Судебные решения, арбитраж

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА "РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" (ВЫРАБОТАНЫ ПО ИТОГАМ СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СОВЕТОВ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА И ФЕДЕРАЛЬНОМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.03.2009 В Г. НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ)

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

РЕКОМЕНДАЦИИ НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫХ СОВЕТОВ
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Данные рекомендации выработаны по итогам совместного заседания Научно-консультативных советов при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа и Федеральном арбитражном суде Поволжского округа, состоявшегося 25 марта 2009 в Нижнем Новгороде

Вопрос 1: В случае, если срок действия тарифа на услуги по передаче электроэнергии истек (к примеру, 31.12.2007), а Региональная служба по тарифам субъекта Российской Федерации заблаговременно не издала постановление об установлении тарифа до начала очередного календарного года и сделала это с опозданием уже в наступившем году (к примеру, 14.02.2008), применительно к части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, какой тариф в расчетах за период с 01.01.2008 по 13.02.2008 следует применять?

Рекомендации НКС: В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 540 ГК РФ договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Согласно пункту 32 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 168), договор, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении либо о заключении нового договора.
По правилам пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
По смыслу названных норм права при отсутствии действующих тарифов на следующий год стороны в своих расчетах должны руководствоваться тарифом на услуги по передаче электрической энергии, установленным ранее.

Вопрос 2: В 2007 году между сторонами заключен и действовал договор на отпуск тепловой энергии для отопления объектов потребителя, по условиям которого стороны согласовали в указанном году сведения о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой тепловой энергии. В договоре контрагенты также установили, что сведения о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой тепловой энергии должны быть согласованы и на следующий период. В случае, если на 2008 год стороны не согласовали ежемесячный и ежеквартальный объем поставляемой тепловой энергии, является ли данный договор пролонгированным на прежних условиях либо следует исходить из внедоговорного потребления тепла?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
Одними из существенных условий договора энергоснабжения являются условия о предмете договора (пункт 1 статьи 539 ГК РФ), количестве энергии (статья 541 ГК РФ).
По договору купли-продажи, отдельным видом которого, в силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ, является договор энергоснабжения, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество подлежащего передаче товара (пункт 3 статьи 455 ГК РФ).
Согласно статье 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения.
Если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, он считается незаключенным (пункт 2 статьи 465 ГК РФ).
В данном случае договор, заключенный в 2007 году, позволяет установить общее количество тепловой энергии, отпускаемой потребителю в целом за год, поэтому даже при невыполнении сторонами предусмотренной ими обязанности по согласованию условий о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой тепловой энергии отдельно на каждый последующий период, но при отсутствии соответствующих возражений от кого-либо из контрагентов, спорный договор будет считаться пролонгированным на прежних условиях в соответствии с правилами статьи 540 ГК РФ.

Вопрос 3: Приборы учета тепловой энергии потребителя (например, товарищества собственников жилья) в 2007 году введены в эксплуатацию в установленном законом порядке с оформлением акта (приложение N 4 к Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936). Перед очередным отопительным сезоном (2008 - 2009 года) акт проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации не составлялся. Следует ли в данном случае учитывать показания данных приборов либо надлежит применять расчетный метод?

Рекомендации НКС: Статья 544 ГК РФ предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных в Минюсте России 25.09.1995 за N 954, перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт, указанный в приложении N 5, согласно которому составляется акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя.
В случае, когда перед очередным отопительным сезоном акт проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации не составлялся, потребитель имеет право ссылаться на их показания только при условии недоказанности энергоснабжающей организацией неисправности данных приборов либо нарушения режима и условий работы счетчиков.

Вопрос 4: Вправе ли теплоснабжающая компания применять в расчетах с товариществом собственников жилья тариф на тепловую энергию, утвержденный Региональной службой по тарифам, а не тариф на тепловую энергию, утвержденный городским округом на нужды отопления жилищного фонда? При этом в ряде случаев истцы считают, что оказывают не коммунальную услугу, а поставляют ресурс, который в последующем ответчик преобразует в коммунальную услугу.

