Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2012 ПО ДЕЛУ N А36-4744/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2012 г. по делу N А36-4744/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания": Глазунов А.Н., доверенность N 301 от 19.12.2011,
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области: Чуносова Л.В., доверенность N 01-1 от 25.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.03.2012 по делу N А36-4744/2011 (судья Е.И. Захарова) по заявлению открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" к Управлению энергетики и тарифов Липецкой области о признании недействительным предписания от 30.08.2011 N 107 в части,

установил:

Открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.08.2011 года N 107 (далее - Управление) в части обязанности перерасчета размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 года по июль 2011 года и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления (пункт 2).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.03.2012 по данному делу в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "ЛГЭК" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, а также взыскать с Управления судебные расходы в размере 4 000 руб. по уплате государственной пошлины в судах первой и апелляционной инстанций.
Общество полагает, что судом области необоснованно не принята во внимание ссылка заявителя на пункт 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в качестве подтверждения необходимости определения объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при отсутствии индивидуальных приборов учета, исходя из числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для горячего водоснабжения). При этом считает, что собственники жилых помещений, не проживающие в них и не пользующиеся коммунальными услугами, не подпадают под понятие потребителей услуг, закрепленное в абз. 3 п. 3 Правил N 307.
Податель жалобы также полагает, что расчет платы за горячее водоснабжение владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, по нормативу должен производиться исходя не из числа собственников, а из числа зарегистрированных граждан. При этом ссылается на определение ВАС РФ от 10.01.2012 по делу N ВАС-16986/11.
В заседании апелляционного суда представитель заявителя жалобы ее доводы поддержал, просил суд обжалуемое решение отменить.
Представитель Управления энергетики и тарифов Липецкой области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, полагая принятое решение неподлежащим отмене.
В обоснование своих возражений ссылается на ст. 153 ЖК РФ, которая обязывает собственника жилого помещения оплачивать коммунальные услуги. Управление прямо связывает эту обязанность с моментом возникновения права собственности, а не с фактом регистрации по месту жительства. Полагает, что правомерность начисления платы за горячее водоснабжение собственникам помещений, в которых никто не зарегистрирован, подтверждается действующим законодательством и сложившейся судебной практикой.
Указывает, что круг лиц, обязанных оплачивать коммунальные услуги, определен в законе. Управление полагает, что все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона оплачивать коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ), являются потребителями коммунальных услуг.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании поступившего в Управление энергетики и тарифов Липецкой области заявления гражданина Гончарова А.А., обратившегося от имени жильцов дома номер 4 по улице Горняцкой в г. Липецке, содержащего сведения о расхождении между показаниями индивидуальных счетчиков жильцов и общедомового прибора учета тепловой энергии и горячей воды, на основании Приказа Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 01.08.2011 г. N 01-03/281-к, должностным лицом Управления в отношении ОАО "ЛГЭК" (поставщик тепловой энергии на отопление и горячей воды) была проведена документарная проверка соблюдения действующего законодательства в части правильности определения объема коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
По результатам проверки был составлен акт от 30.08.2011 N 260.
Согласно данному акту, Управлением выявлено нарушение Обществом Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, в части несоблюдения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период с октября 2010 г. по июль 2011 г., а именно: владельцам квартир NN 5,11,23, не оборудованных индивидуальными приборами учета, и в которых не зарегистрированы жильцы, не производится начисление за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, неверно произведен расчет платы за отопление.
В этой связи 30 августа 2011 года Управлением ОАО "ЛГЭК" было выдано предписание N 107, обязавшее Общество произвести:
- - в срок до 15.12.2011 года перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период октябрь 2010 г. - апрель 2011 г. (п. 1);
- - перерасчет размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 г. по июль 2011 г., при этом произвести начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления (п. 2);
- - предоставить расчет и платежные документы, подтверждающие перерасчет (п. 3).
Полагая, что выданное предписание в части возложения обязанности по перерасчету размера платы за горячее водоснабжение, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществляемой им деятельности, ОАО "ЛГЭК" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 30.08.2011 г. N 107 выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством, в оспариваемой части не нарушает права и законные интересы поставщика тепловой энергии, в связи с чем, не подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционный инстанции находит позицию суда первой инстанции правильной исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. п. 1.1, 6.13.1 Положения об Управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 27.07.2010 года N 280-р, в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 04.02.2011 г. N 29-р, Управление является исполнительным органом государственной власти в области регулирования тарифов, осуществляет государственный контроль за применением установленных цен, за соответствием объема предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства, в связи с чем, в целях реализации предоставленных полномочий Управление вправе выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
