Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12380/2011) закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 по делу N А26-3276/2011 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Мамич И.С. по доверенности от 01.06.2011 N 013ГД-3,
от ответчика: не явился, извещен
установил:
закрытое акционерное общество "Карелтеплоэнерго" (185013, г. Петрозаводск, ул. Пограничная, 21, ОГРН 1101001008481, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4, ОГРН 1091001011265, далее - Инспекция) от 13.04.2011 по делу N 123-11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.06.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Общество считает, что оно не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу инспекция доводы Общества не признала, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направила, что не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Медвежьегорского района Республики Карелия проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в отопительный период в 2010 - 2011 годов.
Прокуратурой установлено, что в феврале 2011 года были допущены снижения параметров температуры на подающий трубопровод до 39 °C, что не соответствует температурному нормативу; в жилых многоквартирных домах г. Медвежьегорска, отапливаемых котельной "Советская", температура воздуха в помещениях не соответствовала допустимому уровню: в квартире, расположенной по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Коммунаров, 12-17, температура воздуха 16.02.2011 составляла от +11 °C (в коридоре) до +14 °C (в комнате 1); в квартире, расположенной по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Онежская, 10-96, температура воздуха составляла в ванной +5 °C, в комнатах +8 °C и +11 °C, в кухне +13 °C, в коридоре +10 -+11 °C; в квартире по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Советская, 19-12 температура воздуха 24.02.2011 составляла в комнатах +14 -+16 °C, в кухне +17 °C, в коридоре +15 -+16 °C.
Также прокуратурой установлено, что между Администрацией Медвежьегорского городского поселения (арендодатель) и ЗАО "Карелтеплоэнерго" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества - систем коммунальной инфраструктуры, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжению N 04-09/2010 от 31.12.2010.
Прокуратура посчитала, что ЗАО "Карелтеплоэнерго" не обеспечило нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальной услугой по теплоснабжению.
По данному факту прокуратура постановлением от 24.03.2011 возбудила производство по делу об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и направила постановление и другие материалы на основании статьи 23.55 КоАП РФ в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия.
13.04.2011 инспекцией вынесено постановление по делу N 123-11, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Общество не согласилось с привлечением к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку является ресурсоснабжающей организацией, подающей тепловую энергию в жилые дома города Медвежьегорска, и исполнителем коммунальных услуг, а граждане - потребителями, следовательно, Общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальную услугу по отоплению в необходимых объемах и надлежащего качества.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя Общества, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 4 данных Правил).
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг, теплоснабжение является разновидностью коммунальных услуг и представляет собой круглосуточное обеспечение потребителя теплоэнергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", разъяснило, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пункта 3 и подпунктов "а" - "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Доказательства, подтверждающие проведение проверки соблюдения управляющими организациями порядка подготовки спорных многоквартирных домов к отопительному периоду, а также обеспечения надлежащего содержания внутридомовых тепловых сетей, административным органов не представлено.
По сведениям Общества управляющей организацией дома N 12 по улице Коммунаров города Медвежьегорска является Муниципальное казенное предприятие "Жилфонд", дома N 19 по улице Советской города Медвежьегорска - ООО "Управляющая компания "Жилищный трест".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что субъект содержания внутридомовых инженерных систем административным органом не исследовался. В этой связи суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод Общества о том, что ЗАО "Карелтеплоэнерго", являясь ресурсоснабжающей организацией, не соответствует понятию "исполнитель", закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 75 Правил установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "о теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации. Таким образом, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии до границы балансовой принадлежности. Границы балансовой принадлежности определяются по внешней границе стены здания.
Следовательно, Общество не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае к административной ответственности привлечено лицо, не являющееся субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, является незаконным. Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 по делу N А26-3276/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 13.04.2011 по делу N 123-11, вынесенное в городе Петрозаводске, о привлечении закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (185013, г. Петрозаводск, ул. Пограничная, 21, ОГРН 1101001008481) к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2011 ПО ДЕЛУ N А26-3276/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2011 г. по делу N А26-3276/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12380/2011) закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 по делу N А26-3276/2011 (судья Кришталь Н.А.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Мамич И.С. по доверенности от 01.06.2011 N 013ГД-3,
от ответчика: не явился, извещен
установил:
закрытое акционерное общество "Карелтеплоэнерго" (185013, г. Петрозаводск, ул. Пограничная, 21, ОГРН 1101001008481, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, 4, ОГРН 1091001011265, далее - Инспекция) от 13.04.2011 по делу N 123-11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 06.06.2011 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. Общество считает, что оно не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В отзыве на жалобу инспекция доводы Общества не признала, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направила, что не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Медвежьегорского района Республики Карелия проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в отопительный период в 2010 - 2011 годов.