Рекомендации НКС: Из толкования во взаимосвязи норм статей 135 (пункта 1), 137 (подпунктов 1 и 4 пункта 1) Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что в рамках складывающихся с ресурсоснабжающей организацией правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения.
В соответствии с пунктами 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В отношениях с теплоснабжающей организацией ТСЖ принимает на себя обязательство по предоставлению коммунальных услуг перед собственниками помещений в многоквартирных домах; теплоснабжающая организация не предоставляет коммунальные услуги гражданам, а как ресурсонабжающая организация продает ресурс - тепловую энергию - ТСЖ, причем местом исполнения обязательства по поставке ресурса является граница балансовой принадлежности, а не конкретные квартиры в каждом отдельно взятом многоквартирном доме.

Вопрос 5: Энергоснабжающая организация поставляла электрическую (либо тепловую) энергию в жилые дома, которые в период поставки энергии находились в управлении специализированной управляющей организации. Договор на поставку энергии не заключался ни с управляющей организацией, ни с жильцами; приборы учета энергии, в том числе общедомовые, отсутствовали. Является ли надлежащим ответчиком по иску о взыскании долга за поставленную энергию управляющая организация? Если да, то по каким тарифам (утвержденным органами местного самоуправления для населения или Региональной службой по тарифам для юридических лиц) должна оплачивать управляющая организация энергию, полученную для находящихся в ее управлении жилых домов? Применим ли расчетный метод определения объема энергии, переданной энергоснабжающей организацией в жилые дома, либо следует использовать установленные Правительством Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг для населения (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307)?

Рекомендации НКС: Надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации в случае возникновения задолженности будет являться именно управляющая организация в силу осуществления ею на основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочий по управлению жилыми домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
В связи с отсутствием договорных отношений между ресурсоснабжающими и управляющими организациями объем потребленной энергии в жилые дома, не имеющие приборов учета, определяется по нормативам, установленным органами местного самоуправления, а размер платы рассчитывается по тарифам за коммунальные услуги гражданам. В данном случае управляющая компания выступает в имущественном обороте в интересах жильцов. Соответствующие обязательства управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями не могут быть большими, чем при заключении последними прямых договоров с жильцами - членами товарищества. Данная позиция соответствует положениям пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

Вопрос 6: Имеет ли значение при разрешении споров о взыскании стоимости отпущенной энергии в многоквартирные жилые дома, в какой организационно-правовой форме выступает в гражданском обороте управляющая организация (ТСЖ, ЖСК, ООО или ЗАО), имея в виду необходимость применения тарифов для юридических лиц или населения?

Рекомендации НКС: Организационно-правовая форма управляющей организации при вступлении ее в гражданский оборот, а именно в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, не должна приниматься во внимание и влиять на применяемые к ним тарифы.
В соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм. Создание управляющей организации в какой бы то ни было форме преследует в качестве одной из целей наделение ее полномочиями выступать от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме в отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Вопрос 7: Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Следует ли учитывать при расчетах за поставленную тепловую энергию между энергоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг показания индивидуальных (поквартирных) приборов учета, установленных в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и названных Правил?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В отношениях с ресурсоснабжающими организациями исполнители коммунальных услуг выступают как потребители ресурсов, осуществляющие непосредственные расчеты с такими организациями.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Расчеты с ресурсоснабжающей организацией с учетом показаний индивидуальных приборов учета могут привести к тому, что потребители, установившие такие приборы, не будут нести расходы на покрытие неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе объема ресурса, необходимого для содержания общего имущества в многоквартирном доме, что является недопустимым с точки зрения статьи 210 ГК РФ.

Вопрос 8: Вправе ли суд самостоятельно уменьшить тариф на электрическую энергию, установленный Региональной службой по тарифам, на составляющую оплаты услуг по транспортировке энергии в случае, если энергетические сети потребителя непосредственно присоединены к энергоисточнику?

