Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Заикиной Н.В.,
судей Волковой Ю.А., Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е.,
рассмотрев апелляционные жалобы ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Тулэнерго" и ОАО "Тульская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 по делу N А68-9538/10 (судья Алешина Т.В.), принятое по иску ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) к ОАО "Тульская сбытовая компания" (г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в; ОГРН 1057100101046), третье лицо: ООО "Строитель-94", о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ким О.В. - представителя по доверенности от 20.12.2010, от ответчика: Бугаева В.В. - представителя по доверенности N 02/Д-139 от 23.06.2011, от третьего лица: не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к открытому акционерному обществу "Тульская сбытовая компания" (далее - ОАО "ТСК") о взыскании задолженности в сумме 1 929 136,22 руб. за услуги по передаче электрической энергии за август 2010 года.
В процессе рассмотрения дела истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность за август 2010 года в сумме 354 611 руб. 71 коп. Данное уточнение принято судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строитель-94" (далее - ООО "Строитель-94").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "ТСК" в пользу ОАО "МРСК Центра и Приволжья" взыскано 312 689 руб. 12 коп. задолженности, 9 253 руб. 78 коп. расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части иска отказано с отнесением на истца расходов по уплате государственной пошлины 838 руб. 45 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Тулэнерго" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", и за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
ОАО "ТСК" также обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что расчет потребленной жителями электроэнергии не может быть произведен исходя из показаний индивидуальных счетчиков граждан. Полагает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права.
В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство о замене ответчика ОАО "Тульская сбытовая компания" на открытое акционерное общество "Тулаэнергосбыт" (далее - ОАО "Тулаэнергосбыт") в связи с его переименованием. Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 произведена замена ответчика ОАО "Тульская сбытовая компания" его правопреемником - ОАО "Тулаэнергосбыт".
Законность и обоснованность решения от 28.04.2011 проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его изменения, предусмотренные статьей 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.02.2008 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (исполнитель) и ОАО "ТСК" (заказчик) был заключен договор N 5 на оказание услуг по передаче электрической энергии (далее - договор N 5 от 04.02.2008), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии (мощности) по сетям прочих сетевых организаций посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) до точек поставки через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и (или) прочих сетевых организаций на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Точки поставки электроэнергии в сеть потребителей определены сторонами в приложении N 2 к договору N 5 от 04.02.2008.
Согласно условиям договора N 5 от 04.02.2008 оплата услуг производится на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг.
В соответствии с пунктом 7.4.2 договора N 5 от 04.02.2008 при возникновении у заказчика обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг последний обязан сделать соответствующую отметку в акте, указав оспариваемую и неоспариваемую части оказанных услуг.
Из материалов дела усматривается, что акты об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) за август 2010 года подписаны ответчиком с протоколом разногласий.
Между ОАО "ТСК" и ООО "Строитель-94" был заключен договор N 500 от 13.02.1995 на снабжение электрической энергией (далее - договор N 500 от 13.02.1995).
Дополнительным соглашением N 1536 к договору N 5 от 04.02.2008, направленным 27.10.2009 ОАО "ТСК" в адрес ОАО "МРСК Центра и Приволжья", истец уведомил ответчика об исключении точки поставки "ф24е024 ТОО Строитель-94" (номер счетчика 344971) в связи с расторжением договора N 500 от 13.02.1995.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных ему услуг по передаче электроэнергии в августе 2010 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о взыскании 312 689 руб. 12 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии жителям многоквартирных домов в августе 2010 года суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из сделок, не противоречащих закону.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений статьи 310 ГК РФ.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861 расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Постановлением Правительства от 01.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в спорный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Пунктом 121 Правил N 530 предусмотрено, что сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
В пункте 143 Правил N 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 159 Правил N 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
В соответствии с пунктом 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2011 по делу N А68-7860/10, вступившим в законную силу, приложение N 2 к договору N 5 от 04.02.2008 на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ОАО "ТСК", признано недействительным в части указания точек поставки электрической энергии в многоквартирные дома.
Следовательно, в рассматриваемом случае точкой поставки электроэнергии в жилые дома, не оборудованные общедомовым прибором учета электроэнергии, является внешняя граница жилого дома.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), дано определение коммунальных ресурсов, под которыми понимаются холодная вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 19 и 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению допускает учет фактического потребления электроэнергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета электроэнергии, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Таким образом, поскольку в спорных многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета электроэнергии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, то судом первой инстанции правомерно не принят во внимание расчет ответчика потребленной электроэнергии исходя из показаний индивидуальных приборов учета жителей многоквартирных домов.