Прокуратурой установлено, что в феврале 2011 года были допущены снижения параметров температуры на подающий трубопровод до 39 °C, что не соответствует температурному нормативу; в жилых многоквартирных домах г. Медвежьегорска, отапливаемых котельной "Советская", температура воздуха в помещениях не соответствовала допустимому уровню: в квартире, расположенной по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Коммунаров, 12-17, температура воздуха 16.02.2011 составляла от +11 °C (в коридоре) до +14 °C (в комнате 1); в квартире, расположенной по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Онежская, 10-96, температура воздуха составляла в ванной +5 °C, в комнатах +8 °C и +11 °C, в кухне +13 °C, в коридоре +10 -+11 °C; в квартире по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Советская, 19-12 температура воздуха 24.02.2011 составляла в комнатах +14 -+16 °C, в кухне +17 °C, в коридоре +15 -+16 °C.
Также прокуратурой установлено, что между Администрацией Медвежьегорского городского поселения (арендодатель) и ЗАО "Карелтеплоэнерго" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества - систем коммунальной инфраструктуры, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжению N 04-09/2010 от 31.12.2010.
Прокуратура посчитала, что ЗАО "Карелтеплоэнерго" не обеспечило нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальной услугой по теплоснабжению.
По данному факту прокуратура постановлением от 24.03.2011 возбудила производство по делу об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и направила постановление и другие материалы на основании статьи 23.55 КоАП РФ в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия.
13.04.2011 инспекцией вынесено постановление по делу N 123-11, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Общество не согласилось с привлечением к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности, поскольку является ресурсоснабжающей организацией, подающей тепловую энергию в жилые дома города Медвежьегорска, и исполнителем коммунальных услуг, а граждане - потребителями, следовательно, Общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилых домах, коммунальную услугу по отоплению в необходимых объемах и надлежащего качества.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя Общества, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах. При этом под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 4 данных Правил).
В силу пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг, теплоснабжение является разновидностью коммунальных услуг и представляет собой круглосуточное обеспечение потребителя теплоэнергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", разъяснило, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Согласно пунктам 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Из положений пункта 3 и подпунктов "а" - "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Доказательства, подтверждающие проведение проверки соблюдения управляющими организациями порядка подготовки спорных многоквартирных домов к отопительному периоду, а также обеспечения надлежащего содержания внутридомовых тепловых сетей, административным органов не представлено.
По сведениям Общества управляющей организацией дома N 12 по улице Коммунаров города Медвежьегорска является Муниципальное казенное предприятие "Жилфонд", дома N 19 по улице Советской города Медвежьегорска - ООО "Управляющая компания "Жилищный трест".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что субъект содержания внутридомовых инженерных систем административным органом не исследовался. В этой связи суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод Общества о том, что ЗАО "Карелтеплоэнерго", являясь ресурсоснабжающей организацией, не соответствует понятию "исполнитель", закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 75 Правил установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "о теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации. Таким образом, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии до границы балансовой принадлежности. Границы балансовой принадлежности определяются по внешней границе стены здания.
Следовательно, Общество не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Состав административного правонарушения должен содержать совокупность следующих элементов: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае к административной ответственности привлечено лицо, не являющееся субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление Инспекции о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, является незаконным. Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.06.2011 по делу N А26-3276/2011 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 13.04.2011 по делу N 123-11, вынесенное в городе Петрозаводске, о привлечении закрытого акционерного общества "Карелтеплоэнерго" (185013, г. Петрозаводск, ул. Пограничная, 21, ОГРН 1101001008481) к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
А.Б.СЕМЕНОВА
И.Г.САВИЦКАЯ
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)