Рекомендации НКС: Согласно статье 424 ГК РФ при исполнении договора в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определил, что расчеты за электрическую энергию осуществляются по тарифам, которые представляют собой систему ценовых ставок, установленных государственными органами.
На основании статьи 6 названного закона к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относятся полномочия по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность установления судом цен на электрическую энергию, а равно скидок и надбавок к тарифам путем рассмотрения соответствующих требований в суде. Выход из подобной ситуации видится в оспаривании заинтересованным лицом нормативно-правового акта Региональной службы по тарифам в части недифференцирования существующего тарифа либо в его обращении в административном порядке в Федеральную службу по тарифам, которая обладает полномочиями по отмене решения регионального тарифного органа.

Вопрос 9: Кто должен нести расходы по оплате энергии в случае, если по договору аренды нежилого помещения арендатор обязался нести расходы по оплате коммунальных услуг и заключить соответствующие договоры с энергоснабжающими организациями, однако такую обязанность не исполнил?

Рекомендации НКС: Договор энергоснабжения заключается при наличии у потребителя энергопринимающего устройства, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
Как правило, арендатор нежилого помещения не является владельцем тепло- и энергосетей, и у него отсутствует соответствующее оборудование для получения энергии, тепла, воды.
При неисполнении арендатором принятого по договору аренды обязательства по несению расходов по оплате коммунальных услуг посредством заключения самостоятельного договора с энергоснабжающей организацией счета на оплату фактически поставленной в сданное в аренду помещение энергии будут направляться поставщиком коммунальных услуг непосредственно собственнику помещения, который и должен будет их оплачивать в силу статьи 210 ГК РФ. При этом собственник недвижимого имущества (арендодатель) вправе на основании договора аренды отнести соответствующие расходы на арендатора.

Вопрос 10: Каким образом определяется количество потребленной управляющей компанией тепловой энергии при отсутствии приборов учета: на основании нормативных данных или Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госкомстроя России от 06.05.2000 N 105?

Рекомендации НКС: Согласно положениям жилищного законодательства при отсутствии приборов учета подлежат применению нормативы потребления, определенные органом местного самоуправления. Однако по нормативам возможно определение количества потребленной энергии гражданами, а не управляющей организацией. При этом необходимо учитывать, что договорные отношения теплоснабжающая организация имеет именно с управляющей организацией, а не с гражданами. Кроме того, нормативы не могут подтверждать расходы по теплоснабжению мест общего пользования.
В данном случае необходимо руководствоваться положениями договора теплоснабжения. Если договором предусмотрено применение Методики до установки приборов учета, то она и подлежит применению.

Вопрос 11: Применимы ли к отношениям между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307?

Рекомендации НКС: Данные правила были приняты Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В то же время согласно пункту 8 данных Правил предусмотрено, что условия договора энергоснабжения, заключаемого с энергоснабжающей организацией с целью обеспечения гражданина коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам.
Следовательно, к отношениям между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, возможно применение данных Правил для регулирования непосредственно отношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, а также в случаях, предусмотренных указанными Правилами.

Вопрос 12: Длительное время поставка тепловой энергии в жилые дома осуществлялась через присоединенные сети градообразующего предприятия на основании договора с энергоснабжающей организацией и предприятием жилищно-коммунального хозяйства (абонентом), частично оплачивалась последним. Впоследствии указанный договор был расторгнут. Подлежит ли удовлетворению иск к предприятию жилищно-коммунального хозяйства (абоненту) о взыскании долга за период, предшествующий расторжению договора, и фактически поставленную потребителям (жильцам) энергию?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 539 ГК РФ возможность подачи энергии обусловлена наличием присоединенной сети потребителя к сетям энергоснабжающей организации. При отсутствии присоединенной сети исключается сама возможность поставки энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие у абонента присоединенной сети к сетям энергоснабжающей организации влечет недействительность договора.
В данном случае длительные договорные отношения и добровольная оплата стороной договора стоимости энергии не является основанием для удовлетворения иска.