При этом довод апелляционной жалобы ОАО "ТСК" о том, что расчет электроэнергии, потребленной жителями многоквартирных домов за август 2010 года, необходимо производить исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу вышеуказанных положений Правил N 307 при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, объем электроэнергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией (предприятием) по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Постановлением администрации Тульской области от 22.08.2008 N 483 утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета.
В материалы дела администрациями населенных пунктов Тульской области представлены сведения о количестве граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах, доказательств, опровергающих указанные сведения, ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Практика применения положений жилищного законодательства, регулирующих порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета, при наличии в жилых помещениях проживающих в таком доме граждан индивидуальных приборов учета, установлена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380, и исходит из того, что названный объем подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
С учетом изложенного, поскольку расчет истца признан судом обоснованным и подтверждающим объем оказанных услуг по передаче электроэнергии в августе 2010 года, исковые требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о взыскании 312 689 руб. 12 коп. подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением Арбитражного суда Тульской области в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", и за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94", суд первой инстанции указал на обоснованность исключения объема потребления ООО "Строитель-94", поскольку точка поставки "ф24е024 ТОО Строитель-94" была правомерно исключена из приложения N 2 к договору N 5 от 04.02.2008, что подтверждается выводами, изложенными в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 по делу N А68-7604/2010, о том, что между ОАО "ТСК" и ООО "Строитель-94" отсутствуют договорные отношения и поэтому фактически поставленная ООО "Строитель-94" электроэнергия за спорный период не может быть включена в полезный отпуск электрической энергии по точке поставки "ф24е024 ТОО Строитель-94".
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом кассационной инстанции в постановлении ФАС Центрального округа от 29.08.2011 по делу N А68-7604/10, отношения между ОАО "ТСК" и ТОО "Строитель-94" (правопредшественником ООО "Строитель-94") должны рассматриваться как договорные.
ОАО "ТСК" направило в адрес ООО "Строитель-94" договор N 500 от 13.02.1995 на снабжение электрической энергией и дополнительное соглашение от 10.04.2009., однако ООО "Строитель-94" не возвратило в адрес ответчика указанный договор и дополнительное соглашение от 10.04.2009 о включении в приложение N 2 новой точки поставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно пункту 2 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами энергоснабжения стороны, обязанной заключить публичный договор, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 82 Правил N 530 в случае если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не представил указанную информацию или не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. Объем потребленных таким образом услуг определяется в соответствии с порядком осуществления коммерческого учета, установленным разделом XII настоящего документа. В указанном случае гарантирующий поставщик также несет ответственность за прекращение предоставления сетевой организацией или иным законным владельцем электрической сети услуг по передаче электрической энергии покупателю электрической энергии в связи с отсутствием у них сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного, принимая во внимание установление между ОАО "ТСК" и ООО "Строитель-94" договорных отношений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности исключения объемов электроэнергии, переданной ОАО "МРСК Центра и Приволжья" третьему лицу, из расчета взыскиваемой задолженности и о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика 657,63 руб. задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате электроэнергии отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном отказе ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от подписания дополнительного соглашения от 11.09.2009 о внесении изменений в приложение N 2 к договору N 5 от 04.02.2008, об исключении из числа точек поставки лестничных клеток, оборудованных приборами учета, поскольку правом определять точки поставки по договору N 5 от 04.02.2008 обладает только ОАО "ТСК".
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТСК" лишь частично оплатило услуги по передаче электроэнергии в многоквартирные жилые дома, ранее обслуживаемые ЗАО "Плавскградсервис", исходя из показаний индивидуальных приборов учета, ссылаясь на отсутствие у него договорных отношений с потребителями, проживающими в указанных многоквартирных домах, на энергоснабжение мест общего пользования.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 530 действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.
Таким образом, поскольку потребители многоквартирных домов, ранее обслуживаемые ЗАО "Плавскградсервис", оплачивали потребленную электроэнергию непосредственно гарантирующему поставщику, в силу пункта 64 Правил N 530 между ответчиком и его потребителями заключен договор энергоснабжения.
