Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 августа 2007 г. Дело N 33-5836/2007
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Суханкина А.Н.,
Дмитриева В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16.08.2007 кассационные жалобы Администрации Сысертского городского округа Свердловской области, МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа, МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное" на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 01.06.2007 по гражданскому делу по заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - потребителей Сысертского городского округа к Администрации Сысертского городского округа о признании не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению постановлений Главы Сысертского городского округа.
Заслушав доклад судьи Дмитриева В.А., объяснения представителей Администрации Сысертского городского округа Свердловской области Е.Л., представителя МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское" Д.И., представителей МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное" А.А., В.Н., Н.Ю., представителя МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа Е.В., представителя МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное" Попова В.Н., МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Бобровский Сысертского городского округа А.М., представителей ООО "ЗЭТ-Энерго" Л.А., Е.С., В.К., поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора Рачевой А.М., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, судебная коллегия
Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - потребителей Сысертского городского округа обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о признании не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению постановлений Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления, ставок платы за коммунальные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" и от 27.02.2006 N 497 "Об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ".
В обоснование прокурор указал, что названными постановлениями Главы Сысертского городского округа утверждены и введены в действие с 01.01.2006 повышенные ставки платы за жилищные услуги для населения и коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению, а также нормативы потребления коммунальных услуг и нормы накопления бытовых отходов.
Прокурор полагал, что оспариваемые постановления приняты с нарушением требований федерального законодательства, так как не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, которым утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определяющие порядок утверждения цен и тарифов органом местного самоуправления. Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от установленного состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья с учетом заключения независимой экспертизы. Данные расчеты и заключение экспертизы как приложение к утвержденным постановлениям отсутствуют. Утвержденные постановлениями нормативы потребления, ставки платы за жилищные и коммунальные услуги для населения экономически не обоснованы.
Кроме того, постановления не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, не соответствует предельным индексам, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2006 N 106-ПП.
Представители Администрации Сысертского городского округа с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые нормативно-правовые акты - постановления Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 и N 497 уже признаны недействующими с момента вступления в силу постановлений Главы Сысертского городского округа об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные и коммунальные услуги для граждан на 2007 год. Недействующие нормативные правовые акты сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданских правоотношений повлечь не могут. Установленные на 2006 год цены и тарифы на содержание и ремонт жилищного фонда для предприятий ЖКХ были согласованы и определены с учетом методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", то есть с учетом их экономической обоснованности. Полагали, что при установлении цен и тарифов методом индексации заключение независимой экспертизы для подтверждения экономической обоснованности тарифов не обязательно.
Представители МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное", МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа, МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное", МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Бобровский Сысертского городского округа, ООО "ЗЭТ-Энерго" с заявленными требованиями также не согласились.
Представители заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии Свердловской области требования прокурора поддержали в полном объеме.
Судом постановлено решение, которым заявление прокурора удовлетворено, постановления Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления, ставок платы за коммунальные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" и N 497 "Об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" признаны не соответствующими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня их принятия, с 27.02.2006, в части установления предельных минимальных ставок платы за жилищные и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, обслуживаемым предприятиями ЖКХ. С Администрации Сысертского городского округа в пользу федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Не согласившись с решением, Администрация Сысертского городского округа Свердловской области. МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное", МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа, МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное" в кассационных жалобах просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом оспаривания в суде могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявления являются действующими, влекущими нарушение прав и свобод граждан, организаций и требующими в связи с этим судебного пресечения.
Правовые акты, действие которых прекращено в установленном законом порядке, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушения чьих-либо прав, свобод и охраняемых законом интересов повлечь не могут.
В силу этого прекратившие свое действие нормативные правовые акты не могут быть предметом судебного контроля, так как принудительного порядка прекращения их действия не требуют.
Из имеющихся в материалах дела постановлений Главы Сысертского городского округа Свердловской области от 29.12.2006 N 3457 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению предприятиями ЖКХ на 2007 год" (п. 2) и от 29.12.2006 N 3484 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению предприятиями ЖКХ на 2007 год" (п. 2) следует, что оспариваемые постановления Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления, ставок платы за коммунальные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" и от 27.02.2006 N 497 "Об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" признаны утратившими силу. Вышеуказанные постановления опубликованы в газете "Сысертская неделя" от 18.01.2007 N 03 (070), вступили в силу 18.01.2007.
Принимая во внимание, что оспоренные прокурором нормативные правовые акты постановлениями Главы Сысертского городского округа Свердловской области от 29.12.2006 N 3457 и N 3484 признаны утратившими силу, производство по настоящему делу в силу статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Руководствуясь абз. 5 ст. 361, ст. 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 01.06.2007 отменить, производство по гражданскому делу прекратить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2007 ПО ДЕЛУ N 33-5836/2007
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2007 г. Дело N 33-5836/2007
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Суханкина А.Н.,
Дмитриева В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16.08.2007 кассационные жалобы Администрации Сысертского городского округа Свердловской области, МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа, МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное" на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 01.06.2007 по гражданскому делу по заявлению Сысертского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - потребителей Сысертского городского округа к Администрации Сысертского городского округа о признании не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению постановлений Главы Сысертского городского округа.
