Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2011 ПО ДЕЛУ N А57-8301/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2011 г. по делу N А57-8301/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Антоновой О.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фроловой Е.К.
при участии в судебном заседании:
от истца - Погорелова И.А., доверенность от 10.03.2010,
от ответчика - Плотникова Е.А., доверенность от 01.02.2011 N 2,
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по культуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" и Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 декабря 2010 года по делу N А57-8301/2010, судья Алькова В.А.,
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова
к муниципальному учреждению культуры "Централизованная библиотечная система"
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратов, Управление по культуре Администрации муниципального образования "Город Саратов",
о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова (далее - истец) к Муниципальному учреждению культуры "Централизованная библиотечная система г. Саратова" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова в городе Саратове и многоквартирного дома N 10 по ул. Электронная в сумме 280551,49 руб.
В суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика 452726,48 руб.
Увеличение размера исковых требований было принято судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 27.12.2010 г. исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за период с 01 января 2009 года по 31 май 2010 года за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 2 по ул. Чехова в городе Саратове в сумме 129509,96 руб. и многоквартирного дома N 10 по ул. Электронная в сумме 196230,82 руб., всего 325740,78 руб. В остальной части иска отказано. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина за подачу искового заявления в сумме 8673,36 руб. С истца в доход федерального бюджета взыскана госпошлина за подачу искового заявления в сумме 3381,16 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 г. отменить.
Истец также не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 г. изменить и взыскать с ответчика задолженность в размере 452726,48 руб.
Истец и ответчик считают оспариваемое решение незаконным и необоснованным, и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Исследовав материалы дела, изучив и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции установила следующее.
Как следует из материалов дела, ответчик владеет на праве оперативного управления следующими нежилыми помещениями: помещением общей площадью 642,5 кв. м, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Чехова, д. 2, и помещением общей площадью 993,9 кв. м, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Электронная, д. 10, что подтверждается контрактами на право оперативного управления нежилым помещением от 14.06.2003 года N 1576 и N 1603, заключенными между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ответчиком, свидетельствами N 001891 от 14.06.2005 г. и N 001863 от 14.06.2005 г. на право оперативного управления.
Свидетельство на право оперативного управления N 001891 от 14.06.2005 г. выдано на основании ранее заключенного контракта на право оперативного управления N 837 от 05.03.2001 г., ранее выданного свидетельства N 001022 от 05.03.2001 г. (аннулировано).
Свидетельство на право оперативного управления N 001863 от 14.06.2005 г. выдано на основании ранее заключенного контракта на право оперативного управления N 839 от 05.03.2001 г., ранее выданного свидетельства N 0010024 от 05.03.2001 г. (аннулировано).
В соответствии с пунктами 1.1 вышеуказанных контрактов комитет по управлению имуществом г. Саратова предоставляет, а пользователь (ответчик) принимает помещение полезной площадью 642,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Чехова, д. 2 в оперативное управление под размещение библиотеки-филиала N 37, а помещение полезной площадью 993,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Электронная, д. 10 в оперативное управление под размещение библиотеки-филиала N 23/36.
В соответствии с пунктами 1.2 контрактов на право оперативного управления нежилым помещением от 14.06.2003 г. помещения, указанные в пунктах 1.1 контрактов, являются муниципальной собственностью на основании решения малого Совета N 233 от 29.01.1993 г.
Пунктами 1.3 контрактов установлен срок действия контрактов - бессрочный с 01.07.2005 г.
В силу пунктов 3.3.2 контрактов ответчик (пользователь) обязан производить за свой счет капитальный и текущий ремонт здания, сооружения, его помещений и коммуникаций.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Электронная, д. 10, входит в состав ТСЖ "Днепр 2004", а многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чехова, д. 2, входит в состав ТСЖ "Чехов".
ТСЖ "Днепр 2004" и истец заключили договор от 10 января 2006 года, по условиям которого ТСЖ "Днепр 2004" передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, для управления и обеспечения эксплуатации, в том числе и дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Электронная, д. 10.
ТСЖ "Чехов" и истец заключили договор от 16 января 2006 года, по условиям которого ТСЖ "Днепр 2004" передает сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, для управления и обеспечения эксплуатации, в том числе и дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Чехова, д. 2.
Пунктами 1.2 вышеуказанных договоров от 10 января 2006 года и от 16 января 2006 года предусмотрено, что оплата работ по управлению многоквартирными домами, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, производится исключительно за счет и в пределах средств (взносов), оплачиваемых на эти цели собственниками и нанимателями помещений в данных многоквартирных домах.
В связи с неисполнением ответчиком своей обязанности по оплате расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, применил коэффициент 0,5 к ценам на содержание и ремонт жилья для собственников нежилых пристроенных помещений.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при принятии решения не учел следующего.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (ст. ст. 249, 290 ГК РФ).
Согласно ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006 г. и протоколом общего собрания членов ТСЖ "Чехов" от 16.01.2006 г. утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества.
Согласно названным протоколам ТСЖ вправе применять коэффициент 0,5 к цене содержания общего имущества для собственников нежилых пристроенных помещений в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества.
Таким образом, применение коэффициента 0,5 является правом, а не обязанностью ТСЖ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно применил коэффициент 0,5 при расчете задолженности.
Часть 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещений и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из указанных правовых норм следует, что собственники нежилых помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Отказ части собственников помещений от вступления в члены товарищества собственников жилья либо от заключения договора с товариществом собственников жилья не освобождает их от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Отсутствие договора между истцом и ответчиком не означает отсутствие обязанности оплаты содержания общего имущества, поскольку ответчик пользуется услугами товарищества в силу расположения находящихся в его собственности нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ответчик в силу закона должен нести расходы по содержанию общего имущества жилого дома и в данном случае подлежит оплате не исполненная работа или оказанная услуга, а установленный тариф.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что услуги истцом по содержанию дома не оказывались, либо оказывались некачественно.
В связи с чем, истец правомерно осуществил расчет платы исходя из размера платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, согласно утвержденных решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 10.01.2006 г. и 16.01.2006 г. тарифов и механизма их перерасчета.
Согласно расчету истца расходы по содержанию общего имущества за период с 01.01.2009 по 31.05.2010 должны быть отнесены на ответчика в размере 452726,48 руб.
Представленный истцом расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Судебная коллегия, проверив расчет истца, признает его правильным и соответствующим требованиям законодательства.
Правильность выводов суда апелляционной инстанции подтверждается правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 г. N 4910/10.
Как следует из данной правовой позиции собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, апелляционную жалобу истца - удовлетворить.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По правилам ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при цене иска 452726,48 руб. государственная пошлина, подлежащая уплате, составляет 12054,53 руб.
Поскольку истцу при обращении с иском была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, 12054,53 руб. государственной пошлины следует взыскать с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.
При обращении в суд с апелляционной жалобой истец платежным поручением N 5295 от 14.01.2011 г. уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб.
По правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат возмещению истцу со стороны ответчика.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.12.2010 г. по делу N А57-8301/2010 изменить.
Взыскать с муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова 452726 руб. 48 коп. долга.
Взыскать с муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" в доход федерального бюджета Российской Федерации 12054 руб. 53 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" в пользу Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Апелляционную жалобу Управления по культуре Администрации муниципального образования "Город Саратов" оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ

Судьи
О.И.АНТОНОВА
В.Б.ШАЛКИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)