В пункте 2 Правил N 530 дано определение точки поставки на розничном рынке, под которой понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных правилами оптового рынка электрической энергии и мощности) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
Согласно пункту 88 Правил N 530 собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Пунктом 89 Правил N 530 предусмотрено, что количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Следовательно, независимо от того, кто приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию для снабжения многоквартирного дома, определение объемов поставленной электроэнергии в соответствии с действующим законодательством осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Довод апелляционной жалобы ОАО "ТСК" о необходимости суммирования показаний индивидуальных приборов учета потребителей, проживающих в многоквартирных домах, при определении объема потребленной электроэнергии также является несостоятельным и потому, что в таком случае ответчиком не учитываются объемы электроэнергии, используемой на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем 2 пункта 82 Правил N 530, в случае если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не представил указанную информацию или не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора.
Учитывая изложенное, гарантирующий поставщик несет ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии в места общего пользования многоквартирных домов, в частности, на лестничные клетки, вне зависимости от их включения в качестве точек поставки в договор N 5 от 04.02.2008.
Более того, решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2011 по делу N А68-7860/10, вступившим в законную силу, приложение N 2 к договору N 5 от 04.02.2008 признано недействительным в части указания точек поставки электрической энергии в многоквартирные дома в связи с тем, что определение точек поставки гражданам в многоквартирные дома путем указания конкретных квартир в данном приложении N 2 к договору противоречит пункту 89 Правил N 530 и пункту 8 Правил N 491.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований по оплате услуг по передаче электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток, противоречит выводам, изложенным в решении Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2011 по делу N А68-7860/10, поскольку объем полезного отпуска электроэнергии в многоквартирные дома, ранее обслуживаемые ЗАО "Плавскградсервис", определен ответчиком в зависимости от количества электроэнергии, оплаченной абонентами, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, без учета электроснабжения мест общего пользования.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что действующим законодательством не установлено запрета устанавливать приборы учета непосредственно в местах общего пользования (в частности, на лестничных клетках), ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено доказательств неисправности данных приборов учета или недостоверности их показаний, суд апелляционной инстанции считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании 41 264 руб. 96 коп. задолженности по оплате услуг по передаче электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис".
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в полном объеме в размере 354 611 руб. 71 коп., в связи с чем решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 подлежит изменению в части отказа во взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", и за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей жалобы.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 32 291 руб. 36 коп., в том числе по платежному поручению N 13099 от 13.11.2010 на сумму 12 596 руб. 55 коп. и платежному поручению N 10183 от 13.09.2010 на сумму 19 694 руб. 81 коп.
В силу пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при цене иска 354 611 руб. 71 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) составляет 10 092,23 руб.
Согласно статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем госпошлина за подачу иска в сумме 10 092,23 руб., рассчитанная от суммы удовлетворенных исковых требований, судом первой инстанции в сумме 354 611 руб. 71 коп., подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Излишне уплаченная ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по платежным поручениям N 13099 от 13.11.2010 и N 10183 от 13.09.2010 государственная пошлина за подачу иска в сумме 22 199,13 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. также возлагаются на ответчика, в результате чего с ОАО "Тулаэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Центра и Приволжья" подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 по делу N А68-9538/10 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тулаэнергосбыт" (г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в; ОГРН 1057100101046) в пользу открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) задолженность в размере 354 611 руб. 71 коп., а также 10 092,23 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тулаэнергосбыт" (г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в; ОГРН 1057100101046) в пользу открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 22 199,13 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2011 ПО ДЕЛУ N А68-9538/10
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2011 г. по делу N А68-9538/10
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2011 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Заикиной Н.В.,
судей Волковой Ю.А., Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е.,
рассмотрев апелляционные жалобы ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Тулэнерго" и ОАО "Тульская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 по делу N А68-9538/10 (судья Алешина Т.В.), принятое по иску ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) к ОАО "Тульская сбытовая компания" (г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в; ОГРН 1057100101046), третье лицо: ООО "Строитель-94", о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ким О.В. - представителя по доверенности от 20.12.2010, от ответчика: Бугаева В.В. - представителя по доверенности N 02/Д-139 от 23.06.2011, от третьего лица: не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к открытому акционерному обществу "Тульская сбытовая компания" (далее - ОАО "ТСК") о взыскании задолженности в сумме 1 929 136,22 руб. за услуги по передаче электрической энергии за август 2010 года.