Заслушав доклад судьи Дмитриева В.А., объяснения представителей Администрации Сысертского городского округа Свердловской области Е.Л., представителя МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское" Д.И., представителей МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное" А.А., В.Н., Н.Ю., представителя МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа Е.В., представителя МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное" Попова В.Н., МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Бобровский Сысертского городского округа А.М., представителей ООО "ЗЭТ-Энерго" Л.А., Е.С., В.К., поддержавших доводы кассационных жалоб, прокурора Рачевой А.М., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
Сысертский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц - потребителей Сысертского городского округа обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о признании не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими применению постановлений Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления, ставок платы за коммунальные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" и от 27.02.2006 N 497 "Об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ".
В обоснование прокурор указал, что названными постановлениями Главы Сысертского городского округа утверждены и введены в действие с 01.01.2006 повышенные ставки платы за жилищные услуги для населения и коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению, а также нормативы потребления коммунальных услуг и нормы накопления бытовых отходов.
Прокурор полагал, что оспариваемые постановления приняты с нарушением требований федерального законодательства, так как не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, которым утверждены Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определяющие порядок утверждения цен и тарифов органом местного самоуправления. Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в зависимости от установленного состава и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту жилья с учетом заключения независимой экспертизы. Данные расчеты и заключение экспертизы как приложение к утвержденным постановлениям отсутствуют. Утвержденные постановлениями нормативы потребления, ставки платы за жилищные и коммунальные услуги для населения экономически не обоснованы.
Кроме того, постановления не соответствуют требованиям Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, не соответствует предельным индексам, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2006 N 106-ПП.
Представители Администрации Сысертского городского округа с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые нормативно-правовые акты - постановления Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 и N 497 уже признаны недействующими с момента вступления в силу постановлений Главы Сысертского городского округа об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные и коммунальные услуги для граждан на 2007 год. Недействующие нормативные правовые акты сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданских правоотношений повлечь не могут. Установленные на 2006 год цены и тарифы на содержание и ремонт жилищного фонда для предприятий ЖКХ были согласованы и определены с учетом методики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", то есть с учетом их экономической обоснованности. Полагали, что при установлении цен и тарифов методом индексации заключение независимой экспертизы для подтверждения экономической обоснованности тарифов не обязательно.
Представители МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное", МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа, МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное", МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Бобровский Сысертского городского округа, ООО "ЗЭТ-Энерго" с заявленными требованиями также не согласились.
Представители заинтересованного лица - Региональной энергетической комиссии Свердловской области требования прокурора поддержали в полном объеме.
Судом постановлено решение, которым заявление прокурора удовлетворено, постановления Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления, ставок платы за коммунальные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" и N 497 "Об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" признаны не соответствующими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня их принятия, с 27.02.2006, в части установления предельных минимальных ставок платы за жилищные и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, обслуживаемым предприятиями ЖКХ. С Администрации Сысертского городского округа в пользу федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Не согласившись с решением, Администрация Сысертского городского округа Свердловской области. МУП жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское", МУП жилищно-коммунального хозяйства "Западное", МУП жилищно-коммунального хозяйства р.п. Двуреченск Сысертского городского округа, МУП жилищно-коммунального хозяйства "Южное" в кассационных жалобах просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом оспаривания в суде могут быть лишь такие нормативные правовые акты, которые на время рассмотрения заявления являются действующими, влекущими нарушение прав и свобод граждан, организаций и требующими в связи с этим судебного пресечения.
Правовые акты, действие которых прекращено в установленном законом порядке, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушения чьих-либо прав, свобод и охраняемых законом интересов повлечь не могут.
В силу этого прекратившие свое действие нормативные правовые акты не могут быть предметом судебного контроля, так как принудительного порядка прекращения их действия не требуют.
Из имеющихся в материалах дела постановлений Главы Сысертского городского округа Свердловской области от 29.12.2006 N 3457 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению предприятиями ЖКХ на 2007 год" (п. 2) и от 29.12.2006 N 3484 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению предприятиями ЖКХ на 2007 год" (п. 2) следует, что оспариваемые постановления Главы Сысертского городского округа от 27.02.2006 N 496 "Об утверждении по Сысертскому городскому округу нормативов потребления, ставок платы за коммунальные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" и от 27.02.2006 N 497 "Об утверждении нормативов потребления, ставок платы за жилищные услуги для населения в жилищном фонде, обслуживаемом предприятиями ЖКХ" признаны утратившими силу. Вышеуказанные постановления опубликованы в газете "Сысертская неделя" от 18.01.2007 N 03 (070), вступили в силу 18.01.2007.
Принимая во внимание, что оспоренные прокурором нормативные правовые акты постановлениями Главы Сысертского городского округа Свердловской области от 29.12.2006 N 3457 и N 3484 признаны утратившими силу, производство по настоящему делу в силу статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Руководствуясь абз. 5 ст. 361, ст. 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 01.06.2007 отменить, производство по гражданскому делу прекратить.
Председательствующий
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
СУХАНКИН А.Н.
ДМИТРИЕВ В.А.
КОВАЛЕВА Т.И.
Судьи
СУХАНКИН А.Н.
ДМИТРИЕВ В.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)