При этом, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ, применяются положения данного Кодекса.
Как следует из части 1, пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
По смыслу положений части 11 статьи 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; - плату за коммунальные услуги (ч. ч. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК РФ).
Собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что продажу и поставку тепловой энергии жильцам многоквартирного дома номер 4 по ул. Горняцкая в г. Липецке производит ОАО "ЛГЭК" на основании договора на поставку тепловой энергии на отопление и горячей воды.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Из заявления жителя указанного дома - Гончарова А.А. от 28.07.2011, рассмотренного Управлением, усматривается, что жильцами дома номер 4 соответствующие договоры заключены непосредственно с Обществом.
По смыслу норм закона, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктами 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на одного потребителя.
Согласно пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг,гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), под потребителем понимается - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поскольку собственнику помещения принадлежат права пользования, владения и распоряжения имуществом, вывод суда первой инстанции о том, что собственники помещений, как проживающие, так и не проживающие в жилом помещении, зарегистрированные, либо не зарегистрированные в нем, обязаны в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), является правомерным.
В этой связи указанных лиц следует относить к потребителям коммунальных услуг.
Согласно подпунктам "в", "ж" пункта 52 Правил N 307, потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23, пунктом 30 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, а также учитывая, что жилой дом N 4 по ул. Горняцкой в г. Липецке оборудован общедомовым прибором учета горячей воды, а также частично оборудован индивидуальными приборами учета, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что собственникам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета, ресурсоснабжающей организацией должно производиться начисление размера платы за горячее водоснабжение исходя из норматива потребления, количества потребителей услуг и показателей общедомового прибора учета.
При этом отсутствие в жилом помещении зарегистрированных граждан не освобождает собственника помещения от уплаты коммунальных платежей.
Главой VI Правил N 307 потребителю предоставлено право осуществить перерасчет платы за горячее водоснабжение при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета, в случае временного отсутствия потребителя.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение помещений индивидуальными приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, установка коммерческих приборов учета упростит собственнику жилого помещения процедуру обоснования отсутствия факта потребления коммунальных ресурсов в квартире в соответствующем отчетном периоде.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на формулу, предусмотренную п. п. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам N 307 несостоятельна, поскольку она используется при расчете размера платы за коммунальные услуги при отсутствии в помещениях многоквартирного жилого дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, и в данном случае неприменима.
Ссылка заявителя на пункт 38 Правил N 307 правомерно не принята судом области во внимание, поскольку из Письма Минрегионразвития РФ от 13.02.2007 г. N 2478-РМ/07 следует, что положения указанного пункта, в том числе порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил N 307, на основании договора о приобретении холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.08.2011 года N 107 (далее - Управление) в части обязания Общества осуществить перерасчет размера платы за горячее водоснабжение (пункт 2) согласуется с нормами действующего законодательства.
Доказательства нарушения указанным предписанием в оспариваемой части прав и законных интересов заявителя материалы дела не содержат.
Таким образом, Арбитражный суд Курской области правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, приняв законный и обоснованный судебный акт.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результатов рассмотрения судом первой инстанции заявления Общества, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. правомерно отнесены на ОАО "ЛГЭК".
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции также относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению N 3693 от 12.04.2012 госпошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возвращению открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания".
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.03.2012 по делу N А36-4744/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей из федерального бюджета, уплаченной платежным поручением N 3693 от 12.04.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
В.А.СЕРГУТКИНА

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)