В процессе рассмотрения дела истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность за август 2010 года в сумме 354 611 руб. 71 коп. Данное уточнение принято судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строитель-94" (далее - ООО "Строитель-94").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "ТСК" в пользу ОАО "МРСК Центра и Приволжья" взыскано 312 689 руб. 12 коп. задолженности, 9 253 руб. 78 коп. расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части иска отказано с отнесением на истца расходов по уплате государственной пошлины 838 руб. 45 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в лице филиала "Тулэнерго" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", и за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
ОАО "ТСК" также обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что расчет потребленной жителями электроэнергии не может быть произведен исходя из показаний индивидуальных счетчиков граждан. Полагает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права.
В процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителем ответчика заявлено ходатайство о замене ответчика ОАО "Тульская сбытовая компания" на открытое акционерное общество "Тулаэнергосбыт" (далее - ОАО "Тулаэнергосбыт") в связи с его переименованием. Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 произведена замена ответчика ОАО "Тульская сбытовая компания" его правопреемником - ОАО "Тулаэнергосбыт".
Законность и обоснованность решения от 28.04.2011 проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его изменения, предусмотренные статьей 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 04.02.2008 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (исполнитель) и ОАО "ТСК" (заказчик) был заключен договор N 5 на оказание услуг по передаче электрической энергии (далее - договор N 5 от 04.02.2008), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) по своим сетям, а также по организации передачи электрической энергии (мощности) по сетям прочих сетевых организаций посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) до точек поставки через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и (или) прочих сетевых организаций на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Точки поставки электроэнергии в сеть потребителей определены сторонами в приложении N 2 к договору N 5 от 04.02.2008.
Согласно условиям договора N 5 от 04.02.2008 оплата услуг производится на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг.
В соответствии с пунктом 7.4.2 договора N 5 от 04.02.2008 при возникновении у заказчика обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг последний обязан сделать соответствующую отметку в акте, указав оспариваемую и неоспариваемую части оказанных услуг.
Из материалов дела усматривается, что акты об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) за август 2010 года подписаны ответчиком с протоколом разногласий.
Между ОАО "ТСК" и ООО "Строитель-94" был заключен договор N 500 от 13.02.1995 на снабжение электрической энергией (далее - договор N 500 от 13.02.1995).
Дополнительным соглашением N 1536 к договору N 5 от 04.02.2008, направленным 27.10.2009 ОАО "ТСК" в адрес ОАО "МРСК Центра и Приволжья", истец уведомил ответчика об исключении точки поставки "ф24е024 ТОО Строитель-94" (номер счетчика 344971) в связи с расторжением договора N 500 от 13.02.1995.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по оплате оказанных ему услуг по передаче электроэнергии в августе 2010 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения искового требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о взыскании 312 689 руб. 12 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии жителям многоквартирных домов в августе 2010 года суд апелляционной инстанции считает законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из сделок, не противоречащих закону.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений статьи 310 ГК РФ.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861 расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Постановлением Правительства от 01.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в спорный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Пунктом 121 Правил N 530 предусмотрено, что сетевая организация определяет объем потерь электрической энергии в принадлежащих ей электрических сетях за расчетный период на основании данных коммерческого учета электрической энергии, подтвержденных потребителями и производителями (поставщиками) электрической энергии и сетевыми организациями, электрические сети которых технологически присоединены к ее электрическим сетям (далее - смежные сетевые организации), и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии, и в случае покупки электрической энергии для компенсации потерь у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) представляет ему (ей) рассчитанные на основании указанных документов данные о величине потерь электрической энергии.
В пункте 143 Правил N 530 установлено, что в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 159 Правил N 530 сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям).
В соответствии с пунктом 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2011 по делу N А68-7860/10, вступившим в законную силу, приложение N 2 к договору N 5 от 04.02.2008 на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ОАО "ТСК", признано недействительным в части указания точек поставки электрической энергии в многоквартирные дома.
Следовательно, в рассматриваемом случае точкой поставки электроэнергии в жилые дома, не оборудованные общедомовым прибором учета электроэнергии, является внешняя граница жилого дома.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), дано определение коммунальных ресурсов, под которыми понимаются холодная вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 19 и 22 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению допускает учет фактического потребления электроэнергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета электроэнергии, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.