Вопрос 13: Вправе ли товарищество собственников жилья (ТСЖ) обратиться в суд с иском к заказчику (застройщику) об устранении недостатков, допущенных при строительстве жилого дома? При этом жилой дом принят ТСЖ в эксплуатацию от заказчика (застройщика) по акту приема-передачи.
В случае признания ТСЖ надлежащим истцом по данному спору возможно ли удовлетворение исковых требований на основании норм права, регулирующих правоотношения по договору подряда, если ТСЖ не связано с застройщиком договорными (подрядными) отношениями?
Рекомендации НКС: Согласно определению, данному в статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, при наличии доказательств приема-передачи жилого дома в эксплуатацию от заказчика (застройщика) товариществу собственников жилья последнее вправе обратиться в суд с иском в защиту имущественных прав своих членов в порядке, предусмотренном в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку является законным представителем собственников жилых и нежилых помещений, находящихся в доме, а заказчик (застройщик) - лицом, несущим ответственность перед ТСЖ за недостатки выполненных работ в силу осуществления им в ходе строительства жилого дома функций по техническому надзору и приемке выполняемых подрядчиком работ.
Основания для применения к отношениям ТСЖ и застройщика (заказчика) норм главы 37 ГК РФ имеются в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выступали полноправными заказчиками работ застройщику, имеющими право на получение объекта строительства, соответствующего указанным в технической документации показателям и отвечающего нормам эксплуатации.

Вопрос 14: Какими нормами права следует руководствоваться при разрешении спора о возврате суммы уплаченного аванса в связи с прекращением договора подряда - о неосновательном обогащении либо о взыскании убытков?
Зависит ли данное обстоятельство от оснований, по которым были прекращены обязательства по договору подряда (статьи 715 (пункт 2), 717, 719 (пункт 2), 723 (пункт 3) и 450 (пункта 2) ГК РФ)?

Рекомендации НКС: Согласно рекомендациям, изложенным в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась. При этом положения пункта 4 статьи 453 ГК РФ не исключают возможности истребовать в качестве неосновательного обогащения полученные до расторжения договора денежные средства, если встречное удовлетворение получившей их стороной не было предоставлено и обязанность его предоставить отпала.
Следовательно, независимо от причины прекращения договора подряда требование заказчика о возврате неизрасходованного авансового платежа подлежит разрешению согласно нормам главы 60 ГК РФ. Основания для удержания перечисленных заказчиком денежных средств отпали при расторжении договора, поскольку в связи с этим прекратилась обязанность подрядчика по выполнению работ; сам же получатель средств, уклоняясь от их возврата, несмотря на отпадение основания для удержания, должен рассматриваться как лицо, неосновательно удерживающее денежные средства.
Статьи 715 (пункт 2), 717, 719 (пункт 2) и 723 (пункт 3) ГК РФ дополнительно к общим основаниям изменения и расторжения договора в период его действия, предусмотренным в статье 450 названного Кодекса, указывают на специальные случаи или ситуации, при наличии которых контрагенты по договору подряда вправе отказаться от исполнения.
Квалификация неосвоенной предварительной оплаты (аванса) либо как неосновательного обогащения подрядчика, либо как убытков, дифференцированная в зависимости от основания для прекращения договора подряда, представляется не соответствующей смыслу и целям введения в деловой оборот названных понятий. Между тем обращение заказчика в арбитражный суд на основании норм о взыскании убытков не является основанием для отказа ему в иске исключительно по этому основанию.

Вопрос 15: Каковы правовые основания для взыскания задолженности за выполненные работы по договору подряда в случае признания данного договора незаключенным?

Рекомендации НКС: Судебно-арбитражная практика показывает, что при рассмотрении спора о взыскании задолженности за выполненные подрядные работы суд не вправе, без заявленных требований сторон, признать договор незаключенным.
Проанализировав условия договора подряда, суд может прийти к выводу о его незаключенности, поскольку стороны не достигли соглашения по существенному условию договора подряда, названному в пункте 1 статьи 708 ГК РФ, о начальном и конечном сроках выполнения работ.
В случае, если суд, оценивая доказательства по делу, придет к выводу об отсутствии заключения сделки сторонами, в том числе и непоименованной, а также иных оснований, установленных законом или правовыми актами для сбережения одной стороной денежных средств в результате получения результата выполненных работ и неоплаты его, соответствующие правоотношения могут быть определены как обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных
2) сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
3) вследствие неосновательного обогащения.

