонд" с учетом форм пользования, не предоставило соглашение участников общей долевой собственности на общее имущество с распределением долей, налог на имущество не исчисляло и не уплачивало.
15 октября 2007 года ТСЖ обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю с жалобой на решение налоговой инспекции от 05.10.2007 N 17-11/05860 дсп. Решением от 19.11.2007 N 27-13-801-1558 УФНС России по Краснодарскому краю оставила жалобу ТСЖ без удовлетворения.
10 декабря 2007 года налоговая инспекция приняла решение N 28894 о взыскании за счет денежных средств товарищества 31 055 рублей 15 копеек налогов, 3 184 рублей 63 копеек пени и 16 870 рублей 98 копеек штрафа.
21 марта 2008 года налоговая инспекция приняла постановление N 476 о взыскании за счет имущества налогоплательщика 23 281 рубля 50 копеек налога на имущество организаций, 1 864 рубля 32 копеек пени и 15 701 рубля 40 копеек штрафа.
Принимая судебные акты суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.




В пункте 1 статьи 35 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Суды установили, что по акту приема-передачи от 01.06.2006 товарищество приняло от ТСЖ "Союз-2001" 40-квартирный жилой дом по ул. Наримановской, 18 (строительный литер 22, х. Ленина) в г. Краснодаре. Члены ТСЖ, проживающие в указанном доме, обладают правом собственности на занимаемые ими квартиры.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ТСЖ от 29.03.2006 предметом деятельности товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Стоимость жилых и нежилых помещений, находящихся в общей долевой собственности граждан и входящих в состав жилого дома, учитывается в бухгалтерском учете ТСЖ за балансом, и физические лица самостоятельно уплачивают соответствующие имущественные налоги применительно к данным объектам согласно законодательству о налогах и сборах.
Суды на основе всестороннего исследования обстоятельств дела обоснованно сделали вывод о том, что в спорный период указанный жилой дом не являлся объектом основных средств ТСЖ. Доказательств обратного налоговая инспекция не представила. Материалами дела не подтверждена передача жилого дома собственниками товариществу на ином праве.
У товарищества в спорный период отсутствовали основные средства, следовательно, объект обложения налогом на имущество также не возник.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления товариществу налога на имущество.
Вместе с тем, принимая судебные акты в отношении признания недействительным решения налоговой инспекции от 10.12.2007 N 28894, суды неполно исследовали обстоятельства дела. Из содержания решения по материалам выездной налоговой проверки следует, что налоговым органом начислялся товариществу не только налог на имущество и соответствующие пени и санкции, но и другие налоги, которые в совокупности взыскивались решением от 10.12.2007. Указанным обстоятельствам судебные инстанции оценки не дали, не установили нарушений процедуры принятия решения о бесспорном взыскании задолженности. В связи с изложенным в части разрешения спора по решению налогового органа от 10.12.2007 N 28894 судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить, какие начисления взыскивались в бесспорном порядке по решению от 10.12.2007 N 28894, выяснить наличие спора в отношении иных, помимо налога на имущество, начислений, полно и всесторонне исследовать доводы сторон.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 по делу N А32-909/2008-63/16 отменить в части признания недействительным решения ИФНС России N 5 по г. Краснодару от 10.12.2007 N 28894 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств ТСЖ "Берег-06" и в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи
В.А.БОБРОВА
Л.А.ЧЕРНЫХ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)