Таким образом, поскольку в спорных многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета электроэнергии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, то судом первой инстанции правомерно не принят во внимание расчет ответчика потребленной электроэнергии исходя из показаний индивидуальных приборов учета жителей многоквартирных домов.
При этом довод апелляционной жалобы ОАО "ТСК" о том, что расчет электроэнергии, потребленной жителями многоквартирных домов за август 2010 года, необходимо производить исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу вышеуказанных положений Правил N 307 при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и абонентом, объем электроэнергии рассчитывается ресурсоснабжающей организацией (предприятием) по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Постановлением администрации Тульской области от 22.08.2008 N 483 утверждены нормативы потребления электрической энергии населением Тульской области при отсутствии приборов учета.
В материалы дела администрациями населенных пунктов Тульской области представлены сведения о количестве граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах, доказательств, опровергающих указанные сведения, ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
Практика применения положений жилищного законодательства, регулирующих порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета, при наличии в жилых помещениях проживающих в таком доме граждан индивидуальных приборов учета, установлена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380, и исходит из того, что названный объем подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, установленных в соответствии с жилищным законодательством.
С учетом изложенного, поскольку расчет истца признан судом обоснованным и подтверждающим объем оказанных услуг по передаче электроэнергии в августе 2010 года, исковые требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" о взыскании 312 689 руб. 12 коп. подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением Арбитражного суда Тульской области в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", и за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94", суд первой инстанции указал на обоснованность исключения объема потребления ООО "Строитель-94", поскольку точка поставки "ф24е024 ТОО Строитель-94" была правомерно исключена из приложения N 2 к договору N 5 от 04.02.2008, что подтверждается выводами, изложенными в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2011 по делу N А68-7604/2010, о том, что между ОАО "ТСК" и ООО "Строитель-94" отсутствуют договорные отношения и поэтому фактически поставленная ООО "Строитель-94" электроэнергия за спорный период не может быть включена в полезный отпуск электрической энергии по точке поставки "ф24е024 ТОО Строитель-94".
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом кассационной инстанции в постановлении ФАС Центрального округа от 29.08.2011 по делу N А68-7604/10, отношения между ОАО "ТСК" и ТОО "Строитель-94" (правопредшественником ООО "Строитель-94") должны рассматриваться как договорные.
ОАО "ТСК" направило в адрес ООО "Строитель-94" договор N 500 от 13.02.1995 на снабжение электрической энергией и дополнительное соглашение от 10.04.2009., однако ООО "Строитель-94" не возвратило в адрес ответчика указанный договор и дополнительное соглашение от 10.04.2009 о включении в приложение N 2 новой точки поставки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Согласно пункту 2 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами энергоснабжения стороны, обязанной заключить публичный договор, следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 82 Правил N 530 в случае если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не представил указанную информацию или не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. Объем потребленных таким образом услуг определяется в соответствии с порядком осуществления коммерческого учета, установленным разделом XII настоящего документа. В указанном случае гарантирующий поставщик также несет ответственность за прекращение предоставления сетевой организацией или иным законным владельцем электрической сети услуг по передаче электрической энергии покупателю электрической энергии в связи с отсутствием у них сведений о наличии заключенного договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
С учетом изложенного, принимая во внимание установление между ОАО "ТСК" и ООО "Строитель-94" договорных отношений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необоснованности исключения объемов электроэнергии, переданной ОАО "МРСК Центра и Приволжья" третьему лицу, из расчета взыскиваемой задолженности и о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика 657,63 руб. задолженности за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по оплате электроэнергии отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном отказе ОАО "МРСК Центра и Приволжья" от подписания дополнительного соглашения от 11.09.2009 о внесении изменений в приложение N 2 к договору N 5 от 04.02.2008, об исключении из числа точек поставки лестничных клеток, оборудованных приборами учета, поскольку правом определять точки поставки по договору N 5 от 04.02.2008 обладает только ОАО "ТСК".
Суд апелляционной инстанции также не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ТСК" лишь частично оплатило услуги по передаче электроэнергии в многоквартирные жилые дома, ранее обслуживаемые ЗАО "Плавскградсервис", исходя из показаний индивидуальных приборов учета, ссылаясь на отсутствие у него договорных отношений с потребителями, проживающими в указанных многоквартирных домах, на энергоснабжение мест общего пользования.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 530 действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя.