Вопрос 16: При выполнении условий государственного контракта на проведение строительных работ стороны часто отступают от них в сторону увеличения объема фактически выполненных строительно-монтажных работ. Причем строительные работы выполняются в большем объеме, чем предусмотрено контрактом и допускается законом, по просьбе заказчика, так как при заключении контракта не всегда можно предусмотреть весь необходимый объем работ. Заказчик принимает результаты работ, но оплачивает не полностью. Не оплачивается им стоимость дополнительно выполненных работ часто из-за отсутствия финансирования. В таких случаях в суд поступают исковые заявления о взыскании стоимости выполненных подрядных работ по государственному контракту или исковые заявления о взыскании неосновательного сбережения за счет подрядчика.
При этом судебная практика по рассмотрению данной категории споров неоднообразна. Какой иск подлежит рассмотрению при выполнении дополнительных подрядных работ по государственному контракту по инициативе заказчика:
- - о взыскании стоимости выполненных подрядных работ;
- - о взыскании неосновательного сбережения;
- - о взыскании убытков?

Рекомендации НКС: Понятие государственного контракта и нормы о его изменении содержатся в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Нормами части 4.1 статьи 9 указанного Федерального закона установлен запрет на изменение цены контракта, а нормами части 5 статьи 9 той же статьи - на изменение иных условий контракта.
Согласно части 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Части 3 - 5 статьи 743 ГК РФ регулируют отношения, которые возникают в связи с необходимостью проведения дополнительных работ. Часть 5 указанной статьи предусматривает, что при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в особых случаях.
Учитывая, что в силу положений статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд применяется в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации, действия государственного заказчика и подрядчика в порядке, установленном статьей 743 ГК РФ, направленные на согласование, проведение, оплату дополнительных работ в рамках ранее заключенного государственного контракта на строительный подряд без размещения заказа на проведение дополнительных работ, соответствуют закону и не являются ничтожными.
В связи с изложенным при согласии государственного заказчика на проведение и оплату дополнительных работ, выполнении их подрядчиком и неоплате их государственным заказчиком подлежит рассмотрению иск о взыскании стоимости выполненных дополнительных подрядных работ.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации по общему правилу государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
В соответствии с пунктом 15.1 поименованного постановления при применении положений новой редакции статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступивших в силу с 01.01.2008, судам необходимо принимать во внимание следующее.
В силу пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение бюджетным учреждением требований данной статьи при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Из приведенного положения вытекает оспоримость указанных сделок. Поэтому иски о признании их недействительными и применении последствий их недействительности могут предъявляться в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 181 ГК РФ. При этом если из содержания такой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время (пункт 3 статьи 167 ГК РФ).
По смыслу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) контракт, иной договор, заключенный бюджетным учреждением с нарушениями требований данной статьи, может быть признан судом недействительным, если будет установлено, что другая сторона договора знала или должна была знать об указанных нарушениях. Бремя доказывания того, что другая сторона знала или должна была знать о таких нарушениях, возлагается на соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, предъявившего иск.
При решении вопроса о том, должна ли была другая сторона знать об обстоятельствах, свидетельствующих о нарушении бюджетным учреждением требований статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при заключении договора, во внимание принимается то, насколько она могла, действуя разумно и проявляя требующуюся от нее по условиям оборота осмотрительность, установить наличие указанных обстоятельств.
Разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленным к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
Если суд по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств признал сделку учреждения недействительной на основании статьи 168 ГК РФ и статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то подлежат применению последствия недействительности сделки, предусмотренные статьей 167 ГК РФ. При этом в случае недостаточности у учреждения денежных средств собственник его имущества несет субсидиарную ответственность.
Нормы о неосновательном обогащении (сбережении) государственным заказчиком денежных средств в связи с согласием государственного заказчика на проведение и оплату дополнительных работ, но неисполнением принятых им обязательств не применимы, поскольку статья 1102 ГК РФ регулирует сбережение денежных средств без установленных законом или сделкой оснований. В рассматриваемом случае отношения по оплате дополнительных работ, согласие на проведение и оплату которых дал государственный заказчик, основаны на договоре строительного подряда.