Таким образом, поскольку потребители многоквартирных домов, ранее обслуживаемые ЗАО "Плавскградсервис", оплачивали потребленную электроэнергию непосредственно гарантирующему поставщику, в силу пункта 64 Правил N 530 между ответчиком и его потребителями заключен договор энергоснабжения.
В пункте 2 Правил N 530 дано определение точки поставки на розничном рынке, под которой понимается место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных правилами оптового рынка электрической энергии и мощности) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
Согласно пункту 88 Правил N 530 собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в соответствии с настоящим документом и жилищным законодательством Российской Федерации. При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Пунктом 89 Правил N 530 предусмотрено, что количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Следовательно, независимо от того, кто приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию для снабжения многоквартирного дома, определение объемов поставленной электроэнергии в соответствии с действующим законодательством осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Довод апелляционной жалобы ОАО "ТСК" о необходимости суммирования показаний индивидуальных приборов учета потребителей, проживающих в многоквартирных домах, при определении объема потребленной электроэнергии также является несостоятельным и потому, что в таком случае ответчиком не учитываются объемы электроэнергии, используемой на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем 2 пункта 82 Правил N 530, в случае если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не представил указанную информацию или не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора.
Учитывая изложенное, гарантирующий поставщик несет ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии в места общего пользования многоквартирных домов, в частности, на лестничные клетки, вне зависимости от их включения в качестве точек поставки в договор N 5 от 04.02.2008.
Более того, решением Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2011 по делу N А68-7860/10, вступившим в законную силу, приложение N 2 к договору N 5 от 04.02.2008 признано недействительным в части указания точек поставки электрической энергии в многоквартирные дома в связи с тем, что определение точек поставки гражданам в многоквартирные дома путем указания конкретных квартир в данном приложении N 2 к договору противоречит пункту 89 Правил N 530 и пункту 8 Правил N 491.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований по оплате услуг по передаче электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток, противоречит выводам, изложенным в решении Арбитражного суда Тульской области от 24.01.2011 по делу N А68-7860/10, поскольку объем полезного отпуска электроэнергии в многоквартирные дома, ранее обслуживаемые ЗАО "Плавскградсервис", определен ответчиком в зависимости от количества электроэнергии, оплаченной абонентами, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, без учета электроснабжения мест общего пользования.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что действующим законодательством не установлено запрета устанавливать приборы учета непосредственно в местах общего пользования (в частности, на лестничных клетках), ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено доказательств неисправности данных приборов учета или недостоверности их показаний, суд апелляционной инстанции считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании 41 264 руб. 96 коп. задолженности по оплате услуг по передаче электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис".
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в полном объеме в размере 354 611 руб. 71 коп., в связи с чем решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 подлежит изменению в части отказа во взыскании задолженности по оплате электроэнергии, отпущенной на освещение лестничных клеток многоквартирных домов, ранее обслуживаемых ЗАО "Плавскградсервис", и за оказанные услуги по передаче электрической энергии ООО "Строитель-94".
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей жалобы.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 32 291 руб. 36 коп., в том числе по платежному поручению N 13099 от 13.11.2010 на сумму 12 596 руб. 55 коп. и платежному поручению N 10183 от 13.09.2010 на сумму 19 694 руб. 81 коп.
В силу пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при цене иска 354 611 руб. 71 коп. (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) составляет 10 092,23 руб.
Согласно статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в связи с чем госпошлина за подачу иска в сумме 10 092,23 руб., рассчитанная от суммы удовлетворенных исковых требований, судом первой инстанции в сумме 354 611 руб. 71 коп., подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Излишне уплаченная ОАО "МРСК Центра и Приволжья" по платежным поручениям N 13099 от 13.11.2010 и N 10183 от 13.09.2010 государственная пошлина за подачу иска в сумме 22 199,13 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб. также возлагаются на ответчика, в результате чего с ОАО "Тулаэнергосбыт" в пользу ОАО "МРСК Центра и Приволжья" подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.04.2011 по делу N А68-9538/10 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тулаэнергосбыт" (г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в; ОГРН 1057100101046) в пользу открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) задолженность в размере 354 611 руб. 71 коп., а также 10 092,23 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тулаэнергосбыт" (г. Тула, ул. Тимирязева, д. 99в; ОГРН 1057100101046) в пользу открытого акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" (г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ОГРН 1075260020043) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 22 199,13 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.МОРДАСОВ
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)