Вопрос 17: С какого момента следует исчислять срок исковой давности по требованию о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: с момента причинения имущественного вреда в дорожно-транспортном происшествии или с момента, когда потерпевшему стало известно о месте нахождения страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность причинителя вреда, или с момента, когда страховая организация отказала потерпевшему в выплате страхового возмещения?

Рекомендации НКС: Анализ норм статей 927, 929, 931, 935, 936, 943, 957, 961, 963, 964, 966 ГК РФ свидетельствует о том, что обязательство страховщика по выплате страхового возмещения возникает из договора страхования и не является ответственностью за убытки, причиненные в результате страхового случая.
После вступления договора страхования в силу у страховщика возникает собственное обязательство выплатить при наступлении страхового случая определенную денежную сумму в порядке, на условиях и в сроки, которые указаны в договоре страхования.
Таким образом, обязательство страховщика, застраховавшего риск ответственности причинителя вреда, по выплате страхового возмещения потерпевшему является самостоятельным обязательством, возникающим из договора страхования.
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Поскольку обязательство страховщика гражданской ответственности причинителя вреда по выплате потерпевшему или страховщику потерпевшего страхового возмещения (суммы причиненного ущерба) возникает из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного названной страховой компанией с причинителем вреда, то течение срока исковой давности в рассматриваемой ситуации следует исчислять с даты наступления страхового случая (причинения ущерба застрахованным транспортным средствам в дорожно-транспортном происшествии).

Вопрос 18: Согласно статье 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования в пределах выплаченной суммы, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация).
Подлежат ли взысканию со страховщика причинителя вреда расходы на оценку, произведенные потерпевшим и возмещенные страховщиком по договору добровольного страхования в пользу последнего? Возможно ли в рассматриваемом случае применить по аналогии нормы пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", предусматривающей, включение стоимости независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация).
Поскольку при суброгации происходит перемена лиц в обязательстве на основании закона (статья 387 ГК РФ), то перешедшее к страховщику право осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.
Следовательно, после выплаты страхового возмещения, включая расходы на оценку, к страховой компании переходят права потерпевшего на возмещение вреда.
Таким образом, в случае если расходы на оценку имущества понес потерпевший и они ему возмещены, то право на возмещение этих расходов в общем порядке переходит к страховщику потерпевшего.
Страховщик имеет обязательства перед страхователем и выгодоприобретателем. Содержание его обязательства - это сумма страхового возмещения.
В соответствии со статьей 319 ГК РФ сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.

Вопрос 19: Согласно пункту 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.11.2003 N 75 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования" условие договоров (правил) имущественного страхования об отказе в выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая из-за грубой неосторожности страхователя является ничтожной как противоречащее требованиям абзаца 2 пункта 1 статьи 963 ГК РФ. На практике страховщики, уклоняясь от ответственности в подобных случаях, включают в договор (правила) страхования условие, согласно которому страховой случай не считается таковым при наличии грубой неосторожности страхователя. Отказ в выплате страхового возмещения в данной ситуации обосновывают отсутствием страхового случая. Насколько это правомерно?

Рекомендации НКС: Выплата страховщиком страхового возмещения относится к основному денежному обязательству, а не к мерам ответственности.
В силу статьи 963 ГК РФ только в случаях, предусмотренных законом, страховщик может быть освобожден от выплаты соответствующего возмещения при наступлении страхового случая вследствие грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя).
Условия правил или договора страхования, освобождающие страховые компании от страхового возмещения, если страховой случай наступил в результате неосторожных действий (бездействии) самого страхователя, ничтожны.

Вопрос 20: Поскольку государственные контракты финансируются за счет соответствующего бюджета, а обеспечительные меры в виде приостановления строительных работ или исполнения контракта не позволяют освоить выделенные средства в установленный срок, из каких критериев должен исходить суд при наличии заявления в порядке главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:
- - разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
- - вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;











© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)